Разработка урока по литературе на тему: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы".
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Ермолаева Елена Васильевна

 Разработка урока по литературе на тему "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины".  История создания произведения, героини поэмы". На районную научно-исследовательскую конференцию "Историзм как основной принцип русской культуры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тема. Цели. Ход урока.114.5 КБ
Office presentation icon Презентация1.99 МБ

Предварительный просмотр:

                                            Нижегородская область

Администрация Шатковского района

Муниципальное образовательное учреждение

 Светлогорская средняя общеобразовательная школа

На районную научно-исследовательскую конференцию

«Историзм как основной принцип русской культуры»

Разработка урока по литературе на тему:

«Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». История создания произведения, героини поэмы».

                                                                             

              Работу выполнила:

              учитель русского языка

              и литературы

              Ермолаева  Елена  Васильевна  

           (1821 – 1877)  

                                       

                                                   2012 г.

  Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины"

Организационная информация

Тема урока

Н.А.  Некрасов. Поэма “Русские женщины”. История создания произведения, героини поэмы.

Предмет

Литература.

Класс

7

Автор урока (ФИО, должность)

Ермолаева Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы.

Образовательное учреждение

Образовательное учреждение:  МОУ Светлогорская СОШ.

Республика/край, город/поселение

Нижегородская область, Шатковский район, п.Светлогорск.

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный, в виде ролевой игры

Цели урока

Цель:  изучение поэмы Н.А.Некрасова "Русские женщины", построенной на принципах историзма.

Задачи урока

1. Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов, используя историко-литературный материал.

2. Развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения.

3. Прививать навыки “игрового” выразительного чтения эпизодов поэмы, пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания, а также уважение к труду поэта, увековечившего память о наших соотечественницах. 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знания: жизнь и творчество Н.А.Некрасова. Умения: размышлять, оценивать поступки героев произведения.

Навыки: “игровое” выразительное чтение эпизодов поэмы, доклады и сообщения учащихся на заданные темы.

Необходимое оборудование и материалы

Презентация с материалом о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, компьютер, проекционный экран, СD-проигрыватель.

Ход урока

Мотивация учащихся

Изучение литературного материала в виде ролевой игры

Ход и содержание урока

1. Организационный момент

- Вести урок будут помогать ведущие, “биографы”, “исследователи творчества поэта”, “историки”, а также “актерская группа”.

- Эпиграф к уроку:

“В нашем Отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных”.

Из письма Н.А. Некрасова Л.Н. Толстому

- Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть суть этих слов поэта.

Сообщение темы, цели  урока (слайд 1)

2. Словарная работа. (Проверка домашнего задания учащихся).

Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным лирическим сюжетом.

Восстание – массовое организованное выступление  против правительственной власти с целью её свержения.

Дворянство – в феодальном и капиталистическом обществе: привилегированный господствующий класс ( из помещиков и выслужившихся чиновников).

Декабристы – участники восстания, которое произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге, на Сенатской площади.

Самодержавие – в дореволюционной России: монархия.

Крепостной – относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикреплённых к земле и принадлежащих ему крестьян. Крепостное право – (общественный строй, основанный на таком праве помещика).

3. Слово о Н.А. Некрасове и о его творчестве.

1 ведущий:

Кто служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,-
Только тот себя переживет…

(Слайд № 2: “Н.А.Некрасов (1821 – 1877 гг.”)

Выступление группы “биографов”

(слайды № 3, 4, 5,6,7 : “Биографическая справка”.

2 ведущий:

Да, поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное.

Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

Выступление группы “исследователей творчества поэта” (слайды № 8: “Плач детей”, № 9: “Несжатая полоса ”, *прослушивание стихотворения “На Волге”, № 10: “Железная дорога”, № 11: “Крестьянские дети”, №12 “Бурлаки на Волге».

Чтение наизусть стихотворения “Несжатая полоса”

Беседа:

- Какова крестьянская доля, описанная в стихотворении?

- Каково отношение автора к герою произведения?

1 ведущий:

Мысль о своем духовном родстве с русским народом Н.А. Некрасов с потрясающей силой воплотил в восьмистишии 1848 года.

Выразительное чтение стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом…”

Беседа:

- О чем говорится в стихотворении?

- Какой вам представляется муза поэта? (Женщина- крестьянка, на долю которой выпало немало испытаний).

4. Изучение поэмы “Русские женщины”.

1 ведущий:

Певец Родины, Н.А. Некрасов, был певцом волевых и мужественных характеров, людей борьбы и действия. С особой силой и талантом самоотверженный подвиг женщины был воспет в поэме “Русские женщины”, которая состоит из 2-х частей: “Княгиня Трубецкая” (1872 г.) и “Княгиня Волконская” (1873 г.).

Первоначально поэма была названа “Декабристки”

( слайд №13:пленительные образы…)

2 ведущий:

Героини поэмы – княгини Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская – жены декабристов.

Историческая справка – выступление группы “историков”:

1 историк – сообщение о восстании декабристов 1825 года.

14 декабря 1825 года в Санкт-Петербург должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю Павловичу (Николаю1).Для нового императора, однако, этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков ,а также некоторые участвовавшие с ними в заговоре гражданские (или, как тогда говорили, «статские») лица позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами ,то есть по понятиям того времени, опорой самодержавия и сторонниками крепостного права, без которого жизнь российского дворянства казалась немыслимой. Но они выступили за ограничение самодержавия (то есть неограниченной власти монарха) и введение конституции (то есть основного, обязательного для всех закона, в котором бы чётко оговаривались права граждан и на основе которого бы действовала новая система государственного устройства), а также за ликвидацию крепостного права. Выйдя на площадь, эти, большей частью молодые ( мало кому из них было больше тридцати лет), люди показали, что лучшие представители просвещённого русского общества могут подняться над эгоистическими интересами своего сословия и думать о благе всего народа.

      Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. В январе следующего, 1826 года было подавлено ещё одно восстание – на Украине.

Начались расследование и расправа. Пятеро заговорщиков были казнены, многие отданы в солдаты и отправлены на Кавказ, огромное число сослано в Сибирь на каторжные работы. Заключённых лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицы, а также всех званий и почестей.

       Князь Сергей Трубецкой, как и многие другие декабристы, принимал участие в войнах против Наполеона и впоследствии сделал блестящую военную карьеру. Накануне восстания он был назначен его «диктатором», то есть непосредственным руководителем восставших. Он не проявил себя во время восстания, но мужественно держался во время следствия и не потерял уважения своих товарищей по несчастью. В 1826г. он был отправлен на каторжные работы в Восточную Сибирь.

       Жёны многих декабристов отправились за ними в Сибирь, некоторые последовали в Сибирь не за мужьями, а за женихами. Подвиг декабристок произвёл впечатление на всё русское общество. Впечатление от их подвига тем более усиливалось, что все эти женщины становились такими же бесправными, как и их мужья, дети, рождённые в ссылке, по своему юридическому положению приравнивались к крестьянам.

        Отец героини поэмы – Екатерины Ивановны Трубецкой – французский эмигрант И.С.Лаваль. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Здесь в 1825 году, незадолго до декабрьского восстания великий князь Николай Павлович танцевал мазурку в паре с дочерью графа Лаваля – Екатериной. Она вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого. Она была первой женой декабриста, добившегося у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь.

      Её примеру последовали многие…

  2 историк – историческая основа поэмы.

( слайд № 14, 15,16).

Слово учителя о героинях поэмы «Русские женщины».  (слайд №17: Екатерина Ивановна Трубецкая).

В первой части поэмы поэт воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющий взгляды своего мужа – декабриста Сергея Петровича Трубецкого, и которая, преодолевая множество трудностей: сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями, в конце концов, добивается у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь.

    Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ любыми средствами удержать её и не разрешить ехать вслед за мужем. ( слайд № 18: колония декабристок).

 Инсценировка диалога « Трубецкая у губернатора» - « актёрская группа».

Беседа:

 - Как вы оцениваете поступки героев диалога?

 - Какие аргументы выдвигал губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?

 - Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твёрдого, осмысленного убеждения в своей правоте?

 - Что заставило губернатора уступить княгине?

- Каково, по-вашему, отношение автора к героине 1 части поэмы?

 Слово учителя: (слайд №19: из записок М. Волконской, слайд №20: портрет Волконской).

Работая над 2 частью поэмы «Русские женщины» Н.А.Некрасов узнал, что у его давнего знакомого М.С.Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери М.Н.Волконской. Поэт попросил разрешения ознакомиться с ними. Сначала Волконский наотрез отказался и только после настойчивых просьб согласился прочитать их Некрасову. По словам Волконского, слушая их, Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: «Довольно, не могу, - бежал к камину, садился к нему и, схватившись руками за голову, плакал, как ребёнок».

       Духовный рост героини 2-ой части поэмы приводит её к сближению с народом. Именно к нему обращает она слова глубокой благодарности и любви, выразившие и чувства самого поэта.

(Слайд №21: «Нет, я не жалкая раба…»)

Звучит “Песенка кавалергарда” (из к/ф “Звезда пленительного счастья”)

(Чтение отрывков из статьи Н. Уминовой “Эта женщина должна быть бессмертна в русской

истории”).

Инсценировка монолога М.Н. Волконской “Спасибо вам, русские люди…” - “актерская группа”.

Беседа:

- Что вы можете сказать о героине 2-й части поэмы?

- Как вы думаете, почему поэт плакал, когда читал записки жены декабриста?

Обобщающая беседа.

- Как доказать, что произведение действительно является поэмой?

- Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская. Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Аргументируйте свой ответ.

- Поэма имела исключительный успех у читателей. Как вспоминает сам поэт: “Литературные критики “ругают”, а публика читает и раскупает”. Как вы думаете, почему произведение имело такой успех?

- Прошло около 2-х столетий с тех исторических событий 1825-1826 гг. Как вы сегодня воспринимаете подвиг декабристов и их жен?

- Муза Некрасова – это женщина-крестьянка, почему же поэт создает поэму о дворянках (дамах из высшего света)?

- Вспомните слова эпиграфа к уроку. Чему учит поэзия Н.А. Некрасова?

5. Итог урока.

1 ведущий:

Поэзия Н.А. Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору – исключительный и неповторимый поэт.

Слайд 22: “Поэтическое завещание Николая Алексеевича Некрасова”

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ!

Проверка и оценивание ЗУНов

Доклады и сообщения учащихся, выразительное игровое чтение поэтических отрывков, аналитические устные и письменные ответы на вопросы по теме урока.

Рефлексия деятельности на уроке

Письменный ответ на вопрос: Чем лично вам интересна поэзия Н.А. Некрасова?

Домашнее задание

Написать небольшой рассказ-рассуждение о героинях поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины” с точки зрения их подвига.

В помощь учителю

Использованные источники и литература

Учебник “Литература 7 класс”, сборники стихотворений Н.А.Некрасова

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

На уроке используется презентация с большим объемом иллюстративного материала, что позволяет ярко и современно применить мультимедиа как наглядно-иллюстративный метод обучения

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Урок является началом изучения творчества Н.А.Некрасова в 7 классе, после которого учащиеся изучают стихотворение “Размышления у парадного подъезда”. В презентации было показано, кому посвятил свое творчество поэт, и легче будет продолжить разговор о том, какие чувства хочет разбудить в читателях Некрасов.

Ермолаева Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок родной литературы по теме : «Билатеральная симметрия как зеркальное отражение в литературном произведении»

Цели:      исследовать произведения русской классики, в которых прослеживаются различные виды симметрии и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, к...

Урок литературы по теме "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс

Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс...

Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения", 7 класс

Конспект урока литературы, 7 класс  "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения"....

Методическая разработка урока по литературе в 8 классе . Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье

Данная разработка  урока по литературе в 8 классе продолжает цикл уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова...

Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"

Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...

Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"

Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...