План-конспект по теме: «Л. Н. Толстой “Кавказский пленник» (1 глава)
план-конспект урока (7 класс) по теме
На уроке по теме «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» формируются умения и навыки составления сравнительной характеристики главных героев – Жилина и Костылина. В ходе урока учащиеся учатся выявлять авторскую позицию, знакомятся с новым литературоведческим понятием – антитезой. Урок нацелен на развитие умения рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы, сравнивать, умения строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kavkazskiy_plennik_vosstanovlen.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Л. Н. Толстой “Кавказский пленник» (1 глава)
Цель: Составить характеристику главного героя путём аналитического чтения произведения через ощущения героя.
Задачи: 1. Образовательная: помочь создать литературно-художественный образ главного героя произведения путём аналитического чтения текста; работать над развитием связной устной речи; объяснить роль эпизода для понимания основной идеи рассказа.
2. Воспитательная: учить правильно выражать свои чувства при оценке поступков героя; воспитывать нравственные качества: находчивость, решительность, наблюдательность; способствовать привитию стойкого интереса к чтению.
3. Коррекционно-развивающая: способствовать включению зрительных, слуховых ощущений необходимых для понимания идеи текста; работать над развитием словесно-логического мышления при анализе текста; способствовать развитию внимания и смысловой догадки при работе с текстом.
Оборудование:
-портрет Л. Н. Толстого;
-видеофрагмент фильма «Кавказский пленник»;
-репродукции картин к рассказу;
- иллюстрация учебника;
-индивидуальные карточки;
- диктофон
-географическая карта России
Методы:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Тип урока: комбинированный
Словарная работа: Кавказ Плен-ник
Содержание урока:
Организационный момент. (1м)
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого и его рассказом «Кавказский пленник». (портрет писателя)
- Контроль домашнего задания. (8-10м) (Используются картины с видом Кавказа: географическая карта России, Кавказ, репродукция картины М. Ю. Лермонтова «Вид Пятигорска»)
(Портрет Толстого в военной форме)
Вопросы учителя | Ответы учащихся |
Вы прочитали первую главу рассказа. Используя карту России, ответьте на вопросы:
Кавказ – горная территория, входящая в состав России, самый многонациональный район, здесь проживают народы многих национальностей: аварцы, чеченцы, татары, ногайцы и многие другие народы. Противоречия между народами, живущими на территории Кавказа, приводили и продолжают приводить и сегодня к конфликтам между ними. Выражение «горячая точка» относится именно к Кавказу .(зона военных действий) О Кавказе писали многие писатели и поэты, среди них А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой. |
События происходят на Кавказе. |
2.Когда происходят описываемые события? | События происходят во время войны с горскими народами. В 1851 году Л.Н. Толстой уезжает на Кавказ. В это время на Кавказе идёт тяжёлая, кровопролитная война с горскими народами. Жившие на Кавказе народы оказывали упорное сопротивление. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Толстой сам участвовал в военных походах, командовал орудием. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. |
3.Как эти события описывает автор? Откройте учебник на странице 106-107. | На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости – татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ. |
Как зовут главных действующих лиц? | Главных действующих лиц повести зовут Жилин и Костылин. |
- Начало оформления таблицы:
Карточка N1.
- Вставьте вместо точек их фамилии.
«А … - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».
«А … хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
-Какое первое впечатление сложилось у вас об этих людях?
(Ответы детей)
Составление таблицы:
Жилин | Костылин |
Удалой (ловкий) Смелый Сильный … |
- Объявление темы и постановка учебной задачи урока (1м)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и составим более полную характеристику главного героя и на примере отдельного эпизода дадим оценку его поведения.
- Работа с учебником (4м)
Вопросы учителя | Ответы учащихся |
Рассмотрите иллюстрацию на странице 109 учебника. Какое событие на ней изображено? | Жилин ранен и попадает в плен. |
Прочитайте на странице 108 о том, как Жилина брали в плен, и какие черты характера он проявил. | …Не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху – навалилась Жилину на ногу. Хотел он подняться, а уж на нём два татарина сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, - да ещё соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался. Схватили его татары, закрутили ему руки за спину и поволокли к седлу. |
-Какие черты характера проявил Жилин, когда его брали в плен? Добавьте прилагательные в таблицу. | Храбрый, решительный. |
IV. Просмотр эпизода из кинофильма «Кавказский пленник» (1975г) (5м)
Вопросы учителя | Ответы учащихся |
А сейчас мы посмотрим фрагмент из кинофильма «Кавказский пленник». Ответьте на вопрос: Какого важного момента нет в фильме? | Как Жилина везли в плен. |
Какой эпизод вы просмотрели? Сравните его с прочитанной главой в книге. | Горцы взяли Жилина в плен и повезли его в аул. |
- Чтение и анализ эпизода «Подготовка к побегу» (10-12м)
Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что было после того, как Жилин попал в плен. Можно ли утверждать, что Жилин с самого первого момента своего плена стал готовиться к побегу? Как это доказать?
(Карточка N2)
Чтение отрывка по цепочке:
Сел татарин с красной бородой на лошадь, а другие подсадили Жилина к нему на седло, а чтобы не упал, притянули его ремнём за пояс к татарину и повезли в горы.
Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в татарскую спину. Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок. Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами. И нельзя ему ни поправиться на лошади, ни кровь обтереть. Руки так закручены, что в ключицах ломит.
- Физпауза
- Анализ отрывка.
Вопросы учителя | Ответы учащихся |
Можно ли утверждать, что Жилин с самого первого момента своего плена стал готовиться к побегу? | Можно. |
Как вы понимаете слова стало смеркаться? Можно об этом догадаться с закрытыми глазами? | Стало темнеть. Это можно заметить и с закрытыми глазами. |
Что означает выражение переехали ещё речку? | Снова услышал шум воды. Значит, в той стороне, куда ему бежать, будет не одна речка, а две или больше. |
Что значит выражение Стали подниматься по каменной дороге? | Замедлился ход. По каменной дороге лошади идут иначе, чем по равнине. Услышал шум падающих камней. |
Выражение Запахло дымом. О чём оно может сказать? | Близко жильё или пастухи у костра. |
Как вы понимаете Забрехали собаки. | Залаяли собаки. Значит, приехали в аул. |
Найдите в тексте слова, близкие по смыслу глаголу ехали в предложении Ехали они долго с горы на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной. Прочитайте предложение, делая логическое ударение на однокоренных словах. Что можно понять из этого предложения? | Ехали, переехали, выехали, поехали. О том, что дорога была длинная, опасная. |
Можно ли утверждать, что Жилин с самого первого момента своего плена стал готовиться к побегу? Для чего, как вы думаете, Л.Н.Толстой выбрал такой вариант описания дороги? | Прочитав текст «ощущениями Жилина», мы увидели, что он начал готовиться к побегу с самого первого момента своего плена. Л. Н. Толстой выбрал именно такой вариант описания дороги, чтобы мы почувствовали, как много примет дороги заметил Жилин. |
- Работа с диктофоном. (Прослушивание звуков: шумящей воды, топот лошадей)
О каких чертах характера Жилина можно сказать, прочитав этот эпизод? (Добавить в таблицу.)
Жилин | Костылин |
Удалой (ловкий) Смелый Сильный Храбрый Решительный Наблюдательный Находчивый |
- Итог урока. (2м)
Вопросы учителя | Ответы учащихся |
Какими чертами характера обладает главный герой повести Толстого Жилин? | Удалой (ловкий) Смелый Сильный Храбрый Решительный Наблюдательный Находчивый |
- Домашнее задание: чтение 2 главы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме:«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.
Методическая разработка урока по теме: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник. Сравнительная характеристика героев рассказа». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологи...
Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.
Урок литературы в 5 классе.Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока: Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделят...
Конспект урока по чтению в 7 классе на тему: «Л.Н.Толстой. Кавказский пленник (6 глава)».
Цели урока: познакомиться с 6 главой произведения, формировать ценностное и гуманное отношение к окружающим.Задачи:Образовательные:- отрабатывать умение выделять главную мысль произведения;- называть ...
Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа).
Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа)...
Конспект урока чтения и развития речи в 7-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»_23.11.2018
Цель:1.закончить работу над повестью Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», совершенствовать технику чтения учащихся, развивать связную устную речь.2.коррегировать память, внимание, логическое...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО на тему: «Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»
Технологическая карта урокаПредмет: литератураКласс: 5 Тип урока: урок изучения нового материалаТема: « Л. Н. Толстой. Кавказский пленник» Цель:1. развивать представление о расс...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.
Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...