Конспект урока "Ближнему помогаешь - радость узнаешь. Рассказ В.П. Астафьева "Бабушка с малиной""
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок родной литературы (русской ) в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rasskazu_v.p._astafeva_babushka_s_malinoy.docx | 32.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 2 Ближнему помогаешь - радость узнаешь. Рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»
Цели урока:
Обучающие:
1) продолжить знакомить обучающихся с творчеством писателя, особенностями прозы В. П. Астафьева;
2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить замысел автора;
Развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;
2) развивать коммуникативные навыки обучающихся, их творческие способности.
Воспитательные:
- помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения;
- подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, забота, уважение, ответственность.
Планируемые результаты обучения: 1) личностные: уважительное отношение к людям, к старшему поколению, готовность прийти на помощь; 2) предметные: формирование умения анализа текста; 3) метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать своё мнение, оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
- Вступительная беседа.
- Какие произведения В.П. Астафьева вам знакомы?
- Кто является героями рассказов Астафьева?
- Интересно было вам читать рассказы писателя?
Учитель обобщает ответы обучающихся
- Анализ рассказа.
-О чем рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»?
Учитель: Произошло самое обыкновенное происшествие. Мастерство писателя состоит в том, чтобы в каждодневном, ничем не выделяющемся случае видеть необычное.
1. - Где разворачиваются события рассказа?
(Урал, железнодорожная станция)
Как описывает автор состояние пассажиров? (Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда – поезд стоит всего минуту)
- Кто из пассажиров особо привлекает внимание читателей? (Бабка. В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка)
- Каким словом Астафьев называет героиню рассказа? (старушонка)
- Обратим внимание на существительное, которое использует рассказчик, называя героиню. Какое значение вносит в слово скуффикс -ОНК-? Какова роль этой морфемы? (Рассказчик называет героиню словом «старушонка». Суффикс несет уменьшительно-ласкательное значение (не уменьшительно-уничижительное) вносит дополнительный оттенок значения, передает отношение рассказчика к героине.
- Почему рассказчик использует именно это слово, говоря о старушке? (Словом он вызывает сострадание к старушке. Она пожилая женщина, которой многое дается с трудом: «остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх… взгромождается на подножку», но старается всех опередить, все успеть.)
- Какие слова использует писатель, чтобы описать то, что случилось на перроне? (Авария. Да что там авария – трагедия!)
\2. Работа со словарем
Трагедия – 1. Драматическое произведение, изображающее личную или общественную катастрофу.
2. Потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.
- В каком значении использует писатель в рассказе это слово?
По ходу урока работы со словарем могут потребовать слова тамбур, гвалт, туес, ноне, родова, подле, востроязыкий.
3. – Найдите в тексте и зачитайте, какими словами передает писатель состояние бабки после случившегося. (Бабка оцепенела, схватилась за сердце; потрясенно смотрела; сухие, сморщенные губы дрожали; руки тряслись)
Учитель: Всего несколько слов – и читатели воочию представляют весь трагизм случившегося. Но автор идет дальше, отмечает, что «бабка – старая крестьянка и ягодница». И вот уже мы вполне можем осознать горе бабки наравне с героями рассказа (проводница сочувственно сказала.., ей поспешно освободили место притихшие школьники)
4. – Давайте вернемся в вагон.
- Какая деталь помогает читателям представить состояние бабки? (Пустой фонарь с открытой дверцей. Пусто в фонаре. Пусто в туесе. Пусто у бабки на душе. Еще одна параллель: И фонарь уже ни к чему, и бабка одинока и никому не нужна (понятие о развернутой метафоре) )
– Какое средство выразительности использует автор? (антитезу: горе у бабки – а час назад была совершенно счастлива)
-Отчего «горе у бабки» старушка, замкнулась почему? Неужели малину жаль? (Жалеет себя старушка: стара, неловка. Жалеет напрасные старания, труд. Слезы одиночества: «Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне…». Некому помочь, поддержать)
5. - Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе… Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.
В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:
— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!
И потекла малина в туес, по горсти, по две… И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.)
- Как вы расцениваете протест бабули: «Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!» (Старушка гордая, привыкла все свои проблемы решать сама.)
- Как рыбаку удалось ее «урезонить»? («Какое же это чужое? Ребята ж эти всё внуки твои. Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба. Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!» Доброе слово сказал рыбак, и оно сделало свое дело.)
- Горе бабушки развеяли, но почему опять слезы? «Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза…»
(Это уже слезы радости, слезы гордости за добрых ребятишек и рыбака. Бабушка тронута заботой о ней )
- «Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подхватили её:
Эх, Калино, Лямино, Лёвшино!
Комариха и Тёплая гора!..»
6.– Какую роль играет песня в рассказе? Когда хочется петь?
(Она органично вписывается в повествование, следует за ним, тонко реагирует на настроение пассажиров. Недаром рыбаки, узнав про горе бабки, смолкли.)
Мы наблюдаем, что настроение рассказа меняется. Какой троп, использованный Астафьевым, помог читателю увидеть, почувствовать изменения? («Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!» Виктор Петрович использует олицетворение. Ярким, очеловеченным нарисован образ поезда: он говорит, радуется за «бабку с малиной», поведение его напоминает поведение человека.)
7.- Как вы понимаете смысл пословицы, вынесенной в название темы урока?
8.- Какой урок нравственности преподнес нам Виктор Петрович Астафьев? (Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом. Улыбка человека, который только что плакал и был в отчаянии, - это и есть обыкновенное чудо. Чтобы такое чудо произошло, не нужны сверхъестественные силы. Нужны забота и доброта окружающих.)
- Вывод по теме «Чудеса нужно делать своими руками»
Улыбка человека, который только что плакал и был в отчаянии, жизнь человека, которая стала чуточку лучше и легче - это и есть обыкновенное чудо. Чтобы такое чудо произошло, не нужны сверхъестественные силы. Нужны отзывчивость, забота, внимание и доброта людей, находящихся рядом.
Вспомните, рассказ, в названии которого есть слово чудо, а действие происходит накануне Рождества. (А.И. Куприн «Чудесный доктор»)
- Обобщение изученного
-Ребята, давайте с вами прочтем стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Два богача».
- Письменно ответьте на вопрос: Кого можно назвать по-настоящему богатым человеком? Можно ли тему этого стихотворения соотнести с темами рассказов «Неразменный рубль» и «Бабушка с малиной»? (По-настоящему богатый тот человек, кто способен к состраданию. Не пройти мимо человека, который нуждается в помощи, может только тот, у кого доброе сердце.)(Приложение)
V. Рефлексия
- Что понравилось на уроке?
-Какие выводы мы можем сделать для себя?
- Как мы должны относиться к старшему поколению? К людям, которые попали в беду?
-С каким произведением В.П. Астафьева вы познакомились на уроке?
- Какова основная мысль рассказа «Бабушка с малиной»
V. Выставление оценок
VI. Домашнее задание. Письменный ответ на вопросы «Что такое чудо? Кто способен совершить чудо?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").
Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре». В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...
Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...
План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)
Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...
Что помогает нам узнать прошлое людей
Вводная тема в 10 классе...
Конспект урока литературы «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг»
Тип урока: освоение художественного текста....
Конспект урока "Пасха радость нам несет"
Конспект урока "Пасха радость нам несет" для детей 10-13 лет. Цель данного урока - это формирование и развитие у детей представлений о П...
Конспект занятия "Помоги лесным друзьям"
Возрастной диапазон детей: дошкольный возраст, а также младший школьный возраст у детей с УО.Группа: компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)Обл...