Конспект урока в 9 классе на тему: "Дружба" в лирике А.С. Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Старкова Юлия Сергеевна

 

Тип урока.

Урок-семинар.

 

Оборудование.

Сборник стихотворений А.С.Пушкина, интерактивная доска-презентация.

 

Цели урока:

образовательная - способствовать воспитанию читательского вкуса, проникнуться идеями поэта в решении важнейших нравственных проблем и роли дружбы в жизни человека, систематизировать знания по творчеству А.С. Пушкина;

развивающая- развивать навыки выразительного чтения, диалогической речи, умения высказывать свою точку зрения;

воспитательная - показать ответственность человека за свою судьбу и судьбу близких, увидеть возможность разобраться в непростых общечеловеческих проблемах; помочь формированию социализированной личности.

 

Методы и приемы:

Традиционные:

Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).

Репродуктивный (выразительное чтение, беседа).

 

Развивающие:

 Эвристический. (вопросы по образам героев, дискуссия).

 Проблемный (проблемная беседа).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_v_lirike_a.s._pushkina.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе на тему:

 "Дружба" в лирике А.С. Пушкина"

Тип урока.

Урок-семинар.

Оборудование.

Сборник стихотворений А.С.Пушкина, интерактивная доска-презентация.

Цели урока:

образовательная - способствовать воспитанию читательского вкуса, проникнуться идеями поэта в решении важнейших нравственных проблем и роли дружбы в жизни человека, систематизировать знания по творчеству А.С. Пушкина;

развивающая- развивать навыки выразительного чтения, диалогической речи, умения высказывать свою точку зрения;

воспитательная - показать ответственность человека за свою судьбу и судьбу близких, увидеть возможность разобраться в непростых общечеловеческих проблемах; помочь формированию социализированной личности.

Методы и приемы:

Традиционные:

Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).

Репродуктивный (выразительное чтение, беседа).

Развивающие:

 Эвристический. (вопросы по образам героев, дискуссия).

 Проблемный (проблемная беседа).

Виды деятельности учащихся:

Обсуждение образов;

Выразительное чтение;

Рассуждения на тему "дружбы";

Участие в дискуссиях по проблемным вопросам.

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Приветствие, проверка присутствующих.

Вступительное слово:

(на слайде эпиграф к уроку "Друзья мои, прекрасен наш союз"+отдельно ниже выведено слово "дружба")

УЧИТЕЛЬ: Ребята, подумайте, а что для вас значит слово "дружба", дайте свое определение?

ВАРИАНТЫ УЧАЩИХСЯ.

(далее на слайде появляется определение дружбы по Толковому словарю Ожегова)

У.: В Толковом словаре Ожегова дано такое определение: Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Согласны ли вы с таким определением?

ОТВЕТ.

У.:  Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о теме дружбы в лирике А.С.Пушкина. Как истинный гений, он был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства. А становление пера поэта происходило в лицейский период, и на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.     Значительное место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема дружбы, ведь дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь.

(на слайде фотография лицея Пушкина, его друзей)

Реализация образовательной цели:

У.: Оля, прочитай, пожалуйста, в нашем сборнике отрывок стихотворения "К другу стихотворцу" (1814).

УЧЕНИК ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАЕТ:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз...

У.:О чем это стихотворение?

ОТВЕТЫ УЧ-СЯ.

У.: Правильно. О дружбе, которая родилась в лицее, ставшем Родиной для его выпускников.

У.: А теперь, Ваня, выразительно прочитай нам, пожалуйста, отрывок стихотворения "19 октября" (1825г).

ЧИТАЕТ.

У.: Первый выпуск состоял из даровитых, незаурядных мальчиков(У. читает фамилии лицеистов на доске: Бакунин, Броглио, Вольховский, Горчаков, Гревениц, Гурьев, Данзас, Дельвиг, Есаков, Илличевский, Комовский, Корнилов, Корсаков, Корф, Костенский, Кюхельбекер, Ломоносов, Малиновский, Мартынов, Маслов, Матюшкин, Мясоедов, Пушкин, Пущин, Ржевский, Саврасов, Стевен, Тырков, Юдин, Яковлев — 30 человек). Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной мысли.

«Чугунниками» называл лицеистов директор Энгельгард, подаривший им по чугунному кольцу, которое они надевали на встречу 19 октября. Лицейские годы, лицейское братство — самая светлая полоса пушкинской жизни. Куда бы ни бросила судьбина лицеистов, они всегда оставались верны лицейскому братству.

– Когда было написано это стихотворение? (ОТВЕТ: Было написано во время ссылки в Михайловское, за 8 лет после окончания лицея, в период разлуки, в период одиночества.)

 – Как начинается стихотворение? (ОТВЕТ: Стихотворение начинается картиной осенней природы.)

 – Каким чувством проникнуто начало стихотворения “19 октября 1825”? (ОТВЕТ: Поэту грустно.)

 – Почему ему грустно? (ОТВЕТ: Ему грустно, потому что в праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве.)

 – О каких друзьях он мрачно вспоминает в этот день? (ОТВЕТ: Воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, – о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине.)

 – Как меняется тональность стихотворения “19 октября 1825”? Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества?  (ОТВЕТ: Постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Воспоминание о них наполняют его душу радостью. Дружба спасает его от одиночества, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.)

Проверка д/з и продолжение:

У.: А домашним заданием было выучить стихотворение "К Чаадаеву", давайте послушаем друг друга. РАССКАЗЫВАЮТ.

Такие литературные произведения, написанные в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо лицу, называют послание. Они бывают дружеские, сатирические, любовные.

У.: Почему Пушкин, обращается к друзьям, использует именно этот жанр? (ОТВЕТ: Он позволяет выразить более теплые, близкие отношения, выразить и сказать о самом сокровенном, может быть, тайном).

У.: Тема дружбы представлена в разные периоды творчества Пушкина: лицейский период, петербургский период, южная ссылка и поздний период творчества.

Рефлексия:

У.: Какую роль играет дружба в жизни человека?

ОТВЕТЫ.

 У.: Что значит быть хорошим другом?

ОТВЕТЫ.

 У.:  Нужна ли человеку дружба?

 ОТВЕТЫ.

 У.:  Что вы узнали на этом уроке?

ОТВЕТЫ.

Заключительное слово учителя:

Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.

И мы с вами тоже должны понимать, что дружба  - это чувство, благодаря которому человек может называться Человеком.

Домашнее задание:

Подготовьте небольшие сообщения о друзьях Пушкина, об их отношениях. Разделитесь на группы, каждая берет одного "друга": Пущин. Кюхельбекер, Дельвиг, Чаадаев, Матюшкин, Данзас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Урок литературы в 6 классе по творчеству А. С. Пушкина...

Методическая разработка урока литературы в 9 класса "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Тип урока: урок "открытия" нового знания.Используемые образовательные технологии:1) Проблемное обучение;2) Развивающее обучение;3) Технология сотрудничества ("межгрупповой диалог")На уроке используетс...

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Урок по литературе для 6 класса. Анализ стихотворения "И.И. Пушину"....

Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина

Статья о теме дружбы в лирике Пушкина...

Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина

Тема дружбы в лирике поэта...

Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина

Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина, 9 класс...