Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. . Великая Отечественная война в стихах русских поэтов.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. .  Великая Отечественная война в стихах русских поэтов. 

Творческая мастерская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury.doc116.5 КБ
Файл samoanaliz.docx25.17 КБ
Файл shema.docx258.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе.

Учитель Приступина Н.М.

Великая Отечественная война в стихах русских поэтов.

                                                                   Давайте, люди, никогда

                                                       Об этом не забудем…

                                                                                А.Т.Твардовский

     1. Цели для учителя. Решаемые проблемы.

– познакомить учащихся со стихами поэтов-фронтовиков и    

             стихами о войне современных поэтов;

           – погрузить школьников в текст и помочь определить    

             личностное отношение к событиям и поэзии тех лет;

           – подвести учеников к пониманию идеи стихотворений через анализ;

           – совершенствовать технику выразительного чтения;

2. Цели для учащихся.

- познакомиться со стихами поэтов-фронтовиков и   стихами о войне     современных поэтов,

- погрузиться в  текст, определить  личностное отношение к событиям и поэзии тех лет,

- учиться выразительному чтению на основе анализа текста.

     3.   Ожидаемые результаты:

           Личностные: восприятие поэзии о Великой Отечественной войне как  

           части национальной культуры, умение соотносить поступки и события с

           принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный

           аспект, воспитание чувства национальной гордости и патриотизма; формирование целостного гуманистического мировоззрения, развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, бережного отношения к памяти и истории.

Метапредметные:

       Познавательные: формирование навыков текстовой деятельности, определение темы и идеи текста, умение анализировать, обобщать результаты, делать выводы, умение планировать учебную деятельность и оценивать результат , умение отвечать на вопросы, критически мыслить, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей; формулировать выводы.

Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать результат.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, строить речевое высказывание, строить продуктивное взаимодействие, уважать мнение оппонентов,  работать в группе.

Предметные: знание специфики лирики как рода литературы,   понимание авторской позиции, формулирование собственного оценочного отношения к идее лирического произведения, совершенствование навыков выразительного чтения (на примере стихов о войне).

  1. Технологии методы и приемы: творческая мастерская, чтение и восприятие, чтение и анализ, чтение и интерпретация, беседа, «Микрофон», кластер.    
  2. Тип урока: комбинированный, «тематический зонтик».  
  3. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
  4. Виды деятельности учащихся: смысловое, выразительное чтение, участие в диалоге, создание текста эпистолярного жанра, анализ текста и интерпретация.                      

     8.  Оборудование: иллюстрации по теме, фотографии поэтов-фронтовиков

          интерактивные тетради, карточки для групповой работы, карточка для     интервьюера, микрофон, компьютер, проектор, фоновые музыкальные фрагменты, архивные видеозаписи времен ВО в,  материалы из музея, презентация.

                   

                           

Ход урока.

1.Мотивация.  Вхождение в тему урока.

Ученики читают под звуки музыки фрагмент из дилогии Е.А.Исаева «Суд памяти».

Вы думаете, павшие молчат.

Конечно, да, вы скажете.

Неверно!

Они кричат,

Пока еще стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь,

А в нас,

За нас кричат,

Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

Они кричат, когда покой,

Когда

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И памятники дышат, как живые.

Они кричат

И будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была земля

С пятью материками.

Великая,

Она летит во мгле.

Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.

Живая вся,

И ходит по Земле

Босая Память – маленькая женщина…

(Пауза) – Вам понравились стихи Егора Исаева? Вам это близко?

– Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (формулировка темы).

Тема нашего урока Памяти «Великая Отечественная война в стихах русских поэтов».

2. Актуализация темы.  Подготовка к вхождению в текст. 

   Эта тема мне очень близка, потому что ВО война стала важной страницей  истории моей семьи. На всю жизнь я запомнила  рассказы старших об этом страшном  времени. Всем известно, что война опалила своим огнем каждый дом. А у вас в семьях были фронтовики? (дети называют имена фронтовиков). Друзья, эти люди достойны глубокого уважения, нашей благодарности, вы можете ими гордиться, брать с них пример и помнить. Люди живы до тех пор, пока мы о них помним. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я выбрала строки из фронтовой поэмы А.Твардовского «Дом у дороги»: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем».

3.Целеполагание. 

   - Мы не раз читали и учили наизусть стихи о войне. Вспомните их, назовите авторов (К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», А. Твардовский «Рассказ танкиста», М.Джалиль «Варварство» и др. ).

   - Друзья, я приглашаю вас к сотрудничеству. Мне хочется, чтобы сегодня на уроке состоялся диалог двух поколений, сороковых годов и нашего времени. Я познакомлю вас со стихами военных лет и стихами о войне современных поэтов (познакомиться со стихами поэтов-фронтовиков и   стихами о войне

современных поэтов). Предлагаю вам погрузиться в тексты, проанализировать их  и прочувствовать боль и гордость той эпохи, потом попытаться определить свое отношение к событиям, к поэзии тех лет, к

памяти (погрузиться в  текст, определить  личностное отношение к событиям и поэзии тех лет), чтобы в выразительном чтении стихов передать собственное

понимание поэтической идеи произведения (учиться выразительному чтению на основе анализа текста).

Хочется, чтобы вашими голосами сегодня мудрые мысли поэтов вошли в сердца слушателей.

4.Знакомство с поэзией военных лет.   Вхождение в текст.

Левитан НАЧАЛО ВОЙНЫ (видеофрагмент)

- С чем у вас ассоциируется слово война? (боль, страх, смерть, голод)

Как вы изобразили войну на своих рисунках? (рисунки)

А как вы думаете, что чувствовали люди, пережившие войну?

К сожалению, наши близкие уже не смогут ответить на этот вопрос.  Поэтому мы обратимся к поэзии, ведь строки  фронтовиков словно ожившие картины того времени. В стихах передается все самое личное, сила чувств, движения души, надежды и стремления. Именно поэзия первой отозвалась на события военных лет.

С1    Поэт Николай Константинович Старшинов попал на фронт мальчишкой, ему не было 18 лет. Дважды ранен. Он был пулеметчиком, прикрывавшим пехоту. Пулеметчики идут в атаку первыми, они же как смертники. В бою из взвода  из 30 человек осталось в живых трое. Об этом он и пишет в своих стихах.

 Ракет зеленые огни

По бледным лицам полоснули.

Пониже голову пригни

И, как шальной, не лезь под пули.

Приказ: «Вперед!»

Команда: «Встать!»

Опять товарища бужу я.

А кто-то звал родную мать,

А кто-то вспоминал – чужую.

Когда, нарушив забытьё,

Орудия заголосили,

Никто не крикнул: «За Россию!..»

А шли и гибли

За нее.                            1944

Анализ текста, работа в тетради:

Сегодня мы работаем с текстами в поэтической тетради.

- Найдите стихотворение, подчеркните фамилию и имя автора.

    Чтобы понять стихотворение и потом выразительно его прочесть, очень важно увидеть услышанное, почувствовать увиденное, понять происходящее: образ – эмоция – мысль. Это схема погружения в текст.

– Какие картины вы представили? (солдаты в окопах, свет ракетниц, ночная атака, свист пуль, крики солдат, солдаты бегут по полю)

– Какие изобразительные средства языка помогли вам представить этот эпизод войны? (сравнение «как шальной», метафора «нарушив забытье»; эпитет «по бледным лицам»; олицетворение «орудия заголосили»; использованные просторечия «шальной», «полоснули» передают атмосферу фронта, делают художественную речь живой; анафора и контекстные синонимы «а кто-то звал родную мать, а кто-то вспоминал чужую» усиливают ощущение напряженности ситуации) Подчеркиваем их и надписываем.

– Какие синтаксические средства помогли Старшинову передать динамику боя? (инверсия «ракет зеленые огни» «по бледным лицам полоснули», «пониже голову пригни», «бужу я»; короткие предложения, команды в предложениях с прямой речью; «внутреннее» риторическое восклицание)

– Почему последняя строка выделена как строфа и разделена? (это выражение основной мысли стихотворения, солдаты не словом, а делом доказывали свою любовь и преданность Родине). Подчеркните основную мысль стихотворения.

   С2    800 тысяч девушек и женщин доблестно сражались в боях. А как оценить подвиг врачей, медсестер, санитарок? Автор следующих строк – Юлия  Владимировна Друнина, поэтесса, жена Н.Старшинова. В 1941 ей исполнилось 17 лет. Санитарка, одна на весь пехотный батальон 250 человек, после тяжелого ранения и госпиталя – сестра милосердия у самоходчиков-зенитчиков.

Послушай те авторское чтение поэтессы Юлии Друниной  (аудиозапись голоса Друниной).

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячи – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

                                                           1943

– Что сумела выразить поэтесса в четырех строчках? (свое самое яркое фронтовое впечатление, свое видение и понимание войны: война – это ужас и боль). Какой прием лежит в основе построения стихотворения (антитеза на основе антонимов: наяву – во сне, раз- тысячи). Запишите фамилию автора. Укажите антонимы. Подчеркните ключевое слово «страшно».

- Представьте собственное прочтение стихотворения.  (читает ученица)

 

С3  Поэтесса Ольга Федоровна Берггольц все 900 дней провела в осажденном Ленинграде. От истощения была на грани смерти, похоронила мужа. Несмотря

на лишения, постоянно выступала на радио, поддерживая дух блокадников собственным примером бескорыстия и отваги. (чтение ученицы)

…Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

……………………………………………

Мы будем драться с беззаветной силой,

мы одолеем бешеных зверей,

мы победим, клянусь тебе, Россия,

от имени российских матерей.

                                                      1942

–Вы почувствовали трагедию Ленинграда? В каких словах она передана? (эпитеты «печальная страна», «злой неукротимый ветер», «смертная угроза», «бессонные ночи»). Запишите фамилию поэтессы, укажите эпитеты.

– Как относилась О.Берггольц к Родине? (лирическая героиня – преданная дочь своей Отчизны, отважная, стойкая, способная на самопожертвование ради своей страны и ее народа). Где выражена основная мысль текста?

Подчеркните последнее предложение, в котором выражена идея произведения.

- Они сдержали свою клятву. Победили. ЛЕВИТАН      9Мая  (видеофрагмент)

Вывод: – Вам понравились стихи поэтов военных лет? Взволновали?

– Что общего можно выделить во всех прочитанных стихотворениях? (тема: война, человек на войне, его внутренний мир, восприятие войны лирическими героями как страшного, тяжелого времени, способность героев на самопожертвование ради Родины, вера в победу

Размер стиха: ямб, передающий живые разговорные интонации, напряженность, четкость ритма в перекрестной рифмовке )

– Как вы думаете, стихи, пришедшие из боя, нужны сегодня?

5.Обращение к истории родного края, посещение «Уголка Памяти».           

– В стихах поэтов-фронтовиков отразилась наша история. В них память о ВО войне. Но наша история и наша память живут не только в поэзии. Они в картинах, фотографиях тех лет, во фронтовых письмах, в медалях, похоронках… Ребята, сейчас я приглашаю вас на экскурсию в «Уголок Памяти». Подойдите, чтобы послушать рассказ и рассмотреть экспонаты. 

   Перед вами портреты ваших родных и материал из школьного музея Боевой Славы. Сейчас вы услышите краткий рассказ о жизни двух жителей нашего хутора, о  настоящих героях Великой Отечественной войны.

Монолог ученика- экскурсовода.

С4   Коньков  Василий  Егорович, командир орудия, гвардии сержант,  родился  15 марта  1911 года в деревне Лыщичи Унеченского района Брянской области. Работал на железной дороге в погрузочной конторе.

  Призван в ряды Советской Армии в сентябре 1943года.

Направлен  в части Белорусского фронта на освобождение города Гомеля.                Был ранен 10 октября1943 года.

В 1945 году отмечен высокими правительственными наградами:                                      -  медалью  «За отвагу» - за взятие Гомеля,

- орденом Славы  III степени - за взятие Вислы, где держали оборону при прорыве фронта,

-  Орденом Красной  звезды - за взятие Берлина,

- орденами Отечественной Войны I и II степени отмечен за форсирование Одера и  взятие плацдарма,

- медалью «За победу над Германией» награжден за освобождение Польши.

После войны в 1945г демобилизовался. Умер 15 марта 1998 года.

С5   Шевченко Фёдор Фёдорович, гвардии младший лейтенант-командир СУ-85, родился 8 марта 1918г  на Харьковщине в крестьянской семье. В голодном 1933г семья переехала в х. Лисички Егорлыкского района.

   Призван в 1938г в армию, участвовал в боевых действиях во время финской войны и на Халхин-Голе в борьбе с японскими интервентами. С июня 1941г находился в рядах РККА. Из артиллерийского училища  в звании старшины был отправлен на фронт.  Воевал на Западном, Брянском, Воронежском, Украинском фронтах.

   Первая награда ветерана - Орден Красной Звезды. Сумел удержать рубеж, уничтожил своим экипажем 2 танка противника и свыше 20 гитлеровцев и вынес с поля боя тяжело раненного механика-водителя.

   2й орден Красной звезды, первый орден Отечественной войны II степени и медаль «За отвагу»  тоже вручены ветерану на фронте. 

   

   Второй орден "Отечественной войны I степени"  ветеран получил за подвиг, совершённый с 14 на 15 июля 1944года, но награда нашла ветерана только в

2005 году после его смерти. Прорвав оборону противника, вклинился в её глубину и в течение всей ночи вёл неравный бой. За время боя танковым  

экипажем уничтожено: 2 автомашины, 1 пушка, 2 подводы, свыше 60 солдат и офицеров противника. В этом бою командир экипажа Шевченко получил тяжелое ранение и сильно обгорел.

Ветеран и инвалид ВОВ Шевченко Фёдор Фёдорович умер 3 апреля 1992 года.

Вывод:  – Прошу садиться. Друзья, какие чувства вы испытали, когда увидели реликвии в «Уголке Памяти»? (гордость, уважение) Вот так прошлое прикоснулось к нашим сердцам.

6. Обучение выразительному чтению стихов и созданию связного высказывания эпистолярного жанра. «Ответ послевоенного  поколения»

– А что мы можем сказать в ответ тем, кто жил и воевал тогда?  

На заключительном этапе урока вы получите возможность прочитать выразительно стихи на военную тему и написать письмо в 41-ый год.

 Я  предлагаю создать две группы для чтения стихов. Внимательно прочтите задания и подготовьте выразительное чтение. Помните о схеме погружения в текст: образ – эмоция – мысль.

   Третьей группе предлагаю написать небольшие письма в 41-ый год тем солдатам, которые не дожили до Победы. «Скажите, как закончилась война?» Этот вопрос они задают нам. О чем бы вы могли бы написать туда, на передовую 41-го? Может быть, про самый обыкновенный мирный день из своей жизни? Или про самый счастливый? Или о чем-то сокровенном? Что вы расскажете о войне своим детям? (4 минуты)

– А сейчас мы послушаем выразительно чтение стихов о войне, написанных современными поэтами и краткие сообщения о поэтах. ( Ответы групп)

С6   Карточка группы №1.

Подготовьте краткое сообщение о поэте Глебе Горбовском и выразительное чтение стихотворения. Для этого используйте инструкцию:

1. Распределите роли внутри группы: информатор (делает сообщение о поэте), литературоведы (анализируют текст по вопросам, чтобы подготовить чтеца к выразительному чтению текста), чтец (выразительно читает стихотворение, передавая голосом идею произведения). Время подготовки – 4 минуты.

2. Материал для информатора:  Горбовский Глеб Яковлевич (р. 1931).Родился в Ленинграде. Работал на предприятиях, геологом на Сахалине. Печатается с 1955

года. Стал известным в 60-е годы, после выхода сборников стихов. Основные темы: смысл жизни, человек и природа.

3.Материал для литературоведов и чтеца: Обратите внимание на значение следующих слов:

гильза – трубка для пули; бренный – тленный, переходящий, недолговечный; фитиль – шнурок, служащий для горения.

  • Прочтите текст, используйте толковый словарь, если есть незнакомые слова.
  • О чем текст? Найдите ключевые слова.
  • Представьте картину, нарисованную поэтом.
  • Автор говорит неторопливо, размышляет. Как вы прочтете стихи?
  • Автор повторяет слово «люблю». Это случайно? Как прочесть его?
  • Обратите внимание на знаки препинания, учитывайте их при чтении (паузы, вопросы, восклицания).
  • Почему автор разделил последнее предложение на три строки? Что здесь выражено? Как их прочесть?
  • Читая строки, вспомните об увиденном в «Уголке Памяти». Что вы чувствовали? Эти чувства передайте в чтении.

Письмо.

На дне окопного оврага

добыл я гильзу из стены.

А в ней – истлевшая бумага,

письмо, пришедшее с войны.

Должно быть кто-то перед боем

смочил графит карандаша

и с перемазанной губою

писал, как думал, – не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

писал, склоняясь к фитилю.

…И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»…

Одно осталось… Но упрямо

горит сквозь все, что в жизни есть!

…Что он «лю-бил»?.. Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил, и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес

во мне

сейчас.

С7   Карточка группы №2.

Подготовьте краткое сообщение о поэте Юрии Полякове и выразительное чтение стихотворения. Для этого используйте инструкцию:

1. Распределите роли внутри группы: информатор (делает сообщение о поэте), литературоведы (анализируют текст по вопросам, чтобы подготовить чтеца к выразительному чтению текста), чтец (выразительно читает стихотворение, передавая голосом идею произведения). Время подготовки – 4 минуты.

2. Материал для информатора:  Поляков Юрий Михайлович (р. 1954) – поэт, прозаик, литературовед, драматург, киносценарист и общественный деятель. Председатель Национальной Ассоциации Драматургов, Председатель редакционного совета и главный редактор «Литературной газеты». Родился в Москве. Лауреат премии Московского комсомола и  премии им. Владимира Маяковского. Стихи имеют военную тематику.

3.Материал для литературоведов и чтеца: 

  • Прочтите текст, используйте толковый словарь, если есть незнакомые слова.
  • О чем текст? Найдите ключевые слова.
  • Автор говорит неторопливо, размышляет. Как вы прочтете стихи?
  • Обратите внимание на разбивку строк: автор выделяет наиболее значимые слова. Как вы их прочтете?
  • Представьте, что вы говорите эти слова ветеранам от своего имени. Какие чувства вы передадите в своем чтении.

Ответ фронтовику.

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину, –

Конечно, мы смотрим

                                     глазами иными

На вашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым,

                                     трудным рассказам

о горьком победном пути,

Поэтому должен

                            хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли,

                   что мир перенес.

…Конечно, мы смотрим

                                 иными глазами –

Такими же,

                   полными слез.  

Карточка группы №3.

Подготовьте небольшое послание в 41-й год и выразительное чтение письма. Для этого используйте инструкцию:

  1. Напишите короткое  коллективное письмо в 41-ый год тем солдатам, которые не дожили до Победы.
  2. Распределите роли внутри группы: автор (пишет письмо), соавтор (дополняет текст, вносит предложения), корректор (вычитывает и корректирует написанное, при необходимости  пользуясь  словарем).
  3. По окончании работы 1 человек читает письмо, передавая голосом его идею.

Время подготовки – 4 минуты.

  1. Материал для автора и чтеца:

 «Скажите, как закончилась война?» Этот вопрос они задают нам.

О чем бы вы могли бы написать туда, на передовую 41-го? Может быть, про самый обыкновенный мирный день из своей жизни? Или про самый счастливый? Или о чем-то сокровенном? Что вы расскажете о войне своим детям?

–Кто хочет прочитать свое послание в 41-ый?

С8   7. Презентация стихотворения Юлии Токаревой.

- Друзья, ради чего солдаты отдавали свои жизни в бою? (ради мира на земле)

Очень важно сохранять мир на нашей хрупкой планете. Об этом стихотворение 9-классницы из Семикаракорского района Юлии Токаревой,  дипломанта регионального литературного конкурса «Взлёт». Настя тоже стала дипломантом этого конкурса и в подаренном сборнике прочла стихотворение «Остановите войны на земле». Мы предоставляем вашему вниманию ответ детей 21 века поэтам-фронтовикам. (Чтение учащихся)

Остановите войны на земле!

Не надо воевать, не надо! 

Остановите пули и ракеты.

Правители, министры, депутаты,

Верните мир измученной планете.

 

Амбиции свои подальше спрячьте,

Задумайтесь о том, что вы творите.

Война уже грохочет где - то рядом.

Остановитесь, вовремя остановитесь.

Ну, разве стоят политические игры

Той крови, боли, страха, и страданий,

И тысячей детей убитых

И миллионов, спасшихся в изгнанье.

Лишенных детства и оставшихся без крова,

Без пищи, матери и на чужой земле,

Да никому не сможешь пожелать такого 

Остановите, люди, войны на земле!

 

Давайте вместе и  пока не поздно

Сегодня мы по всей стране

Возьмемся за руки и скажем дружно:

«Остановите войны на земле!»

Вывод  В каких строчках выражена поэтическая идея произведения? («Остановите войны на земле!») Подчеркните их в тексте. Друзья,  участвуйте в конкурсах, творите!

8.Д/з 

– Ребята, сегодня мы справились с поставленными задачами, вы отлично поработали, предлагаю дома дополнить нашу поэтическую тетрадь понравившимся вам самостоятельно прочитанным стихотворением: записать его или вклеить на пустой странице и подготовить  для выразительного чтения на предстоящем конкурсе. Это ваше домашнее задание. Поэтические тетради останутся вам как памятный подарок о нашем уроке и подборка прекрасных стихов.

9. Посттекстовый структурный элемент урока. Рефлексия. «Микрофон».

- Представьте себе, что в школу приехал корреспондент телерадиокомпании «Дон-ТР», чтобы взять у вас интервью.

Вопросы интервьюера:

– Что вам сегодня запомнилось больше всего?

– Ученые доказывают, что существует Вселенская память: любая информация никуда не исчезает, а сохраняется. Трава, камни, земля всё «помнят».

А нужно ли нам, людям, помнить, ведь прошло уже 75лет и выросло четыре новых поколения совершеннолетних граждан?                                                                

                                                             (ответы, обращение к эпиграфу)

С9   10. Слово учителя. – Друзья, время неумолимо. Все меньше остается в живых людей, переживших войну. Тем дороже должно быть нам все, что связано с великим подвигом наших дедов. В заключение нашего урока мне хочется поблагодарить всех за сотрудничество и  прочесть стихотворение поэта-фронтовика, прошедшего всю войну, горевшего в танке, Сергея Сергеевича Орлова. (чтение учителя)

А мы прошли по этой жизни просто,

В подкованных пудовых сапогах.

Махоркой и солёным потом воздух,

Где мы прошли, на все века пропах.

Нас счастье даже в снах не посещало,

Удачами не радовала жизнь,

Мы жили от привала до привала,

В сугробах мерзли и в песках пеклись.

Что из того, что там потом поставят

Потомки, благодарные навек,

Нам монументы? – не для звонкой славы

Мы замутили кровью столько рек.

Мы горе, что по праву причиталось

И им, далеким, выпили до дна.

Им только счастье светлое осталось,

И мир всю жизнь, как нам всю жизнь – война.

                                                                         1944  

              

Карточка интервьюера.

Представьте, что вы корреспондент. Возьмите интервью у участников урока, используя этикетную лексику и предложенные вопросы.

– Что вам сегодня запомнилось больше всего?

– Ученые доказывают, что существует Вселенская память: любая информация никуда не исчезает, а сохраняется. Трава, камни, земля всё «помнят».

А нужно ли нам, людям, помнить, ведь прошло уже 75лет и выросло четыре новых поколения совершеннолетних граждан?

Карточка группы №3.

Подготовьте небольшое послание в 41-й год и выразительное чтение письма. Для этого используйте инструкцию:

  1. Напишите короткое  коллективное письмо в 41-ый год тем солдатам, которые не дожили до Победы.
  2. Распределите роли внутри группы: автор (пишет письмо), соавтор (дополняет текст, вносит предложения), корректор (вычитывает и корректирует написанное, при необходимости  пользуясь  словарем).
  3. По окончании работы 1 человек читает письмо, передавая голосом его идею.

Время подготовки – 4 минуты.

  1. Материал для автора и чтеца:

 «Скажите, как закончилась война?» Этот вопрос они задают нам.

О чем бы вы могли бы написать туда, на передовую 41-го? Может быть, про самый обыкновенный мирный день из своей жизни? Или про самый счастливый? Или о чем-то сокровенном? Что вы расскажете о войне своим детям?

Карточка группы №1.

Подготовьте краткое сообщение о поэте Глебе Горбовском и выразительное чтение стихотворения. Для этого используйте инструкцию:

1. Распределите роли внутри группы: информатор (делает сообщение о поэте), литературоведы (анализируют текст по вопросам, чтобы подготовить чтеца к выразительному чтению текста), чтец (выразительно читает стихотворение, передавая голосом идею произведения). Время подготовки – 4 минуты.

2. Материал для информатора:  Горбовский Глеб Яковлевич (1931 - 2019).Родился в Ленинграде. Работал на предприятиях, геологом на Сахалине. Печатался с 1955 года. Стал известным в 60-е годы, после выхода сборников стихов. Академик Академии российской словесности. Основные темы: смысл жизни, человек и природа.

3.Материал для литературоведов и чтеца: Обратите внимание на значение следующих слов:

гильза – трубка для пули; бренный – тленный, переходящий, недолговечный; фитиль – шнурок, служащий для горения.

  • Прочтите текст, используйте толковый словарь, если есть незнакомые слова.
  • О чем текст? Найдите ключевые слова.
  • Представьте картину, нарисованную поэтом.
  • Автор говорит неторопливо, размышляет. Как вы прочтете стихи?
  • Автор повторяет слово «люблю». Это случайно? Как прочесть его?
  • Обратите внимание на знаки препинания, учитывайте их при чтении (паузы, вопросы, восклицания).
  • Почему автор разделил последнее предложение на три строки? Что здесь выражено? Как их прочесть?
  • Читая строки, вспомните об увиденном в «Уголке Памяти». Что вы чувствовали? Эти чувства передайте в чтении.

Письмо.

На дне окопного оврага

добыл я гильзу из стены.

А в ней – истлевшая бумага,

письмо, пришедшее с войны.

Должно быть кто-то перед боем

смочил графит карандаша

и с перемазанной губою

писал, как думал, – не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

писал, склоняясь к фитилю.

…И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «Лю-блю»…

Одно осталось… Но упрямо

горит сквозь все, что в жизни есть!

…Что он «лю-бил»?.. Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил, и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес

во мне

сейчас.

Карточка группы №2.

Подготовьте краткое сообщение о поэте Юрии Полякове и выразительное чтение стихотворения. Для этого используйте инструкцию:

1. Распределите роли внутри группы: информатор (делает сообщение о поэте), литературоведы (анализируют текст по вопросам, чтобы подготовить чтеца к выразительному чтению текста), чтец (выразительно читает стихотворение, передавая голосом идею произведения). Время подготовки – 4 минуты.

2. Материал для информатора:  Поляков Юрий Михайлович (р. 1954) – поэт, прозаик, литературовед, драматург, киносценарист и общественный деятель. Председатель Национальной Ассоциации Драматургов, Председатель редакционного совета и главный редактор «Литературной газеты».Родился в Москве. Лауреат премии Московского комсомола и  премии им. Владимира Маяковского. Стихи имеют военную тематику.

3.Материал для литературоведов и чтеца: 

  • Прочтите текст, используйте толковый словарь, если есть незнакомые слова.
  • О чем текст? Найдите ключевые слова.
  • Автор говорит неторопливо, размышляет. Как вы прочтете стихи?
  • Обратите внимание на разбивку строк: автор выделяет наиболее значимые слова. Как вы их прочтете?
  • Представьте, что вы говорите эти слова ветеранам от своего имени. Какие чувства вы передадите в своем чтении.

Ответ фронтовику.

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину, –

Конечно, мы смотрим

                                     глазами иными

На вашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым,

                                     трудным рассказам

о горьком победном пути,

Поэтому должен

                            хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли,

                   что мир перенес.

…Конечно, мы смотрим

                                  иными глазами –

Такими же,

                   полными слез.  

Николай  Константинович  Старшинов

                                                  (1924 – 1998)

Сергей  Сергеевич  Орлов

                         (1921 – 1977)

Ольга  Фёдоровна  Берггольц

                                (1910 – 1975)

Юлия  Владимировна  Друнина

                                    (1924 – 199



Предварительный просмотр:

Самоанализ.

1. Тема моего урока: «Великая Отечественная война в стихах русских поэтов». Это  урок внеклассного чтения по литературе XX века. Он предваряет урок по программному материалу «На дорогах войны» (по интервью с поэтом-фронтовиком Юрием Георгиевичем Разумовским). Этот урок должен мотивировать обучающихся к дальнейшей работе по общей теме, эмоционально подготовить к восприятию материала интервью, вызвать личный интерес.

Сегодняшняя система образования нацеливает каждый урок на постижение смысла человеческого бытия, на определение ребенком своего места в этом мире, на полилог в классе и самоанализ ученика. Я стремилась, чтобы мой урок имел глубокую личностно-ориентированную направленность. Тема ВО войны близка каждой семье, а следовательно, и каждому ученику. Ребята активно осваивают курс внеурочной деятельности «Поиск», собирают материал для музея, им это близко. Я работаю по проблеме обучения смысловому чтению. Все это определило выбор для данного урока технологии творческой мастерской, которая развивает умение вести диалог с текстом и друг с другом. Одно из важнейших условий создания мастерской – проблемность материала. Тогда каждый ученик сможет совершить для себя открытие.

   Наша мастерская предполагала диалог поколений. Какой видели войну её участники, и какой видит ее послевоенное поколение. Чтобы разрешить проблему, нужно было найти источники фактов. Они в стихах. Чтобы осознать авторскую идею, нужно увидеть, прочувствовать и понять прочитанное. А потом донести понятое до слушателя своим выразительным чтением.

   1 этап – индуктор -  задание, мотивирующее учеников. Оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный со смыслом деятельности, при этом у учащихся должен быть выбор.

   Сначала я предложила ребятам найти информацию о членах их семей, переживших войну. Это просто всколыхнуло детей. Мы собирали старые фотографии, сканировали, искали информацию на сайтах «Подвиг народа» и «Память народа». Собрали информацию о ветеране Шевченко Ф.Ф. Потом предложила прочесть стихи фронтовиков.

2 этап – создание индивидуального или группового продукта.    Семиклассники  с первого класса читают на сцене, участвуют в конкурсах. Они разделились на группы по гендерному признаку и так же распределили стихи для чтения, опираясь на свои умения и предпочтения, что, на мой взгляд,  крайне важно. Читали группой, причем сами разделили строки, или индивидуально. Мы вместе подбирали музыкальное сопровождение.

3 этап – социализация (предъявление созданного продукта всем участникам. Всё, что сделано, должно быть рассмотрено.)

4 этап – промежуточная рефлексия (ощущение потребности в новом знании, доработка, привнесение нового, систематизация).

5 этап – афиширование (итог работы, чему научились)

6 этап – рефлексия (отражение чувств, возникших во время проведения мастерской).

Первый и второй этапы прошли в период подготовки. Третий, четвертый, пятый и шестой этапы нашей работы были представлены на уроке.

2. В соответствии с темой, этапами мастерской  я определила цель и задачи урока, планируемые результаты.

     1. Цели для учителя. Решаемые проблемы.

– познакомить учащихся со стихами поэтов-фронтовиков и    

             стихами о войне современных поэтов;

           – погрузить школьников в текст и помочь определить    

             личностное отношение к событиям и поэзии тех лет;

           – подвести учеников к пониманию идеи стихотворений через анализ;

           – совершенствовать технику выразительного чтения;

2. Цели для учащихся.

- познакомиться со стихами поэтов-фронтовиков и   стихами о войне     современных поэтов,

- погрузиться в  текст, определить  личностное отношение к событиям и поэзии тех лет,

- учиться выразительному чтению на основе анализа текста.

     3.   Ожидаемые результаты:

           Личностные: восприятие поэзии о Великой Отечественной войне как  

части национальной культуры, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект, воспитание чувства национальной гордости и патриотизма; формирование целостного гуманистического мировоззрения, развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, бережного отношения к памяти и истории.

               Метапредметные:

       Познавательные: формирование навыков текстовой деятельности, определение темы и идеи текста, умение анализировать, обобщать результаты, делать выводы, умение планировать учебную деятельность и оценивать результат , умение отвечать на вопросы, критически мыслить, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей; формулировать выводы.

Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать результат.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, строить речевое высказывание, строить продуктивное взаимодействие, уважать мнение оппонентов,  работать в группе.

 Предметные: знание специфики лирики как рода литературы,   понимание авторской позиции, формулирование собственного оценочного отношения к идее лирического произведения, совершенствование навыков выразительного чтения (на примере стихов о войне).

3. Исходя из задач и планируемых результатов, я отобрала содержание и определила тип урока: комбинированный, «тематический зонтик», консолидирующий уже имеющиеся знания и приводящий их в систему.

Обозначила  в соответствии с технологией «творческая мастерская» методы и приемы, применяемые на уроке: чтение и восприятие, чтение и анализ, чтение и интерпретация, беседа, «Микрофон», кластер.    

 формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Определила виды деятельности учащихся: смысловое, выразительное чтение, участие в диалоге, создание текста эпистолярного жанра, анализ текста и интерпретация.                      

Использовала оборудование: иллюстрации по теме, фотографии поэтов-фронтовиков, интерактивные тетради, карточки для групповой работы, карточку для   интервьюера, микрофон, компьютер, проектор, фоновые музыкальные фрагменты, архивные видеозаписи времен ВО в,  материалы из музея, презентацию.

4.Каждый этап урока имел с вою целевую установку и вывод:

1) На этапе вызова (мотивации) вхождения в тему урока с целью пробуждения имеющихся знаний, интереса к информации, актуализации опыта  и создания эмоционального настроя я использовала прием наблюдения  (прослушивание стихотворения).

 2) Актуализация знаний. Краткая  фронтальная беседа и прием обращения к жизненному опыту учащихся, которые позволили определить тему урока и поставить задачи, стали подготовкой к вхождению в текст.

3) Введения в систему новых знаний (Промежуточная рефлексия , 4 этап в мастерской). Знакомство с поэзией военных лет.   Вхождение в текст: чтение и анализ стихов поэтов фронтовиков. Я использовала архивные видеозаписи, чтобы погрузить в эпоху; приемы рассказа и беседы, чтобы заинтересовать учащихся; выразительное чтение – предъявление промежуточного результата работы; иллюстрации, репродукции картин, рисунки детей, интересные факты из биографий писателей, чтобы вызвать ассоциации и помочь более глубоко понять материал.

 Были использованы интерактивные тетради (на конкурсных уроках учебник использовать нельзя, распечатанный материал), в которых даны тексты стихотворений для работы и для чтения, тетрадь можно дополнить самостоятельно.

   Коллективный анализ стихов осуществлялся от формы к содержанию и интерпретации: первое стихотворение детально, второе и третье – фрагментарно, работа велась в тетрадях.

   Звучало чтение поэтессы Юлии Друниной и вариант ученического чтения, собственное прочтение.

4) Посещение «Уголка Памяти». Это результат работы краеведов. Метод словесный и наглядный (рассказ экскурсовода и обращение к музейным экспонатам). Обращение к истории родного края – связь с жизнью, воспитание патриотизма, воздействие на чувства учащихся направлены на углубление понимания, осмысления прочитанных стихов, подготовка к выразительному чтению. Смена деятельности, физпауза.

5)  «Ответ нашего поколения» (5 этап в мастерской афиширование). Обучение выразительному чтению стихов и созданию связного высказывания эпистолярного жанра.

Когнитивный этап (творчество) и этап контроля. Применен метод самостоятельной работы в группах (работа с карточками в соответствии с инструкцией, со словарем по необходимости): подготовка выразительного чтения и связного высказывания эпистолярного жанра. Результаты работы представлены аудитории. Учитель выступает в роли консультанта. Также представлено стихотворение юной поэтессы (привлечение внимания к участию детей в конкурсах).

6) Творческое д/з  - дополнение поэтической тетради конкурсным стихотворением, можно предложить написать самому.

7) Посттекстовый структурный элемент урока. Рефлексия.(6 этап мастерской) «Микрофон». Результатом индивидуального задания стало создание коммуникативной ситуации в режиме ученик – класс. Ученик в роли интервьюера задает учащимся проблемный вопрос. Это позволяет выразить свою позицию. Обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников во время проведения мастерской.

Я считаю, что цели урока достигнуты. Но самые важные – личностные результаты: формирование целостного гуманистического мировоззрения, развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, бережного отношения к памяти и истории.



Предварительный просмотр:

                            C:\Users\User\Desktop\услышать.jpgC:\Users\User\Desktop\глаз.png

образ

C:\Users\User\Desktop\сердцце.jpg

эмоция

C:\Users\User\Desktop\мозг.png

мысль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 6 класс

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов...

Презентация Великая Отечественная война в стихах русских поэтов

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне...

Презентация Великая Отечественная война в стихах русских поэтов

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне...

Интегрированный урок "Войной испытанные строки..." (Отражение Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов)

Интегрированный урок по истории и литературе с использованием ИКТ-технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества...