Открытый урок по литературе
методическая разработка по литературе (5 класс)

Ирина Николаевна Кунгурова

обобщение материала по литературе. 1 полугодие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: обобщение изученного по первой части учебника «Русская литература.»

Тип урока: урок-путешествие.

Цели и задачи: - обобщить и систематизировать изученное в 1 полугодии,

-развивать мышление, речь.

- воспитывать усидчивость и активность, умение работать в группах.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Сегодня мы отправляемся в удивительный мир открытий и приключений и подведем итог 1 части наших исследований. На протяжении всего пути вам надо быть очень внимательными и не сбиться с пути.

  1. «Лента времени».

Ольфоркл – всегда был важной частью народного быта, сопровождал первую пахоту и дожинания последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды

яакссуренверд  арутаретил – здесь нет просто действующих лиц, есть герои и исключительные исторические события, нет стихов, но есть поэзия.

Сабян – этот жанр принадлежит к животному эпосу, и действующие лица в нем были животные, а не люди и не боги. Человеческие отношения переводятся в картины из жизни животных

- этот период назывался «золотым веком» русской литературы.

- Пришедший на смену «золотому веку», в поэзии стал именоваться «веком серебряным». На какой период приходится его начало?

Итак, все намеченные станции вы назвали, отправляясь в путь с 1, каждая команда будет зарабатывать литеры – нашу специальную валюту.

3.Фольклор.

Учитывая специфику дописьменной литературы, отгадайте русские народные загадки.

А ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ

- я хожу, а он остается (след)

- кверху дном полная, книзу дном пустая (шапка)

- днем обручем, ночью змеей. (пояс)

- хожу на голове, хотя и на ногах, хожу я босиком, хотя и в сапогах. (обувной гвоздь)

 - в брюхе баня, в носу решето, на голове пупок, одна рука, и та на спине.( чайник)

- стоит Арина рот разиня (труба)

- чем больше от нее отбавляешь, тем больше она становится( яма)

 - только родился, а уже с усами (котенок)

- бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только ножку прячет( гвоздь)

Б. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ.

Большому кораблю – большое плавание

В гостях хорошо – а дома лучше

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь

Слово не воробей,  вылетит – не поймаешь.

Делу время – потехе час

Терпение и труд все перетрут

Семь раз отмерь, один отрежь

Глаза боятся, а руки делают.

Друзья познаются в беде.

Работа не волк, в лес не убежит.

Не уверен – не обгоняй.

 - почему два последних высказывания нельзя назвать пословицами?

4.Древнерусская литература.

Исправьте ошибки в тексте.

Это было летом в год Рождества Христова. Пришли татары и стали под Белгородом. Они хотели завести дружбу с правителями города.

Поэтому принесли им угощение. Войдя в город, татары тоже получили угощение – им вынесли вкусного фруктового киселя в большом чане. Пировали татары всю ночь, а наутро удалились к себе в стан.

 - о чем рассказывает нам древнерусская литература?

5.Басня.

1 сюжет басни – «Квартет»

Четверо тусовщиков решили собраться в лесу на пикнике. Чтобы не скучать, принесли с собой музыкальные инструменты. Но ни рок, ни рэп, ни классику сыграть не смогли. Руководитель симфонического оркестра объяснил ошибки светским тусовщикам.

2 сюжет басни – «Ворона и лисица»

Воровка, совершив очередную кражу, скрывалась от правосудия в лесу.

Там ее повстречал товарищ из ее темного прошлого. Путем лести у воровки была выманена ее добыча

3 сюжет – «Стрекоза и муравей»

Весьма легкомысленная певица промотала свое состояние, не заботясь о завтрашнем дне. С наступлением кризиса отправилась за помощью к труженику-фермеру. Он осудил певицу, отказав ей в помощи. В дальнейшем ее ждало безрадостное существование.

 - чему учит читателя басня?

6.Литература 19 века.

 

Восстановите стихотворение по отрывкам.

…………………………………….сырой

…………………………………….молодой                                      метафора

…………………………………….крылом                                       эпитет

……………………………………окном

………………………………злилась

………………………………носилась

………………………………пятно

………………………………желтела                   олицетворение

……………………………….сидела                       эпитет

……………………………….окно

………………………………….странники

…………………………………жемчужною                       метафора

 …………………………………изгнанники                        эпитет

………………………………….южную

Какие средства художественной изобразительности использую авторы стихотворений?

 7.По страницам пушкинских произведений.

Посмотрите отрывок и расскажите о героях (отрывок из повести «Метель»). – расскажите о героях.

 По иллюстрациям расскажите о произведениях и героях.

 - что объединяет повести «Метель « и «Барышня – крестьянка»?( это «Повести Белкина»)

- что общего  в их композиции?(это рассказ в рассказе, общий рассказчик Белкин)

- какое произведение не относится к этому циклу? « Дубровский»

- каков жанр этого произведения (роман)

 - в чем особенность сюжета романа?( барин становится разбойником)

8.Узнай писателя.

Этот известный в будущем человек воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой.. Мать мальчика умерла рано, а отец был отстранен от воспитания.

Домашнее образование ребенок закончил в 1828 году, и в этом же году поступил в Московский университетский благородный пансион в 4 класс. Он пробует свои силы в поэзии. Позднее становится автором стихотворений «Тучи», «Парус», « Утес» - прослушивается романс «Парус».

9. Игра «Буриме»

Именно во времена Лермонтова эта игра пользовалась большой популярностью.

………………………..дорога

………………………..навек

………………………..много

………………………..человек

………………………..мел

 ……………………….указка

   ………………………сел

………………………..подсказка

10. «Да-нетка».

При помощи вопросов угадать загаданного мной героя (это левша из одноименной повести Лескова)

11. Стихотворная неразбериха.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля

Кругом зима, жестокая пора,

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора,

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

А нынче…дубовый листок оторвался от ветки родимой,

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

12. Определи автора и произведение.

Платов

Троекуров

Дубровский

Федя

Павлуша

Ваня

Тонкий

Бурмин

Берестов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...