«Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
«Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе. Урок милосердия.
Цели:
- знакомство с понятием «литературный цикл»; выявление жанровых особенностей стихотворения в прозе, художественной идеи стихотворения в прозе «Нищий», особенностей поэтики произведения; демонстрация связи между различными видами искусства;
- формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстративным материалом, навыков комплексного анализа художественного текста в процессе самостоятельной исследовательской работы;
- формирование навыков работы в паре и группе;
- развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся в процессе выявления художественной идеи произведения – идеи равенства и братства всех людей, идеи милосердия.
Оборудование: тексты стихотворения, проектор, колонки, компьютер, слайдовая презентация, цветная бумага, магниты.
«Добрый мой читатель,
не пробегай этих
стихотворений сподряд…
Но читай их враздробь:
сегодня одно, завтра другое;
и которое - нибудь из них,
может быть, заронит тебе
что-нибудь в душу».
(Из предисловия
И.С. Тургенева к первому
изданию)
Человек, словно в зеркале мира, многолик:
он ничтожен и он же безмерно велик.
О. Хайям
Ход урока.
- Орг. момент. Приветствие класса.
Добрый день. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок: наш урок литературы я назвала уроком милосердия. Почему? – спросите вы. Я думаю, что в завершении нашего разговора вы самостоятельно сможете ответить на этот вопрос. А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи – стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий».
Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своми впечатлениями.
- Чтение учителем стихотворения в прозе «Нищий» (музыкальное сопровождение). Выявление первоначальных впечатлений.
- Какая картина возникла в вашем воображении?
- Сравните свои впечатления с картиной русского художника XIX века Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» (слайд 2). В чем разница между взглядом художника и сюжетом, описанным Тургеневым? (У Тургенева нищий получает подаяние, пусть и в виде рукопожатия, но получает, герой его не гонит. ) Уместно ли создание картины по мотивам стихотворения в прозе «Нищий»?
- Сообщение темы и постановка целей урока, формирование мотивационной установки.
Вы, наверное, уже поняли, что для ответа на поставленный в начале урока вопрос нам необходимо будет внимательно рассмотреть прозвучавшее только что произведение. Проанализировать его с точки зрения жанра, художественного оформления, лексико-семантической составляющей. Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе» и эпиграфы, которые я подобрала к нашей встрече. (слайды 3-4) Мы вернемся к ним процессе нашего разговора.
Но прежде чем двигаться далее, давайте определим круг понятий, которыми нам предстоит сегодня оперировать.
- Урок милосердия. Как вы понимаете значение этого слова? Какие морфемы мы можем выделить в этом слове? Связано ли значение с морфемной структурой слова? (милое сердце – доброе, милость, сердечность)
МИЛОСЕРДИЕ- это готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания. (толковый словарь русского языка А.Н. Булыко)
НИЩИЙ - -ая, -ее; нищ, нища, нище. 1. Очень бедный, неимущий. Н. скиталец. Нищая хибарка. Нищая жизнь (также перен.: бездуховная). 2. нищий, -его, м. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Подать нищему. * Нищий духом (устар. и книжн.) — лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый. II ж. нищая, -ей (ко 2 знач.). II прил. нищенский, -ая, -ое (ко 2 знач.). Нищенская котомка. (слайд 5)
- Как вы думаете, в каком значении употребляется это слово в заглавии стихотворения в прозе? (бедный, неимущий человек, живущий подаянием)
Слово учителя.
Вслушайтесь еще раз в голос автора:
«… А нищий ждал .., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» Попробуйте про себя услышать собственное чтение этой фразы… Почему столь необычным – лиричным, взволнованным, особенно проникновенным будет ваше чтение?
- Что же создал Тургенев – обычное, хотя и мастерское, прозаическое произведение? Нет, не обычное! Уже в своем названии сочетающее противоположные начала – стихотворение в прозе.
- А теперь мы подошли с вами к самому интересному понятию, сочетающему в себе практически противоположные понятия – стихотворение в прозе? Почему в этом термине такая последовательность слов: вначале стихотворение, а затем в прозе?
- Что отличает каждый из этих литературоведческих терминов? (Стихотворение – лирический жанр, передающий чувства лирического героя. Это ритмически организованный текст, который отличают определенные темп, ритм, рифма, эмоциональность.
Проза – нестихотворная литература, в противоположность поэзии, прозаический текст отличает сюжет, графическое оформление. )
Прочитайте, пожалуйста, еще раз произведение и попробуйте найти в «Нищем» черты прозаического и лирического текстов.
- (Работа по вариантам: 1 вариант – черты прозы, 2 вариант – черты лирики).
Подведение итогов работы спустя 3-4 минуты.
1: сюжет, прозаическая форма повествования; 2: небольшой объем, эмоциональность, субъективность, частое членение.
Обучающиеся представляют свои выводы и сравнивают их с выводами учителя, помещенными на слайдах 5-6.
4. Жанровое своеобразие.
«Стихотворения в прозе» принято назвать циклом. Цикл – это не простая подборка или совокупность сходных по теме произведений. В цикле непременно ставится и решается какая-то проблема. Тематический круг цикла Тургенева складывается из немногих тем: жизнь и смерть в их различных проявлениях. Жизнь предстает в разнородных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение. Назначение и высший смысл жизни - неустанная борьба со смертью, с забвением, с небытием. Стихотворениям цикла свойственна своего рода отрешенность от будничного правдоподобия; изображение создается немногими резкими чертами. Речь нетороплива, торжественна, приподнята, эмоционально насыщенна.
Повествование рассчитано на активное додумывание и сопереживание читателя, ибо каждый элемент этой структуры обволакивается множеством ассоциаций, намеков. Вспомните наш первый эпиграф. Тургенев рассчитывает на вдумчивого, внимательного читателя.
- Взгляните на первый эпиграф. К чему призывает нас писатель? Почему не рекомендует читать стихотворения в прозе подряд?
Дополнительная информация.
Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.
Я вспоминаю притчу современного писателя Тимура Зульфикарова. Молодой спросил у старого человека: «В чем мудрость жизни?» Старик ответил: «Когда я был молод, я смеялся над упавшим человеком, когда я стал стариком – плакал!»
- Как вы думаете, можем ли соотнести эту притчу с произведениями, написанными Иваном Сергеевичем Тургеневым на закате жизни? Каким образом? (Имея большой жизненный опят, человек начинает иначе смотреть и оценивать многое, что происходит вокруг. Недаром говорят, что с годами человек становится мудрее – он познает жизнь в самых различных, далеко не всегда приятных, ее проявлениях)
5. Исследовательская работа с текстом.
Литературное произведение – это живой организм, который имеет свое сердце, душу, ткань. И сегодня мы с вами постараемся проникнуть в глубины души выбранного текста, определить его идею, особенности художественного оформления. Первый этап нашей работы – смысловое погружение
1) Коллективная работа. Смысловое погружение.
- Заштрихуйте ключевые слова – смыслы. (Тексты у всех учащихся)
- С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? (Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука)
Найдите слова, употребленные в несвойственном сочетании (грязная, трепетная; он стонал, мычал; обглодала бедность).
Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор? Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] - нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал. опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.
• Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?
Стонал, мычал, прошамкал. Автор хочет передать состояние героя. Старику трудно говорить, голос героя становится все глуше.
• Найдите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.
Потерянный, смущенный, похолодевшие.
• Как называет лирический герой нищего? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики?
Лирический герой называет нищего «несчастным существом», нищим - 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), слово брат употреблено 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим).
Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.
2) Слово учителя
Лирический герой - единственный герой цикла, на которого неотрывно обращено внимание писателя. Его личность необычайно широка и богата. Человек сложный, мятущийся, он силен своим искренним интересом к самым различным сторонам жизни во всех ее проявлениях - прекрасных и безобразных. Ничто человеческое ему не чуждо.
• Как проявляет себя лирический герой в произведении И.С. Тургенева?
Синтаксическое погружение.
• Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно.
Предложения с многоточиями встречаются 7 раз.
• Какова функция многоточий в тексте стихотворения И. Тургенева?
С помощью многоточий передано крайнее волнение лирического героя.
• Какое образно-выразительное средство подчеркивает настроение лирического героя?
Риторическое восклицание «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!» передает возмущение и сострадание лирического героя.
• Сколько абзацев в стихотворении? О чем свидетельствует такое деление текста на абзацы? (жанровая особенность)
3) Слово учителя
Авторская речь освобождается от прозаичной, будничной отрывистости, она подчеркнуто упорядоченна, облагорожена в плане синтаксическом и лексическом.
В совокупности с изобилием пауз (краткие абзацы, обособления внутри предложений, авторские тире, цезуры) все это создает неповторимый ритм лирико-философской прозы - неторопливый, с повторами отдельных мотивов, с неоднократными возвращениями - наподобие встречного течения в речном потоке.
Такой ритм соответствует сложному, богатому настроению цикла и способствует возбуждению у читателя настроения, необходимого писателю для наиболее впечатляющего осознания его выводов.
4) Исследовательская работа с текстом по вариантам.
• Посчитайте количество употребляемых в тексте существительных (1 вариант), прилагательных (2 вариант), глаголов, причастий и деепричастий (З вариант), местоимений (4 вариант). О чем это свидетельствует? Каковы особенности лексики стихотворения?
Итоги работы. В тексте встречается много существительных (учитывая повторения), что свидетельствует о статичности изображенного. И.С. Тургенев стремился воссоздать картину действительности в мельчайших подробностях. Глаголы, причастия и прилагательные служат средством характеристики состояния героя. В тексте преобладает нейтральная и возвышенная лексика. В тексте немало местоимений, что придает ему оттенок искренности, взволнованности.
Ситуативное погружение.
- А как сегодня мы реагируем на просьбу подаяния? Часто на улицах наших городов можно встретить человека в лохмотьях? Изменилось ли отношение к этим людям со времен Тургенева?
5) Слово учителя
Тургенев стремился к тому, чтобы эта возвышенная, с философскими раздумьями речь пробудила отклик в читателе и вызвала в нем такие же чувства, отрешенность от обыденщины и благородную красоту переживаний.
6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.
• Какова главная мысль стихотворения в прозе «Нищий», его художественная идея?
Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий» - это призыв к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.
- Какое настроение – мрачное, безысходное, трагическое или благоговейное, ясно-спокойное, трепетное – вызывает это стихотворение? В каком цвете вы бы изобразили свои ощущения после прочтения? Поменялось ли ваше восприятие в течение урока? (Цветовая палитра создается учителем на доске на основе ответов обучающихся.)
- Вспомните вопрос, прозвучавший в начале нашего урока: почему наше занятие носит название урок милосердия? (Тургенев демонстрирует пример милосердия, сострадания и призывает к тому, чтобы хотя бы один маленький текст оставил след в душе читателя, не прошел стороной. И доказывает, что для воздействия на сердце, душу человека порой может быть достаточно одного слова. К сожалению, мы не всегда торопимся говорить такие добрые слова нашим друзьям и близким, родным и знакомым или незнакомым людям, нуждающимся в поддержке)
- Давайте обратимся к словам О. Хайяма. В чем их смысл? В чем вы видите величие человека, героя Тургенева?
А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.
Карта самоанализа
я на сегодняшнем уроке…
Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.
7. Домашнее задание.
Разбившись на группы (2-4 человека) подготовьте собственную презентацию одного из приведенных в учебнике стихотворений в прозе.
Дифференцированное задание (выберите 1 вариант из предложенных) :
- 1 вариант. На основе материала учебника и знаний, полученных на предыдущих и сегодняшнем уроках, подготовьте диалог «Разговор о жизни и творчестве И.С. Тургенева»
- 2 вариант. Попробуйте себя в роли писателя, сочините свое стихотворение в прозе и представьте его одноклассникам.
- 3 вариант. Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».
Литература
- Аркин И.И.Уроки литературы в 7 классе: Практ. методика: Книга для учителя/ И.И. Аркин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 253 с.
- Открытый урок по литературе: Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Редакторы-составители: И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. – 2-е изд. – М.: Лицей, 2001. - 420 с.
- Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие/ Ф.Е. Соловьева; под. ред. Г.С. Меркина – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...
Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"
Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...
Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"
конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....
Обобщение педагогического опыта на примера урока по стихотворению в прозе "Нищий"
Методическое выступление "Опыт работы по применению современных образовательных технологий на уроках литературы"...
Урок литературы в 7 классе в рамках ФГОС по теме "И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе "Нищий"
Данный урок разработан на основе программы по литературе для 7 класса Г.С.Меркина, ориентирован на умение анализа и интерпретации художественного текста. Учащиеся на уроке получат возможность совершен...
Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией. Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Тема поэта и власти в стихотворении.
подробный конспект урока с элементами тестирования, лекции, беседы и анализа...
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Воробей»
Задание для самостоятельной работы...