ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ «BEGAMES” ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
статья на тему

Куртямова Татьяна Васильевна

Статья  посвящена проблеме формирования лексических навыков у учащихся начальной и средней школы. В статье предложен комплекс упражнений на ситуативно-игровой основе, условно названный «Begames». Автор опирается на теорию и практику в решении данной проблемы и ищет свои приемы и методы. Основное внимание автор акцентирует на необходимости использования данного подхода в процессе обучения учащихся начальной и средней школы иностранному языку. Создание подобного комплекса упражнений вызвано необходимостью повышения мотивации к изучению иностранного языка. Предлагаемый комплекс упражнений прошел апробацию и показал свою результативность. 

Ключевые слова и фразы:  мотивация к изучению иностранного языка,  ситуативно-игровая основа, формирование лексических навыков, игровые упражнения, проблемы сельской школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

13.00.00 Педагогические науки

Статья  посвящена проблеме формирования лексических навыков у учащихся начальной и средней школы. В статье предложен комплекс упражнений на ситуативно-игровой основе, условно названный «Begames». Автор опирается на теорию и практику в решении данной проблемы и ищет свои приемы и методы. Основное внимание автор акцентирует на необходимости использования данного подхода в процессе обучения учащихся начальной и средней школы иностранному языку. Создание подобного комплекса упражнений вызвано необходимостью повышения мотивации к изучению иностранного языка. Предлагаемый комплекс упражнений прошел апробацию и показал свою результативность.  

Ключевые слова и фразы:  мотивация к изучению иностранного языка,  ситуативно-игровая основа, формирование лексических навыков, игровые упражнения, проблемы сельской школы.

Куртямова Татьяна Васильевна, аспирант кафедры «Методика преподавания иностранным языкам» РГПУ им. А. И. Герцена; учитель английского языка

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского»

адрес mujishcola@inbox.ru

        

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ «BEGAMES”  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ  ШКОЛЫ

Несмотря на то, что вопросу  игровой организации в обучении иностранному языку посвящено большое количество работ, до сих пор не решена проблема поддержания интереса всех учащихся к изучению иностранного языка посредством игровых приемов. Согласно определению, данному в «Новом словаре методических терминов и понятий»  «игровые упражнения – это тип упражнений, построенных на основе использования игры как одного из видов  деятельности и средства обучения» [1, с. 75].

        На практике многократно убеждались в том, что большинство учащихся, особенно сельских школ, мало мотивированны на изучение иностранного языка. Трудности, возникающие на первом этапе обучения, снижают интерес и желание к изучению языка. Обстановка, в которой живут и обучаются дети в сельской местности, тоже не дает достаточно мотивации к изучению иностранных языков. Причины низкой мотивации очевидны в данной ситуации.

         Почти все учащиеся помнят свой первый урок иностранного языка, потому что он наполнен был ожиданием чего-то необыкновенного, прошел на высоком эмоциональном накале. Самым трудным для учителя оказалось сохранить и поддерживать это состояние, интерес к изучению иностранного языка. Как утверждает в своей книге Казанская В.Г. «интерес – это побуждаемая мотивами избирательная направленность человека на предметы и явления, имеющие для него жизненное значение и привлекательность»  [4, с.127].

        На практике мы видим, что дефицит лексического запаса проявляется во всех видах речевой деятельности: в речи и письме учащиеся употребляют однообразную лексику, и поэтому речь или письмо выглядят неестественными, лишенными лексической иноязычной вариативности, должной гибкости, что не соответствует возрасту учащихся и принятым нормам общения. При рецептивных видах речевой деятельности можно увидеть картину непонимания учащимися текстов, выполненных на иностранном языке. Необходимо оптимизировать «способы формирования и формулирования мысли посредством языка» [3, с. 24].

        Проведено значительное количество исследований, которые позволяют решить проблему формирования лексических навыков (Б.А.Бухбиндер, О.А.Бибин, Н.В.Добрякова, Н.Б.Гурвич, С.Ю.Ильина, В.А.Клименко, А.И.Мучник, С.Ф.Шатилов, А.М.Тимофеев, Э.И.Соловцова и др.).

        Можно назвать большое количество публикаций по решению данной проблемы. Проделана большая работа по организации изучаемого материала при обучении иностранному языку. К сожалению, все это не  становится руководством к действию в работе учителя. Недостаточный уровень методической компетенции педагогов, неумение и нежелание работать с научной литературой, нетребовательность администрации школ к повышению методического уровня  педагогов – все это вместе взятое создает не очень благоприятную картину.

        

Учителям  необходимо решение данной проблемы, и каждый из нас пытается создать свой  комплекс упражнений на ситуативно-игровой основе для формирования лексических навыков.

        Обучение должно проводиться на ситуативно-игровой основе. Это подтвердили результаты исследований в области методики преподавания иностранных языков в раннем возрасте (Люблинская А.А., Негневицкая Е.И., Пинегин А.А., Компанийцева Л.В. и др.), поскольку, в раннем учебном возрасте игра продолжает иметь такое же важное значение в жизни и развитии детей, как и в предшествующие годы, а коммуникативная направленность учебных игр создает реальные ситуации общения на иностранном языке.

        Ничего так не ждут с нетерпением учащиеся, как игры на уроке. Задача учителя в том, чтобы ненавязчиво  объяснять учащимся, что привлекательность игры была не в ее простой занимательности, а в том, что она должна обучать.

          Игра представляет собой упражнение, где многократно повторяется речевой образец  в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Именно упражнения, которые на первый взгляд представляют собой что-то нудное, надоевшее, могут превратиться в желанное, желаемое. Естественно, при  правильной организации и подходе.

По мнению многих методистов и психолингвистов, игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Умению создавать ситуацию «естественной коммуникации» надо учиться. Помогают в этом наблюдения за учащимися, знание возрастной психологии и, конечно, неукротимое желание достичь цели. По утверждению автора работ по игровой технологии Б.Д.Эльконина «Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при которой из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задача и нормы отношений между людьми» [10, с. 21].

Особенность учебного предмета «иностранный язык» состоит в том, чтобы обучать учащихся общаться, пользуясь средствами иностранного языка. Через общение в игровой деятельности происходит познание ребенком  мира, который его окружает. Игровые методы обучения возможно должны стать ведущими в системе методов.  

Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность. Здесь можно говорить о психологическом механизме игры, который тесно связан с мотивацией деятельности.

        Каждая игра дает возможность получить близкий результат и стимул к победе. Очень многое в игре  зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Познавательный интерес возрастает, стимулируемый успехом в игре.  Мыслительная деятельность ученика активизируется в игре.

         Зимняя И.А. в своей работе «Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке» пишет, опираясь на работы известных ученых: «Л.С.Выготский подчеркивает, что развивая мышление ребенка, необходимо ставить перед ним специальную задачу и дать ему средства для ее разрешения. Главное в обучении – научить ребенка мыслить» [3, с. 8].

Эту же идею поддерживает         Беляев Б.В., отмечая, что «самым главным и основным психологическим принципом обучения следует считать, на наш взгляд, принцип обучения мышлению на иностранном языке» [2, с. 36].

        В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете

        Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, благотворно сказывается на результате обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик может уже говорить наравне со всеми.

         В книге А.Н.Щукина «Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам» дается следующее определение «Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается  и совершенствуется поведение человека» [9, с. 111].

Опыт работы дает право утверждать,  как на важно осознание дидактических задач, решению которых способствует та или иная игра и на развитие каких психических процессов она рассчитана. Вместе с тем, игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение конкретными видами речевой деятельности.

         Наряду с высокой степенью мотивированности, отмечаются следующие черты игровой деятельности как средства обучения: отсутствие принуждения; индивидуализированная, глубоко личная деятельность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; комплексное развитие психических функций и способностей, учение с увлечением.

        Комплекс упражнений на ситуативно-игровой основе, предложенный автором статьи,  получил название BEGAMES. Выбрано несколько ситуаций: игры в лото, домино, игра в сыщика, игры с установкой «Будь быстрым, сообразительным!», «Будь удачлив!»

         Комплекс упражнений состоит из 6 компонентов: 1.Biloto; 2. Biatlon; 3.Вequick ; 4. Вeagle  5. Belucky; 6. Bimino. Компоненты – это игры для формирования лексических навыков по определенной теме. Для первого занятия можно использовать, например, 1, 2, 4 компоненты; для второго занятия 1, 3, 5. Я чаще всего использовала компоненты 1, 2, 3. Возможны различные варианты комбинирования игрового марафона. Во всех компонентах заложен один и тот же лексический материал.

 Комплекс упражнений дает возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

1.Билото. В игре участвуют  все ученики. Необходимо подготовить достаточное количество таблиц и жетонов. Перед уроком  учитель  объясняет своим помощникам (ассистентам и экспертам) в чем заключается их работа. Он регулирует действия ассистентов и экспертов на уроке.        Цели: формировать лексические навыки; развивать умение аудировать, читать,  развивать языковую догадку.                                                                        Объём игрового материала зависит от уровня обученности. Оптимальный вариант – 20-30 слов и выражений.  Темп – быстрый. Если в классе есть учащиеся с высоким уровнем обученности, им можно предложить роль экспертов (они стоят возле играющих и контролируют выполнение задания, могут оказать помощь).  

У каждого ученика на парте листок с таблицей, на которой 25 слов.  (Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Английский язык. К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман. Обнинск: Титул, 2011)

Weather

The sun

Cold

Bad

Autumn

To rain

The sky

Warm

Good

Summer

To snow

The wind

Sunny

Blue

Winter

To blow

Dark

Nice

Terrible

Spring

To shine

Light

Strong

Beautiful

Season

У каждого ученика набор жетонов, которыми он будет закрывать услышанное слово.    Ученики  работают с таблицей: читают слова, дают их перевод, могут перед игрой обратиться за помощью к эксперту или учителю. Ученики ждут  сигнала к началу игры. Учитель начинает называть слова на русском языке  (например: темно, сильный, светить, время года, солнечно,  …), не делает пауз. Действия учеников: услышать слово на русском языке, определить его значение на английском языке, начать поиск этого слова, читая слова в таблице

 Ученик, первый закрывший жетонами названные слова, должен крикнуть «Beloto!» Учитель вместе с экспертами проверяет правильность выполнения задания и только после этого объявляет результат. Предлагается три попытки.

 

  2.»Biatlon».

Цель: формирование и совершенствование лексических навыков.

 На игру приглашаются 2 ученика. Можно  пригласить трех или четырех учеников. Карточки со словами на английском языке размещаются на доске. В помощники себе учитель назначает ассистентов, которые должны записать имена участников игры и полученные баллы. Учитель называет слово на русском языке. Ученики бегут к доске, имитируя бег на лыжах, увидев карточку с запрашиваемым словом, касаются её рукой (делают выстрел).  Если задание сделано верно, ассистент (помощник учителя) записывает балл ученику. Ученики получают три попытки в этой игре.

SEASON              SUMMER                       STRONG               WARM       SKY

               COLD                     BEAUTIFUL                   TERRIBLE         TO RAIN

AUTUMN            WIND                             TO BLOW                     TO SHINE

             SPRING                 TO SNOW                        DARK             WEATHER

WINTER              LIGHT                       BLUE                             GREY

              NICE                    GOOD                       BAD                          SUNNY

3. «Вeagle» – сыщик.

Цель: развитие умения сочетать слова.

 В игре участвует вся группа. Карточки со словами разложены на парте. Ученики читают слова, вспоминают значение данных слов, если необходимо, прибегают к помощи учителя. Учитель называет слово на английском языке. ученики начинают поиски слов, которые сочетаются с этим словом. Желательно определить количество найденных словосочетаний. Это организует, ученики не задают постоянно вопросы, а играют. Тот, кто первым найдет необходимое количество лексически и грамматически правильно построенных словосочетаний, считается победителем.  Ассистент, назначенный учителем, делает необходимые записи на доске.

GOOD ---------WEATHER,   BLUE-----SKY,       WARM-----SUMMER, WINTER,

SEASON, AUTUMN, SPRING,   COLD-----WINTER,      GREY-----SKY,   NICE----

WEATHER,   …

4. «bequick» -  будь быстрым.

Цель:  развитие умения читать, аудировать, фонетическая отработка изучаемой лексики.

 В игре участвуют все учащиеся.  Они сидят на стульях полукругом, у каждого в руках карточки со словами на английском языке. Слова надо напечатать крупным шрифтом, чтобы ведущий мог хорошо видеть все слова и быстро их прочитать. Ведущий стоит перед игроками на расстоянии 2-3 метров. В роли ведущего в начале игры обычно бывает учитель. У него также есть карточка со словом. Он внимательно изучает все карточки  и затем громко называет два слова. Два ученика с названными словами должны быстро встать  и обменяться друг с другом местами. Делать это они должны как можно быстрее, иначе их место займет ведущий. Если ему это удастся, то ведущим становится проигравший игрок. Игра продолжается столько времени, сколько запланировано на данный урок. Ученики, ни разу не бывшие в роли ведущего, поощряются баллами.

GREY     SUNNY       AUTUMN       COLD      TERRIBLE     NICE     WEATHER     STRONG

ученик  ученик      ученик       ученик       ученик         ученик  ученик         ученик                            

SPRING (ведущий)

5. «Вelucky» - будь удачлив.

Цель: формирование лексических навыков, их совершенствование.

 Класс делится на несколько групп по 3-4 человека в каждой. Участники игры рассаживаются вокруг стола. Перед ними на столе разложены карточки со словами (20-30 слов). Учитель называет слово на русском языке. Кто первым взял карточку с эквивалентом названного слова на английском языке, получает балл. Можно предложить ребятам 3-5 попыток. Ассистент на доске записывает результаты игры.

6. «Вimino» - аналогия игры домино.

Цель: контроль знания лексики.

Для игры подготовлен набор слов (36 слов: 18 на русском языке. 18 на английском языке). За стол садится первая группа игроков. Каждый получает по 6 карточек.  Начинающий игру выкладывает на стол любую карточку. Например, слово «WEATHER».   Сидящий слева от него ученик должен закрыть ее подходящим для этого случая словом «погода». Если у него нет этого слова, он пропускает ход. Тот, кто имеет карточку со словом «погода», выкладывает эту карточку и получает возможность выложить свое слово. Например, слово «SKY»  Ее закрывает тот, у кого есть перевод этого слова. Побеждает тот, кто раньше всех выложит все карточки на стол и выйдет из игры.

WEATHER----------погода------SKY----------небо-----SUN---------солнце----WIND------

ветер----TO RAIN--------идет дождь-----TO SNOW------идет снег-----TO BLOW------

дует----TO SHINE-------светить-----LIGHT------светло----DARK------темно----WARM-

----тепло----COLD------холодно----STRONG-----сильный----BEAUTIFUL-----

красивый----NICE----чудесный----BLUE-----голубое----TERRIBLE-----ужасная----

GREY------серое.

 Необходимость создания своей игровой технологии чувствует каждый творчески работающий учитель. Но недостаточно только осознание этой необходимости, важно повышать методическую компетенцию учителей.         Какая пропасть лежит между теорией и практикой в обучении иностранным языкам очень хорошо прочувствовала я, человек, проработавший в школе более 30 лет и в данный момент продолжающий обучение в аспирантуре. Сколько нужного полезного, полученного в результате многочисленных исследований, могло пройти мимо меня.  

Комплекс упражнений можно использовать в течение всего урока или как этап урока. Он вызывает положительные  эмоции, ожидание чего-то интересного, необычного.  Ребята заходят в класс с вопросом «Будет ли снова игра на уроке?». Подобный прием рождает в душе детей желание бежать на урок ИЯ, они в предвкушении чего-то нового, интересного. Общеизвестно, что то, что изучается эмоционально, запоминается лучше.

Подобный приём можно использовать не так часто, как хочется. Учитель должен интуитивно чувствовать, когда придет время для «Игрового марафона». Перед игрой необходимо подготовить ассистентов (помощников учителя) и экспертов. В классе всегда найдутся ребята на эти роли. Есть возможность проверить себя в любой роли (игрок, ассистент, эксперт).

Литература

  1. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009 – 446 с.
  2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1965
  3. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке Книга для учителя. М., Просвещение, 1985 – 160 с.
  4. Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008 – 239 с.

  1. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Филоматис, 2010 – 186 с.
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978 – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков техники чтения через использование комплексов упражнения коммуникативной направленности.

Автор работы попыталась описать коммуникативный метод обучения младших школьников технике чтения, который отвечает их интересам и не вызывает особых трудностей....

Система упражнений для формирования лексических навыков чтения и говорения по теме «Человек»

Здесь подборка упражнений для формирования и развития лексических навыков чтения, говорения по теме "Человек"...

Методическая разработка: «Формирования лексических навыков при использовании ИКТ в процессе обучения немецкому языку»

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. ...

Использование ИКТ для формирования лексических навыков на уроках английского языка

Презентация к выступлению по теме "ИКТ на уроках английского языка"...

Система упражнения для формирования лексического навыка на материале УМК Lake Baikal Box (обучение лексике: Birds of Baikal)

При обучении лексики любое предложение можно назвать лексическим упражнением. Система лексических упражнений предполагают определенную концепцию на усвоение лексики. При составлении этой системы упраж...

Практическое использование метода TPR при формировании лексических навыков во 2 классе на базе УМК «Starlight»

Данная методическая разработка демонстрирует применение метода полного физического реагирования в работе со второклассниками...

Дополнительный комплекс упражнений, направленный на формирование навыков аудирования к УМК Ю. А. Комаровой «Brilliant English» для 11 класса

Дополнительный комплекс упражнений, направленный на формирование навыков аудирования к УМК Ю. А. Комаровой «Brilliant English» для 11 класса...