Конспект урока "Занимательное и поучительное в рассказе Н.С.Лескова "Неразменный рубль""
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Родная литература (русская) 6 класс, раздел "Чудеса нужно делать своими руками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 36.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1 Чудеса нужно делать своими руками. Занимательное и поучительное в рассказе Н.С. Лескова «Неразменный рубль»
Цели урока:
Обучающие:
Познакомиться с рассказом Н.С. Лескова “Неразменный рубль”, проанализировать проблематику рассказа и выяснить замысел автора.
Развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;
2) развивать коммуникативные навыки обучающихся, их творческие способности.
Воспитательные:
- помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения
- подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий
доброта, взаимопонимание, самопожертвование ради окружающих людей,
взаимопомощь, милосердие.
Планируемые результаты обучения: 1) личностные: уважительное отношение к людям, к старшему поколению, готовность прийти на помощь; 2) предметные: формирование умения анализа текста; 3) метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать своё мнение, оценивать результаты своей деятельности.
Предварительная работа: 1) Письменный ответ на вопросы: Что такое чудо? Кто способен совершить чудо?
- Чтение рассказа Н.С. Лескова «Неразменный рубль»
Ход урока
- Вступительная беседа
Ребята, мы с вами начинаем разговор на тему «Чудеса нужно делать своими руками». Под этой темой объединены два урока: один посвящен рассказу Н.С. Лескова «Неразменный рубль», другой - рассказу В.П. Астафьева «Бабушка с малиной». Сегодня речь пойдет о рассказе Н.С. Лескова.
- Слово о писателе. Творчество Николая Семеновича Лескова (1831-1895) - одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе XIX века. Творческая манера Н.С. Лескова необычайна и неповторима, а язык его произведений выделяет писателя среди других художников XIX века. Яркой особенностью творческой манеры Лескова являются документальность изображения:«Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле», признавался он. Произведения Лескова дают возможность читателю увидеть (на примере поступков героев) и осознать такие понятия как доброта, взаимопомощь, милосердие.
III. Анализ произведения.
1. Как вы поняли, что такое неразменный рубль?(Глава первая .Поверье- идущее из старины и живущее в народе убеждения, вера в примету. Примета явление, случай, которые в народе считаются предвестием чегонибудь. (словарная работа). Получить его можно волшебными средствами
2. От какого лица ведется повествование? (От первого, со второй главы рассказчик –восьмилетний мальчик, рассказчик в детстве)
3. Почему эта история могла произойти на Рождество? Чем необычен этот праздник? Почему героем становится ребёнок? (Добрый и светлый христианский праздник, в канун которого люди становятся лучше, добрее, ждут исполнения желаний, чудес, особенно дети)
4. Про какие рождественские традиции говорится в рассказе?(Словарная работа. Ворожат - колдуя, гадают о том, кто удачлив, кому везёт. Ярмарка – большой торг обычно с увеселениями развлечениями, устраиваемый обычно в одном и том же месте. (“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова) 5. В чем особенность рождественского подарка? Какое волшебное, очень капризное свойство имеет неразменный рубль?(Покупать вещи нужные и полезные)
6. Какой совет дает бабушка, когда передает рубль? («Не будь самонадеян: помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как
думаешь.») 7. Составление таблицы. (Самостоятельная работа. Заполняют два столбика)
Что решил приобрести мальчик? | Как реагирует бабушка на его покупки? И почему? |
Всем бедным детям по свистульке | Доброе лицо старушки выражало даже удовольствие |
Всем девушкам по платью, сердоликовые запонки дочери ключницы | Бабушка по-прежнему смотрела хорошо |
Псалтырь для скотницы, наборный поясной ремень кучеру, башмачнику Егорке гармонию | На лицо бабушки я уже не смотрел…Я сам был центр всего. Мне хотелось, чтобы все обо мне знали, все за мною ходили и все обо мне говорили как я умен, богат и добр. Мне стало беспокойно и скучно |
Жилет со стеклянными пуговицами | Бабушки тоже не было, да я о ней и забыл |
8. Кульминация сна в 6 главе. Разыгрывается сценка “Разговор мальчика и человека в жилете” (Глава 7) Анализ эпизода: А) Почему возник спор “нужная” вещь (жилет со стекляшками) или “ненужная”? Б) Какую роль играет художественная деталь в литературном произведении? В) “Стекляшки” это символ чего? (Ненужности, никчемности, бесполезности) Г) За кем идут люди? Опишите его. Д) Что должен приобрести мальчик, чтобы на него обратили внимание? (Жилет со стеклянными пуговицами)
Е) О чем предупреждает человек со стекляшками? (Мой жилет ровно ничего не стоит…но они (пуговицы) могут немножко блестеть на минутку, и это всем очень нравится)
З) Почему мальчик все же решил купить жилет? (Долг и призвание стать выше человека со стекляшками)
И) Как менялся мальчик по мере приобретения разных вещей? Что с ним произошло? (Стал самонадеянным, изменилось самомнение, возгордился, что он лучше и выше всех.)
9. Чем закончилось путешествие на ярмарку? Каково пробуждение от сна? Почему мальчик заплакал? (Слезы раскаяния, искренние) 10. Какое композиционное построение использует автор, чтобы рассказать эту историю? (Рассказ в рассказе.)
11. Что такое сон? Развязка. (Глава 8) Прочитать, что сказала бабушка мальчику о сне, как растолковала его? Почему
считает, что сон хорош?
Выводы. Что такое неразменный рубль? (Это талант. Это сила, которая может слу-
жить истине и добродетели, на пользу людям)
IV. Рефлексия
- Что понравилось на уроке?
-Какие выводы мы можем сделать для себя?
- Что есть в рассказе занимательное, а что – поучительное? (Поверье – занимательное, объяснение бабушки про неразменный рубль – поучительное)
- С каким произведением Н.С. Лескова мы познакомились на уроке?
- Какова основная мысль рассказа «Неразменный рубль»
V. Выставление оценок
VI. Домашнее задание: читать рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").
Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре». В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...
Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...
План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)
Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...
План конспект урока- викторины «Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова» в 6 классе
План конспект урока- викторины...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс
Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа О.Генри "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...
Конспект урока литературы «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг»
Тип урока: освоение художественного текста....