Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
ТЕМА: "Тема дружбы в лирике поэта".
(А.С.Пушкин.)
Цель: познакомить с лирическим творчеством А.С.Пушкина; продолжить формирование навыков анализа лирического произведения.
Задачи:
- научиться использовать приём сравнительного анализа;
- проанализировать стихотворения.
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию
Оборудование: стенд с портретами, учебник.
Ход урока
- Организация начала урока
- Проверка домашнего задания.
- Определение темы урока.(слайд 1)
Внимательно посмотрите на слайд. Кто изображен во главе? Почему на фоне присутствует картина лицея?
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством А.С.Пушкина. На остальных портретах изображены друзья поэта. Именно они были свидетелями начинающего взросления личности Александра Сергеевича.
Как вы думаете, какую тему в лирике А.С.Пушкиным рассмотрим сегодня на уроке?
Одной из самых значимых и центральных тем в творчестве писателя является тема дружбы. Своих лицейских друзей А.С.Пушкин очень ценил и понятие "дружба" для него было свято. Большое количество стихов, написанных в качестве посланий для своего лицейского круга, могут свидетельствовать об этом.
Для того, чтобы определить какие именно стихи мы рассмотрим на уроке, предлагаю вашему вниманию следующий слайд. (слайд 2)
Кто изображен на данном слайде?
Обратите внимание на обстановку. Каковы эмоции каждого гороя картины?
Мы можем понять, что поэт в кругу своих друзей. Именно им он и посвящает свое стихотворение, написанное в 1816 году. (стихотворение "Друзьям")
Перейдем к следующему слайду. (слайд 3)
Какие эмоции вы видите на лице А.С.Пушкина? Как вы думаете, с чем может быть связано данное настроение поэта?
Дружба часто сопровождается разлукой. Каждый переживал это чувство. И великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину тоже пришлось пережить горесть разлуки с друзьями. Именно об этом следующее стихотворение, написанное в 1817-1819 годах и посвященное близкому другу Вильгельму Кюхельбекеру, «милому брату» лицейской жизни. (стихотворение "Разлука")
Перейдем к следующему слайду. (слайд4)
Что вы видите на данном изображении? Какие эмоции передают герои?
Мы можем понять, что поэт делится новым творением с близким человеком. Кто же этот человек? Верно, Иван Иванович Пущин. (стихотворение "И.И.Пущину")
У А.С.Пушкина и И.И.Пущина были общие интересы и взгляды на будущее России. Иван Ивонович был единственным, кто не утратил расположение к Александру Сергеевичу во время его ссылки. Стихотворение было написано в 1825 году, когда И.И.Пущин посетил великого поэта в с.Михайловском.
Итак, с камими же стихотворениями мы будем работать сегодня на уроке?
Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока:
Тема дружбы в лирике поэта. Стихотворения "Друзьям", "Разлука" и "И.И.Пущину".
- Работа по теме урока.
1. Работа над текстом стихотворений.
«Друзьям» Александр Сергеевич Пушкин
Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.
Учитель. Продолжая знакомство с творчеством А.С.Пушкина, давайте проанализируем прочитанное стихотворение.
— давайте найдем в произведении все изобразительно-выразительные средства?
2) Беседа по прочитанному.
Стихотворение написано в поздний лицейский период в 1816 году. Большое количество написанных стихов в данный период свидетельствует о том, что друзья и дружба были очень важны для юного поэта. Из преждевременного стихотворения автор оставил лишь восемь строк. Самых емких и правдивых строк.
Лирический герой — в котором легко угадывается сам автор — несмотря на свою юность, вполне трезво осознает, что впечатления, переживаемые им и его друзьями на данный момент — это «златые дни, златые ночи». Радость «беспечна», дни «скоротечны», но он никого не осуждает. Напротив, лирический герой неподдельно счастлив и даже настаивает на том, чтобы его близкие брали от жизни всё, проводили свою молодость бурно и ярко. Об это свидетельствуют строки — «Играйте, пойте, о, друзья!» и упоминания внимательных очей томных дев, которые «устремлены» прямо на них. При этом он готов радоваться и поддерживать их даже тогда, когда сам в печали («Сквозь слезы улыбнулся я»). И именно дружеская беспечность способна вызвать в нем улыбку.
— Каково настроение лирического героя в стихотворении? Чем он обеспокоен?
— Как меняется его настроение к концу произведения?
3) Беседа по 2-му стихотворению("Разлука")
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Как мы уже поняли, "дружба" и "разлука" - это два понятия, которые сопровождают друг друга на протяжении всего творчества поэта. Нет таких, кто не переживал творчество разлуки. И наш классик не исключение. о горести разруки данное стихотворение, написанное в 1817-1819 году. Посвящено близкому другу Вильгельму Кюхельбекеру, «милому брату» лицейской жизни. Первоначальное название так и звучало «К Кюхельбекеру». В 1825 году, работая над правкой текста, Александр Сергеевич решил изменить название. А.С.Пушкин всегда умел чинить настоящие крепкие отношения.
4).Беседа по 3-му стихотворению.(" И.И.Пущину")
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Среди всех друзей самым близким был И.И.Пущин, с которым поэт познакомился еще во время учебы в Царскосельском лицее. Молодых людей сближали общие интересы и взгляды на будущее России. Пущин был тем, кто не отказался и не утратил расположения к А.С.Пушкину во время его ссылки. Воспоминанию одного из этих дней и посвящено стихотворение "И.И.Пущину".
— Что "дарует утешенье" лирическому герою?
— В каком настроении пребывает лирический герой?
- Итог урока.
Вывод. Темв любви занимала огромное место в творчестве поэта. И на его жизненном пути встретились верные друзья, которые не поддались року событий.
- Домашнее задание: сопоставить пройденные стихотворения.Подготовить цитатный анализ.
- Выставление отметок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина
Урок литературы в 6 классе по творчеству А. С. Пушкина...
Методическая разработка урока литературы в 9 класса "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"
Тип урока: урок "открытия" нового знания.Используемые образовательные технологии:1) Проблемное обучение;2) Развивающее обучение;3) Технология сотрудничества ("межгрупповой диалог")На уроке используетс...
Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина
Урок по литературе для 6 класса. Анализ стихотворения "И.И. Пушину"....
конспект урока "Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина".
урок-исследование по теме...
Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина
Статья о теме дружбы в лирике Пушкина...
Конспект урока в 9 классе на тему: "Дружба" в лирике А.С. Пушкина"
Тип урока.Урок-семинар. Оборудование.Сборник стихотворений А.С.Пушкина, интерактивная доска-презентация. Цели урока:образовательная - способствовать воспитанию читательского вкуса, про...
Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина
Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина, 9 класс...
- Мне нравится (1)