«Дедушка» Крылов и герои его басен
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Цели: образовательные – познакомить с баснями И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Обезьяна и зеркало», « Свинья под дубом», развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, активизировать мыслительную деятельность детей;
воспитательные – прививать интерес к творчеству замечательного русского баснописца, воспитывать нравственные качества: доброту, правдивость, критичность к себе;
коррекционные – развивать языковой слух, формировать внятное произношение, проводить коррекцию эмоционально-волевой сферы, работать над увеличением объема памяти.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Дедушка» Крылов и герои его басен
Автор: Бабий Ольга Антоновна
Цели: образовательные – познакомить с баснями И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Обезьяна и зеркало», « Свинья под дубом», развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, активизировать мыслительную деятельность детей;
- воспитательные – прививать интерес к творчеству замечательного русского баснописца, воспитывать нравственные качества: доброту, правдивость, критичность к себе;
- коррекционные – развивать языковой слух, формировать внятное произношение, проводить коррекцию эмоционально-волевой сферы, работать над увеличением объема памяти.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок.
Методы: словесные, наглядные, демонстрационные.
Оборудование: медиопроектор, экран.
План урока.
Части-блоки урока ( краткое содержание деятельности учителя и учащихся).
- Организационный момент.
( Проверка слухового внимания, установка на правильное произношение, знакомство с темой урока).
Задача: организация обучающихся.
- Работа с эпиграфом, посвященным творчеству баснописца (хоровое проговаривание).
Задачи: формирование внятности речи, внимания.
- Проверка домашнего задания (отгадывание кроссворда по биографии И. А. Крылова.
Задачи: повышать познавательный опыт учащихся, используя нетрадиционную форму опроса, развивать память, слуховое внимание.
- Работа по развитию слухового восприятия (прослушивание в записи отрывка притчи Эзопа « Ворон и Лисица»).
Задачи: формировать умение внимательно слушать и угадывать, какая басня Крылова написана на основе этой притчи).
- Работа по подбору антонимов к словам.
Задачи: расширить словарный запас учащихся.
6.Инсценирование басни «Ворона и лисица». Ответы на вопросы в режиме «учитель- ученик».
Задачи: проводить коррекцию эмоционально- волевой сферы детей.
- Работа над инсценировкой из школьной жизни.
Задачи: формировать умение соотносить поведение персонажа басни «Обезьяна и зеркало» с поведением героини инсценировки, учить внятному произношению.
7.Чтение басни « Свинья под Дубом» по ролям. Объяснение учащимися своими словами, в чем же мораль этой басни.
8 Проведение игровой викторины.
Задачи:
- уметь соотнести названия басен с иллюстрациями;
- повторить употребление существительных в форме родительного падежа, назвав героя басни, которого забыл нарисовать художник.
- развивать память, формировать умения продолжить крылатые слова из басен.
9.Итог урока.
Задачи: дать оценку работы учащихся на уроке, оценку их внимания и произносительных навыков. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
( Установка на правильную речь. Знакомство с темой урока.)
2.Работа над внятностью речи. ( Хоровое сопряженное чтение эпиграфа М. Исаковского о творчестве Крылова.)
«Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней».
3. Проверка домашнего задания. (Разгадать кроссворд по биографии И. А. Крылова.)
Вопросы к кроссворду (по горизонтали):
1. антоним к слову мартышка;
2.кем бы мог стать Крылов, если бы не стал писателем?
3.
4. Что было самым ценным в семье маленького Крылова?
5.
Читаем по вертикали слово «басня».
- Прежде чем подвести ребят к работе над басней « Ворона и Лисица», учащимся предлагается угадать, на основе какой притчи Эзопа была написана басня Крылова? ( На экране фотографии 3-х учителей, одна из которых читает в записи на магнитофоне начало притчи Эзопа « Ворон и Лисица».
Отрывок из притчи Эзопа: « Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Встала она перед Вороном и принялась его расхваливать…»
Учащиеся угадывают на слух, кто читал притчу и, как называется басня Крылова?
- На экране появляется иллюстрация к басне «Ворона и Лисица»
Инсценирование басни.
Ответы на вопросы учителя:
1.Кто главные герои басни?
2.Какие черты характера у Лисицы, у Вороны?
Вывод.
- Что высмеивает Крылов? Какие черты характера? ( глупость)
- Игра « Подбери к ловам антонимы».
Глупость-
Простодушие-
Беззащитность-
Жестокость –
Вежливость-
Слова для справок: доброта, грубость, наглость, хитрость, ум.)
Учитель: Вот такие черты характера встретите вы ни раз у героев басен И. А. Крылова.
- Инсценировка из школьной жизни «Посмотри на себя».
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно сценку из школьной жизни и скажите, какой персонаж и из какой басни напоминает эта девочка?
Сценка. Подходит девочка к учителю и начинает высмеивать недостатки одноклассников: «Маша плохо читает, а Люда опаздывает, а вот Лена « ха-ха-ха» совсем не умеет рисовать».
Учитель: А ты, Катя, хорошо читаешь?
Катя: Нет.
Учитель: А ты никогда не опаздываешь?
Катя: Опаздываю иногда.
Учитель: Ребята, когда человек не видит своих недостатков, а видит их только у других, какими словами из басни Крылова мы можем посоветовать Кате посмотреть на себя со стороны?
Учащиеся читают хором слова на экране из басни « Обезьяна и Зеркало»:
« Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, Кума, оборотиться…»
На экране иллюстрация « Обезьяна и Зеркало».
- Чтение по ролям басни « Свинья под дубом».
Учитель: Скажите в чем мораль этой басни своими словами.
Ученик: На дубе растут желуди. Свинья любит их есть. Но не понимает, что если корни дуба повредить, то засохнет дуб, и желудей не будет. Глупая свинья.
Учитель: Давайте прочитаем пословицы, созвучные морали этой басни.
Чтение пословиц « Не руби сук, на котором сидишь»,
« Не плюй в колодец. Может, придется из него водицы
напиться».
- Викторина по басням И. А. Крылова.
- Назвать басню по картинкам. ( Можно, с опорой на названия, написанные не по порядку.)
Басни: « Ворона и Лисица», « Слон и Моська», « Мартышка и очки»,
« Лебедь, Рак и Щука».
- Игра на внимание, зрительную память.
Учитель: Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, кого забыл нарисовать художник? ( Повторение употребления имени существительного в родительном падеже.)
3.Продолжите « Крылатые слова» из басен.
(Опора дается на экране с целью правильного произнесения фраз.)
Учитель читает за экраном начало фразы:
« А вы, друзья, как не садитесь…» (Все в музыканты не годитесь.)
«Кукушка хвалит Петуха …» (За то, что хвалит он Кукушку.)
«Ты все пела? Это дело…» (Так поди же, попляши.)
« Чем кумушек считать трудиться…» ( Не лучше ль на себя, Кума, оборотиться.»
4.Из каких басен строки?
«Пусть сохнет,- говорит Свинья,- Ничуть меня то не тревожит…» («Свинья под Дубом».)
«Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона!» (« Слон и Моська».)
« А Васька слушает да ест…» ( « Кот и повар».)
5 Итог урока.
Учитель: Вы увидели, ребята, что благодаря своей точности, простоте, многие строчки из басен вошли в разговорную речь. И вы убедились в этом.
Многие строчки из басен стали пословицами и поговорками. (Учитель показывает книгу « Крылатые слова», в которую вошли многие Крыловские слова из басен). И слова огромной благодарности мы должны сказать нашему баснописцу И. А. Крылову.
( На экране памятник Крылову в Петербурге).
Дается оценка речи и активности работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: прочитать выразительно самую писатель,- что мое имя после меня любимую басню И. А. Крылова.
Крылов И. А. – баснописец, драматург, прозаик, журналист.
Крылов Родился в Москве, детские годы прошли на Урале и в Твери.
Он рано узнал материальные лишения и еще подростком был вынужден работать.
В 14 лет он написал комическую оперу « Кофейница», в которой живо изобразил нравы провинциальных крепостников.
Одним из крупнейших событий русской литературной жизни было появление в печати первых басен Ивана Андреевича Крылова. В 1809 году они были изданы отдельной книжкой, а к концу 1810 года они составили 6 книг, в которых было около 140 басен.
Басни Крылова стали книгой мудрости самого народа.
Крылов создал более 200 басен, среди них « Ворона и лисица», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», « Слон и Моська» и многие другие.
По словам А. С. Пушкина, басенному творчеству Крылова присуще « веселое лукавство», «насмешливость», характерные для русского склада ума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку литературы "Дедушка Крылов и его басни"
Урок-концерт направлен на обобщение басенного мастерства И.А. Крылова. В ходе урока дети инсценируют басни, рассматривают мораль в изучаемых баснях. Презентация является сопровождением урока и использ...
" Герои басен И. Крылова рядом с нами..." Инсценирование басен. 5 класс
" Герои басен И. Крылова рядом с нами..." Инсценирование басен. 5 класс...
Урок - концерт "В гостях у дедушки Крылова" (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН ) 5 класс для начальной школы
Изучение басен Крылова И.А. вызывает всегда повышенный интерес у учащихся 5-х классов. Они с удовольствием их читают, декламируют и желают выступить с ними на сцене. 5 в классу было предложено на выбо...
Презентация по теме " Басенный мир И. А. Крылов"
Презентация предназначена для эмоционального настроя и лучшего восприятия басни. Басня «Ворона и Лисица» угодливое восхваление, лицемерие отвратильный, омерзительный не на п...
Внеклассное мероприятие "Дедушка Крылов"
Сценарий внеклассного мероприятия "Дедушка Крылов"...
Открытый урок литературы в 5классе И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен. 5-й класс
Урок - сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова. Все структуры урока сформированы исходя из поставленных целей и задач и были направлены на освоение новой темы.На уроке обучающиеся знакомятся с новы...
Проверочная работа по произведению Саши Чёрного «Люся и дедушка Крылов»
Проверочная работа по произведению Саши Чёрного «Люся и дедушка Крылов»...