Методическая разработка урока литературы в 9 класса "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Шалыгина Ольга Августовна

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Используемые образовательные технологии:

1) Проблемное обучение;

2) Развивающее обучение;

3) Технология сотрудничества ("межгрупповой диалог")

На уроке используется системно-деятельностный подход.

В ходе урока обучающиеся заполняют технологическую карту (см. приложение). Завершается урок самооценкой деятельности обучающихся (таблица прилагается)

Урок сопровождается электронной  презентацией "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Урок соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы

9 класс

Тема: «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Санкт-Петербург 2013 – 2014 г.

Цели урока:

Содержательные:

  1. Проследить, как изменялось представление о дружбе в лирике Пушкина.
  2. Познакомить учащихся со стихотворениями «Пирующие студенты»,

     «19 октября» 1825 года, «И.И. Пущину», «Была пора, наш праздник

     молодой…»

  1. Продолжить работу по формированию умений анализировать лирическое стихотворение.
  2. Продолжить работу с литературоведческими терминами: эпитет, метафора, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза.

Деятельностные (развивающие):

  1. Развивать навыки исследовательской деятельности: формулировать цель,  проводить исследование художественных текстов лирических стихотворений, делать выводы.
  2. Развивать навыки работы со словарями и справочниками.
  3. Развивать навыки работы в команде.
  4. Развивать навыки самооценки собственной деятельности.

Воспитательные:

  1. Повысить интерес к литературе и личности А.С. Пушкина.
  2. Расширить духовный опыт учащихся.
  3. Повысить интерес к исследовательской деятельности.
  4. Формировать положительную мотивацию у учеников, создавая «ситуацию успеха» для каждого.

Используемые образовательные технологии:

  1. Проблемное обучение
  2. Развивающее обучение
  3. Технология сотрудничества («межгрупповой диалог»)

Оборудование: сборники стихотворений А.С. Пушкина, технологическая карта урока, таблица «Самооценка деятельности учеников на уроке», словари, компьютер, интерактивная доска, презентация «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина»

Организационная структура урока

Этап  урока

продолжительность

1

Мотивация к учебной деятельности, постановка проблемы.

2 мин.

2

Постановка целей урока, объяснение учителем критериев оценки деятельности учащихся.

3 мин.

3

Работа в группах. Исследование 4 текстов стихотворений.

30 мин.

4

Формулировка выводов по теме

3 мин.

5

Рефлексия учащихся, самооценка их деятельности на уроке.

5 мин.

6

Домашнее задание.

2 мин.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности, постановка проблемы.

Какие ассоциации возникают у вас к слову дружба? Дружба – это ….

2.Сегодня мы проведем урок-исследование «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина». Какую проблему можно поставить по этой теме?

Как изменялось представление о дружбе в лирике поэта? (запишите эту проблему в технологическую карту).

Кроме образовательной цели сегодня на уроке вы будете развивать навыки, которые пригодятся вам в жизни. Это навыки исследовательской деятельности: формулировать цель,  проводить исследование, работать со словарями, делать выводы. Работая в группе, вы будете развивать навыки работы в команде и навыки самооценки собственной деятельности.

Для организации исследования каждый из вас получил технологическую карту, в которой нужно будет сделать записи во время урока. Оценивать свою работу вы будете в группах по следующим критериям (они представлены в таблице, которую получает каждая группа): выразительное чтение, работа со словарем, полнота ответа на вопросы своей карточки и качественное заполнение технологической карты.

3. Итак, начинаем исследование. На прошлом уроке каждая группа получила свое задание. Первая группа выяснила значения непонятных слов в стихотворении «Пирующие студенты» и подготовила выразительное чтение.

Группа называет значения слов, ученики их записывают, учитель демонстрирует слайды с портретами Сенеки, Тацита, Эпикура, Канта.

После чтения стихотворения ученики в группах отвечают на вопросы по стихотворению, записывают ответы в технологическую карту. Обмен выводами.

        Стихотворение «19 октября» 1825 года вслух не читается, так как оно было изучено в 8 классе. Группы работают по вопросам к стихотворению, записывают ответы. Обмен ответами. Вторая группа завершает ответы.

Выступление третьей группы. Рассказ об обстоятельствах написания стихотворения «И.И. Пущину» и чтение наизусть. Работа в группах по вопросам, обмен ответами.

Четвертая группа называет значения непонятных слов в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» и читает его вслух. Группы работают по вопросам. Обмен ответами.

        4. Формулировка выводов по теме. Представление о дружбе в лирике Пушкина со временем изменялось, углублялось. Если в лицейском стихотворении друзья – это одноклассники, а дружба – это веселая пирушка, совместное времяпрепровождение в часы досуга, то в стихотворении «19 октября» 1825 года дружба спасает поэта от одиночества, предстает как защита от «сетей судьбы суровой». Мысль о друзьях, разбросанных по свету, раздвигает границы жизни, помогает преодолеть границы «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы: бесстрашие дружбы нарушает запрет ссылки: «Троих из вас, друзей моей души, здесь обнял я…». Дружба раздвигает и душевное простанство человека, она спасительна. Союз друзей «неколебим и вечен», как человеческая душа.

В стихотворении «И.И. Пущину» дружба – это большая  ценность в жизни. Посещение друга скрашивает полнейшее одиночество лирического героя, наполняет его душу радостью. Лирический герой надеется, что его голос тоже поможет И.И. Пущину, «озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней».

И наконец,  стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…» - это размышление о дружбе зрелого человека, умудренного жизнью:

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Друзья для  него – это люди его поколения, пережившие целую эпоху в жизни страны. Многое менялось в жизни страны и даже в жизни народов, но союз друзей остался непоколебим.

        Как изменилось ваше первоначальное представление о дружбе? Обсуждение в группах, выступление групп.

5. Рефлексия учащихся. Ученики дают самооценку своей деятельности, заполняя таблицу «Самооценка деятельности учащихся на уроке». Выступают капитаны команд, оценивая работу одноклассников.

6. Домашнее задание (дифференцированное)

1.Творческое: Сочинить стихотворение или рассказ о дружбе или о своем друге.

2.Исследовательское: Найти другие стихотворения о дружбе и написать о них. Что сказал поэт о дружбе и друзьях в этих стихотворениях?

3.Практическое: Выучить стихотворение о дружбе по вашему выбору.

Обращаясь к лицейскому другу, лирический герой использует эпитет «бесценный». Он благословляет судьбу за то, что у него есть настоящий друг, скрасивший одиночество ссылки. Настроение лирического героя до приезда друга передает эпитет «печальным снегом» и аллитерация «печальным снегом занесенный».

Во второй строфе мы узнаем о том, что И.И. Пущин находится в заточении.Поэт, посылая другу стихотворение, молит «святое провиденье», чтобы эти стихи стали утешением другу в трудную пору жизни. Пушкин верит, что друг испытает радость, прочитав его стихи, мысленно услышав его «голос». Метафора «Да озарит он (голос) заточенье / Лучом лицейских ясных дней!» передает мысль о бесценности истинной дружбы.



Предварительный просмотр:

Технологическая   карта   к   исследовательской   работе  по литературе в 9 классе «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина»

1.Дружба – это…

2.Постановка проблемы:

3.Какие стихи А.С. Пушкина о дружбе вы знаете?

4.Исследование художественных текстов.

Название стихотворения

Год напис-ния

Значение непонятных слов

Значение непонятных слов

Как поэт понимает дружбу в этом стихотворении?

1 «Пирующие студенты»

Обстоятельства написания:

досуг -

досужный час –

фолиант (фольянт) –

Сенека –

Тацит –

Кант –

Эпикур –

Галич -

vale –

«парнасский волокита» -

педант –

повеса –

штоф –

арак –

непонятные вам слова:

1.Запишите фамилии и имена лицеистов, к которым обращается лирический герой в этом стихотворении:

2.Как поэт понимает дружбу в этом стихотворении?

2. «19 октября»

Обстоятельства написания:

1825

Выпишите самую известную строфу о дружбе

1.Каково настроение лирического героя в начале стихотворения? Чем оно вызвано?

2.Как меняется настроение лирического героя в 16 строфе? Почему?

3.Как поэт понимает дружбу в этом стихотворении?

3. «И.И. Пущину»

Обстоятельства написания:

1.Как в стихотворении передана мысль о «бесценности» истинной дружбы? (5 предложений) (Обратите внимание на эпитеты, аллитерацию «Печальным  снегом  занесенный», метафору.)

 Как вы истолковали последние 4 строчки?

 Ответ запишите в тетрадь.

4. «Была пора : наш праздник молодой…»

Обстоятельства написания:

чреда (череда) –

сетовать –

ужель –

чертог –

Куницын –

рать –

сень –

кичливый –

Агамемнон -

1.Какие приемы художественной выразительности использованы в 1 и 2 строфах?

2.Выпишите из 3 строфы словосочетания, создающие образ времени.

3.О каких исторических событиях вспоминает лирический герой?

4.Как эти воспоминания связаны с темой дружбы? Как лирический герой понимает дружбу в этом стихотворении? (5-10 предложений)

Ответ запишите в тетрадь.



Предварительный просмотр:

Самооценка деятельности учеников на уроке

класс

Выразитель-ное чтение

Работа со словарем

Полнота ответа на вопросы своей карточки

Правильно и подробно заполнена технологическая карта

Итоговая оценка

Фамилия, имя

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

……………………………………………………………………………………….

Самооценка деятельности учеников на уроке

класс

Выразитель-ное чтение

Работа со словарем

Полнота ответа на вопросы своей карточки

Правильно и подробно заполнена технологическая карта

Итоговая оценка

Фамилия, имя

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина Презентация подготовлена учителем литературы НОУ «Лицей Аристос» Шалыгиной О.А. Санкт-Петербург 2013 г.

Слайд 2

Проблема Как изменялось представление о дружбе в лирике А.С. Пушкина?

Слайд 3

«Пирующие студенты» 1814 Впервые опубликовано В. А. Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина. По словам Ивана Пущина, написано, когда Пушкин лежал в лицейском лазарете.

Слайд 4

Кого упоминает поэт в стихотворении?

Слайд 5

Лу́ций А́нней Се́не́ка — римский философ, поэт и государственный деятель. Пу́блий Корне́лий Тацит — древнеримский историк, один из самых известных писателей античности

Слайд 6

Эпику́р — древнегреческий философ. Иммануи́л Кант — немецкий философ 18 века, родоначальник немецкой классической философии.

Слайд 7

Алекса́ндр Ива́нович Га́лич (1783—1848) — преподаватель латинской и российской словесности в Царскосельском лицее, истории и логики — в Благородном пансионе при Главном Педагогическом институте; профессор Петербургского университета, учитель А. С. Пушкина, литератор, философ, один из первых последователей немецкого философа Шеллинга в России.

Слайд 8

К кому из лицейских друзей обращается поэт?

Слайд 9

Барон Анто́н Анто́нович Де́львиг . Акварель П. Л. Яковлева Князь Александр Михайлович Горчаков

Слайд 10

Иван Иванович Пущин Иван Васильевич Малиновский

Слайд 11

Николай Александрович Корсаков Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Слайд 12

«19 октября» 1825 Художник Б. В. Щербаков

Слайд 13

«19 октября» 1825 Д ружба спасает поэта от одиночества, предстает как защита от « сетей судьбы суровой». Мысль о друзьях, разбросанных по свету, раздвигает границы жизни, помогает преодолеть границы «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы: бесстрашие дружбы нарушает запрет ссылки: «Троих из вас, друзей моей души, здесь обнял я…». Дружба раздвигает и душевное прост р анство человека, она спасительна. Союз друзей «неколебим и вечен», как человеческая душа.

Слайд 14

«И. И. Пущину» 1826 Приезд Пущина в Михайловское

Слайд 15

Пушкин читает стихи Пущину Художник Николай Николаевич Ге

Слайд 16

«И. И. Пущину» Обращаясь к лицейскому другу, лирический герой использует эпитет «бесценный». Он благословляет судьбу за то, что у него есть настоящий друг, скрасивший одиночество ссылки. Настроение лирического героя до приезда друга передает эпитет «печальным снегом» и аллитерация «печа льн ым с н егом за н есе нн ый».

Слайд 17

«И. И. Пущину» Во второй строфе мы узнаем о том, что И.И. Пущин находится в заточении.Поэт, посылая другу стихотворение, молит «святое провиденье», чтобы эти стихи стали утешением другу в трудную пору жизни. Пушкин верит, что друг испытает радость, прочитав его стихи, мысленно услышав его «голос». Метафора «Да озарит он (голос) заточенье / Лучом лицейских ясных дней!» передает мысль о бесценности истинной дружбы.

Слайд 18

Была пора: наш праздник молодой… Э то размышление о дружбе зрелого человека, умудренного жизнью: Прошли года чредою незаметной, И как они переменили нас! Друзья для него – это люди его поколения, пережившие целую эпоху в жизни страны. Многое менялось в жизни страны и даже в жизни народов, но союз друзей остался непоколебим.

Слайд 19

Домашнее задание 1.Творческое: Сочинить стихотворение или рассказ о дружбе или о своем друге. 2.Исследовательское: Найти другие стихотворения о дружбе и написать о них. Что сказал поэт о дружбе и друзьях в этих стихотворениях? 3.Практическое: Выучить стихотворение о дружбе по вашему выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...

Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...

Методическая разработка урока литературы по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"...