Методическая разработка урока литературы в 9 класса "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Тип урока: урок "открытия" нового знания.
Используемые образовательные технологии:
1) Проблемное обучение;
2) Развивающее обучение;
3) Технология сотрудничества ("межгрупповой диалог")
На уроке используется системно-деятельностный подход.
В ходе урока обучающиеся заполняют технологическую карту (см. приложение). Завершается урок самооценкой деятельности обучающихся (таблица прилагается)
Урок сопровождается электронной презентацией "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"
Урок соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lirika_druzhby.doc | 37.5 КБ |
tekhn.karta_pushkin_tema_druzhby_9_kl.doc | 31.5 КБ |
samootsenka_deyatelnosti.doc | 35 КБ |
pushkin._lirika_druzhby2.ppt | 911.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
9 класс
Тема: «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Санкт-Петербург 2013 – 2014 г.
Цели урока:
Содержательные:
- Проследить, как изменялось представление о дружбе в лирике Пушкина.
- Познакомить учащихся со стихотворениями «Пирующие студенты»,
«19 октября» 1825 года, «И.И. Пущину», «Была пора, наш праздник
молодой…»
- Продолжить работу по формированию умений анализировать лирическое стихотворение.
- Продолжить работу с литературоведческими терминами: эпитет, метафора, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза.
Деятельностные (развивающие):
- Развивать навыки исследовательской деятельности: формулировать цель, проводить исследование художественных текстов лирических стихотворений, делать выводы.
- Развивать навыки работы со словарями и справочниками.
- Развивать навыки работы в команде.
- Развивать навыки самооценки собственной деятельности.
Воспитательные:
- Повысить интерес к литературе и личности А.С. Пушкина.
- Расширить духовный опыт учащихся.
- Повысить интерес к исследовательской деятельности.
- Формировать положительную мотивацию у учеников, создавая «ситуацию успеха» для каждого.
Используемые образовательные технологии:
- Проблемное обучение
- Развивающее обучение
- Технология сотрудничества («межгрупповой диалог»)
Оборудование: сборники стихотворений А.С. Пушкина, технологическая карта урока, таблица «Самооценка деятельности учеников на уроке», словари, компьютер, интерактивная доска, презентация «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина»
Организационная структура урока
№ | Этап урока | продолжительность |
1 | Мотивация к учебной деятельности, постановка проблемы. | 2 мин. |
2 | Постановка целей урока, объяснение учителем критериев оценки деятельности учащихся. | 3 мин. |
3 | Работа в группах. Исследование 4 текстов стихотворений. | 30 мин. |
4 | Формулировка выводов по теме | 3 мин. |
5 | Рефлексия учащихся, самооценка их деятельности на уроке. | 5 мин. |
6 | Домашнее задание. | 2 мин. |
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности, постановка проблемы.
Какие ассоциации возникают у вас к слову дружба? Дружба – это ….
2.Сегодня мы проведем урок-исследование «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина». Какую проблему можно поставить по этой теме?
Как изменялось представление о дружбе в лирике поэта? (запишите эту проблему в технологическую карту).
Кроме образовательной цели сегодня на уроке вы будете развивать навыки, которые пригодятся вам в жизни. Это навыки исследовательской деятельности: формулировать цель, проводить исследование, работать со словарями, делать выводы. Работая в группе, вы будете развивать навыки работы в команде и навыки самооценки собственной деятельности.
Для организации исследования каждый из вас получил технологическую карту, в которой нужно будет сделать записи во время урока. Оценивать свою работу вы будете в группах по следующим критериям (они представлены в таблице, которую получает каждая группа): выразительное чтение, работа со словарем, полнота ответа на вопросы своей карточки и качественное заполнение технологической карты.
3. Итак, начинаем исследование. На прошлом уроке каждая группа получила свое задание. Первая группа выяснила значения непонятных слов в стихотворении «Пирующие студенты» и подготовила выразительное чтение.
Группа называет значения слов, ученики их записывают, учитель демонстрирует слайды с портретами Сенеки, Тацита, Эпикура, Канта.
После чтения стихотворения ученики в группах отвечают на вопросы по стихотворению, записывают ответы в технологическую карту. Обмен выводами.
Стихотворение «19 октября» 1825 года вслух не читается, так как оно было изучено в 8 классе. Группы работают по вопросам к стихотворению, записывают ответы. Обмен ответами. Вторая группа завершает ответы.
Выступление третьей группы. Рассказ об обстоятельствах написания стихотворения «И.И. Пущину» и чтение наизусть. Работа в группах по вопросам, обмен ответами.
Четвертая группа называет значения непонятных слов в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» и читает его вслух. Группы работают по вопросам. Обмен ответами.
4. Формулировка выводов по теме. Представление о дружбе в лирике Пушкина со временем изменялось, углублялось. Если в лицейском стихотворении друзья – это одноклассники, а дружба – это веселая пирушка, совместное времяпрепровождение в часы досуга, то в стихотворении «19 октября» 1825 года дружба спасает поэта от одиночества, предстает как защита от «сетей судьбы суровой». Мысль о друзьях, разбросанных по свету, раздвигает границы жизни, помогает преодолеть границы «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы: бесстрашие дружбы нарушает запрет ссылки: «Троих из вас, друзей моей души, здесь обнял я…». Дружба раздвигает и душевное простанство человека, она спасительна. Союз друзей «неколебим и вечен», как человеческая душа.
В стихотворении «И.И. Пущину» дружба – это большая ценность в жизни. Посещение друга скрашивает полнейшее одиночество лирического героя, наполняет его душу радостью. Лирический герой надеется, что его голос тоже поможет И.И. Пущину, «озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней».
И наконец, стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…» - это размышление о дружбе зрелого человека, умудренного жизнью:
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Друзья для него – это люди его поколения, пережившие целую эпоху в жизни страны. Многое менялось в жизни страны и даже в жизни народов, но союз друзей остался непоколебим.
Как изменилось ваше первоначальное представление о дружбе? Обсуждение в группах, выступление групп.
5. Рефлексия учащихся. Ученики дают самооценку своей деятельности, заполняя таблицу «Самооценка деятельности учащихся на уроке». Выступают капитаны команд, оценивая работу одноклассников.
6. Домашнее задание (дифференцированное)
1.Творческое: Сочинить стихотворение или рассказ о дружбе или о своем друге.
2.Исследовательское: Найти другие стихотворения о дружбе и написать о них. Что сказал поэт о дружбе и друзьях в этих стихотворениях?
3.Практическое: Выучить стихотворение о дружбе по вашему выбору.
Обращаясь к лицейскому другу, лирический герой использует эпитет «бесценный». Он благословляет судьбу за то, что у него есть настоящий друг, скрасивший одиночество ссылки. Настроение лирического героя до приезда друга передает эпитет «печальным снегом» и аллитерация «печальным снегом занесенный».
Во второй строфе мы узнаем о том, что И.И. Пущин находится в заточении.Поэт, посылая другу стихотворение, молит «святое провиденье», чтобы эти стихи стали утешением другу в трудную пору жизни. Пушкин верит, что друг испытает радость, прочитав его стихи, мысленно услышав его «голос». Метафора «Да озарит он (голос) заточенье / Лучом лицейских ясных дней!» передает мысль о бесценности истинной дружбы.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к исследовательской работе по литературе в 9 классе «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина»
1.Дружба – это…
2.Постановка проблемы:
3.Какие стихи А.С. Пушкина о дружбе вы знаете?
4.Исследование художественных текстов.
Название стихотворения | Год напис-ния | Значение непонятных слов | Значение непонятных слов | Как поэт понимает дружбу в этом стихотворении? |
1 «Пирующие студенты» Обстоятельства написания: | досуг - досужный час – фолиант (фольянт) – Сенека – Тацит – Кант – Эпикур – Галич - | vale – «парнасский волокита» - педант – повеса – штоф – арак – непонятные вам слова: | 1.Запишите фамилии и имена лицеистов, к которым обращается лирический герой в этом стихотворении: 2.Как поэт понимает дружбу в этом стихотворении? | |
2. «19 октября» Обстоятельства написания: | 1825 | Выпишите самую известную строфу о дружбе | 1.Каково настроение лирического героя в начале стихотворения? Чем оно вызвано? 2.Как меняется настроение лирического героя в 16 строфе? Почему? 3.Как поэт понимает дружбу в этом стихотворении? | |
3. «И.И. Пущину» Обстоятельства написания: | 1.Как в стихотворении передана мысль о «бесценности» истинной дружбы? (5 предложений) (Обратите внимание на эпитеты, аллитерацию «Печальным снегом занесенный», метафору.) Как вы истолковали последние 4 строчки? Ответ запишите в тетрадь. | |||
4. «Была пора : наш праздник молодой…» Обстоятельства написания: | чреда (череда) – сетовать – ужель – чертог – Куницын – рать – сень – кичливый – Агамемнон - | 1.Какие приемы художественной выразительности использованы в 1 и 2 строфах? 2.Выпишите из 3 строфы словосочетания, создающие образ времени. 3.О каких исторических событиях вспоминает лирический герой? 4.Как эти воспоминания связаны с темой дружбы? Как лирический герой понимает дружбу в этом стихотворении? (5-10 предложений) Ответ запишите в тетрадь. |
Предварительный просмотр:
Самооценка деятельности учеников на уроке
класс | Выразитель-ное чтение | Работа со словарем | Полнота ответа на вопросы своей карточки | Правильно и подробно заполнена технологическая карта | Итоговая оценка |
Фамилия, имя | |||||
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. |
……………………………………………………………………………………….
Самооценка деятельности учеников на уроке
класс | Выразитель-ное чтение | Работа со словарем | Полнота ответа на вопросы своей карточки | Правильно и подробно заполнена технологическая карта | Итоговая оценка |
Фамилия, имя | |||||
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема Как изменялось представление о дружбе в лирике А.С. Пушкина?
«Пирующие студенты» 1814 Впервые опубликовано В. А. Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина. По словам Ивана Пущина, написано, когда Пушкин лежал в лицейском лазарете.
Кого упоминает поэт в стихотворении?
Лу́ций А́нней Се́не́ка — римский философ, поэт и государственный деятель. Пу́блий Корне́лий Тацит — древнеримский историк, один из самых известных писателей античности
Эпику́р — древнегреческий философ. Иммануи́л Кант — немецкий философ 18 века, родоначальник немецкой классической философии.
Алекса́ндр Ива́нович Га́лич (1783—1848) — преподаватель латинской и российской словесности в Царскосельском лицее, истории и логики — в Благородном пансионе при Главном Педагогическом институте; профессор Петербургского университета, учитель А. С. Пушкина, литератор, философ, один из первых последователей немецкого философа Шеллинга в России.
К кому из лицейских друзей обращается поэт?
Барон Анто́н Анто́нович Де́львиг . Акварель П. Л. Яковлева Князь Александр Михайлович Горчаков
Иван Иванович Пущин Иван Васильевич Малиновский
Николай Александрович Корсаков Вильгельм Карлович Кюхельбекер
«19 октября» 1825 Художник Б. В. Щербаков
«19 октября» 1825 Д ружба спасает поэта от одиночества, предстает как защита от « сетей судьбы суровой». Мысль о друзьях, разбросанных по свету, раздвигает границы жизни, помогает преодолеть границы «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы: бесстрашие дружбы нарушает запрет ссылки: «Троих из вас, друзей моей души, здесь обнял я…». Дружба раздвигает и душевное прост р анство человека, она спасительна. Союз друзей «неколебим и вечен», как человеческая душа.
«И. И. Пущину» 1826 Приезд Пущина в Михайловское
Пушкин читает стихи Пущину Художник Николай Николаевич Ге
«И. И. Пущину» Обращаясь к лицейскому другу, лирический герой использует эпитет «бесценный». Он благословляет судьбу за то, что у него есть настоящий друг, скрасивший одиночество ссылки. Настроение лирического героя до приезда друга передает эпитет «печальным снегом» и аллитерация «печа льн ым с н егом за н есе нн ый».
«И. И. Пущину» Во второй строфе мы узнаем о том, что И.И. Пущин находится в заточении.Поэт, посылая другу стихотворение, молит «святое провиденье», чтобы эти стихи стали утешением другу в трудную пору жизни. Пушкин верит, что друг испытает радость, прочитав его стихи, мысленно услышав его «голос». Метафора «Да озарит он (голос) заточенье / Лучом лицейских ясных дней!» передает мысль о бесценности истинной дружбы.
Была пора: наш праздник молодой… Э то размышление о дружбе зрелого человека, умудренного жизнью: Прошли года чредою незаметной, И как они переменили нас! Друзья для него – это люди его поколения, пережившие целую эпоху в жизни страны. Многое менялось в жизни страны и даже в жизни народов, но союз друзей остался непоколебим.
Домашнее задание 1.Творческое: Сочинить стихотворение или рассказ о дружбе или о своем друге. 2.Исследовательское: Найти другие стихотворения о дружбе и написать о них. Что сказал поэт о дружбе и друзьях в этих стихотворениях? 3.Практическое: Выучить стихотворение о дружбе по вашему выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"
Данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...
Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"
Данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...
Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"
Данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...
Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"
Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...
Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...
Методическая разработка урока литературы по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"
Конспект урока по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"...