Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу А. Платонова "Никита"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Цель урока:
образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literatury_dlya_5_klassa.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы для 5 класса
по рассказу А.Платонова «Никита»
Цель урока:
образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
Ход урока
1). Оргмомент.
2). Сообщение о писателе.
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
3). Анализ рассказа.
а). Беседа о прочитанном рассказе.
- Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
- Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?
После первого прочтения как бы вы определили:
- Тему рассказа?
- Основную мысль?
- Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
б). Лексическая работа
- Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.
в). Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?
- Мама уходит на работу.
Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).
- Никита «живёт один».
1) Кто живёт в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Жёлтый цветок.
- Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).
- С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
- Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
- Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).
- Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
(сорвал цветок. Зачитать).
- Почему мир стал агрессивным?
(Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).
Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
- Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
- Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
- Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
(Добро – это прежде всего труд).
- Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
(Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
- Во что верил отец Никиты?
(Никита останется добрым на весь свой долгий век).
А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).
Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).
В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
- Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
(Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.
Проблемы: добра и зла, каким быть.
Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.
4). Подведение итогов урока. Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
5). Рефлексия.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете
Сегодня я убедился…
Сегодня я узнал…
Сегодня я учился…
Я задумался о том…
6). Домашнее задание на выбор:
- Подобрать пословицы о труде;
- Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;
Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Методическая разработка урока в 5 классе по рассказу И.С.Шмелева " Как я встречался с Чеховым. За карасями"
Тема: Встреча с личностью.Цели урока:1.Воспитать внимательное чтение;2.Заложить умение анализировать художественное произведение,делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;3.Использовать ...
- Мне нравится (1)