Методическая разработка "Литературная гостиная"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Велибекова Валентина Николаевна

Программа по рузвитию чтения 5-8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literaturnaya_gostinaya.docx54.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №174

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

Решением Педагогического совета
государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №174
Центрального района Санкт-Петербурга

Протокол № 6 от 19.05.2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор
государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №174
Центрального района Санкт-Петербурга

___________________ О.В.Финагина

Приказ № ___ от 01.09.2018 г. С 01.09.2018 г.

Программа

курса внеурочной деятельности

«Литературная гостиная»

2018-2019 учебный год

Всего часов на учебный год: 34 часов

Количество часов в неделю: 1 час

 

                                                       

                                                                          Составитель:

                                                                                                              Педагог-библиотекарь

Велибекова Валентина Николаевна

Санкт – Петербург

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена на основе нормативно-правовых документов:  

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Учебный план ГБОУ школы №174 Центрального района Санкт-Петербурга на 2018-2019 уч. год;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, глобальный характер процессов информатизации, невидимые темпы роста информационных технологий – все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры – информационной культуры личности.
           Под информационной культурой подразумевается: систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.
      Современная система образования призвана формировать умение ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.
Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в первую очередь формируется в школе. И шкальная библиотека играет самую активную роль. Она служит прекрасной питательной средой для трансформации и воспроизводства читательской культуры и литературного вкуса.
      Только работа в библиотеке с многообразием первоисточников может дать ученику широкий спектр факторов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир.
Обучение школьников основам библиотечно- информационной культуры является неотъемлемой частью работы любого школьного библиотекаря. Это требование отражено в Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения во второй части «Основные задачи»: формирование навыков независимого библиотечного пользователя – обучение поиску, отбору и критической оценке информации. Соответственно из этого вытекают цели и задачи программы «Основы информационной грамотности школьника».
        Книги содержат в себе опыт прошлых поколений, накопленные человечеством знания. Велика роль книги в воспитании человека, в формировании его нравственного и морального облика. Она учит и  как поступать в том, или ином случае.

Библиотекарь поможет отыскать в океане изданий самое главное. Библиотекарем может стать каждый, кто любит людей и книги, кто по натуре любит быть среди людей, помогать им.

Данная программа поможет сформировать коммуникативные качества у ребят, а также научит пользоваться библиотекой и самостоятельно работать с различными источниками информации.

        Курс «Литературная гостиная» является частью системы педагогической, информационной и организационной поддержки процесса самоопределения учащихся при выборе профессии.

Цель программы:

 Формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, в создании сплоченного коллектива из учащихся разных классов, который бы оказывал ощутимую помощь в работе библиотеки со всеми читателями: в информационной, массовой и индивидуальной работе.

Задачи программы:

  • приобщать детей к чтению;
  • продолжить пропаганду ценности чтения и книги;
  • формировать правила обращения с книгой.
  • познакомить обучающихся с историей создания книги и историей развития библиотек и библиотечного дела;
  • развивать приобщение к правилам хранения и обращения с книгой, знакомство со способами обнаружить и устранить появившиеся дефекты, устранить повреждения.
  • формировать у обучающихся культуру поведения в общественных местах.

Формы организации курса:

  • литературные игры
  • диспуты и обсуждения
  • уроки информационной культуры
  • путешествия по страницам книг
  • проекты
  • конкурсы
  • виртуальные экскурсии

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная»

        Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения. Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека.

Можно развивать способность к самостоятельной творческой активности в библиотечном кружке, на занятии по внеклассному чтению и другими, присущими библиотеке формами.

Раскрывая перед учащимися премудрости пользования библиотекой, библиотекарь рассеет его опасения относительно загадочности, сложности или непостижимости этого мира. Библиотекарь видит свою цель в том, чтобы убедить ребенка в необходимости освоения библиотечной грамоты и внушить ему веру в собственные силы. Воспитание коллективизма, формирование навыков самостоятельной работы, формирование элементов творчества, познавательной активности.

 Умение вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие. Воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, экономное отношение к материалам, ответственность за порученное дело.

 Умение предопределять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам и по внешним приметам. Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие или аннотация, послесловие. Умение самостоятельно воспринимать и характеризовать избранную книгу в целом, прочитать произведение и воссоздать прочитанное по эпизодам.  Умение доводить начатую работу до завершения.  Умение подобрать интересный материал для школьного сайта.  

Описание    места курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная»   в учебном   плане

Курс рассчитан на возраст детей: 5-8 класс                                                                                                                                                                           Срок реализации: 2018 -2019 учебный год

Количество часов: по программе: 34 часа

Ожидаемые результаты.

В результате освоении программы  «Литературная гостиная» формируются следующие

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с библиотекарем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

1) Умеет использовать комментарии (авторские, переводчика, редактора, подстрочные) в конце книги, применяет справочный аппарат книги. Самостоятельно составляет список литературы для индивидуального плана обучения. При обнаружении в книге дефекта – умеет его устранить: переплести, подклеить книгу.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • понимание целостности литературы и разнообразия литературных произведений
  • осознание эстетической, исторической, культурной ценности книги, уважительное отношение ней.
  • потребность к сохранению книги.
  • овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • прилежание и ответственность за результаты обучения
  • активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении творческих проектов.
  • способность к самооценке на основе наблюдения.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • умение создавать разнообразные проекты;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
  • способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно- познавательных и учебно – практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение доступных способов работы с книгой и историей создания книги;
  • владение навыками сопоставления книги с исторической эпохой и автором.
  • владениями знаниями о выдающихся произведениях и писателях.

Примерные виды контроля учебных достижений по курсу: устный опрос, викторина, написание сочинений, доклады, творческие практические работы – проекты, презентации.

Содержание тем учебного курса

Название тем

Кол-во часов

Содержание темы

1.

Введение

1

Ознакомление с курсом «Основы информационной грамотности учащихся 5-8 классов», основными темами, которые будут изучать в течение года.  Выставка «Чудо, имя которому – Книга». Опрос детей по теме беседы. Просмотр мультфильма «Смешарики в библиотеке», «Дора идёт в библиотеку»

Форма занятия: беседа, игра «Поле чудес»

2.

История возникновения письменности

2

1.Узелковое письмо-квипу. Письмо из бус и разноцветных морских раковин – вампулы. Предметное письмо. Наскальные рисунки первобытных людей. Появление папируса в Египте. Изготовление глиняных табличек в Шумерах. Бамбуковая книга в Китае.
2. Церы – деревянные книги. Изобретение пергамента в городе Пергам. Берестяные грамоты на Руси. Изобретение бумаги в Китае. Использование бумаги в настоящее время.
3. Появление письменности у людей. Первые наскальные рисунки – пиктография. Упрощение рисунков, возникновение идеографического письма.
4. Древнейшие системы письма: египетское письмо, ассиро-вавилонская клинопись, китайская письменность.
5. Появление первого древнейшего алфавита и его распространение среди многих народов. Появление греческого, латинского и славянского алфавитов.
6. Жизнь Кирилла и Мефодия. Изобретение ими новых алфавитов: глаголицы и кириллицы.
7. История первых рукописных книг. Виды древнерусского письма: устав, полуустав, скоропись, вязь. Их особенности и различия.
Формы занятий: беседа по новой теме, вопросы для повторения, показ мультимедийной презентации.

3

История появления библиотек

1

1. История знаменитых библиотек древности. История библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала в городе Ниневия и Александрийской библиотеки. Александрийская библиотека в наши дни.
2. Появление первой древнерусской библиотеки при Ярославе Мудром. Монастырские библиотеки. Российская государственная библиотека в наши дни.
Формы занятий: беседа по новой теме, вопросы для повторение материала.

4

История развития книгопечатания

2

1. Краткая история книгопечатания. Жизнь и деятельность Иоганна Гутенберга.
2. Жизнь и деятельность Ивана Федоровича и Петра Мстиславца. Первые печатные книги на Руси. Значение деятельности московских первопечатников.
3. Процесс создания современной книги от написания рукописи до выхода в свет готового издания.
Формы занятий: беседа по новой теме, вопросы для повторение материала, игра «Аукцион».

5

Книга как предмет искусства

4

1. Древнерусская книга как предмет искусства. Основные элементы оформления древнерусской книги: иллюстрация, миниатюра, книжная миниатюра, заставка, концовка, инициал, орнамент. Средневековый переплет.
2. Современное понимание искусства книги. Виды иллюстраций: оригинальные, предметно-показательные иллюстрации, схемы, чертежи, иллюстрации-действия, фронтиспис. Виды изданий: уникальное издание, редкое, «говорящая» и миниатюрная книга.
3. Современное оформление книги: обложка, переплет, суперобложка, форзац, тетрадь, книжный блок, корешок, колонцифра, колонтитул.
4. Жизнь и творчество художников-иллюстраторов: Е. И. Чарушин, И. Я. Билибин, Т. А. Маврина. Особенности их рисунков.
5. Экслибрис – маленький книжный знак (3 часа). История появления экслибриса. Его назначение. Творческий урок по созданию экслибриса для школьной библиотеки.
Формы занятий: беседа по новой теме, вопросы для повторение материала, творческий урок по созданию экслибриса школьной библиотеки.

6

Бережное отношение к книге

4

1. Бережное отношение к книге. Чего боится книга: грязных рук, дождя и снега, жирных пятен и т.д. Как правильно перелистывать страницы, подчеркивать нужные места.
2. Ремонт книг.
Обучение учащихся простейшему ремонту книг. Подклеивание разорванных страниц, приклеивание выпавших страниц, склеивание форзаца с книжным блоком, отбеливание пятен с помощью лимона.
3. Изготовление простейших книг своими руками.
Формы занятий: беседа, ремонт книг, изготовление книги своими руками.

7

Современные способы передачи и хранения информации

2

1. Что такое информация? Определение понятий «Источник информации» и «приемник информации», способы получения информации.
2. Определение понятий «кодирования информации», «носитель информации». Виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.
Формы занятий: беседа, ребусы, тестирование.

8

Справочный аппарат книги

1

1. История титульного листа. Назначение титульного листа, авантитула и колонтитула. Знакомство со сведениями, расположенными на титульном листе: автор, название, редактор, художник, переиздание, год издания, место издания, серия.
2. Научно-справочный аппарат книги. Назначение аннотаций, оглавления, предисловия и условных сокращений. Различные виды вспомогательных указателей: алфавитно-предметный, именной, географический.
Формы занятий: беседа по новой теме, вопросы для повторение материала, эксперимент, представление книги.

9

Библиотека – информационный центр школы

2

1. Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал. Основные функции этих отделов. Назначение читательского формуляра.
2. Определение понятия «фонд библиотеки». Назначение и структура алфавитного каталога. Применение авторского знака в работе библиотеки.
3. Назначение и структура систематического каталога. Шифр хранения книги. Отделы библиотеки.
4. Расстановка фондов в школьной библиотеке.
5. Реклама книг из отделов естественно-научной литературы и техники.
6. Реклама книг из отдела по искусству. Чем обогащает человека данная литература.
Формы занятий: беседа по новой теме, обзор книг, экскурсия.

10

Основные формы работы с книгой

3

1. Библиографическая запись. Назначение библиографической записи. Правильное оформление цитат и списка литературы.
2. Привитие учащимся вкуса к медленному чтению, глубокому осмыслению прочитанного.
3. Показ индивидуальности переводчиков на примере перевода одного произведения.
4. Дневник чтения. Записи о прочитанном. Назначение дневника чтения. Правила ведения дневника. Отработка навыков по ведению дневника.
Формы занятий: беседа, громкое чтение, практическое занятие по ведению дневника и правильному оформлению цитат и списка литературы.

11

Справочные издания

5

1. Определение понятия «справочное издание». Виды справочных изданий: универсальные и отраслевые. Обзор справочных изданий, имеющихся в школьной библиотеке.
2. Словари. Жизнь и деятельность В. И. Даля. «Толковый словарь живого великорусского языка». История возникновения словарей. Виды современных языковых словарей: орфографический словарь, словарь синонимов, толковые словари, словари иностранных слов; отраслевые энциклопедические словари. Отработка навыков пользования словарями.
3. Назначение и виды справочников. Расстановка материала в справочниках: алфавитная, систематическая, хронологическая. Отработка навыков пользования справочниками.
4. Энциклопедии. Виды энциклопедий: универсальные и отраслевые. Отработка навыков по поиску информации в больших универсальных энциклопедиях.
5. Повторение. Отработка умения находить нужную информацию в справочных изданиях.
Формы занятий: беседа, обзор книг, тестирование, эксперимент, игра «Цветик-семицветик»

12

Заключительная игра

2

Повторение и закрепление всех тем.
Формы занятий: игра.

Календарно-тематический план курса

№ п/п

Название тем

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Вводное занятие. Что такое книга

1

Материалы для письма в древности

1

Виды древнерусского письма

1

История древнейших библиотек

1

Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга

1

История развития книгопечатания

1

Структура книги

1

Художники детской книги: В. Конашевич, Е. Чарушин, Е. Рачёв. Роль и значение иллюстраций

1

Экслибрис-маленький книжный знак

1

Фотоконкурс «Я читаю!»

1

Правила обращения с книгами. Ремонт книги

1

Изготовление книги своими руками

1

Мультимедийный урок «История появления. Виды и типы закладок»

1

Сделай сам закладку

1

Информация. Источники и приемники информации. Способы получения информации

1

Что такое буктрейлер?

1

Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталоги. Картотеки. Алгоритм поиска информации.

1

Расширение представлений о библиотеке. Виды каталогов

1

Поиск литературы в фонде (практическое)

1

Библиографическая запись

1

Сравнение переводов одного произведения. Развитие навыков творческого чтения

1

Запись о прочитанном. Дневник чтения

1

Справочный фонд библиотеки. Владимир Иванович Даль: медик, лексикограф, писатель

1

Словари (практическое)

1

Поиск информации в универсальных энциклопедических словарях (практическое)

1

«Книжкины именины»

2

Составление сценария к «Дню птиц»

1

Проект «Мамино сердце» - создание рукописной книги, посвящённой нашим мамам

2

Литературная викторина по рассказам В. Ю. Драгунского

1

Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы

1

Книжное царство – премудрое государство: литературная игра

1

«Книжкина больница»

1

Итоговое занятие. Рекомендации по летнему чтению

1

Итоговое занятие. Рекомендации по летнему чтению

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Семейная гостиная"

методическая разработка занятия с родителями в хореографической студии с детьми 4-6 лет....

Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"

Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...

Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"

Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Литературно – музыкальная гостиная «Всё о любви…»

Данное мероприятие  было подготовлено и проведено в рамках внеклассной работы по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа н...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «С праздником 8 марта, дорогие!» ( семейная гостиная по Щурковой )

Данное мероприятие проводиться с учащимися 3 класса. Учащиеся рассказывают стихи, поют песню,показывают шуточные сценки...

Методическая разработка литературно-музыкульная гостиная « Семья наш тыл и наша сила».

Данное мероприятие помогает ребёнку сформировать представления о том,  что настоящий сын и дочь берегут покой  членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, ум...