Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией. Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Тема поэта и власти в стихотворении.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
подробный конспект урока с элементами тестирования, лекции, беседы и анализа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl.derzhavin._vlastitelyam_i_sudiyam.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе.
Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией.
Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Тема поэта и власти в стихотворении.
Цель:
Знакомство с биографией и творчеством
Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя
Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры,
их горделивые разоблачал кумиры
А.С.Пушкин
Ход урока.
- Оргмомен.
- Проверка д\з-вопросы к оде Ломоносова
- Тест
1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства:
- романтизм
- классицизм
- сентиментализм
2. Определите хронологические рамки классицизма:
- конец 17 – начало 19 века
- 2-я половина 18 - начало 19 веков
- рубеж 18 - 19 веков – первая треть 19 века
3. В основе эстетики классицизма лежит:
- культ разума
- культ чувства
- культ природы
4. Какой из указанных признаков не характерен для эстетики классицизма:
- иерархия жанров
- опора на античные традиции
- интерес к внутреннему миру героя
- принцип трех единств
5. Назовите величайшего французского теоретика классицизма и его знаменитое произведение:
- Протопоп Авва́кум «Книга обличений»
- Жан Жак Руссо «Письмо к д’Аламберу о театральных зрелищах»
- Николя Буало, трактат «Поэтическое искусство»
- Джонатан Свифт «Бумаги Бикерстафа»
6. Теорию «трех штилей» разработал:
- М.В. Ломоносов
- Д.И. Фонвизин
- Г.Р. Державин
- В.К. Тредиаковский
1 – в) 2 – а) 3 – а) 4 – с) 5 – с) 6 – а)
- Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы продолжаем вести речь о литературе 18 века, эпохе классицизма в «Истории государства Российского» и лучших ее представителях. Философствующий, деятельный и блистательный XVIII век осознал, пленился и провозгласил идею человека-гражданина, идею служения и ответственности за судьбу Отечества, начиная от монарха и заканчивая последним солдатиком.
Одним из таких «служивых» людей, душу свою отдававший за други своя на всяком поприще, на котором ему доводилось пребывать, и был Гавриил Романович Державин.
Расскажите о Г.Р.Державине.
Г.Р.Державин родился в июле 1743 г. в Казанской губернии. Его родители - Роман Николаевич и Фекла Андреевна - были небогатыми дворянами. Отец Державина служил в армии и семье часто приходилось переезжать в связи с его переводами по службе. В 1754 г. Роман Николаевич вышел в отставку и умер. Забота о детях и хозяйстве легла на плечи Феклы Андреевны.
Хорошее образование в то время было практически недоступно детям небогатых провинциальных дворян. Так и Державин до 16 лет получал отрывочные знания от случайных преподавателей.
С 1759 г. по 1762 г. он учился в Казанской гимназии. За успехи был зачислен в инженерный корпус, но из-за путаницы с бумагами оказался солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. Вскоре вместе с полком стал участником переворота, заменившего на российском троне Петра III Екатериной II. Вследствие бедности по службе Державин продвигался медленно и только в 1772 г. был произведен в прапорщики. К этому же периоду относятся его первые невеликие успехи в поэзии
В 1773 г. мятеж под предводительством Пугачева принял масштабы, опасные для государства. Для подавления восстания Екатерина II поручила руководство войсками генералу А.И.Бибикову. Державин, понимая что других шансов продвинуться по службе у него нет, добился назначения к Бибикову в следственную комиссию. При подавлении мятежа Державин проявил себя храбрым и энергичным офицером, но неумение угодить начальству привело к тому, что наградами его обошли.
Деревни Державиных были разорены во время восстания, да еще Гаврила Романович имел неосторожность выступить поручителем за своего приятеля, поручика Маслова, долги которого стали требовать с Державина. Спас положение выигрыш в карты сорока тысяч рублей.
Попытки Державина добиться заслуженной награды закончились увольнением на гражданскую службу в чине коллежского советника и получением 300 душ крестьян в Белоруссии.
Это было ничтожно мало по сравнению с другими офицерами, служившими хуже Державина. В эти годы Гаврила Романович как поэт перешел от переводов к творчеству, начал определяться его поэтический стиль.
Найдя покровительство у князя Вяземского, Державин в 1777 г. поступил на службу в Сенат.
В следующем году он женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1760-1794). К этому времени денежные дела улучшились и помимо сенатского жалованья у Державина стало более тысячи душ крестьян.
В 1780 г. Гаврила Романович получил чин статского советника.
Ода "Фелица", в которой восхвалялась Екатерина II, была напечатана в 1783 г. Стихотворение Державина растрогало императрицу до слез и в награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцев.
Найдя покровительство у князя Вяземского, Державин в 1777 г. поступил на службу в Сенат.
В следующем году он женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1760-1794). К этому времени денежные дела улучшились и помимо сенатского жалованья у Державина стало более тысячи душ крестьян.
В 1780 г. Гаврила Романович получил чин статского советника.
Ода "Фелица", в которой восхвалялась Екатерина II, была напечатана в 1783 г. Стихотворение Державина растрогало императрицу до слез и в награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцев.
Конфликт с Вяземским, скрывавшим государственные доходы, привел к отставке Державина с сенатской службы, но с 1784 г. по воле Екатерины II он назначается губернатором Олонецкого края.
Борьба за законность с наместником генерал-губернатором Тутолминым закончилась поражением Державина, и года не пробывшего на этом посту.
Последовало новое назначение - тамбовским губернатором. Державин успел много сделать для просвещения Тамбовского края, но попытки отстаивать справедливость и нежелание "ладить" с высшими вельможами привели к смещению с должности в 1788 г. За годы, проведенные на губернаторстве, поэтическая слава Г.Р.Державина возросла.
Стремясь ограничить власть Сената, Екатерина II в 1791 г. назначает Державина своим кабинет-секретарем с задачей выявления нарушений закона в сенатских документах.
Но и на этом посту его характер остался прежним: не угодив императрице, Державин в 1793 г. был отставлен от должности и назначен сенатором. При той малой роли, которую играл Сенат, это было знаком немилости. Награждение орденом Владимира II степени и присвоение чина тайного советника были слабым утешением. И в Сенате своим правдолюбием Гаврила Романович нажил себе много врагов.
В 1794 г. умерла жена Державина, Екатерина Яковлевна. В 1795 г. Гаврила Романович женился второй раз, на Дарье Алексеевне Дьяковой (1767-1842). На сестрах Дьяковой - Александре и Марии - были женаты два других поэта того времени, Василий Васильевич Капнист и Николай Александрович Львов, с которыми Державина связывали не только родственные отношения, но и дружба
При царствовании Павла I Державин занимал должности правителя канцелярии Сената, государственного казначея. После прихода к власти Александра I Гаврила Романович в 1802-1803 г.г. был министром юстиции.
Уйдя в 1803 г. в отставку Державин много времени проводил в имении Званка (Новгородская губерния), купленном в 1797 г. на приданое Дарьи Алексеевны. На отдыхе поэт занялся работой над собранием своих сочинений, первые четыре тома которого были изданы в 1808 г. Державин участвовал в работе Беседы - общества любителей Российской словесности.
В 1815 г. поэт был на экзамене в Царскосельском лицее и растрогался, слушая Пушкина.
Умер Державин в июле 1816 г. в новгородском имении Званка и был похоронен в Петербурге.
- Вспомните, пожалуйста, факты из жизни этого человека, которые вас поразили.
- Прослужив солдатом, он стал губернатором, сенатором.
- Был секретарем императрицы, министром.
- Был свидетелем многих царствований: от Елизаветы Петровны до Александра 1
- Восхищался личностью Суворова и посвятил ему стихотворение «Снегирь»
- Участвовал в дискуссиях «Бесед любителей русского слова»
6. Принимал участие в подавлении восстания Пугачева…
Целеполагание. На сегодняшнем уроке вам предстоит открыть для себя другого Державина: не только обличителя пороков самодержавия, но человека, черпавшего свои силы в христианских истинах, человека, строго чтившего библейские законы и связавшего воедино в своем творчестве древнюю библейскую мудрость, европейскую историю и российскую современность. Слайд 1а. Неслучайно в качестве эпиграфа сегодняшнего урока я взяла во многом пророческие слова самого поэта.
- Как вы думаете, о чем нам предстоит говорить на сегодняшнем уроке?
- В какой книге заключены ответы на все вечные вопросы? (В Библии)
В 1787 году Державин написал свое произведение «Ода. Извлечение из псалма 81», позже названное им «Властителям и судиям», с которым ним и предстоит познакомиться. Данное стихотворение - смелая поэтическая разработка 81-го псалма.
Прежде, чем проанализируйте оба названия и подумайте, значение каких слов вам неясно.
Псалом - религиозная песнь. Авторство большинства библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду.
Псалтирь - 19я книга Ветхого Завета. Состоит из 150 псалмов.
- Как вы думаете, почему Державин изменил название? (Во втором варианте сразу заявлен адресат)
- Куда перемещены смысловые акценты? (Из духовной сферы на землю. Уточнил, что метил не в царей а прежде всего, в плохо исполняющих свои обязанности вельмож и судей)
- Работа с текстом.
Чтение стихотворения.
- Как вам показалось, о чем это стихотворение? Определите тему. Как она связана с исторической обстановкой того времени и отражена в эстетике классицизма?
Поможет вам ответит на эти вопросы небольшой тест. Внимание на экран
- Вспомните историческую обстановку и основные проблемы, волновавшие умы передовых людей того времени.
(Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. — это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве).
- Как, по вашему мнению, исторические реалии нашли отражение в литературе?
(Русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных).
Современники Державина знали, что во время французской революции(1789 по 179) якобинцы распевали 81-ый псалом как революционный гимн, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
Так что характеристика «якобинский» выражала явную угрозу.
Вывод: таким образом, именно Державин актуализировал в традиции творческого восприятия псалмов проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, по сути своей, перекидывающую мостик от времен протопопа Аввакума к поэтам-декабристам. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое всегда «ново» и поистине вечно.
- Предлагаю обратиться к библейскому тексту. Но прежде приведем церковное толкование интересующего нас псалма архиепископом Иринеем:
- Чему уподоблены правители и сильные мира сего? (Богам («Бог ста в сонме богов»). Что такое сонм?
Сонм - Собрание, толпа, множество. Перед сонмом теней воспою я бесстрашную гибель мою. Полежаев. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
Т.Е. богов множество…
- Почему же Державин конкретизирует эту мыль и добавляет прилагательное «земные»? Как это связано с названием оды? (Конкретизирует свое гневное обличение).
- В чем заключается «жанровая» специфика оды? (Напоминает аргументированную ораторскую речь).
- Назовите признаки ораторского стиля.
- Монолог.
- Обращение к многочисленной аудитории.
- Цель: убедить, вразумить.
- Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер .
- Эмоциональная насыщенность.
- Использование специальных художественных приёмов, изобретательных и выразительных средств языка.
- Полемичность.
- В чем особенность композиции? Сколько частей вы бы выделили в стихотворении и что бы положили в основу деления? (Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части. В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа).
- Почему поэт объединяет 1 и 2 стихотворение псалма в одной строфе? (Чтобы с первых строк прояснить тему оды)
- Посмотрите, каких строк из 2й строфы нет в синодальном переводе. Какой эффект их включением достигается? (Локализуется в пространстве и времени содержание упреков «земным богам»)
- Что, по мнению Державина, являет главной причиной злоупотреблений? (Нарушение законов и взяточничество).
- Обратимся к 4 строфе.
-Что становится предметом обличения поэта и какие грехи бичуются в библейском тексте? (Поэт предпочитает исторически конкретные обвинения, нежели указание на нравственно-духовное состояние души творящих неправду: мзда, то есть взятки, поборы, закрывает глаза властителям)
Око, ока, мн. очи, очей и (старин. редко) Очеса, очес, ср. (книжн. -поэт. , ритор. устар. и нар. -поэт. ). Глаз. Он потупил грозны очи. Пушкин.
Очеса к земле преклонены. Жуковский.
Мзда - награда, плата, вознаграждение. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
Зыблет - Колыхать, колебать, качать. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
- Почему появляется глагол «не внемлют»? (имея уши – на слышат, имея глаза – не видят)
Внемли - (поэт. устар.книж.) Слушать кого-что-нибудь, устремлять внимание на кого-что-нибудь.
-. Не видя слез, не внемля стона. Пушкин. Внемли с улыбкой голос мой. Пушкин. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
- В чем различие между библейским толкованием и видением поэта? (Поэт лишь напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом).
Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры, их горделивые разоблачал кумиры
А.С.Пушкин
- Как перекликается сегодняшняя тема и слова А.С.Пушкина? Выразите своё мнение, отношение к высказыванию поэта о творчестве Державина
- Тем не менее, к чему призывает поэт в последней строфе? Почему? (Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти).
- Отличается ли такая интерпретация от библейского текста? (В Библии этот мотив сурового наказания царей отсутствует, таким образом, в данном случае поэт, подобно всем христианам, прочитывает ветхозаветный текст через призму новозаветных истин).
- Благодаря какому приему ничтожность царей, их человеческая слабость становятся особенно ощутимы? (Благодаря антитезе царь – раб):
- Почему в четвертом четверостишии звучит обращение: «Боже правых»?
- Что значит правый? (Ходящий прямым путем)
- Какое здесь подразумевается противопоставление? («Правый — лукавый»).
Лукавый - 1. Коварный, хитрый. Лукавый человек. 2. в знач. сущ. лукавый, лукавого, м. Бес, дьявол, сатана, нечистый Лукавый попутал. Происходит от лучить, отщеплять, означает изворотливый. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Ветхий Завет, псалом 1)
Вывод:
- К чему призывают последние строфы библейского стиха? (призывают Бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд)
- Как этот призыв реализуется в произведении Державина? (Последняя строфа содержит в себе призыв к неизбежной каре земных властителей).
Исследователи называют Державина одним из самых христианских писателей русской литературы. Гражданская поэзия, облеченная в библейскую форму, перейдет из XVIII в XIX век. Вслед за стихотворением «Властителям и судиям» появятся пушкинский и лермонтовский «Пророк», «Думы» Рылеева, произведение Грибоедова «Давид», а также переложения псалмов поэтами-декабристами.
Домашнее задание:Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. «Недоросль» Своеобразие, основ ной конфликт пьесы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Где добродетель обитает». Тема праведного и неправедного суда в лирике Г.Р.Державина (на примере стихотворения «Властителям и судьям)
Сопоставительный анализ текста стихотворения и 81 псалома...
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...
Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям».
Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям». Цели урока: познакомить...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ героини русских народных сказок в стихотворениях русских поэтов ХХ века" (по стихотворениям Д. Кедрина "Аленушка" и А. Прокофьева "Аленушка")
Урок представляет собой сравнительный анализ двух одноименных стихотворений...
Технологическая карта урока: «Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего»
Познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина, на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать...
Тема дружбы в поэзии татарского поэта Хади Такташ (в стихотворении «Иптәшләр»)
Укучыларны Һади Такташ поэзиясе белән тирәннән таныштыру...