Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Обобщающий урок - игра по чтению в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
Цели урока
- Обобщить знания учащихся по данной теме;
- выяснить понимание произведения в целом;
- формировать умения давать сравнительную характеристику героям;
- развивать активную лексику, монологическую речь, способствующих совершенствованию коммуникативных навыков;
- обобщить и систематизировать знание текста произведения учащимися;
- умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы.
Задачи:
- Образовательные:
- развивать умение ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;
- учить анализировать поступки героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков.
- Коррекционные:
- развивать устную речь учащихся, учить их последовательно и связно излагать свои мысли;
- развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.
- Воспитательные:
- воспитывать в детях чувства взаимопомощи, отзывчивости, верности дружбе;
- прививать интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chtenie_21.12.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Троицкий реабилитационно-образовательный центр "Солнышко"
Обобщающий урок - игра
по чтению в 7 специальном (коррекционном)
классе VIII вида
по теме Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
Урок разработан
Учителем Морозовой А. А.
Москва
2021
Тема урока - Л.Н. Толслой « Кавказский пленник» (обобщающий урок)
Цели урока
- Обобщить знания учащихся по данной теме;
- выяснить понимание произведения в целом;
- формировать умения давать сравнительную характеристику героям;
- развивать активную лексику, монологическую речь, способствующих совершенствованию коммуникативных навыков;
- обобщить и систематизировать знание текста произведения учащимися;
- умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы.
Задачи:
- Образовательные:
- развивать умение ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;
- учить анализировать поступки героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков.
- Коррекционные:
- развивать устную речь учащихся, учить их последовательно и связно излагать свои мысли;
- развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.
- Воспитательные:
- воспитывать в детях чувства взаимопомощи, отзывчивости, верности дружбе;
- прививать интерес к чтению.
Тип урока - обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный экран, наглядная презентация учебного материала, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint; рисунки – иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями для работы.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их улыбкой. А сейчас глубоко вдохните, медленно выдохните и потихоньку присаживайтесь. Итак, у нас урок чтения.
II. Фронтальный опрос.
- Какое произведение мы с вами читаем?
- Кто его автор?
III. Актуализация материала на основе опорных знаний.
- Работа с интерактивной доской. Задание: соедините стрелками фамилии русских писателей, поэтов и произведения, которые они создали.
М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник»
Л.Н.Толстой «Генерал Топтыгин»
Н.А.Некрасов. «Бородино»
- Ребята, кто из этих авторов 19 века был участником Кавказской войны? (Л.Н. Толстой)
- Какую повесть он написал?
- Понравилось ли вам это произведение?
- Всё ли вам было понятно?
Задание на внимание.
- Лев Николаевич Толстой – автор многих замечательных произведений. Он писал для взрослых и детей. А сейчас проверю, какие вы у меня внимательные: под каким номером было написано название рассказа, отрывки из которого мы читаем?
(Сказки, рассказы «Акула», «Косточка», «Пожарные собаки», «Прыжок» и др. - для детей,
«Анна Каренина», «Детство», «Отрочество», «Юность», «Хаджи-Мурат» и др. – для взрослых).
- «Кавказский пленник» - это рассказ-быль? Почему?
(Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).
- Где происходит действие рассказа?
(События происходят на Кавказе).
- Когда происходят описываемые события?
(События происходят во время тяжёлой, кровопролитной войны с горскими народами).
- Как зовут главных действующих лиц?
(Главных действующих лиц рассказа зовут Жилин и Костылин).
- Кто такие Жилин и Костылин? Что с ними случилось?
IV. Игра «Умники и умницы»
1.Соревнуются 2 команды. Каждая команда выдвигает капитана. Соревнования проходят как между капитанами, так и между участниками команд.
Вопросы для 1-ой команды.
- Как называется деревня горцев? (аул)
- Какое время года изображено в повести? (лето)
- Какого роста был Жилин? (невелик)
- Что такое мечеть? (церковь у татар)
- Кто в повести Толстого говорил: «Бросить товарища не годится» (Жилин)
- Какой выкуп прислали за Костылина? (5 тыс. рублей)
- О ком это сказано? «Мужчина грузный, пухлый, запотел…» (о Костылине)
- Сколько месяцев в плену пробыли русские офицеры? (больше месяца)
Вопросы для 2-ой команды.
- Как называли в 19в. горцев? (татарами)
- Сколько стоила лошадь Жилина, когда он взял её в табуне жеребёнком? (100 рублей)
- Как называется дом кавказских горцев? (сакля)
- Что такое чалма? (мужской головной убор)
- Как по-другому можно назвать монисты? (бусы)
- О ком это сказано: «Он первый джигит был, много русских побил, богатый был» (о Старике)
- Как звали злую собаку хозяина? (Уляшин)
- Что принесла Дина, чтобы помочь Жилину выбраться из ямы? (шест)
V. Физминутка. (татарская игра «Тимербай»)
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.
Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).
VI. Работа по теме урока
Проблемный вопрос.
Объясните, почему Л.Н.Толстой назвал свою повесть «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Ведь они оба попали в плен и оба были пленниками.
Иллюстрации к рассказу
- Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа.
Раскрасьте и расположить рисунки в правильной последовательности, по сюжету рассказа.
Работа с иллюстрациями.
Задание: восстановить с помощью иллюстраций последовательность событий.
Прочитайте по ролям разговор между татарами и Жилиным. Обратите внимание на то, как надо читать слова татар (они горячатся, спорят) и как – слова Жилина.
Узнать по портрету героев рассказа.
- Пока _______ располагает рисунки и иллюстрации в правильной последовательности, по сюжету, мы выполним задание: узнать по портрету героев рассказа.
- «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин).
- «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин).
- «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина).
- Глаза у него черные, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся… (чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины).
- У него красная борода... На голове шапка высокая, баранья, чёрная, назад заломлена…(красный татарин Кази-Мугамед).
- Идёт, бывало, в чалме своей, костылём подпирается, как волк озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернётся. (Старик, проживающий уединённо, «…первый джигит был…»).
Сравнительная характеристика героев.
- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере. Что общего у Жилина и Костылина?
(Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письма, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге).
- Подтвердить примерами из текста следующие черты характера героев:
Жилин | Костылин |
Смелый Сильный Верен дружбе Надеется только на себя Наблюдательный Трудолюбивый Вызывает уважение у взрослых и любовь у детей | Трусливый Слабый Предаёт товарища Надеется только на других Занят только собой Ленивый Ни у кого не вызывает уважения |
(Жилин: надеется на себя - обдумывает побег; сумел прожить в ауле; работящий - не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам-татарам; любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Костылин: слабый человек; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом).
Обобщить характеристики героев.
- Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?
- Давайте вдумаемся в фамилии героев: Жилин и Костылин. Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии?
(Жилин от «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный; жить, сумел выжить, прижиться, уживаться, свои проблемы не перекладывает на других.
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, будто на костылях, на подпорках. В тексте есть эпизод, когда Жилин несёт Костылина на себе, выступая в роли подпорки, поддержки, Костылин не может обойтись без поддержки).
- Какой можно сделать вывод?
(Даже фамилии указывают на разницу в характерах героев).
VI. Итог урока.
- Можно ли людям разных национальностей найти общий язык?
Всегда можно найти общий язык, если людьми руководит человечность, доброжелательность, нет потребности навязывать свою волю людям других национальностей (на примере Жилина и Дины). Ведь Кавказ – наш общий дом.
VII. Домашнее задание:
- Сделать иллюстрацию к повести.
- Решить кроссворд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по теме: «Л. Н. Толстой “Кавказский пленник» (1 глава)
На уроке по теме «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» формируются умения и навыки составления сравнительной характеристики главных героев – Жилина и Костылина. В ходе урока учащиеся учатся выявлять...
Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».
Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...
«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»
Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...
Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Сравнительная характеристика героев.
Урок литературы в 5 классе....
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...
Методическая разработка урока по теме:«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.
Методическая разработка урока по теме: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник. Сравнительная характеристика героев рассказа». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологи...
Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Костылин: сравнительная характеристика
Таблица для сравнительной характеристики героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Заполняется цитатами....