Конспект открытого урока в 5 классе по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Материал для подготовки и проведения урока в 5 классе по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_robinzonu_kruzo.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 5 классе по роману
Д.Дефо "Робинзон Крузо"
подготовила учитель русского языка и литературы Батищева М.В.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема урока: Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»
Тип урока – комбинированный.
Форма урока: беседа, практическая работа.
Материалы к уроку: учебник, текст романа, записи на доске, тетради, аудиозапись «Голос моря».
Цель урока: показать учащимся глубоко воспитательное значение книги; научить определять жанр произведения, познакомить с понятием «психологический роман».
Задачи:
образовательные: : расширить имеющиеся знания, осуществлять исследовательскую деятельность, логические умозаключения, развивать умения переносить имеющиеся знания в новые;
развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с учебником; развитие в учениках творческих способностей, социальной компетентности;
воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. (Звучит аудиозапись “Голос моря”)
Вы слышите голос стихии. Голос моря. Оно сурово и не прощает слабости. Оно, как жизнь, шлет испытания, и не каждый их выдерживает. Так будет. Так есть. Так было и во времена Дефо, когда Англия начинала осваивать морские просторы и отважные безумцы бросали вызов судьбе.
Мы будем говорить о художественных особенностях книги и о главном герое, пытаясь понять главное: что такое Человек? Можно ли остаться человеком, будучи оторванным от общества себе подобных?
2. Д. Дефо: писатель и его эпоха
Сообщения учащихся.
3. Создание романа
Мы неоднократно говорили с вами о жизнеподобии и вымысле в литературе. Роман Дефо вполне может пополнить наши знания – у книги богатая предыстория.
Произведение отражает современную Дефо эпоху усиления колониальной экспансии Англии, эпоху географических открытий, когда на карте мира было множество “белых пятен”, когда многие мореплаватели находились в путешествиях годы.
Сообщение ученика о создании романа и прототипах героя*
Слово учителя.
Итак, прототипом образа Робинзона стал английский моряк Селькирк. Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо.
Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Когда уже немолодой Робинзон со значительными средствами, опытом и обширными деловыми планами высаживается на родном берегу, в Лондоне уже действует 28-летний Дефо, купец с образованием, кормилец обширного семейства, вольный гражданин города Лондона, глава небольшой церковной общины, публичный оратор, рискующий как в политических играх, так и на скачках и петушиных боях.
- Вы уже кое-что знаете о Даниэле Дефо. Как вы думаете, какие черты его личности позволяют утверждать: писатель является одним из прототипов своего героя?
(Любовь к жизни и упорство в преодолении препятствий)
Реальные факты легли в основу произведения, у героя книги есть реальные прототипы. Но Дефо был писателем. То есть он творчески осмыслил поразившие его факты:
Если Селькирк провел на острове 4 года и 5 месяцев, то Робинзон – 28. Автор сознательно поставил своего героя в тяжелейшие условия. Причем его герой после всех испытаний остался цивилизованным человеком.
Дефо перенес место действия из Тихого океана в Атлантический, в устье реки Ориноко. Координаты острова, названные писателем, совпадают с координатами острова Тобаго. Дефо избрал этот район потому, что он был достаточно подробно описан в тогдашней литературе. Сам писатель здесь никогда не бывал. Он черпал сведения из книг “Открытие Гвианы” Уолтера Рели, “Путешествия вокруг света” и “Дневнике” Уильяма Дампьера и др. Благодаря этим источникам книга Дефо весьма достоверна. Ведь почти все, описанное в романе, ограничено пространством. И необходима была полная точность деталей: климат, флора и фауна, рельеф острова.
При жизни Дефо книга выдержала 17 изданий и стал завоевывать сердца читателей во всем мире.
Книга вышла в свет 25 апреля 1719 года. Успех был небывалый! В том же году появились новые 4 издания! Издатель Тейлор положил в карман 1000 фунтов – сумму огромную. При жизни Дефо роман выдержал 17 изданий. Книги продавались по 5 шиллингов - деньги немалые. Но раскупался роман быстро.
Мастерство писателя победило: люди, читая книгу, искренне верили в “удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”.
4. Причины огромного успеха.
- “Робинзон Крузо” был необычайно популярен. Попробуйте объяснить его популярность. В чем видите вы ее причины?
- Современники верили в подлинность описанного, т.к. рассказ ведется от 1 лица
- Сюжет крайне увлекателен, в основе его – авантюра
-Впервые в английской литературе героем стал рядовой английский буржуа – предприимчивый, смелый, энергичный. И при этом – совершенно заурядный, обычный человек.
5. Работа переводчика
- В 1764 году появился первый русский перевод. Как работает переводчик? Труден ли его хлеб?
- Что надо знать и уметь переводчику?
6. Герой романа и его судьба. /Беседа с использованием текста романа/.
(Звучит аудиозапись: шторм на море)
Вы снова слышите то, что слышал и Робинзон. Представим: один во всем мире, вырванный из привычной жизни, такой маленький и слабый по сравнению с морем человек…
- Что он чувствовал, осознав свое положение? /Поначалу – отчаяние, тоску/
- Как назвал он свой остров? /Остров отчаяния/.
- А что он стал делать, осознав своё положение? /Обустраиваться на острове/.
- Робинзону Крузо неслыханно повезло. В чем? /Корабль его прибило к острову/.
- Что прежде всего было взято с корабля?
- “Ненужный хлам! Зачем ты мне теперь?” – о чем это говорит Робинзон? И почему? /Деньги, чья ценность оказывается условной/.
- Докажите примерами упорство этого человека
- Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился?
/Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т.д.. А главное – он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию/.
- Можете ли вы назвать главное, на ваш взгляд, качество Робинзона, которое помогло ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше? /Трудолюбие/.
- Да, в его дневнике от 4 ноября мы читаем: “Работал не покладая рук”
7. Психологизм романа.
Грусть, отчаяние, тоска, уныние – все испытал Робинзон. И поддайся он этим чувствам – не было бы его возвращения. Но он так сильно хотел жить, что сумел взять себя в руки. Он работал и работал, а по вечерам, пока не кончились чернила, делал записи.
- Сюжет романа осложнён страничками дневника Робинзона. Какова цель ведения этого дневника?
/Робинзон учился анализировать своё настроение и поступки. Дневник помог ему быть более стойким. Дневник стал его собеседником/.
- Особое внимание привлекает сочиненное им стихотворение о Добре и Зле. Какова роль этих строк?
/Даже находясь в критической ситуации, надо уметь находить положительное, хорошее в том, что с тобой происходит. Надо стараться не предаваться унынию, а действовать, понимая, что могло быть и хуже, что жизнь продолжается/.
8. Ответы на вопросы, рефлексия.
-Как вы думаете, к какому жанру можно отнести «Робинзона Крузо»? Что натолкнуло вас на эту мысль?
/Д. Дефо не просто родоначальник европейского романа. Он – родоначальник романа психологического/
- Как вы понимаете выражение “психологический роман”?
/Автор показывает внутренний мир героя, его мысли, поступки/
Докажите примерами из текста, что Робинзон постоянно осмысливает свои поступки, мысли, желания.
- Многие исследователи творчества Дефо утверждают, что Робинзон – натура противоречивая: в нем смешались самые разные черты, как добрые, так и дурные. Подумав, я решила согласиться с этим утверждением. А что думаете вы? Есть ли противоречия в характере Робинзона?
Заполнение таблицы:
Отрицательное в Робинзоне:
История с Ксури. Робинзон еще не умеет думать о других, не умеет сопереживать и нести ответственность за жизнь другого.
Первое слово, выученное Пятницей, – Господин /не друг, не товарищ/
“Я – царь и хозяин этой земли. Права мои на нее бесспорны”.
Положительное в герое:
“Мне суждено было самому быть виновником всех моих несчастий”
“Однако бесполезно было сидеть сложа руки и мечтать о том, чего нельзя было получить”
-Какие же качества сочетаются в герое романа?
/Дружелюбие – и снобизм; доброта – и высокомерие; склонность к власти – и склонность к покаянию, хозяйственность - и купеческая расчетливость: он скрупулезно подсчитывает количество убитых дикарей/
- А что вообще это за личность, мистер Робинзон? Если говорить о книге – то это герой положительный или отрицательный?
(Положительный герой – это герой, у которого сильно нравственное начало, герой, способный подать пример высокой нравственности, преподать нам, читателям уроки добра).
Ученики высказывают свое мнение.
8. Сюжет и композиция романа.
- Как построен роман? Что считаете вы важнейшими звеньями сюжетной линии, раскрывающими характер героя?
- Можете ли вы определить такие важнейшие элементы сюжета, как завязка, кульминация и развязка?
- А почему мы не говорим о художественно-выразительных средствах: эпитетах, метафорах, сравнениях? /Мы читали роман в переводе/
- А почему я не спрашиваю вас о роли пейзажа в романе, в раскрытии образа героя? (Он – купец, прагматик, он лишь использует природу)
- Читая книгу, я обратила внимание на слова: “Во всяком зле можно найти добро, стоит только подумать, что могло случиться хуже”.
- А на что обратили внимание вы?
/Чтение вызвавших интерес строк/
- А как вы понимаете знаменитую шекспировскую фразу, выбранную в качестве эпиграфа?
9. Подведение итогов
- Вы говорили, что вам понравился этот роман. А почему? Научил ли вас чему-либо пример Робинзона?
- Современна ли эта книга?
- Правы ли те исследователи, которые считают роман “Робинзон Крузо” гимном Человеку? Обоснуйте свою точку зрения.
10. Заключительное слово учителя.
В герое романа Д. Дефо, как мы с вами убедились, сочетаются и положительные, и отрицательные качества. Потому он нам и интересен. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком.
Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.
Домашнее задание: Написать сочинение “Чему учит нас роман “Робинзон Крузо” или Письмо господину Робинзону Крузо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English" ...
Конспект открытого урока 8 класс
Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси» Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...
Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»
Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne
5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА Zukunftspläne...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...