Рабочая программа учебного предмета "Литература"
рабочая программа по литературе

Мальцева Татьяна Валериевна

Рабочая программа учебного предмета "Литература" ООО соответствует требованиям, предъявляемым к составлению рабочих программам ООО ФГОС. Рабочая программа включает следующие разделы:планируемые результаты освоения учебного предмета, формы обучения, содержание учебного предмета, тематическое и поурочное планирование по учебнику Г.С.Меркина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literatura_5-9.docx138.82 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №

к основной образовательной

программе основного общего образования

Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

Ачитского городского округа

 «Уфимская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по учебному предмету «Литература»

для 5 - 9 класса

п. Уфимский

Программа разработана на основании следующих  нормативных  документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» статья 12 (от 29.12.2012г. №273-ФЗ)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

3.ООП ООО МКОУ АГО «Уфимская СОШ».

4.Устав МКОУ АГО «Уфимская СОШ».

Учебный предмет «Литература» изучается в 5 - 9 классах: в 5 классе — 85 ч, в 6 классе — 85 ч, в 7 классе — 51 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч.  За курс основного общего образования: 391 часов.

Рабочая программа предусмотрена для детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

12) развитие умения формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.

13) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

13) умение находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать проблему, интерпретирует и оценивать её; делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения.

Предметные результаты изучения учебного предмета "Литература" должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения  (в каждом классе – на своем уровне);
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии  (в каждом классе – на своем уровне);
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

  1. Очная;
  2. Дистанционная (с применением образовательных платформ).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Русский фольклор

Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки.

Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Сказки: «Царевна-лягушка», «Чего на свете не бывает?», «Падчерица».

Древнерусская литература

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

Русская литература XVIII в.

Русские басни М.В. Ломоносова «Случились два астронома в пиру…». Басни о Вороне и Лисице В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова.

Русская литература XIX в. (первая половина)

И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…»

А.А. Фет «Чудная картина».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Русская литература XIX в. (вторая половина)

И. С. Тургенев. Повесть «Муму».  

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

А. П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Пересолил».

Русская литература XX в.

И. А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Рассказы «Подснежник», «В деревне».

Л. Андреев. Рассказ «Петька на даче».

А. И. Куприн. Рассказ «Золотой петух».

А. А. Блок. Стихотворения «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…».

C. А. Есенин. Стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Поет зима, аукает…».

А. П. Платонов. Рассказ «Цветок на земле».

Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника».

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».

В.И.Белов «Весенняя ночь».

В.Г. Распутин «Век живи – век люби».

Зарубежная литература

Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Ж. Лафонтен. Басня «Лисица и виноград».

Древнегреческие мифы: «Пять веков», «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид».

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты).

Х. К. Андерсен. Сказка «Соловей».

М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты).

Д. Лондон «Сказание о Кише».

Астрид Линдгрен «Приключение Эмиля из Леннеберги.

Ж.Рони Старший. Повесть «Борьба за огонь».

Ш. Перро «Золушка».

6 класс

Античный миф

«Одиссей на острове циклопов»

Русский фольклор

«Солдат и смерть»

«Как Бадыноко победил одноглазого великана»

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Древнерусская литература

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Поучение Владимира Мономаха»

Русская литература XVIII в.

М.В. Ломоносов «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф…

В.А. Жуковский «Светлана»

Русская литература XIX в. (первая половина)

А. С. Пушкин. Стихотворения «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда».  «Дубровский»

М. Ю. Лермонтов. «Тучи», «Утес», «Листок», «Парус»

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Русская литература XIX в. (вторая половина)

И. С. Тургенев. «В дороге», «Бирюк»

Н. А. Некрасов.  «Тройка».

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы из повести)

А. П. Чехов. «Налим», «Толстый и тонкий».

Русская литература XX в.

И. А. Бунин. «Лапти»

А. И. Куприн. «Тапер».

C. А. Есенин. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано»

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Зарубежная литература

Гомер «Одиссея»

«Тысяча и одна ночь»

Бр.Гримм «Снегурочка»

О.Генри «Вождь краснокожих»

Дж.Лондон «Любовь к жизни»

7 класс

Русский фольклор

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Микула Селянинович».

Древнерусская литература

Из «Повести временных лет»: «И вспомнил Олег про коня своего».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Русская литература XVIII в.

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества…» (отрывок).

Г. Р. Державин. «Властителям и судиям».

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Русская литература XIX в. (первая половина)

А. С. Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге». Стихотворения «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель».

Русская литература XIX в. (вторая половина)

И. С. Тургенев. Рассказ «Певцы».

Н.А. Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом…», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».

Н.С. Лесков. Повесть «Левша».

Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Фонтан».

А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер».

А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника».

Русская литература XX в.

М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).

И.А. Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…», рассказ «Кукушка.

А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

B. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

C. А. Есенин. Стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…».

И. С. Шмелёв. «Русская песня»

М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река».

К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (гл. «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору).

Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться…».

А.Т. Твардовский. Стихотворения «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Поэма «Василий Теркин».

Г.Тукай «Родная деревня».

К.Ш. Кулиев «В горах джигиты ссорились, бывало…».

Зарубежная литература.

У. Шекспир. Сонеты «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…».

М. Басё. Хокку. Р. Бёрнс. Стихотворение «Возвращение солдата».

Р.Л. Стивенсон. Роман «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше»).

А. де Сент-Эксюпери «Планета людей».

Янка Купала. Стихотворения «Мужик», «Кто там идет?», «Алеся».

8 класс

Русский фольклор

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Плач Ксении», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск».

Древнерусская литература

«Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского».

Русская литература XVIII в.

Г.Р.Державин. Стихотворение «Памятник».

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Русская литература XIX в. (первая половина)

В.А.  Жуковский. Стихотворения «Море», «Невыразимое».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».

А.А. Дельвиг «Романс» (Не говори любовь пройдет...), Н.М. Языков «Пловец», «Родина».

А.С. Пушкин. Стихотворения «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года, роман «Капитанская дочка».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Горные вершины…», «Из Гете «Выхожу один я на дорогу…», поэма «Мцыри».

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».

Русская литература XIX в. (вторая половина)

И.С. Тургенев. Повесть «Ася».

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум».

Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Молчи, скрывайся и таи…», «Умом Россию не понять…».

А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».

А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка».

Л. Н. Толстой. Главы из повести «Отрочество», рассказ «После бала».

М. Горький. «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра».

Русская литература XX в.

В. В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Н.А. Тэффи. Рассказ «Свои и чужие».

М.М. Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык».

В.М.Шукшин «Микроскоп».

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».

В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

А.Т. Твардовский. Поэма «За далью — даль».

В.Г. Распутин. Повесть «Уроки французского».

Зарубежная литература.

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта».

М. Сервантес. Роман «Дон Кихот».

9 класс

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве».

Русская литература XVIII в.

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Русская литература XIX в. (первая половина)

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье», «Анчар», «Арион», «Туча», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Пророк», «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь.  «Мертвые души».

Русская литература XIX в. (вторая половина)

Н.А. Некрасов. «Памяти Добролюбова»,

Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») 

А.А. Фет. «На стоге сена ночью южной…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Это утро, радость эта…», «Я тебе ничего не скажу…»

Ф.М. Достоевский «Бедные люди»

Л. Н. Толстой. «Юность»

М. Горький. «Челкаш»

Русская литература XX в.

С.А. Есенин «Разбуди меня завтра рано», «Письмо к матери»

А.А.Блок «Перед грозой», «Девушка пела в церковном хоре…»

В. В. Маяковский. «А вы могли бы»

А.Т. Твардовский. «В тот день, когда окончилась война…», «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Я знаю, никакой моей вины…»

А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля»

НС. Гумилев «Капитаны» 

М.А.Булгаков «Собачье сердце»

М.А. Шолохов «Судьба человека»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

Зарубежная литература.

У.Шекспир. «Гамлет».

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

И.Гете «Фауст»

Т        ЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела.

Тема урока

Количество часов

5 класс

6 класс

7класс

8 класс

9 класс

Введение

1

1

1

1

1

Древнегреческая мифология.

3

1

-

-

-

Устное народное творчество.

8

4

2

2

-

Древнерусская литература.

2

3

2

3

5

Жанр басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII—XVIII вв.

3

-

-

-

-

Русская литература XVIII в.

М.В. Ломоносов

-

2

2

-

-

Г.Р. Державин

-

-

1

1

-

А.Н.Радищев

-

-

-

-

2

Д.И. Фонвизин.

-

-

3

-

-

Русская литература XIX в.

Басни И.А. Крылова.

2

-

-

-

-

-

Н.М. Карамзин

-

-

-

3

-

В.А. Жуковский

-

3

-

1

-

К.Ф. Рылеев

-

-

-

1

-

Поэты пушкинской поры

-

-

-

2

-

А.С. Грибоедов

-

-

-

-

8

А.С. Пушкин.

6

10

2

8

13

Поэзия XIX века о родной природе.

1

-

-

-

-

М.Ю. Лермонтов.

4

5

3

4

13

Н.В. Гоголь.

3

7

2

5

11

И.С. Тургенев.

5

5

1

3

-

Н.А. Некрасов.

4

3

2

1

3

М.Е. Салтыков-Щедрин

-

-

2

-

-

Л.Н. Толстой.

4

5

1

4

3

Ф.М. Достоевский

-

-

-

-

5

В.Г. Короленко

-

4

-

-

-

Н.С. Лесков

-

-

1

-

-

Ф.И. Тютчев

-

-

1

1

2

А.А. Фет

-

-

1

1

2

А.Н. Островский

-

-

-

3

-

А.П. Чехов.

4

3

2

-

-

Русская литература XX в.

И.А. Бунин.

4

1

2

-

-

М. Горький

-

-

2

4

4

Л.Н. Андреев.

3

-

-

-

-

А.И. Куприн.

3

1

2

-

-

А.А. Блок.

1

-

-

-

1

В.В. Маяковский

-

-

1

1

1

С.А. Есенин.

2

1

1

-

1

Н.Рубцов

-

1

-

-

-

М.И. Цветаева

-

-

-

-

1

Н.С.Гумилев

-

-

-

-

1

А.А.Ахматова

-

-

-

-

Б.Л. Пастернак

-

-

-

-

1

Н.А. Тэффи

-

-

-

1

-

М.М. Зощенко

-

-

-

1

-

В.М. Шукшин

-

-

-

1

-

И.С. Шмелев

-

-

1

-

-

М.М. Пришвин

-

6

1

-

-

К.Г. Паустовский

-

-

1

-

-

А.П. Платонов.

3

-

-

-

-

Н.Н. Носов.

2

-

-

-

-

В.П. Астафьев.

3

4

-

3

-

Е.И. Носов.

1

-

-

-

-

В.И. Белов.

1

-

-

-

-

Н.А. Заболоцкий

-

-

1

1

-

А.Т. Твардовский

-

-

2

2

2

В.Г. Распутин.

1

-

-

4

-

М.А.Булгаков

-

-

-

-

4

М.А.Шолохов

-

-

-

-

4

А.И. Солженицын

-

-

-

-

3

Поэты XX века о России. Г. Тукай. К.Ш. Кулиев

-

-

1

-

-

 Зарубежная литература.

Д. Дефо.

2

-

-

-

-

Ш. Перро

1

-

-

-

-

Х.К.Андерсен.

2

-

-

-

-

М.Твен.

3

-

-

-

-

Ж.Рони-Старший.  

1

-

-

-

-

Д.Лондон.

1

3

-

-

-

Астрид Линдгрен.

1

-

-

-

-

У.Шекспир

-

-

1

3

2

Дж. Байрон

-

-

-

-

1

Ж.Б. Мольер

-

-

-

-

2

И. Гете

-

-

-

-

2

М. Басё

-

-

1

-

-

Р. Бернс

-

-

1

-

-

Р.Л. Стивенсон

-

-

1

-

--

А. де Сент-Экзюпери

-

-

1

-

-

Янка Купала

-

-

1

-

-

М. Сервантес

-

-

-

3

-

Литературная игра.

1

1

1

-

-

«Сказки о Синдбаде-мореходе»

-

1

-

-

-

Гомер

-

2

-

-

-

бр. Гримм

-

2

-

-

-

О.Генри

-

2

-

-

-

Читательская конференция

-

-

-

1

2

ИТОГО

85

85

51

68

102

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Поурочное планирование 5 класс

№ п/п

Тема урока

1

Книга – твой друг.

2

Художественное наследие: миф «Пять веков».

3

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар».

4

Подвиги Геракла и его образ в мифе «Яблоки Гесперид».

5

Тематика и своеобразие загадок.

6

Художественные особенности пословиц и поговорок.

7

Литературная игра.

8

Основная идея волшебной сказки «Царевна-лягушка».

9

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?».

10

Сказки народов России. Нравственные основы сказки «Падчерица».

11

Особенности волшебной сказки.

12

Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

13

Воссоздание атмосферы эпохи в отрывке из летописи «Повесть временных лет»: «Расселение славян».

14

Символическое значение легенд «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

15

Басни Эзопа. Сопоставление басен Эзопа «Ворон и Лисица» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград».

16

Художественная идея басни М.В. Ломоносова «Случились два астронома в пиру…».

17

Басни о Вороне и Лисице В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова.

18

Своеобразие басни И.А. Крылова «Волк на псарне».

19

Отражение пороков человека в баснях И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом».

20

Краткие сведения об А.С. Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.

21

Глубокая человечность лирического героя в стихотворении А.С. Пушкина «Няне».

22

Красота внешняя и внутренняя «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

23

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

24

Сказочные сюжеты в прологе поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

25

Мотивы одиночества и тоски в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

26

Поэзия XIX века о родной природе.

27

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам.

28

Историческая основа и прототипы героев стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

29

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

30

Р/р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

31

Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

32

Фольклорные мотивы и историческая основа повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Оксана и кузнец Вакула.

33

Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

34

Детские впечатления И.С. Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.

35

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму».

36

Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

37

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

38

Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

39

Детские впечатления Н.А. Некрасова. Заочная экскурсия в Грешнево.

40

Особенности композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

41

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.

42

Р/р. Классное сочинение по стихотворениям Н.А. Некрасова.

43

Сведения о Л.Н. Толстом. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».

44

Поведение Жилина и Костылина в плену в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

45

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

46

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?».

47

Детские и юношеские годы А.П. Чехова. Семья А.П. Чехова. Книга в жизни А.П. Чехова.

48

Приёмы создания характеров и ситуаций и жанровое своеобразие рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник».

49

Приемы создания комического эффекта в рассказе А.П. Чехова «Пересолил».

50

Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

51

Заочная экскурсия по бунинским местам. Тема природы в стихотворени И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».

52

Поэтический взгляд на мир героя в рассказе И.А. Бунина «В деревне».

53

Особенности мировосприятия героя рассказа И.А. Бунина «Подснежник».

54

Краткие сведения о Л.Н. Андрееве.

55

Мир города в рассказе Л. Андреева «Петька на даче».

56

Противопоставление мира города и дачи в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа.

57

Краткие сведения о А.И. Куприне. Заочная экскурсия в музей А.И. Куприна в Наровчате.

58

Тема, особенности создания образа в рассказе А.И. Куприна «Золотой Петух».

59

Р/р. Обучение анализу эпизода.

60

Детские впечатления А.А. Блока. Объединяющее начало стихотворений А.А. Блока «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…».

61

Детские годы С.А. Есенина. Художественная идея стихотворения С.А. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде…».

62

Особенности мировосприятия поэта в стихотворениях «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…».

63

Краткие сведения о А.П. Платонове.

64

Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита».

65

Художественная идея рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле».

66

Краткие сведения о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

67

Тема, система образов в рассказе Н.Н. Носова «Три охотника».

68

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Художественная идея рассказа «Васюткино озеро».

69

Образ главного героя в рассказе «Васюткино озеро».

70

Утверждение содружества природы и человека в рассказе «Васюткино озеро».

71

Юмористическое и лирическое в рассказе Е.И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас».

72

Величие природы в рассказе В.И. Белова «Весенняя ночь».

73

Утверждение чувства единства с миром в рассказе В.Г. Распутина «Век живи – век люби».

74

Краткие сведения о Д. Дефо. Сюжетные линии романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

75

Образ Робинзона в романе Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

76

Идея вознаграждения за человеческие добродетели и страдания, вера в победу добра над злом в сказке Ш. Перро «Золушка».

77

Краткие сведения о Х.К. Андерсене. Заочная экскурсия на родину сказочника.

78

Внутренняя и внешняя красота в сказке Х.К. Андерсена «Соловей».

79

Краткие сведения о М. Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М. Твена.

80

Мир детства и мир взрослых в повести М. Твена «Приключения Тома Сойера».

81

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

82

Гуманистическое изображение древнего человека в повести Ж. Рони-Старшего «Борьба за огонь».

83

Краткие сведения о Дж. Лондоне. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

84

Краткие сведения о Астрид Линдгрен. Образ главного героя в романе «Приключения Эмиля из Леннеберги».

85

Литературная игра.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Поурочное планирование 6 класс

Тема урока

1

О литературе, писателе и читателе.

2

Античный миф. Художественное наследие в мифе ««Одиссей на острове циклопов. Полифем».»

3

«Одиссея» Гомера как эпическая поэма.

4

«Одиссея»-песня о героических подвигах.

5

Особенности легенды «Солдат и смерть».

6

Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» как произведение героического эпоса

7

Художественные особенности «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».

8

Фольклорные элементы в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде».

9

«Сказание о белгородских колодцах»: тема и идея произведения.

10

«Повесть о разорении Рязани Батыем» как литературное произведение.

11

«Поучение Владимира Мономаха» как памятник древнерусской литературы

12

М.В. Ломоносов- гениальный ученый, теоретик литературы, поэт и гражданин.

13

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий.

14

Личность В.А. Жуковского.

15

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.

16

Художественные особенности баллады В.А. Жуковского «Светлана».

17

Биографические факты в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня»

18

Тема и идея стихотворения А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда».

19

Двусложные размеры стиха.

20

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский»

21

Дубровский- старший и Троекуров в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

22

Бунт крестьян в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

23

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

24

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

25РР

Классное сочинение по роману «Дубровский»

26РР

Классное сочинение по роману «Дубровский»

27

Чувство одиночества и тоски в стихотворениях «Тучи» и «Утес» М.Ю.Лермонтова.

28

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок»

29

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Парус».

30РР

Классное сочинение по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

31РР

Анализ сочинений учащихся. Работа над ошибками.

32

Историческая основа повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.

33

«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя

34

Андрий и Остап.

35

Подвиг Тараса Бульбы.

36

Казачество в изображении Гоголя.

37РР

Подготовка к домашнему сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

38РР

Анализ письменных работ учащихся. Работа над ошибками.

39

Идейно-художественные особенности «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева.

40

Жанровое своеобразие произведения И.С.Тургенева «В дороге».

41

Творческая история и своеобразие композиции «Записок охотника» И.С. Тургенева.

42

Своеобразие композиции в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

43

Тема крепостного права в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

44

«Я лиру посвятил народу своему» (Н.А. Некрасов).

45

Картины подневольного труда в стихотворениях Н.А. Некрасова.

46

Судьба русской женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Тройка». Трехсложные размеры стиха.

47

Творчество Л.Н. Толстого в 30-50гг XIX века.

48

Анализ глав повести «Детство»: «Что за человек был мой отец?», «Папа».

49

Анализ глав повести «Детство»: «Юродивый», «Детство».

50

Анализ глав повести «Детство»: «Матан», «Письмо», «Наталья Савишна».

51

Анализ глав повести «Детство»: «Горе», «Последние грустные воспоминания».

52

«Дурное общество» и «дурные» дела в повести В.Г.Короленко.

53

Отец и сын в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

54

Дети и взрослые в повести «В дурном обществе».

55

Дружба Васи, Валека и Маруси.

56

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим»

57

Особенности композиции рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

58РР

Мастерская творческого письма «Смешной случай из жизни».

59

Идейно-эмоциональное своеобразие рассказа И.А.Бунина «Лапти».

60

Авторская позиция в рассказе А.И. Куприна «Тапер»

61

Краткие сведения о С.А. Есенине. Тема и идея стихотворения «Песнь о собаке».

62

«Разбуди меня завтра рано...» С.А. Есенина как поэтическое обращение автора.

63

Задушевность и музыкальность поэтического слова Н. Рубцова.

64

Краткие сведения о М.М. Пришвине.

65

Сказка-быль «Кладовая солнца» М.М. Пришвина.

66

Настя и Митраша

67

Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

68РР

Классное сочинение по сказке-были «Кладовая солнца».

69РР

Классное сочинение по сказке-были «Кладовая солнца».

70

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые роковые».

71

Изображение быта и жизни сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

72

Яркости самобытность героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

73

Диалекты в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

74РР

Классное сочинение по произведению В.П.Астафьева

75

История создания, тематика, проблематика «Сказки о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».

76

Краткие сведения о братьях Гримм.

77

Сходство и различие народных и литературных сказок (на примере сказок Братьев Гримм и А.С. Пушкина).

78

Краткие сведения об О.Генри.

79

Особенности построения произведения «Вождь краснокожих» О.Генри.

80

Краткие сведения о Дж. Лондоне.

81

Идея и композиция рассказа Дж. Лондона «Любовь к жизни».

82

Проблемы чести и предательства в рассказе «Любовь к жизни»

83

Итоговый тест за курс литературы 6 класса.

84

Анализ итогового теста за курс литературы 6 класса.

85

Р.Р Праздник в стране литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Поурочное планирование 7 класс

№ урока

Тема урока

Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Своеобразие характера и речи персонажа в былине «Святогор и Микула Селянинович».

Отражение народных представлений о нравственности в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Поучительный смысл древнерусской литературы в отрывке из «Повести временных лет»: «И вспомнил Олег коня своего».

Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Жизнь и судьба М.В. Ломоносова как поэта, просветителя, учёного. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения.

Основные положения и значение теории о «трёх штилях».

Тема поэта и власти в стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям».

Своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика. Позиция писателя.

Образы комедии «Недоросль» (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев).

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»

Судьба Олега в летописи и балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Мотивы судьбы, предсказания, предзнаменования.

Тема природа и человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Проблематика и основные мотивы «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

Центральные персонажи «Песни…» и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характера героя.

Н.В. Гоголь. Новая тема – изображение чиновничества и «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.

Основной конфликт, трагическое и комическое в повести «Шинель». Образ Акакия Акакиевича.

И.С. Тургенев. Многообразие и сложность характеров крестьян в книге «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Доля народа, чванство, равнодушие, покорность судьбе – основная тема стихотворений Н.А. Некрасова.

Своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Поэт и власть.

Своеобразие сюжета и проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Приёмы создания образа помещика в сказке «Дикий помещик».

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

Особенность проблематики и центральная идея повести Н.С. Лескова «Левша».

Особенности пейзажной лирики в стихотворении Ф.И. Тютчева «Фонтан».

Русская природа в стихотворениях А.А. Фета «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…».

Разоблачение беспринципности, корыстолюбия в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».

Разоблачение чинопочитания, самоуничижения в рассказе «Смерть чиновника». Способы создания образов.

Основные сюжетные линии в автобиографической повести М. Горького «Детство». Становление характера мальчика.

Проблематика рассказа «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Контраст как основной приём раскрытия замысла.

Образ природы в стихотворении И.А. Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…».

Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа «Кукушка».

Основная сюжетная линия рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Художественная идея рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Проблематика стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение…». Приёмы создания образов.

Лирическое «я» и образ автора в стихотворениях С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…».

Изображение национального характера в рассказе И.С. Шмелёва «Русская песня».

Родина, человек и природа в рассказе М.М. Пришвин «Москва-река».

Человек и природа, малая родина в повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона».

Тема и художественная идея стихотворения Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…».

Сыновняя память – основные мотивы военной лирики А.Т. Твардовского.

Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга в поэме «Василий Тёркин».

Поэты XX века о России. Образ Родины в стихотворениях Г. Тукая и К.Ш. Кулиева.

Своеобразие сонетов поэта У. Шекспира.

Стихотворения М.  Басё, их тематика и особенности поэтических образов.

Чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе в стихотворении Р. Бёрнса «Возвращение солдата» (или «Джон ячменное зерно»).

Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героев романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ».

Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в сказке А. де Сент-Экзюпери «Планета людей».

Отражение судьбы белорусского народа в стихах Янка Купала «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».

Литературная игра.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Поурочное планирование 8 класс

Тема урока

Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

Связь с представлениями и исторической памятью в исторических песнях XVI века. Отражение представлений народа в песне-плаче.

Нравственная проблематика в исторической песни XVIII века.

Тема добра и зла в «Слове о погибели Русской земли».

Глубина и сила нравственных представлений о человеке в «Житии Александра Невского».

Готовность к подвигу во имя Руси в «Житии Сергия Радонежского».

Г.Р. Державин - поэт и государственный чиновник. Основные мотивы произведений Г.Р. Державина. Стихотворение «Памятник».

Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин.

Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

Новый тип героя в изображении Н.М. Карамзина: образ Лизы.

Основные мотивы лирики В.А.  Жуковского. Стихотворения «Море», «Невыразимое».

Тема служения в поэзии К.Ф. Рылеева.

Основные мотивы лирики А.А. Дельвига.

Основные темы и мотивы поэзии Н.М. Языкова.

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.

Тема дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина.

Историческая основа и творческая история романа «Капитанская дочка».

Тема семейной чести в романе.

Порядки Белогорской крепости.

Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой.

Образ Е. Пугачева в романе.

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе.

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Свободолюбие, самопожертвование и сила духа – основные мотивы поэмы «Мцыри».

Художественная идея и средства ее выражения в поэме «Мцыри».

«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Н.В. Гоголь. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

Творческая и сценическая история комедия «Ревизор».

Чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Художественная идея пьесы «Ревизор». Подготовка к домашнему сочинению.

И.С. Тургенев. «Ася» И.С. Тургенева - повесть о любви.

Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев повести.

Цельность характера образа Аси.

Н.А. Некрасов. Судьба и жизнь народная в лирике Н.А. Некрасова. Человек и природа в стихотворении «Зеленый шум».

Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Молчи, скрывайся и таи…», «Умом Россию не понять…».

А.А. Фет. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета.

А.Н. Островский. Своеобразие сюжета пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка».

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами в сказке «Снегурочка» А.Н. Островского.

Образ Снегурочки в произведении А.Н. Островского.

Л. Н. Толстой. Вечные проблемы в произведениях Л.Н. Толстого.

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола (главы из повести «Отрочество»).

Нравственность и чувство долга в рассказе «После бала».

Судьба рассказчика для понимания художественной идеи рассказа «После бала».

М. Горький. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе».

Проблема цели и смысла жизни в рассказе «Макар Чудра».

Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра»

Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

В. В. Маяковский. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского («Хорошее отношение к лошадям»)

Сатира начала ХХ века.  Проблемы рассказа Н.А. Тэффи «Свои и чужие».

Большие проблемы «маленьких людей» в рассказе М.М. Зощенко «Обезьяний язык».

Внутренняя простота и нравственная высота героя рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Н.А. Заболоцкий - поэт труда, красоты, духовности.

В.П. Астафьев. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева.

Художественная идея рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

А.Т. Твардовский. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского.

Россия на страницах поэмы «За далью — даль» (главы из поэмы).

В.Г. Распутин. XX век на страницах прозы В. Распутина.

Новое раскрытие темы детей на страницах повести «Уроки французского».

Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь в повести «Уроки французского».

Сочинение на тему «Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского».

У. Шекспир - певец великих чувств и вечных тем.

Проблема отцов и детей в трагедии «Ромео и Джульетта».

Сценическая история пьесы «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

М. Сервантес. Нравственная и философская позиции М. Сервантеса.

Основная проблематика и художественная идея романа «Дон Кихот».

Читательская конференция «Нравственные уроки литературы XIX – XX века»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Поурочное планирование 9 класс

№ п\п

Тема урока

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

2

Литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации.

3

Основная проблематика, система образов в «Слове о полку Игореве».

4

Центральная идея, значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры.

5

Сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине в «Слове…».

6РР

Изложение с элементами сочинения (по «Слову о полку Игореве»).

7

Основные вехи биографии Радищева. Проблематика «Путешествия из Петербурга в Москву»:

8

Идеи Просвещения в «Путешествии…»: человек и государство, писатель и власть.

9

А.С.Грибоедов - писатель, государственный деятель, дипломат.

10

Творческая история комедии «Горе от ума». Личное и социальное в конфликте.

11

Группировка образов в комедии «Горе от ума».

12

Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика в комедии «Горе от ума».

13

Художественное богатство комедии «Горе от ума».  

14

Комедия в истории культуры России и в русской критике. Современные дискуссии о комедии.

15РР

Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

16

Анализ сочинений учащихся.

17

Творческая биография А.С.Пушкина. Заочная экскурсия «Дорогами поэта».

18

Мотивы лирики и жанровое многообразие поэзии А.С. Пушкина.

19

Темы и мотивы лирики о любви А.С. Пушкина.

20

Творческая история романа в стихах «Евгений Онегин».

21

Основная проблематика в романе «Евгений Онегин».

22

Система образов в романе «Евгений Онегин».

23

Образ автора в романе «Евгений Онегин».

24

Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

25

Художественные открытия в «Евгении Онегине».

26

В.Г.Белинский о романе «Евгений Онегин». Современные дискуссии о романе

27РР

Сочинение по творчеству А.С.Пушкина (тема по выбору учащегося).

28РР

Сочинение по творчеству А.С.Пушкина (тема по выбору учащегося).

29

Анализ письменных работ учащихся.

30

Творческая биография М.Ю.Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

31

М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин: стихотворение «Смерть поэта».

32

Образ поэта в представлении М.Ю.Лермонтова в стихотворении «Пророк».

33

Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

34

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: сюжет, фабула и композиция.

35

Гражданская активность и смысл жизни, позиция автора в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

36

Внутренняя связь проблематики романа «Герой нашего времени» с лирикой поэта.

37

Художественное совершенство романа «Герой нашего времени».

38

Печорин и другие персонажи в романе «Герой нашего времени».

39

Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий.

40

Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г.Белинский о романе «Герой нашего времени».

41РР

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова (по выбору учащегося).

42РР

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова (по выбору учащегося).

43

Творческая биография Н.В.Гоголя.

44

Основная проблематика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

45

Творческая история поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

46

Образы помещиков в поэме «Мертвые души».

47

Образы помещиков в поэме «Мертвые души».

48

Новый тип героя в поэме «Мертвые души».

49

Отношение писателя к изображаемым явлениям в поэме «Мертвые души».

50

Помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В.Гоголя.

51

Художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя.

52РР

Подготовка к сочинению по творчеству Н.В.Гоголя (по выбору учащегося).

53 РР

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя (по выбору учащегося).

54

Темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева.

55

Философская лирика Ф.И.Тютчева.

56

Темы и мотивы лирики А.А.Фета.

57

Лирика любви, природа и человек в поэзии А.А.Фета.

58

Отражение в лирике гражданской позиции Н.А.Некрасова.

59

«Памяти Добролюбова»: отражение в лирике взглядов революционной демократии.

60РР

Сочинение по лирике Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева (по выбору учащегося).

61

Гражданская позиция Ф.М.Достоевского.

62

Материальное и духовное в произведении «Бедные люди». Характеристика образов.

63

Развитие темы «маленького человека» в произведении. Ф.М.Достоевский и Н.В.Гоголь.

64РР

Сочинение с элементами сопоставления «Маленький человек» в изображении Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского.

65

Анализ письменных работ учащихся.

66

Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель.

67

Нравственные идеалы, мечты и реальность в автобиографической повести «Юность».

68

Становление личности, основные приемы создания образа в повести «Юность».

69

Литературный процесс первой четверти ХХ века.

70

Своеобразие ранней прозы М. Горького.

71

Основной конфликт в рассказе М. Горького «Челкаш».

72

Художественная идея рассказов М. Горького.

73

А.А. Блок. Слово о поэте.

74

Основные темы и мотивы в стихотворениях С.А.Есенина.

75

Новаторство В.Маяковского-поэта.

76

М.Цветаева: судьба, личность, творчество.

77

Основные темы и мотивы в стихотворениях Н.Гумилева и А.Ахматовой.

78

Тема поэта и поэзии, труд и творчество в стихотворениях Б.Л.Пастернака.

80

М.А. Булгаков и театр.

81

Основная проблематика и образы в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

82

Символика имен и названий в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

83РР

Сочинение в виде развернутой рецензии (по повести «Собачье сердце»).

84

Русский характер в изображении М.Шолохова.

85

Рассказ «Судьба человека»: образы, сюжет и композиция.

86

Проблема человека на страницах рассказа М. А.Шолохова «Судьба человека».

87РР

Сочинение-рассуждение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

88

Военная тема в лирике А.Т.Твардовского.

89

Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике А.Т.Твардовского.

90

Основные вехи биографии А.И. Солженицына. А.Т.Твардовский в судьбе А.И.Солженицына.

91

Творческая история рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицына.

92

Реалии и обобщение в рассказе «Матренин двор» А.И. Солженицына.

93

Читательская конференция «Русская поэзия и проза второй половины XX века».

94

Читательская конференция «Русская поэзия и проза второй половины XX века».

95

Дж.Байрон: личность, судьба, творчество.

96

Жанровое своеобразие драматургии У.Шекспира.

97

Центральный конфликт пьесы «Гамлет». Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве ХХ века.

98

«Высокая комедия» Ж.Б.Мольера. Основной конфликт пьесы «Мещанин во дворянстве».

99

Группировка образов в комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».

100

И. Гёте – выдающийся деятель немецкого Просвещения. И.Гёте в России.

101

«Фауст» - вершина философской литературы.

102

Обобщение по теме «Шедевры русской и зарубежной классической литературы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...