Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу А. Платонова "Никита"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

 

Цель урока:

  образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»

 развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;

 воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_literatury_dlya_5_klassa.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы для 5 класса

по рассказу А.Платонова «Никита»

Цель урока:

  образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»

 развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;

 воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.

                                                              Ход урока

1). Оргмомент.

2). Сообщение о писателе.

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.

3). Анализ рассказа.

 а). Беседа о прочитанном рассказе.

- Какие чувства у вас вызвал рассказ?

- Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?

- Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?

После первого прочтения как бы вы определили:

- Тему рассказа?

- Основную мысль?

- Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?

б). Лексическая работа

- Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.

в). Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?

  1. Мама уходит на работу.

Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)

Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).

  1. Никита «живёт один».

1) Кто живёт в бочке.

2) «Доброе солнце».

3) Колодезные жители.

4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.

5) Жёлтый цветок.

- Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).

- С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?

- Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?

- Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).

- Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?

(сорвал цветок. Зачитать).

- Почему мир стал агрессивным?

(Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).

Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.

3. Возвращение отца.

1) Встреча Никиты с отцом.

2) Разговор Никиты с отцом.

3) Работа с отцом.

Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.

  1. Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
  2. Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
  3. Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.

Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?

(Добро – это прежде всего труд).

- Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».

(Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).

- Во что верил отец Никиты?

(Никита останется добрым на весь свой долгий век).

А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).

Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).

В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?

- Как вы сейчас понимаете тему рассказа?

(Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)

Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.

Проблемы: добра и зла, каким быть.

Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.

4). Подведение итогов урока. Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо.  Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце,  тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.

5). Рефлексия.

Я начинаю предложение, а вы продолжаете

Сегодня я убедился…

Сегодня я узнал…

Сегодня я учился…

Я задумался о том…

6). Домашнее задание на выбор:

  1. Подобрать пословицы о труде;
  2. Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;

Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Методическая разработка урока в 5 классе по рассказу И.С.Шмелева " Как я встречался с Чеховым. За карасями"

Тема: Встреча с личностью.Цели урока:1.Воспитать внимательное чтение;2.Заложить умение анализировать художественное произведение,делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;3.Использовать ...