Подготовка к написанию сочинения на тему «Сострадание» учащихся начальной и средней школы
методическая разработка по литературе
В статье рассматриваются практические советы для подготовки написания сочинения по теме "Сострадание" в рамках проведений творческих уроков русского языка по развитию речи. В изложенном материале дается обобщенная характеристика основных приемов реализации поставленной задачи в условиях реализации ФГОС НОО. Описанные приемы педагогической техники могут быть полезны учителям-предметникам начальной и основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka_uchitelya-slovesnika.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к написанию сочинения на тему «Сострадание» учащихся начальной и средней школы
В современном школьном обществе мы часто встречаем детей с индивидуальными особенностями здоровья, а также так называемых «детей-изгоев», которые имеют сложности в социальной адаптации в классе и с общением в целом. Эта проблема была актуальна всегда. Легко ли говорить с детьми о том, что кто-либо из их ровесников серьёзно болен или у кого-то есть специфические поведенческие проблемы? Вряд ли. Скорее всего беседа была бы либо излишне сентиментальна, либо, наоборот, проблема озвучивалась бы с ложным оптимизмом. К сожалению, мир устроен так, что «волшебные таблетки» бывают только в сказках, а в жизни мы видим суровую реальность с настоящим и искренним удивлением, а порой и испугом в глазах детей, впервые столкнувшихся с болезнями и личными трагедиями окружающих их людей. Однако задача перед учителями стоит другая: научить детей принимать любого ребёнка, любого человека с проблемами как физическими, так и ментальными таким, какой он есть.
Наверное, именно поэтому ребята, окончившие 9 класс средней общеобразовательной школы, пишут сочинение на экзамене по русскому языку на тему «Сочувствие и сострадание». Учитель-словесник прорабатывает с детьми эти понятия, объясняет их значение. Но для полного раскрытия темы недостаточно сухой проработки тезиса. Учащийся должен осознавать, что сочувствие к людям - признак цивилизованного общества, что понимание и вовлечение в чужую беду есть ключ к тому, что в обществе все люди будут относиться друг к другу с эмпатией, помогать и поддерживать всех, кто в этом нуждается. Данная проблема достаточно сложна для осознания её в целом, ведь для этого требуется жизненный опыт, который у подростков ещё недостаточно сформирован. Однако на ситуативных примерах друзей, знакомых или родных, а также литературных героев преподаватели способны развить у учащихся некоторые представления о данных качествах, что, несомненно, будет полезно при написании сочинения на такую непростую тему.
На самом деле с проблемой сострадания дети сталкиваются ещё в начальной школе. Сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» читали все. Девочка Женя сочувствует хромому мальчику Вите и самоотверженно отрывает последний волшебный лепесток, загадывая желание. Она хочет поиграть с новым знакомым в салки, а для этого необходимо сделать так, чтобы Витя стал здоровым. Это сказка, соответственно, и проблема здесь решается именно волшебством, благодаря магическому предмету - цветику-семицветику. Учитель может на уроке побеседовать с ребятами на тему внимания к особенностям других людей с помощью наводящих вопросов:
Как Женя получила волшебный цветок?
Какие желания загадывала девочка?
Все ли желания были полезными?
Было ли полезным последнее желание и почему?
Нужно ли помогать тем людям, кто в этом нуждается? Приятно ли это делать?
После ответов на вопросы можно подытожить беседу, рассказав о пользе добрых поступков, о том, что каждый человек в той или иной ситуации нуждается в помощи, поэтому нужно учиться видеть проблему другого, не смеяться над ней, а постараться помочь добрым делом.
Умная, добрая книга Владимира Железнякова «Чучело» рекомендована для внеклассного чтения в 6-7 классе. В этом произведении решается такой вопрос, как ответственность за свои слова и поступки, умение честно и самокритично их оценивать. Эти аспекты также важны для воспитания в детях чувства сострадания, умения ребят с другой стороны посмотреть на своих одноклассников, на их проблемы и переживания, желания поближе их узнать и радоваться общению с ними.
Проанализировать произведение «Чучело» можно следующими видами работы:
Подобрать ассоциации к слову «чучело» до прочтения текста и после.
Инсценировка особо волнительных эпизодов произведения.
Дать характеристику каждому из героев.
Беседа о мотивах каждого героя для того или иного поступка.
Творческие работы, презентации, рисунки.
Впечатления о прочитанном, описание чувств героев и собственных эмоций.
Рекомендация просмотра художественного фильма Ролана Быкова «Чучело».
На этапе рефлексии преподаватель может поговорить с детьми о том, что надо делать, чтобы пробудить милосердие в людях, и сформулировать вывод:
- Надо учиться прощать, уступать, создавать гармонию в общении, радоваться жизни.
- Надо посмотреть на себя со стороны и самому захотеть стать добрее и лучше.
- Надо помогать людям, уважать их, быть культурными.
- Надо стараться всем людям делать только хорошее.
- Не надо быть эгоистами, надо думать не только о себе, но и о других.
- Надо учиться понимать поступки других людей, понимать, почему они совершают тот или иной поступок и ради чего.
- Надо развивать в себе сочувствие, способность осознавать, какие чувства может испытывать человек при определённых обстоятельствах.
Современная культура не зря изображает горе индивидуума как общее дело, явление широкой вовлеченности. Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» можно прочитать и обсудить в 7 классе. Также можно посмотреть экранизацию данного произведения Ивана Твердовского и вместе с девочкой-колясочницей Леной Чеховой прочувствовать грань между страданием и надеждой на лучшее.
Вопросы для анализа произведения можно сформулировать следующие:
Как вы думаете, что такое класс коррекции? Какие дети обучаются в нем?
Почему при слове «милосердие» половина 7Е засмеялась?
Охарактеризуйте героя Юру Малькова? Что он понял про класс коррекции, в который пришёл?
Какое поведение было у ребят в данном классе? Как они относились друг к другу?
Какие эпизоды вам запомнились больше всего? Как поведение ребят их характеризует?
Согласны ли вы с мнением, что «жалеть людей нельзя - никому от этого пользы нет»? Ответ аргументируйте примерами из читательского и жизненного опыта.
Какова роль эпизода о пребывании героев в параллельном мире? Как эта история повлияла на ребят?
Какова идея данного произведения? Какой смысл финала повести?
В 8-9 классе можно посоветовать детям прочитать роман «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, который ярко демонстрирует читателям проблему взаимодействия личности с окружающей средой, а также внутренние конфликты личности, которые часто бывают причиной дезадаптации в мире.
На уроке можно поговорить о понятии «психологизм», сделать литературный анализ данного произведения с помощью следующих вопросов:
Как вы считаете, почему роман имеет название «Пролетая над гнездом кукушки»? В чем смысл названия?
Какова композиция данного произведения?
Какие проблемы раскрывает автор? Какие конфликты мы наблюдаем в романе?
Охарактеризуйте главного героя? О чем он мечтает? Какие цели он преследует и как?
Какова система персонажей в данном романе? Расскажите о наиболее значимых героях?
Опишите трагический финал произведения? Как вы считаете, добился ли главный герой своей цели или нет?
Анализ поможет ребятам сформулировать некоторое понимание о том, что современный социум может быть вовсе не доброжелательным к людям. В произведении сумасшествие подразумевается не как медицинский диагноз, а как символ глобальной социальной проблемы, безнравственность окружающего мира, которая может уничтожить морально абсолютно здорового и нормального человека.
Формулируя понимание проблемы сострадания и сочувствия, преподаватель может проводить тематические классные часы, на которых важно будет обсуждать актуальность данной проблемы. Нужно научиться разговаривать с детьми о сокровенном, помогать им довериться друг другу, ведь будет проще не только сформировать те или иные добродетельные качества, но и избежать многих проблем в любых коллективах. Нужно говорить о таких вещах, не обнадёживая тем, что существует панацея от всех бед и горестей, но и не запугивая детей излишним проявлением чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (С. Львов, "О сострадании...")
Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи...
Статья на тему: Особенности перехода учащихся из начальной в среднюю школу
При переходе у учащихся из начальной школы в среднею может возникнуть феномен школьной дизадаптации. Что же это такое? Нарушения приспособления личности школьника к сложным меняющимся усло...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся начальной и средней школы «И прекрасна, и сильна математика – страна»
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся начальной и средней школы «И прекрасна, и сильна математика – страна»...
Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.
Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)
Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ «BEGAMES” ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена проблеме формирования лексических навыков у учащихся начальной и средней школы. В статье предложен комплекс упражнений на ситуативно-игровой основе, условно названный «Begames»....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся всех профессий и специальностей на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
Учебно-методическое пособие позволит обучающимся подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку. В пособии даны подробные рекомендации по написанию сочинения, алгоритм...