Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературы в процессе изучения творчества М.М.Пришвина
методическая разработка по литературе (6 класс)
Урок по теме : "Откроем прекрасные стороны души человеческой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo.docx | 37.35 КБ |
otkroem_prekrasnye_storony_dushi_chelovecheskoy.pptx | 286.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного
подхода на уроках литературы в процессе
изучения творчества М.М. Пришвина.
Пояснительная записка
Основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познаватальную деятельность.
В этом и заключается принцип деятельности, который называется деятельностным подходом.
Задача учителя заключается в том, чтобы организовать исследовательскую работу на уроке..
Учебная задача должна быть личностно значима для учащихся и содержать новизну.
Учебные действия- это предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и «открытие» нового знания.
Третьим необходимым компонентом учебной деятельности является действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха.
Указанным требованиям удовлетворяет деятельностный метод, разработанный Л.Г. Петерсон.
Деятельностный метод обеспечивает прохождение всех этапов усвоения понятий.
Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия.
«Открытие» понятия детьми осуществляется посредством выполнения ими предметных действий.
Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи.
В обучающей самостоятельной работе учащиеся проговаривают деятельность «про себя» (внутренняя речь).
В процессе выполнения упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется.
Диалогическая форма поиска истины – важнейший аспект деятельностного метода.
Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой ситуации.
На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, т. к.ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.
На данном комбинированном уроке познание – открытие нового содержания, обучение – его освоение, действие – саморазвитие в процессе поиска решения поставленной задачи.
На уроке практически реализуются основные дидактические принципы деятельностного подхода ( т.е. принципы деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества.)
Наиболее оптимальными формами изучения, позволяющими реализовывать деятельностный подход, является: коллективный диалог, групповой метод, креативный метод, эвристический ме
Тема урока: «Откроем прекрасные стороны души человеческой»
(По дневниковым записям М.М.Пришвина. 6 класс.)
Цели урока:
Обучающие.
- Расширить представление детей о жанре художественных произведений.
- Закрепить умения и навыки анализировать, комментировать и интерпретировать произведение в контексте творчества писателя.
Развивающие.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Развитие навыков самоконтроля.
Воспитывающие.
- Способствовать патриотическому воспитанию учеников, формированию нравственной позиции учащихся
на основе сопереживания.
- Воспитание чувства любви и бережного отношения к природе нашего края.
Задачи:
- реализация технологии деятельностного метода на уроке;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей учащихся.
- знакомство с новой художественной формой – дневник писателя.
Тип урока: Комбинированный.
Методы и формы обучения: метод творческого сотрудничества, коллективный диалог, групповой метод, эвристический метод.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, рабочие тетради
Ход урока:
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организа -ционный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: мобилизация внимания.. Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Мотивация к деятельности.Определение темы урока. | Подведение детей к формулированию темы. | -Человеку свойственно удивляться. Как вы считаете, чему мы можем удивляться. -А всегда ли , ребята, наше удивление окрашивается положительными эмоциями? – Да.Это удивление с отрицательным оттенком. -Кому принадлежат слова:« Я нашел себе любимое дело : искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой» ? ( слайд № 2 ) - О ком и о чем пойдет речь на уроке ? - Сегодня нам предстоит разговор о Пришвине. Вот кто умел удивляться. | Отвечают на вопросы - Мы удивляемся красоте, выносливости, знаниям человека, богатству языка, красивой игрушке, модной одежде, прекрасному ответу на уроке и т. д.. Удивляют поступки людей. -Нет.Иногда нас удивляет грубость, невоспитанность людей, их жестокость. – Пришвину. -Определяют тему урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные:общеучебные–умение работать с информацией; умение строить речевое высказывание. |
3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Обеспечение восприятия, осмысления темы. Актуализация мыслительных операций. Подведение к постановке задач урока. | -А что это значит ? - Что говорят нам о человеке эти свойства его души? Какой он? -Конечно , вы правы: добрый, чуткий, внимательный, отзывчивый, любознательный, открытый миру и людям. -Какие произведения Пришвина вы прочитали? -Что вас удивило, когда вы их читали? -Прочтите небольшие отрывки , которые вас поразили. -Пришвин писал свои произведения в расчете на своего читателя. Он рассказывал, что начиная писать, мысленно представлял себе своего друга. (Слайд № 3) Ведет показ презентации. ( Слайд № 4 ) -Кому человек может доверить сокровенные переживания? -Человек записывает свои мысли и чувства. Как эта форма называется ? -Обратимся снова к воспоминаниям жены и друга писателя В.Д. Пришвиной. (Слайд № 5) -Какова же цель нашего урока ? | -Радоваться, восхищаться, восторгаться, благоговеть, умиляться. Отвечают на вопросы. -Как хорошо знает природу. -Может передавать разговор птиц. -Рассказать о жизни дерева или цветка. -Подбирает такие метафоры, эпитеты, сравнения, что видишь все как наяву. Выразительно читают отрывки. . Отвечают на вопросы. -Близкому человеку, бумаге. -Дневник. Формулируют цель урока: -Дополнить знания о Пришвине. -Стать его читателем и другом. -Освоить новую художественную форму – дневники писателя. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
4. Освоение нового материала. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы. | Все великие люди обычно ведут дневники. Пришвин тоже вел такие записи. Почувствовав, что скоро уйдет из жизни, он оставил жене завещание. Познакомимся с ним. ( Раздаточный материал ) Пришвина выполнила завет, составив книгу из дневниковых записей. Посмотрим раздаточный материал. Там представлены некоторые из них. -Какую особенность заметили? -Снова обратимся к воспоминаниям жены и попробуем найти объяснение этому. ( Раздаточный материал ) | Читают текст. Знакомятся с раздаточным материалом. -Нет дат. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; восприятие текста; смысловое чтение. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
5.Первичное закрепление | Составление плана работы. Развитие умения анализировать, самостоятельно формулировать вопросы для анализа. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | - Итак, «судить писателя можно только по семенам его». Как вы поняли эти слова Пришвина? -Что для этого нам необходимо сделать? -Какие вопросы должны быть в центре внимания при анализе? Организует работу в группах. | -Читая отрывки, мы должны раскрыть волшебство пришвинского слова, понять, в чем его сила и увидеть, какие семена сеет писатель в нашем сердце. -Познакомиться с дневниковыми записями и проанализировать их. Составляют вопросы и записывают в тетрадь. 1)Какие мысли писателя привлекли наше внимание, поразили, удивили? 2)Каким он предстает в своих дневниках? 3)Что открыл нам писатель в окружающем мире? Что помог нам понять, почувствовать? Самостоятельно работают в группах. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Познавательные: извлекать необходимую информацию; понимать смысл текстов разных жанров; формирование у учащихся конкретных знаний. |
6Закрепление изученного материала. 7 Подведение итогов. Рефлексия. | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов лействий, выявление недостатков в знаниях и способах действий. Осознание кажлымобучающимся степени овладения навыками анализа текста. Провести рефлексивный анализ учебной деятельности. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Оценить собственную деятельность на уроке. | Слушает выступления учащихся. Дополняет их анализ вопросами. 1 группа . Звучит 1 отрывок. Вопросы доп: Почему он пишет о природе? «Душа живая, мертвая…» Как вы это поняли? Встретились ли вам такие? Как вы относитесь к любимому делу Пришвина? 2 группа.Звучит 2 отрывок. Вопросы:Что скрывается за каждым словом миниатюры? Вы согласны с ним? Какую картину мы можем представить на полотне художника? 3 группа. Звучит 3 отрывок. Вопросы: Перечислите примеры, приведенные Пришвиным. Понравились ли они вам? Каких людей имеет ввиду писатель? 4 группа. Звучит 4 отрывок. Вопросы:«Скорей понимай!..Гляди, замечай…» Зачем писатель призывает нас к этому? «Захватить побольше…» Какой смысл вкладывает писатель в эти слова? Такой ли вкладываем мы в наши дни? « И это остается со мной навсегда..» Есть ли о чем сказать вам так же? 5 группа .5 отрывок. Вопросы : Что может в жизни человека равняться нескольким спасительным глоткам молока? 6 группа . 6 отрывок. Вопросы: Эти записи сделаны во время Великой Отечественной войны.Значит ли это, что сказанное писателем устарело и имеет силу только в дни войны? Чувствуем ли мы сейчас « вместе свое»? Что вбирает в себя слово «Родина» у Пришвина? А что это значит для нас? Подведем итоги. -У вас на парте 2 полоски: зеленая и белая. Кто сегодня многое понял для себя,обогатился, берет зеленую полоску, кому было неинтересно- белую. И те. и другие, если хотят новой встречи с Пришвиным, опускают в конверт с его портретом, кто нет- в другой конверт. | Один ученик от группы выступает. Слушают, дополняют, фиксируют в тетрадях.. -Отрывки из «Незабудок» напоминают маленькие рассказы – размышления, где есть начало , конец, вывод. -Они учат нас доброте, раскрывают богатство природы, учат бережно относиться к ней и понимать ее. А поняв ее, мы лучше понимаем мир, людей, себя, т.е. становимся читателем Пришвина и его другом. | Регулятивные: осуществлять речевой самоконтроль. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого поведения; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности. Познавательные: осуществлять информационную переработку; строить речевое высказывание. Регулятивные: контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и формулировать их в устной и письменной форме; самоконтроль. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; аргументировать свое мнение. |
8.Информация о домашнем задании | Обсудить и записать домашнее задание. | Письменно в тетрадях: Какие семена посеял М.М. Пришвин в вашем сердце? -Можно просто ответить на вопрос. -Можно сделать это в форме дневниковой записи. -Можно написать сочинение о природе. -А если «семена»,брошенные в вашу душу Пришвиным, «прорастут» желанием выразить свои чувства в стихотворной форме, то я буду очень рада этому. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: Самоконтроль. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой » М. Пришвин
1973-1954 г.
«Этого друга моего вы не увидите, я сам его не вижу, а только знаю, что он есть: Это мой читатель, кому я пишу и без кого я не мог бы ничего написать. Он существует, и я пишу. Моя поэзия есть акт дружбы с этим волшебным читателем-человеком: пишу-значит люблю.» М.М. Пришвин.
Душа человека в его сокровеннейших переживаниях-вот источник всего творчества Пришвина. В.Д.Пришвина
Чтение и постижение дневников М.М. Пришвина-дело непростое и требующее немалой работы ума и сердца. Эта художественная форма чрезвычайно трудоёмка как для писателя, так и для читателя и требует ответственного труда читателя и пристального внимания. В.Д. Пришвина
«Отрывки, собранные мной из огромного числа дневниковых записей Пришвина, начиная с 1905 и по 1954 год, сами ложились в определенном порядке, раскрывая раздумья писателя. Материал расположен не хронологически, а тематически». В.Д. Пришвина
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. К. Паустовский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы
quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...
Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Использование проектного обучения и ИКТ на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся
Работа по использованию проектного обучения и ИКТ на уроках химии как средства активизации мыслительной деятельности обучающихся охватывает период с сентября 2012 года по сентябрь 2015 год....
Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.
Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....
Обобщение опыта по английскому языку по теме «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно -деятельностного подхода "
Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих таких ключевых компетенций, как: инициативность (активная жизненная позиция), коммуникативная культура (умение работат...
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках литературы (на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева)
Статья посвящена развитию познавательных способностей учащихся на уроках литературы на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева...
«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»
laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский...
Статья "Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в процессе изучения английского языка"
Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхадо к образованию является метод проектов. В данной статья проводится исследов...