конспект урока "Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
урок-исследование по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_tema_druzhby_v_lirike_a.s.pushkina.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование
« Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина»
в 7 классе.
Разработала учитель
русского языка и литературы
Костенко Л.К.
Тема урока: «Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина».
Тип урока: образно – эмоциональный.
Вид урока: урок – исследование.
Технология: технология обучения на образно – эмоциональной основе.
Цели урока: 1.Учебные:
- Расширить знания учащихся по данной теме.
- Закрепить навыки выразительного чтения лирических произведений.
- Формировать коммуникативные компетенции через тему урока.
2. Развивающие:
- Развивать творческое мышление учащихся, творческие способности.
- Развивать речь учащихся.
- Возбуждать познавательный интерес через проектную деятельность.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь к литературному творчеству А.С.Пушкина.
- Воспитание чувства дружбы и товарищества в классе.
- Воспитание позитивных эстетических эмоций учащихся.
Оборудование:
- Портрет А.С.Пушкина.
- Проекты – презентации о друзьях Пушкина.
- Викторина по теме «Прекрасен наш союз».
- Книги, посвящённые жизни и творчеству А.С.Пушкина.
Ход урока.
1. Создание образно – эмоциональной ситуации.
На столе, находящемся перед учащимися, лежат цветные полоски бумаги.
Каждому ученику необходимо выбрать полоску того цвета, который у них ассоциируется со словом «дружба», и прикрепить на доску. Посмотреть, полосок какого цвета больше наблюдается – тёплых оттенков или холодных 2. Вступительное слово учителя.
Объяснение цели урока.
Сегодня мы с вами расширим знания о творчестве А.С.Пушкина, рассматривая тему дружбы в лирике поэта. Эта тема для нас не новая, но каждый год, изучая творчество А.С.Пушкина, мы открываем новые стороны его таланта. Тема дружбы занимает столь значительное место в
многообразии лирических тем, принадлежащих поэзии Пушкина, что поэта можно назвать её певцом.
3. Подготовка к восприятию урока.
О гении Пушкина сказано много, его творчество не блекнет с годами.
Вот как сказал о нём Н.В.Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
А.С.Пушкину посвящали стихи его товарищи по лицею, современники.
Так в 1819 году Ф.Глинка написал стихотворение « К Пушкину».
О Пушкин, Пушкин! Кто тебя
Учил пленять в стихах чудесных?
Какой из жителей небесных.
Тебя младенцем полюбя,
Лелея, баял в колыбели?
Лишь ты завидел белый свет,
К тебе эроты прилетели,
И с лаской грации поспели…
И музы, слышал я, совет
Нарочно всей семьёй держали
И, кончив долгий спор, сказали:
«Расти, резвись - и будь поэт!»
И вырос ты. Резвился вволю,
И взрос с тобою дар богов6
И вот, блажа беспечну долю,
Поёшь ты радость и любовь,
Поёшь утехи, наслажденья,
И чары ведьм и колдунов,
И русских витязей забавы…
- Стихотворение П.Вяземского «А.С.Пушкину».
4.Актуализация опорных знаний.
Так писали о нём его друзья, товарищи, которых у Пушкина было много.
Истоки умения дружить были заложены в самой натуре поэта: отзывчивого, умеющего раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. Он братски любил мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и рыцаря из всех рыцарей Пущина.
- Где же он нашёл друзей на всю жизнь?
- Кто помнит, когда и где был открыт Лицей? (19 октября 1811 года)
- Сколько лет прошло со дня открытия Лицея? (в этом году 200 лет)
- В чём особенность, уникальность этого учебного заведения?
Цель была поставлена ясная – подготовить деятелей для России будущего. Нужны были новые люди, и воспитанию этих идеальных людей всё было подчинено. Во главе Лицея были поставлены самые выдающиеся русские педагоги-просветители. Денег не пожалели ни на библиотеку, ни на обслугу, много внимания уделяли спорту. Обучались 6 лет, но интенсивность обучения была чрезвычайной.
В каждом лицеисте воспитывалось уважение к другому, соотносимость себя с другими, чувство дружбы, родства и братства. Лицейские товарищи
- совершенно особые друзья. Суть отношений лицеистов заключалась в
том, что они – союз, с правами уникальной духовной и душевной близости. Это даже не дружба в обычном смысле слова, а нечто высшее.
Так Пушкин писал об этом в стихотворении «19 октября».
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
- Слайд «Царскосельский Лицей».
5. Представление презентаций о друзьях А.С.Пушкина. Проекты.
- Слово об Иване Пущине.
Чтение стихотворения «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
- Слово о Вильгельме Кюхельбекере.
Другу Пушкин посвятил такие строчки:
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся – но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не толь и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
- Слово об Антоне Дельвиге.
В стихотворении «19 октября» А.С.Пушкин так писал о Дельвиге.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыплённый,
И бодро я судьбу благословил.
6.Викторина по теме «Прекрасен наш союз».
Дружба была для Пушкина одной из главных ценностей в жизни. «У него было великое сердце. Это сказывалось в дружбе, это сказывалось в умении ценить и любить в людях их лучшие свойства»,- писала А.Тыркова-Вильямс,
выдающийся биограф Пушкина.
Вы видите перед собой портреты лицейских товарищей А.С.Пушкина:
И.Пущина, А.Дельвига, И.Малиновского, А.Горчакова, В.Кюхельбекера.
Отвечая на вопросы, нужно осуществить выбор из этого ряда портретов.
1.Умирая, Пушкин сожалел: «Отчего нет около меня (?) и (?). Мне было бы легче умирать». Кто же эти двое?
( И.И.Пущин и И.В.Малиновский.)
Малиновский – первый директор лицея. Перед его могилой Пушкин и двое его товарищей поклялись в вечной дружбе. Они сдержали юношескую клятву.
2. Один из лицейских товарищей Пушкина ещё в 1815 году посвятил ему строки, предрекая будущую поэтическую славу:
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением…
Назовите этого друга Пушкина.
(А.А. Дельвиг.)
3. Оказавшись в Михайловской ссылке, поэт тяжело переживал разлуку с друзьями. «От Петербурга до Михайловского четыреста вёрст, расстояние для России небольшое, - отмечает А.Тыркова-Вильямс,- но только два лицеиста…навестили его».
Назовите этих товарищей Пушкина.
(И.Пущин и А.Дельвиг.)
4. Кто из русских литераторов так же, как и Пушкин, служил в Коллегии
иностранных дел? (В.Кюхельбекер.)
5. О ком пишет поэт: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
(О И.Пущине.)
6. О ком пишет А.С.Пушкин: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
(О друзьях-лицеистах)
7. Кому посвящены эти строки: «Его стихов пленительная сладость пройдёт веков завистливую даль».
(В.Жуковскому.)
7. Подведём итоги. Оценки, домашнее задание.
8. рефлексия. Посмотрите на цветовое решение слова «дружба», захотелось ли вам что-то поменять? Измените.
Упражнение на установление дружеских отношений «Гусеница».
Вопросы для интеллектуального марафона по русскому языку.
7-с класс.
№ 1. Сколько в этой скороговорке разных сонорных звуков? Какие это звуки? Запишите.
Варвара варенье варила,
Валеру вареньем кормила.
№ 2. В отрывке их стихотворения Ю. Мориц найдите слова, в которых есть суффикс -к-.
Вышел котик на тропинку,
На прогулку, на разминку,
Облизнул усатый ротик,
Выгнул бархатную спинку.
№ 3. В каких рядах оба слова можно использовать для называния лиц женского пола?
1. индейка, индуска;
2. зануда, задира;
3. директор, секретарь;
4. корейка, кореянка.
№ 4. Сколько в этом четверостишии прилагательных? Запишите их.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. И к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
(А.Ахматова)
№ 5. Перед вами незаконченные простые предложения. Определите,
какой знак препинания должен стоять в конце каждого предложения.
Объясните ваш выбор.
- Что будет…
- Как я люблю…
- Знаете ли вы…
- Пусть обязательно будет…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина
Урок литературы в 6 классе по творчеству А. С. Пушкина...
Реферат "Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина"
Презентация...
Методическая разработка урока литературы в 9 класса "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"
Тип урока: урок "открытия" нового знания.Используемые образовательные технологии:1) Проблемное обучение;2) Развивающее обучение;3) Технология сотрудничества ("межгрупповой диалог")На уроке используетс...
Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина
Урок по литературе для 6 класса. Анализ стихотворения "И.И. Пушину"....
Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...
Конспект урока в 9 классе на тему: "Дружба" в лирике А.С. Пушкина"
Тип урока.Урок-семинар. Оборудование.Сборник стихотворений А.С.Пушкина, интерактивная доска-презентация. Цели урока:образовательная - способствовать воспитанию читательского вкуса, про...
Конспект урока литературы «Лицейская дружба в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «19 октября» (1825 г.) и «19 октября» (1827 г.).
Цели урока: познакомить учащихся со стихами поэта, посвящёнными лицейской дружбе; обогатить учащихся знаниями о жизни и творчестве Пушкина и его друзей – лицеистов; обучать...