Урок литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" на тему: "Я тоже всему свету нужен"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Балалаева Евгения Васильевна

Урок литературы представляет собой беседу по прочитанному рассказу. Предварительно даётся индивидуальное домашнее задание. В ходе беседы анализируется рассказ, характеризуется главный герой, а также проходит большая работа по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_yushka.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Я тоже всему свету нужен». Рассказ А. Платонова «юшка»

Цели:

  1. Формировать умение анализировать художественное произведение, характеризовать героев  художественного произведения, различать авторскую позицию, определять роль пейзажа;
  2. Развивать умение подбирать синонимы для характеристики героя, выразительно читать прозаический текст;
  3. Воспитывать чувство уважения к людям, милосердие, сочувствие и сострадание.

Предварительное домашнее задание: прочитать рассказ А. Платонова «Юшка», индивидуальные задания на карточках.

Оборудование: учебник, на доске эпиграф к уроку: «Больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все. А. Платонов», тетради по литературе, Толковый словарь.

Ход урока.

I Орг.момент.

II Сообщение темы и целей.

III Беседа по первым впечатлениям:

- Понравился ли вам рассказ?

- Какие чувства возникли при прочтении?

- Какие вопросы возникли?

IV Работа по теме. Анализ рассказа. Беседа.

- Что мы узнаём о главном герое? (работа с текстом)

- Как вы считаете, что является главным в этой характеристике? Что за человек Юшка? Охарактеризуйте его одним словом. (Ответы учащихся записываются на доске)

- Такие люди обычно вызывают сочувствие. А как ощущает себя Юшка в окружающем мире? Как дети относятся к нему?

- Как вы понимаете слово «терзать»? Подберите синонимы к этому слову. Запишите их в тетради.

- Какое значение слова терзать дано в словаре? Об этом скажет научный консультант (подготовленный ученик). «Разрывать на части, мучить нравственно»

- Какое подходит к Юшке?

- Почему дети, которые только начинают жить, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

- Как сам Юшка объясняет поведение детей? (Проверка индивидуального задания по карточке №1)

- Как относятся к Юшке взрослые? Чем объясняет автор их поведение?

- Подберите синонимы к слову «кротость» и запишите их в тетради. Каково значение слова «кротость» по словарю?

- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?

- Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце у них слепое, да глаза зрячие»?

- Проверка индивидуального задания №2.

- Юшка «осерчал». По чему это слово, а не рассердился, возмутился, разозлился?

- Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?

- Что значит «глумление»? (сообщение подготовленного ученика)

- Когда и почему люди снова вспоминают о Юшке?

- Как автор относится к Юшке?

V Подведение итогов

- Каково настроение конца рассказа?

 - Как бы вы закончили рассказ? Почему?

- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете?

VI Рефлексия

- Какими красками вы бы раскрасили своё настроение сейчас?

VII Домашнее задание: Прочитать «Неизвестный цветок», найти общее между Юшкой и цветком, по желанию - подготовить устный отзыв о рассказе Платонова.

Приложение.

Карточка 1

«Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё сделать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

Задание: Внимательно прочитай отрывок и подумай над вопросами: Согласен ли ты с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми.

Карточка 2

Задание: Приготовь выразительное чтение описания природы, подумай над вопросами:

Как этот отрывок помогает тебе понять образ Юшки?

Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" . Тема:"Я тоже всему свету нужен"

Самобытность произведений А. Платонова,его глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем,неповторимость стиля делают писателя интересным для современного читателя.На уро...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...