«Расширяем читательский кругозор»
учебно-методический материал по литературе (5, 6 класс)
В связи с тем что в программе по литературе В.Я Коровиной произведения на революционную тему и тему Великой Отечественной войны практически не представлены, в планирование кружка включены произведения на эти темы. Кроме этого, предлагаются разные писательские видения одной и той же исторической эпохи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕН методическим советом «УТВЕРЖДАЮ»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» Директор школы г.о. Саранск Республики Мордовия _______ С.В.Баранов
Общекультурное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности
по литературе
для учащихся 5- 6 классов
«Расширяем читательский кругозор»
2019-2020 учебный год
Автор -
учитель русского языка и литературы
Мишкина Ирина Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Расширяем читательский кругозор» предполагает углубленное изучение литературы.
Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на воспитание читающего, грамотного человека и на становление его гражданской позиции.
В результате учащиеся должны прочитать и под руководством учителя изучить произведения, не вошедшие в базовый уровень, однако необходимые для учащихся 6 класса, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской литературы.
В связи с тем что в программе В.Я. Коровиной как революционная тема, так и тема Великой Отечественной войны изъяты из круга чтения шестиклассников, в планировании элективного курса широко представлены произведения на эти темы. Кроме этого, предлагаются разные писательские видения одной и той же исторической эпохи.
В результате учащиеся должны уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия, уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению.
Формы работы:
1. Экскурсия в библиотеку.
2. Презентация прочитанной книги.
3. Выставка прочитанных книг.
4. Викторина.
5. Конкурс иллюстраций к любимой книге.
Основные цели:
- Создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.
- Помочь определиться в выборе профиля.
- Ориентировать учащихся на гуманитарный профиль в области «Филология».
Основные задачи:
- Воспитывать любовь к активному чтению.
- Учить школьников размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.
- Формировать гармонически развитую личность.
- Совершенствовать умения и навыки работы по анализу художественного текста.
Место кружка в учебном плане
0,5 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
( 17 часов в год)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.
В результате освоения программы внеурочной деятельности по литературе формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- понимать текст и создавать его читательскую интерпретацию;
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
–высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— ставить к тексту вопросы разной направленности;
— семантизировать незнакомое слово;
— пересказывать текст подробно, сжато, творчески
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
— перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
— осуществлять анализ и синтез;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— задавать вопросы;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Личностные УУД:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Тема и содержание занятия | Кол-во часов |
1 | Литература Древней Руси. Первая русская книга. Летописи как «пролог» русской литературы и их творцы. «Повесть временных лет». | 1 |
2 | Первая русская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Пронзительная достоверность картин «разорения». | 1 |
3 | Впервые читаем И. Бабеля. Гражданская война на страницах новеллы И. Бабеля «Эскадронный Трунов» - «Конармия». Мастерство новеллы и её герой. Хроникальная достоверность бабелевского повествования, его напряженность и динамика, резкость и суровая будничность подробностей войны. | 2 |
4 | Первая встреча с Михаилом Шолоховым. «Нахаленок». Лиризм и юмор рассказа; влюбленность писателя в маленького героя. Незаметный переход авторского повествования в речь героя как своеобразие стилистики рассказа М.Шолохова. | 1 |
5 | Мальчишки первых лет революции: задорная повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Реальность Швамбрании и призрачность окружающего мира с голодом, тифом как контрасты художественного мира повести. Выдумщики Л.Кассиля – Томы Сойеры революционных лет. | 2 |
6 | Трагическая тема детства в новой России (30-ые годы 20 века). Борис Пильняк. «Христианское рождество». | 1 |
7 | Лик войны в русской литературе. Слово горечи и веры. В.Катаев «Сын полка». Ваня Солнцев, его друзья и автор в повести. Человечность и психологизм повести. Бесстрашие и мудрость как постоянная «катаевская» тема. Теплота и сердечность художественного мира повести, противостоящие жестокости войны. | 3 |
8 | Ради жизни на земле. Ю. Яковлев. «Друг капитана Гостелло», «Где стояла батарея». Опыт сопоставления. | 2 |
9 | Блокадное детство в стихах Юрия Воронова. «Память», «Бомбёжка», «Младшему брату», «Трое». «Дневник» как форма стихотворений Ю. Воронова, их выстраданность, немногословность. Сюжетность и многообразие жанровых форм: мгновенная зарисовка, сценка, эпизод. | 1 |
10 | Уроки достоинства в рассказах В. Распутина и В.Конецкого («Уроки французского», «Петька, Джек и мальчишки»). Опыт сопоставления. Суровая правда военных лет в рассказах. Сдержанное повествование «Уроков французского» с их напряженной событийностью и поэзия среднеазиатской природы, причуды Джека и страдания Петьки в лаконичных картинах-сценках В.Конецкого. Четвероногий друг Петьки Джек как «виновник» примирения мальчишек и гуманной, светлой интонации рассказа. | 2 |
11 | Итоговое занятие. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Советский рассказ 20-30-х годов. – М., 2016.
- Конецкий В. Повести и рассказы. – М., 2017
- Добрый мир: хрестоматия для внеклассного чтения. Составитель – И.Я. Кленицкая. – М., 2015.
- «В плавание к далеким берегам»: хрестоматия. Автор - составитель – Н.П. Михальская. – М., 2015.
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. – М., 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как расширить словарный запас по английскому языку"
Данная статья содержит совет для родителей по обогащению словарного запаса учащихся по англ.яз....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-134171-1351688530.jpg)
Как расширить представления учащихся об обобщённо-личных предложениях
Методическая разработка к уроку русского языка...
Деловая игра «Ателье мод расширяется».
Раздел профессионального определения.Можно проводить как в 5-8 классах так и обьединенно....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-193436-1359694171.jpg)
Расширять круг чтения. Дать понятие бытовая сказка.
Приобщение книги, поощрение свободного чтения. Познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы для детей, показать краосту родного языка, научиться сопереживать героям книги, стимул...
Сотрудничество с социальными партнерами и работодателями расширяет границы профессионального обучения
Статья подготовлена для выступления на Городских Педагогических чтениях 2011 года, содержит обобщающий материал и положительный опыт сотрудничества с социальными партнерами лицея и работодателями....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/02/picture-73720.jpg)
Сотрудничество с социальными партнерами и работодателями расширяет границы профессионального обучения
Статья подготовлена для выступления на Городских Педагогических чтениях 2011 года, содержит обобщающий материал и положительный опыт сотрудничества с социальными партнерами лицея и работодателями....
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...