Чтение и развитие речи 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Баранова Наталья Владимировна

Чтение и развитие речи для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_i_razvitie_rechi_7_klass_8_vid.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе  которых составлена рабочая программа.

Рабочая программа по чтению  и развитию  речи  для 7  класса составлена на основе следующих документов:

  • Федерального  государственного  образовательного стандарта   основного общего  образования;
  •  Программы  для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов Сб.1 /под ред. Воронковой В.В. - М.: Владос, 2011.

1.2.Общие цели учебного предмета

Изучение чтения  и развитие речи в 7 классе направлено на достижение следующей цели: создать условия по  развитию речи учащихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ художественных произведений .                                                

1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Данная рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю)

1.4.УМК.

1. Программа  5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./- М.: Владос, 2011

2. Чтение  7 класс. Аксёнова А. К.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, М.: Просвещение, 2019

2. Планируемые результаты образования

Основные требования к знаниям и умениям  учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  наизусть 10 стихотворений.

Учащиеся должны уметь:

  •  читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • характеризовать главных действующих лиц;
  • пересказывать содержание прочитанного.

  1. Содержание учебного предмета, курса

Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А. П. Чехова.

Произведения А.М. Горького, Н.А. Островского, А.Т. Твардовского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Н.П. Кончаловской, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, А. Рыбакова, А.Г. Алексина, Е.И. Носова, Ч.И. Айтматова, Р.П. Погодина.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.

Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Знание основных сведений из жизни писателей.

Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.

Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор)

Астафьев В.П. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха».

Беляев А.Р. «Чудесное око».

Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик», «Вести из леса».

Гайдар А.П. «Судьба барабанщика».

Горький А.М. «Детство».

Дефо Д. «Робинзон Крузо».

Жюль Верн «Дети капитана Гранта».

Кассиль Л. «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».

Катаев В.П. «Хуторок в степи».

Короленко В.Г. «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч», «Дети подземелья».

Лагин Л.Н. «Старик Хоттабыч».

Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза», «Жильцы старого дома».

Свифт Дж. «Путешествие Гулливера».

Сурков АЛ. Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте», «Защитник Сталинграда»).

Чехов А.П. «Спать хочется», «Каштанка».

4. Тематическое поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Устное народное творчество

12

1

Введение. Знакомство с учебником. Сказки.

1

2

Сказки. 

1

3

Сказка «Сивка – бурка»

1

4

 Сказка «Сивка – бурка»

1

5

Сказка «Журавль  и Цапля»

1

6

 Сказка «Умный мужик»

1

7

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1

8

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1

9

Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой»

1

10

Пословицы. Загадки.

1

11

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

1

12

Внеклассное чтение. Чтение газет и журналов.

1

Из произведений русской литературы XIX века

40

13

Пушкин А. С.Слово о писателе.

1

14

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре  князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1

15

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре  князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1

16

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре  князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1

17

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре  князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1

18

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре  князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1

19

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»

1

20

Пушкин А. С.  «У Лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

21

Внеклассное чтение. В.Астафьев «Гуси в полынье»

1

22

Лермонтов М. Ю. Слово о писателе.

1

23

Лермонтов М. Ю. « Бородино»

1

24

 Лермонтов М. Ю. « Бородино»

1

25

Крылов И. А. Слово о писателе. «Кукушка и Петух»

1

26

Крылов И. А. «Волк и Журавль»

1

27

Крылов И. А. «Слон и Моська»

1

28

Итоговый урок по творчеству Крылова И. А.

1

29

Внеклассное чтение. Л. Кассиль «Ночная ромашка»

1

30

Некрасов Н. А. Слово о поэте.

1

31

Некрасов Н. А. Стихотворение  «Несжатая полоса»

1

32

Некрасов Н. А. «Генерал Топтыгин»

1

33

Некрасов Н. А. «Генерал Топтыгин»

1

34

Толстой Л. Н. Слово о писателе

1

35

Толстой Л. Н.  «Кавказский пленник»

1

36

Толстой Л. Н.  «Кавказский пленник»

1

37

Толстой Л. Н.  «Кавказский пленник»

1

38

Толстой Л. Н.  «Кавказский пленник»

1

39

Толстой Л. Н.  «Кавказский пленник»

1

40

Толстой Л. Н.  «Кавказский пленник»

1

41

Итоговый урок по творчеству Л.Н.Толстого

1

42

Чехов А. П. Слово о писателе. «Хамелеон»

1

43

Чехов А. П. «Хамелеон»

1

44

Внеклассное чтение. Чехов А. П. «Каштанка»

1

45

Внеклассное чтение. Чехов А. П. «Каштанка»

1

46

В. Г. Короленко. Слово о писателе.

1

47

 Короленко В. Г. «Дети подземелья»

1

48

Короленко В. Г. «Дети подземелья»

1

49

Короленко В. Г. «Дети подземелья»

1

50

Короленко В. Г. «Дети подземелья»

1

51

Сочинение «Минуты радости и тревоги»

1

52

Обобщение по разделу «Из произведений русской  литературы XIX века»

1

Из произведений русской  литературы XX века

53

53

Максим Горький. Слово о писателе.  

1

54

Максим Горький « Детство»

1

55

Максим Горький « Детство»

1

56

Максим Горький « Детство»

1

57

Максим Горький «В людях» (отрывки из повести)

1

58

Максим Горький «В людях» (отрывки из повести)

1

59

Максим Горький «В людях» (отрывки из повести)

1

60

Внеклассное чтение. Д.Дефо «Робинзон Крузо»

1

61

Исаковский М. В.  Слово о поэте. «Детство»

1

62

Исаковский М. В.  «Ветер», «Весна»

1

63

Составление рассказа о наступлении весны в моем городе

1

64

Паустовский К. Г. Слово о писателе.

1

65

Паустовский К. Г. « Последний черт»

1

66

Паустовский К. Г. « Последний черт»

1

67

Паустовский К. Г. « Последний черт»

1

68

Внеклассное чтение. Паустовский К. Г. «Жильцы старого дома»

1

69

Зощенко М. М. Слово о писателе. « Великие путешественники»

1

70

Зощенко М. М. « Великие путешественники»

1

71

Зощенко М. М. « Великие путешественники»

1

72

Составление рассказа «Смешной случай, произошедший со мной»

1

73

Рыленков Н. И. Слово о писателе. «Деревья»

1

74

Рыленков Н. И. «Весна без вещуньи – кукушки»

1

75

Рыленков Н. И. «Всё в тающей дымке».

1

76

Коваль Ю. И. Слово о писателе. «Капитан Клюквин»

1

77

Коваль Ю. И. «Капитан Клюквин»

1

78

Коваль Ю. И. «Капитан Клюквин»

1

79

Коваль Ю. И. «Капитан Клюквин»

1

80

Коваль Ю. И. « Картофельная собака»

1

81

Коваль Ю. И. « Картофельная собака»

1

82

Коваль Ю. И. « Картофельная собака»

1

83

Коваль Ю. И. « Картофельная собака»

1

84

Яковлев Ю. Я. «Багульник»

1

85

Яковлев Ю. Я. «Багульник»

1

86

Яковлев Ю. Я. «Багульник»

1

87

Яковлев Ю. Я. «Багульник»

1

88

Внеклассное чтение. В. Бианки «Бешеный бельчонок»

1

89

Симонов К. М.  -  военный корреспондент. «Сын артиллериста»

1

90

Симонов К. М.  «Сын артиллериста»

1

91

Катаев В. П. Слово о писателе. «Флаг»

1

92

Катаев В. П. «Флаг»

1

93

Внеклассное чтение Гайдар А. П. «Судьба барабанщика»

1

94

Погодин Р. П. «Время говорит – пора»

1

95

Погодин Р. П. «Время говорит – пора»

1

96

Погодин Р. П. «Время говорит – пора»

1

97

Погодин Р. П. «Время говорит – пора»

1

98

Алексин А. Г. Слово о писателе. «Двадцать девятое февраля»

1

99

Алексин А. Г. Слово о писателе. «Двадцать девятое февраля»

1

100

Алексин А. Г. Слово о писателе. «Двадцать девятое февраля»

1

101

Алексин А. Г. Слово о писателе. «Двадцать девятое февраля»

1

102

Ваншенкин К. Я. Слово о писателе. «Мальчишка»

1

103

Ваншенкин К. Я. «Снежки»

1

104

Внеклассное чтение. А. А. Сурков А. А.  Стихотворения из цикла «Победители»

  1

105

Обобщение по разделу  «Из произведений русской  литературы XX века». Что читать летом

   1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 8 класс

Название курса«Язык и речь» (письмо и развитие речи)Класс8Количество часов136 ч (4 часа в неделю)СоставительЕремина Е.В.Цель курсаРазвитие речи, мышления, воображения школьников, способнос...