Методическая разработка "Литературная гостиная"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Программа по рузвитию чтения 5-8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_literaturnaya_gostinaya.docx | 54.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №174
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО Решением Педагогического совета общеобразовательного учреждения Протокол № 6 от 19.05.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор общеобразовательного учреждения ___________________ О.В.Финагина Приказ № ___ от 01.09.2018 г. С 01.09.2018 г. |
Программа
курса внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
2018-2019 учебный год
Всего часов на учебный год: 34 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Составитель:
Педагог-библиотекарь
Велибекова Валентина Николаевна
Санкт – Петербург
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
- Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Учебный план ГБОУ школы №174 Центрального района Санкт-Петербурга на 2018-2019 уч. год;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, глобальный характер процессов информатизации, невидимые темпы роста информационных технологий – все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры – информационной культуры личности.
Под информационной культурой подразумевается: систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.
Современная система образования призвана формировать умение ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.
Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в первую очередь формируется в школе. И шкальная библиотека играет самую активную роль. Она служит прекрасной питательной средой для трансформации и воспроизводства читательской культуры и литературного вкуса.
Только работа в библиотеке с многообразием первоисточников может дать ученику широкий спектр факторов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир.
Обучение школьников основам библиотечно- информационной культуры является неотъемлемой частью работы любого школьного библиотекаря. Это требование отражено в Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения во второй части «Основные задачи»: формирование навыков независимого библиотечного пользователя – обучение поиску, отбору и критической оценке информации. Соответственно из этого вытекают цели и задачи программы «Основы информационной грамотности школьника».
Книги содержат в себе опыт прошлых поколений, накопленные человечеством знания. Велика роль книги в воспитании человека, в формировании его нравственного и морального облика. Она учит и как поступать в том, или ином случае.
Библиотекарь поможет отыскать в океане изданий самое главное. Библиотекарем может стать каждый, кто любит людей и книги, кто по натуре любит быть среди людей, помогать им.
Данная программа поможет сформировать коммуникативные качества у ребят, а также научит пользоваться библиотекой и самостоятельно работать с различными источниками информации.
Курс «Литературная гостиная» является частью системы педагогической, информационной и организационной поддержки процесса самоопределения учащихся при выборе профессии.
Цель программы:
Формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, в создании сплоченного коллектива из учащихся разных классов, который бы оказывал ощутимую помощь в работе библиотеки со всеми читателями: в информационной, массовой и индивидуальной работе.
Задачи программы:
- приобщать детей к чтению;
- продолжить пропаганду ценности чтения и книги;
- формировать правила обращения с книгой.
- познакомить обучающихся с историей создания книги и историей развития библиотек и библиотечного дела;
- развивать приобщение к правилам хранения и обращения с книгой, знакомство со способами обнаружить и устранить появившиеся дефекты, устранить повреждения.
- формировать у обучающихся культуру поведения в общественных местах.
Формы организации курса:
- литературные игры
- диспуты и обсуждения
- уроки информационной культуры
- путешествия по страницам книг
- проекты
- конкурсы
- виртуальные экскурсии
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения. Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека.
Можно развивать способность к самостоятельной творческой активности в библиотечном кружке, на занятии по внеклассному чтению и другими, присущими библиотеке формами.
Раскрывая перед учащимися премудрости пользования библиотекой, библиотекарь рассеет его опасения относительно загадочности, сложности или непостижимости этого мира. Библиотекарь видит свою цель в том, чтобы убедить ребенка в необходимости освоения библиотечной грамоты и внушить ему веру в собственные силы. Воспитание коллективизма, формирование навыков самостоятельной работы, формирование элементов творчества, познавательной активности.
Умение вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие. Воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, экономное отношение к материалам, ответственность за порученное дело.
Умение предопределять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам и по внешним приметам. Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие или аннотация, послесловие. Умение самостоятельно воспринимать и характеризовать избранную книгу в целом, прочитать произведение и воссоздать прочитанное по эпизодам. Умение доводить начатую работу до завершения. Умение подобрать интересный материал для школьного сайта.
Описание места курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная» в учебном плане
Курс рассчитан на возраст детей: 5-8 класс Срок реализации: 2018 -2019 учебный год
Количество часов: по программе: 34 часа
Ожидаемые результаты.
В результате освоении программы «Литературная гостиная» формируются следующие
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с библиотекарем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1) Умеет использовать комментарии (авторские, переводчика, редактора, подстрочные) в конце книги, применяет справочный аппарат книги. Самостоятельно составляет список литературы для индивидуального плана обучения. При обнаружении в книге дефекта – умеет его устранить: переплести, подклеить книгу.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- понимание целостности литературы и разнообразия литературных произведений
- осознание эстетической, исторической, культурной ценности книги, уважительное отношение ней.
- потребность к сохранению книги.
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- прилежание и ответственность за результаты обучения
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении творческих проектов.
- способность к самооценке на основе наблюдения.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать разнообразные проекты;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно- познавательных и учебно – практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
- усвоение доступных способов работы с книгой и историей создания книги;
- владение навыками сопоставления книги с исторической эпохой и автором.
- владениями знаниями о выдающихся произведениях и писателях.
Примерные виды контроля учебных достижений по курсу: устный опрос, викторина, написание сочинений, доклады, творческие практические работы – проекты, презентации.
Содержание тем учебного курса
№ | Название тем | Кол-во часов | Содержание темы |
1. | Введение | 1 | Ознакомление с курсом «Основы информационной грамотности учащихся 5-8 классов», основными темами, которые будут изучать в течение года. Выставка «Чудо, имя которому – Книга». Опрос детей по теме беседы. Просмотр мультфильма «Смешарики в библиотеке», «Дора идёт в библиотеку» Форма занятия: беседа, игра «Поле чудес» |
2. | История возникновения письменности | 2 | 1.Узелковое письмо-квипу. Письмо из бус и разноцветных морских раковин – вампулы. Предметное письмо. Наскальные рисунки первобытных людей. Появление папируса в Египте. Изготовление глиняных табличек в Шумерах. Бамбуковая книга в Китае. |
3 | История появления библиотек | 1 | 1. История знаменитых библиотек древности. История библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала в городе Ниневия и Александрийской библиотеки. Александрийская библиотека в наши дни. |
4 | История развития книгопечатания | 2 | 1. Краткая история книгопечатания. Жизнь и деятельность Иоганна Гутенберга. |
5 | Книга как предмет искусства | 4 | 1. Древнерусская книга как предмет искусства. Основные элементы оформления древнерусской книги: иллюстрация, миниатюра, книжная миниатюра, заставка, концовка, инициал, орнамент. Средневековый переплет. |
6 | Бережное отношение к книге | 4 | 1. Бережное отношение к книге. Чего боится книга: грязных рук, дождя и снега, жирных пятен и т.д. Как правильно перелистывать страницы, подчеркивать нужные места. |
7 | Современные способы передачи и хранения информации | 2 | 1. Что такое информация? Определение понятий «Источник информации» и «приемник информации», способы получения информации. |
8 | Справочный аппарат книги | 1 | 1. История титульного листа. Назначение титульного листа, авантитула и колонтитула. Знакомство со сведениями, расположенными на титульном листе: автор, название, редактор, художник, переиздание, год издания, место издания, серия. |
9 | Библиотека – информационный центр школы | 2 | 1. Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал. Основные функции этих отделов. Назначение читательского формуляра. |
10 | Основные формы работы с книгой | 3 | 1. Библиографическая запись. Назначение библиографической записи. Правильное оформление цитат и списка литературы. |
11 | Справочные издания | 5 | 1. Определение понятия «справочное издание». Виды справочных изданий: универсальные и отраслевые. Обзор справочных изданий, имеющихся в школьной библиотеке. |
12 | Заключительная игра | 2 | Повторение и закрепление всех тем. |
Календарно-тематический план курса
№ п/п | Название тем | Кол-во часов | Дата | |
План. | Факт. | |||
Вводное занятие. Что такое книга | 1 | |||
Материалы для письма в древности | 1 | |||
Виды древнерусского письма | 1 | |||
История древнейших библиотек | 1 | |||
Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга | 1 | |||
История развития книгопечатания | 1 | |||
Структура книги | 1 | |||
Художники детской книги: В. Конашевич, Е. Чарушин, Е. Рачёв. Роль и значение иллюстраций | 1 | |||
Экслибрис-маленький книжный знак | 1 | |||
Фотоконкурс «Я читаю!» | 1 | |||
Правила обращения с книгами. Ремонт книги | 1 | |||
Изготовление книги своими руками | 1 | |||
Мультимедийный урок «История появления. Виды и типы закладок» | 1 | |||
Сделай сам закладку | 1 | |||
Информация. Источники и приемники информации. Способы получения информации | 1 | |||
Что такое буктрейлер? | 1 | |||
Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталоги. Картотеки. Алгоритм поиска информации. | 1 | |||
Расширение представлений о библиотеке. Виды каталогов | 1 | |||
Поиск литературы в фонде (практическое) | 1 | |||
Библиографическая запись | 1 | |||
Сравнение переводов одного произведения. Развитие навыков творческого чтения | 1 | |||
Запись о прочитанном. Дневник чтения | 1 | |||
Справочный фонд библиотеки. Владимир Иванович Даль: медик, лексикограф, писатель | 1 | |||
Словари (практическое) | 1 | |||
Поиск информации в универсальных энциклопедических словарях (практическое) | 1 | |||
«Книжкины именины» | 2 | |||
Составление сценария к «Дню птиц» | 1 | |||
Проект «Мамино сердце» - создание рукописной книги, посвящённой нашим мамам | 2 | |||
Литературная викторина по рассказам В. Ю. Драгунского | 1 | |||
Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы | 1 | |||
Книжное царство – премудрое государство: литературная игра | 1 | |||
«Книжкина больница» | 1 | |||
Итоговое занятие. Рекомендации по летнему чтению | 1 | |||
Итоговое занятие. Рекомендации по летнему чтению | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Семейная гостиная"
методическая разработка занятия с родителями в хореографической студии с детьми 4-6 лет....
Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"
Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...
Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"
Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...
Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Литературно – музыкальная гостиная «Всё о любви…»
Данное мероприятие было подготовлено и проведено в рамках внеклассной работы по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа н...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «С праздником 8 марта, дорогие!» ( семейная гостиная по Щурковой )
Данное мероприятие проводиться с учащимися 3 класса. Учащиеся рассказывают стихи, поют песню,показывают шуточные сценки...
Методическая разработка литературно-музыкульная гостиная « Семья наш тыл и наша сила».
Данное мероприятие помогает ребёнку сформировать представления о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, ум...