Приемы формирования навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.
статья по биологии
Смысловое чтение отличается от другого чтения тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_smyslovogo_chteniya_i_rabota_s_tekstom_na_urokah_biologii.docx | 126.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы формирования смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.
Смысловое чтение на уроках биологии.
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.
Перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать».
Наиболее успешные способы организации познавательной деятельности учащихся на основе смыслового чтения.
Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Базовым мотивом, побуждающим человека познавать окружающий мир, является потребность в исследовании внешней среды, на основе которой в дальнейшем формируется сложная система познавательных мотивов. Целью познавательной деятельности является приобретение информации о неизвестном для того, чтобы установить его связь с известным и найти новые приемы и средства для выхода из проблемной ситуации.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, процесс наделения смыслом.
Сл. 4.По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение
- поисково-просмотровое,
- ознакомительное
- и изучающее (смысловое).
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:
- проблемно-поисковый способ,
- дискуссия и обсуждение,
- моделирование и рисунок.
Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение.
Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов, актуальных для данной аудитории и органично вытекающих из обсуждаемой книги. Этот метод предполагает обдумывание произведения, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое потребление литературы, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Хотя вопросы к обсуждению книги обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в процессе взаимодействия всех участников. Учитель обязан создать условия на уроке, чтобы каждый участник учебной деятельности мог активно участвовать в решении учебной задачи, то есть быть субъектом учения. В этом активном процессе ребенок может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Обсуждение, начавшееся с ответов на подготовленные заранее вопросы, часто переходит в дискуссию и выходит за рамки выдвинутых проблем.
Моделирование и рисунок помогают учащимся представить место действия, образы действующих лиц и т.д. Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять.
Сл.7. Технология формирования типа правильной читательской деятельности формирует следующие УУД:
- Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
- Познавательные– извлекать информацию из текста
- Личностные – в случае если анализ текста порождает Личностные суждения
- Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)
Основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться в преподавании биологии:
– умение осмысливать цели чтения;
– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
– умение извлекать необходимую информацию из текстов;
– умение определять основную и второстепенную информацию;
– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты научного, публицистического и официально-делового стилей;
– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Работа с учебными текстами на уроках биологии
Каждое из обозначенных в программе направлений работы с текстом вмещает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе рационально организованной учебной деятельности. Основные особенности организации смыслового чтения представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Особенности организации смыслового чтения
Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.
Определять из текста значение терминов.
Сопоставлять информацию из разных частей текста.
Устанавливать в тексте последовательность действий.
- Выделять главную мысль отдельных частей текста.
- Делать выводы на основе информации из текста.
- Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.
- Ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте.
- Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.
- Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации.
- Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов.
- Самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию.
Результаты смыслового чтения
Общая ориентация в тексте
Глубокое понимание текста
Применение полученной информации в практической деятельности
Учителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем.
Чтобы смысловое чтение и работа с текстами на уроках биологии и во внеурочной деятельности способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включить учащихся в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; дать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу в учебной деятельности.
Проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии и во внеурочной деятельности действительно актуальна и требует особого внимания.
Слайд8. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе играет предмет биология. В примерной программе: «Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: … умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…».
Среди заданий ГИА есть такие, которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы.
Слайд 9. Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.
- Прием «Дополни определение»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость», «выделение», «развитие» и др.) Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте.
- Прием «Сконструируй определение»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие (например, предложить сконструировать понятие «обмен веществ», сопоставив информацию из нескольких предложений текста.
- Прием «Установление соответствие»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.
Более простой вариант работы с понятиями и их определениями представлен в виде упражнения на установление соответствия между понятием и его определением (таблица 2).
Таблица 2
Пример задания на установление соответствия
- Прием «Ответы на вопросы»
Цель: сформировать умение грамотно строить ответ, исключив «излишнюю многословность», научить давать краткие и точные формулировки.
Учащимся предлагается задания следующего типа: «Изучите текст учебника. Самостоятельно сформулируйте точные ответы на вопросы (левый столбик таблицы). Запишите ответы в тетрадь, используя «подсказки» (правый столбик таблицы)». Пример задания приведен в таблице 3.
Таблица 3
Примеры заданий для самостоятельной работы
Какие изменения происходят с веществами, поступающими в живой организм?
Какое значение эти преобразования имеют для организма?
Какую роль выполняет дыхание в процессе обмена веществ?
В организме из ___________________ веществ образуются ___________________, которые нужны для ____________________________. Сложные вещества ____________ на ___________, при этом освобождается ____________________ для _________________.
В процессе _________________________ в организм поступает _________________, который необходим для распада _____________ веществ и выделения ______________________.
- Прием «Составь задание».
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Для проектирования таких заданий ученик должен хорошо потрудиться. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики или минигруппы могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.
- Прием «толстых» и «тонких» вопросов.
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.
Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. (см. таблицу 4)
Таблица 4
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Что?
Кто?
Когда?
Как звать ...?
Было ли ...?
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Что, если ...?
Может ...?
Будет ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
- Прием «Кластер»
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Учащимся предлагается составить кластер вначале из выделенных слов, а затем – дополняя его недостающими понятиями по мере изучения темы. Например, при изучении темы «Царства живой природы» учащиеся сначала вписывают названия царств, а затем краткую характеристику. Пример кластера представлен в схеме 1.
Схема 1.
Кластер по теме «Царства живой природы»
Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры – это графический приём систематизации материала. Вот как описывают данный приём С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская: «Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них – свои спутники». Этот приём можно использовать на стадии вызова и рефлексии
- Прием «Усовершенствование учебника»
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Данные задания носят творческий характер. Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе нетекстовых ситуаций. Используются новые и чаще всего практико – ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания., полученные из соответствующих информационных блоков. Учащимся предлагается обратить внимание на рисунки учебника и предложить свой (более полный) вариант иллюстраций к данной теме.
- Прием «Задай вопрос»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Или - используя словесную формулу Цицерона: «КТО? ЧТО? ГДЕ? ЧЕМ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА?», составьте вопросы к параграфу.
Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ. Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто.
- Прием памятки на полях «Инсерт»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.
Данный прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.
ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.
По мере изучения текста учащиеся ставят карандашом пометки на полях:
+ Я это уже знал
- Я это не знал
? У меня возник вопрос
! Меня это удивило
- Прием «Верные и неверные утверждения».
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания. Например, при изучении темы «Классы рыб»:
- Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде".
- Имеют обтекаемую форму тела.
- Рыба может поворачивать голову вправо и влево.
- Тело рыбы покрыто чешуей и слизью.
- Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.
- Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.
- Грудные и брюшные плавники рыб парные.
- Форма тела рыбы зависит от способа питания.
- Рыба – символ молчания.
- Рыбы слышат шаги рыболова.
Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
- Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
- Приём «Восстанови текст».
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
- Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
- Прием «Инфо – карусель»
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст и структурировать прочитанный материал.
Данный прием может заменить работу с таблицей. Учителем заранее готовится раздаточный материал: на листе А4 чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа. Пример «Инфо – карусели» представлен в схеме 2.
Схема 2
«Инфо – карусель» по теме «Земноводные. Общая характеристика»
Формирование УУД смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами происходит обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Осуществляя смысловое чтение, учащиеся организуют учебно-познавательную деятельность в соответствии с целями и задачами, формируются регулятивные УУД. Обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме – способствуют формированию коммуникативных УУД.
Приведу примеры наиболее успешных и результативных приемов смыслового чтения на уроках биологии.
Прием | Суть приема | |||||||||
На этапе проверки домашнего задания и актуализации знаний | ||||||||||
Лови ошибку | Этот приём активизирует внимание обучающихся, формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Задание: найди ошибки в тексте. В тексте допущено 7 ошибок. Рыбы - это совершенно особые беспозвоночные животные. Их насчитывается более1 млн. видов. Для их изучения существует особая наука ихтиология. Внешнее строение рыб полностью приспособлено к жизни в воде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, они покрыты чешуей и слизью. Для передвижения у них есть плавники. На голове рыб расположены: рот, окруженный губами, глаза с веками, ноздри для дыхания. Как и у ланцетника, у рыб имеется особый орган чувств - боковая линия. | |||||||||
Верю – не верю. | Его удобнее всего применять в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка обучающихся к восприятию новой информации. Он помогает активизировать внимание обучающихся, подготовить, помочь им вспомнить все, что им известно по данной теме. Обучающиеся уже в начале урока наглядно видят, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным или противоречит их знаниям. Этот приём чаще всего используется при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание. Пример. 5 класс. Тема «Почва как среда обитания» «Верите ли вы, что…» - … почва и камень родственники? - … растения участвуют в образовании почвы? - … опавшие осенью листья вредят почве? - … норы животных, живущих в почве, разрушают её? | |||||||||
Горячий стул | К доске выходит обучающийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Обучающиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово. Пример. 5 класс. Тема «Увеличительные приборы». Ученику предлагается определить по подсказкам обучающихся части микроскопа.
| |||||||||
Составь пары | Установите соответствие между первым и вторым столбиком. Пример.8 класс. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Этот прием можно использовать и на этапе закрепления нового материала. | |||||||||
На этапе изучения нового материала | ||||||||||
Определи тему и цель сам | Из предложенного текста обучающиеся выделяют главную мысль и формулируют тему и цель урока. | |||||||||
Кластер | Графическое отображение материала, показывающее внутренние и внешние связи предметов и явлений. Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера, вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые в течение урока обучающиеся получают ответы. На первом этапе обучающиеся активно вовлекаются в процесс. На фазе осмысления идет работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются и делаются выводы. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение. Этот прием можно использовать и на этапе закрепления нового материала. | |||||||||
Составь определение | Обучающимся предлагается найти в тексте учебника предложения, объясняющие термин (например, «фотосинтез») и составить из них определение. Ученики сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста. | |||||||||
Дополни определение | Обучающимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость», «выделение», «развитие» и др.) и дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте. | |||||||||
Свой конспект – своя опора | Ученик составляет конспект или план материала учебника, которым он может пользоваться во время своего ответа. | |||||||||
Шпаргалка для друга | Учитель предлагает составить текст шпаргалки, пригодный для полного ответа на поставленный вопрос или по данной теме. | |||||||||
Памятки на полях «Инсерт» | «Инсерт» – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Обучающиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице. По мере изучения текста обучающиеся ставят карандашом пометки на полях: + Я это уже знал - Я это не знал ? У меня возник вопрос ! Меня это удивило | |||||||||
На этапе закрепления | ||||||||||
Кроссворд | Обучающимся предлагается решить кроссворд по теме, составленный учителем, или самим составить кроссворд. Применяется по темам, содержащим много терминов. | |||||||||
Составьте тест | Ученик составляет тест по изученной теме. Тип теста определяется учителем или самостоятельно учеником. | |||||||||
Работа с таблицей | Пользуясь таблицей, выберите верные утверждения. Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных», выберите верные утверждения: 1) Из представленных в таблице млекопитающих наибольшую продолжительность жизни имеет человек. 2) Из представленных в таблице птиц лебедь дольше всего проживет в зоопарке. 3) Чем меньше животное, тем больше пищи ему требуется. 4) Из представленных в таблице животных наименьшую продолжительность жизни имеет колибри. 5) Чем крупнее животное, тем больше детенышей у него появляется | |||||||||
Допиши предложения | Учитель предлагает закончить предложения по теме урока. Ученики, работая в группах или индивидуально, дописывают предложения. Пример. 8 класс. Тема «Пищеварительная система» Допиши предложения 1) Химическая переработка пищи во рту идёт с помощью … 2) Механическая обработка пищи во рту идет с помощью … и др. | |||||||||
Пять предложений | Прием помогает кратко сформулировать основные идеи по определенной теме (параграфу). Это прием можно использовать как домашнее задание или для его проверки. | |||||||||
Синквейн | Прочитанный текст анализируется по пяти пунктам: первая строка – тема; вторая строка – два прилагательных, характеризующих тему; третья строка – три глагола, характеризующих действия, связанные с названной темой; четвертая строка – высказывание, предложение, состоящее из четырех слов по данной теме; пятая строка – слово- синоним к теме синквейна. Этот прием позволяет составить краткое резюме по пройденной теме или осуществить рефлексию урока. | |||||||||
На этапе рефлексии | ||||||||||
Свободный микрофон | Обучающиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам:
Два варианта использования приема: первый когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу указанную на экране и второй с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая ученик должен продолжить незаконченную фразу. | |||||||||
Ладошки | Обучающиеся обводят свою ладошку. Каждый палец имеет свое значение… на большом пальце, что было важным и интересным; на указательном – что я научился делать; на среднем – с чем надо разобраться; на безымянном – что я вообще не понял; на мизинце, как самом маленьком, - чего мне не хватило…). | |||||||||
Комплимент | Обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. | |||||||||
Телеграмма | Обучающиеся предлагается кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). |
Таким образом, формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии является актуальным в настоящее время, реализуется благодаря различным комбинациям приемов и позволяет достичь метапредметных результатов освоения основных образовательных программ.
Список использованной литературы
- Асмолов Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др./под ред. А.Г. Асмолова. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010. – с 103.
- Владимирова О.Ю. Методические аспекты текстовой деятельности. МИТС-НАУКА № 2 – М.: 2007. – с. 67
- Бондарко Л.В., Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. М.: УРСС, 2001, – 207 с.
- Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003. – с 280 с.
- Гин А.А.. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя – 5-е изд. — М: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982. – с 176с.
- Лернер Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в школе, – 2011, № 6, – 2011, с.28 – 34.
- Максимович О. Второй уровень. Дальше поезд не идет [Электронный ресурс]//Учительская газета. – 2011 № 01 – Режим доступа:
http://www.ug.ru/archive/38520
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 221 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка
Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...
Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики.
В ФГОС в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится уменияс по работе с текстами. Недаром в образовательной программе для ступени основного образования выделены планируемые результаты ...
Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но в ...
Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".
Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...
Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.
Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...
Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики»
поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные ...
Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики
Формирование чиательской грамотности на уроках физики...