Приемы формирования УУД смыслового чтения
статья по литературе (5 класс)

Кучерова Алла Борисовна

В статье освещают самые доступные приемы работы на уроке литературы, позволяющие развивать у учащихся навыки смыслового чтения. Описанные приемы можно использовать как на уроках литературы, так и на истории, обществознании, биологии и географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Понятие «текст» в данной ситуации надо трактовать широко, в него могут входить не только слова, но и визуальные изображения в виде таблиц, диаграмм, рисунков, карт, графиков.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то “составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание.”

Востребованность УУД смыслового чтения, недостаточный уровень его сформированности у современных учащихся делает тему “Приемы формирования УУД смыслового чтения” особенно актуальной.

Основные проблемы , связанные с пониманием текста учащимися:

  • не понимают смысла прочитанного;
  • для общения хватает отдельных слов и коротких фраз;
  • пользуются ограниченным словарным запасом;
  • игнорируют знаки препинания, не применяют заглавных букв, не могут читать текст с нужной интонацией, следствием этого является неумение структурировать информацию;
  • на уроках стараются использовать чужие фразы,  просто  переписывая, не вникая в смысл;
  • не владеют приемами сжатия информации;
  • ученики даже не пробуют прочитать текст целиком, делают вывод о содержании текста по первым фразам, остальное домысливают сами по «шаблонным» представлениям о данной теме;
  • стараются запомнить информацию слово в слово (без понимания), а это невозможно.

Поскольку проблема отсутствия УУД смыслового чтения у учащихся стоит остро, необходимо сделать работу по их формированию более интенсивной. Однако необходимо отметить, что данная тема требует междисциплинарного подхода. Усилий учителей литературы недостаточно.

В процессе обучения смысловому чтению у  школьников формируются следующие умения:

  • понимать представленный текст;
  • анализировать;
  • сравнивать тексты или фрагменты;
  • видоизменять;
  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Выделяют следующие виды смыслового чтения:

  • просмотровое;
  • ознакомительное;
  • изучающее;
  • рефлексивное.

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительнымчтением называют чтение с целью ознакомления с информацией, формирования общего представления о содержании и смысле текста, ориентировки в нём, выявлении наиболее существенной информации (Брейгина, Щепилова)

Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Вдумчивое (рефлексивное) чтение позволяет понимать основную мысль произведения, прогнозировать содержание по заголовку, сопоставлять разные точки зрения, выделять не только главную, но и избыточную информацию, понимать душевное состояние персонажей, анализировать изменение своего эмоционального состояния.

Приемы формирования смыслового чтения

Современные учебники изначально подготавливают учащихся в формированию смыслового чтения.  Его развитию  способствуют следующие приемы оформления:

  • Шмутц-титул (имеется почти во всех новых учебниках).
  • Задания, сформулированные до изучения текста.
  • Задание на осмысление прочитанного.
  • Необходимость сделать самостоятельный вывод.

Для развития у учащихся на уроках литературы вдумчивого чтения учитель выбирает свои приемы и методы. Одним из самых распространенных является прием «Концептуальная таблица».

Дается задание: «Сравнить героев произведения, заполнить таблицу, сделать вывод».

Используется, когда нужно сравненить нескольков героев произведения. Способ построения таблички: по горизонтали записать основные характеристики, по которым идет сравнение, а по вертикали — параметры, по которым происходит сравнение. В зависимости от цели урока таблица заполняется учащимися на уроке или дома как домашнее задание, заполнить нужно постепенно или сразу полностью. Прием используется на этапе закрепления изученного материала, на уроках структуризации либо обобщения знаний. Данный прием формирует умения ориентации в тексте, интерпретации полученной из текста информации, умения анализировать, детально сравнивать информацию, проводить аналогии.

Можно использовать при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» (Жилин, Костылин); романа “Дубровский” А.С. Пушкина; в старших классах - романа И.А. Гончарова “Обломов”(Обломов, Штольц); А.С. Пушкина “Евгений Онегин” (Ленский, Онегин) и других.

Прием “Чтение в парах – обобщение в парах”

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

Задание: Прочитать предложенный текст про себя, потом, получив инструктаж от учителя, работать в парах, по очереди выполняя роли докладчика и респондента.

1 этап. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2 этап. Учитель разбивает класс на  пары и дает доступный инструктаж. Каждый учащийся из пары поочередно выполняет две роли: докладчик – прочитать и обобщить содержание в виде 1-го тезиса; респондент – выслушать докладчика,  задать ему 2 вопроса по тексту. Затем ребята меняются ролями.

3. В финале учитель организует обсуждение.

Приём «Работа с вопросником»

Задание: «Прочитать текст самостоятельно. Ответить на вопросы, обращаясь к информации из текста».

Данный прием рассчитан на самостоятельную работу с учебником на этапе изучения нового материала. Учащимся сначала даются вопросы, на которые необходимо найти точные ответы в тексте. Вопросы и ответы даются в разных формах, требующих анализа и рассуждения, опоры на собственный жизненный и читательский опыт. После самостоятельной работы обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности найденных ответов, отсеивание лишней, неверной информации. Данный прием работает на формирование умения анализировать и искать информацию тексте, интерпретировать и обобщать информацию,формулировать на ее основе прямых и сложных выводов, оценочныхсуждений.

На уроке литературы по теме «М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Романтизм в поэме» учащимся было предложено познакомиться с произведением сначала самостоятельно, ответив на ряд вопросов. Для этого учителем был разработан вопросник:

1. Где происходит действие поэмы? Место обычное или исключительное, особенное?

2. В какое время происходят события?

3. Назовите героев поэмы.

4. Можно ли назвать Мцыри одиноким человеком? Почему?

5. Почему монахи “ниц лежали на земле”, когда бушевала гроза?

6. Как вел себя Мцыри во время грозы?

7. Как вел себя Мцыри при встрече с барсом?

8. Чем заканчивается поэма? В чем смысл финала? Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? (свободный ответ)

Прием «Тонкие и толстые вопросы» .

Задание: «Разделиться на группы. Прочитать текст несколько раз. Сформулировать вопрос по заранее оговоренным критериям для одноклассников ( «тонкие» вопросы требуют краткого, однозначного ответа,«толстые» вопросы – размышления и рассуждения»).

“Данный прием  хорошо подходит для организации взаимного опроса. Взаимный опрос предполагает деление учащихся на две группы, которые в дальнейшей работе будут формулировать и задавать друг другу вопросы.Учащиеся постепенно смогут понять, как  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Возможен другой ход урока, когда вопросы сформулированы и заданы самим учителем.Учащиеся вникают, как  дифференцировать, к какому виду относится вопрос – к «тонким» либо уже к «толстым», и, слдедовательно, правильно отвечать на него.

При изучении рассказа “Муму” И.С. Тургенева вопросы учителя могут быть такими:

- простые: «Герасим - барин или крепостной крестьянин?», «Кем Герасиму пришлось служить в доме барыни в Москве?», “Каков рост Герасима?”, “Какой недуг был у Герасима?” и прочие простые вопросы, отражающие факты из произведения.

- уточняющие: «Почему Герасиму неполюбилась жизнь в городе?»,«Почему Герасим не может нарушить приказ барыни?», «Можно ли назвать Герасима подневольным человеком, почему?» и другие вопросы, которые заставляют учащихся к формулировать ответы, опираясь на личное мнение, отстаивать свою точку зрения.

- интерпретационные: «Почему Герасим сильно привязался именно к собачке?», «Почему барыня возненавидела Муму, ведь собачка была хорошенькая?», «Почему кличка собаки именно Муму?» и другие вопросы, которые требуют от учащихся более глубоких рассуждений, личных предположений на основе текста;

- творческие: «Почему автор сделал своего Герасима глухонемым от рожедния?», «Почему Герасим все-таки уходит в деревню?». Данные вопросы помогают учащимся включать в работу еще и фантазию, применить свой жизненный и читательский опыт.

- практические: «Какая историческая эпоха нарисована в повести, чтовы о ней знаете? В каких произведениях мы уже наблюдали за этой эпохой?».

Такие вопросы требуют применения не только литературоведческих знаний,но и знаний других дисциплин, что способствуют расширению кругозора,рассмотрению произведения в историческом и других контекстах. Данный прием способствует развитию мышления, воображения, а также развивает умение отвечать сложные вопросы, требующие анализа текста, его интерпретации, применения жизненного и читательского опыта”.

Приём «Чтение с остановками»

Задание: Читать фрагменты текста по очереди, текст на фрагменты делит учитель.После знакомства с каждым отрывком задаются 2 вопроса:

«Что из ваших предположений уже сбылось?»

«Как будут развиваться события?»

Они нужны для обсуждения передпрочтений, касающихся следующей смысловой части. Этот прием нужен, чтобы заинтересовать ученика произведением, привлечь его к осмысленному чтению.

Последовательность действий:

1.  «Вызов». Конструирование предполагаемого текста, по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания ипроблематики.

2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с последующим обсуждением содержания каждого кусочка и прогнозом развития сюжета. Важный вопрос : «Чтобудет дальше и почему?»

3. Рефлексия. На этой стадии текст вновь вопринимается единым целым. Важно осмыслить этот текст. Формы работы различны..

Подобный вид работы нацелен на формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий. Прием «Чтение с остановками» работает на формирование таких читательских умений, как анализ информации, данной в тексте,интерпретация  ее и прогноз дальнейшего развития сюжета.

Данный приём используется в основном с повествовательными текстами. Его можно применить на материале повести Н.В. Гоголя “Пропавшая грамота”, рассказа И.С. Тургенева «Муму», стихотворения «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова,

Педагоги пользуются и другими приемами формирования вдумчивого чтения. Это такие:

1. “Читаем и спрашиваем”.

2. Девник двойных записей.

3. Чтение с пометками.

4. Ассоциативный куст.

5. Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

6. Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

7. Определение последовательности событий в тексте.

8. Формулирование простых выводов после прочтения.

9. Преобразование прочитанного текста в таблицу.

10. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

11. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

12. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

13. Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях 

Но какой бы прием учитель не выбрал, он прежде всего должен учитывать индивидуальные особенности ученика, его темперамент. Ведь скорость чтения и скорость работы в целом у каждого ученика своя. если поставить перед флегматиком задачи, треюущие быстрого решения, он не справится и может потерять интерес к чтению вообще.

Вывод

Если планомерно обучать смысловому чтению обучающихся, у них повысится интерес к книгам, изменится отношение к урокам,  им будет несложно пойти в библиотеку, чтобы найти материал по теме, не будут испытвать затруднений при поиске  дополнительного материала к урокам, в том числе при подготовке домашнего задания. У учеников появится познавательное отношение к прочитанному, ребята научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения, не будут вызывать отторжения задания творческого или проблемно-поискового характера.

Способов обучения вдумчивому чтению множество. Каждый учитель выбирает свои в соответствии с особенностями классного коллектива и каждого ученика. Самый разумный подход, по моему мнению, заключается в следующем:

1) в овладении стратегиями смыслового чтения и включением в образовательный процесс различных комбинаций приемов;
2) совместная работа учителей начальной и основной школы позволит выстроить целостную картину формирования и развития умений смыслового чтения в рамках учебной деятельности, что обеспечит преемственность используемых в практике стратегий чтения.

Литература

Макеева С.Г., Мартынова Е.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ. - Киберленинка.https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-smyslovogo-chteniya-kak-universalnogo-uchebnogo-deystviya

Коровина, В.Я., Литература 5 - 7 класс. В 2ч. Ч.1 [Текст] / В.Я. Коровина – М.: Просвещение, 2021.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://www.sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoe-cte


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных приемов для развития смыслового чтения на уроках математики.

Суть и смысл современного образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации, творческой реализации личности....

Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка

Буклет "Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка" содержит  стратегию, этапы работы над текстами при овладении стратегией смыслового чтения, прием...

Формирование навыков смыслового чтения. Сборник приемов и техник

Как научить ребенка читать грамотно? Первый шаг -  дать ему возможность овладеть несколькими приемами работы с текстом, чтобы он проникал в смыслы текста, учился думать, воображать, извлека...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом.

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом....

Приемы и методы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Презентация для изучения и применения приемов и методов смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...

Приемы формирования навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.

Смысловое чтение  отличается от другого чтения тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста....