конспект урока "Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

урок-исследование по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_tema_druzhby_v_lirike_a.s.pushkina.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование

 « Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина»

в 7 классе.

Разработала учитель

русского языка и литературы

Костенко Л.К.

Тема урока: «Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина».

Тип урока: образно – эмоциональный.

Вид урока: урок – исследование.

Технология: технология обучения на образно – эмоциональной основе.

Цели урока:  1.Учебные:

           - Расширить знания учащихся по данной теме.

           - Закрепить навыки выразительного чтения лирических  произведений.

           - Формировать коммуникативные компетенции через тему урока.

                         2. Развивающие:

           - Развивать творческое мышление учащихся, творческие способности.

           - Развивать речь учащихся.

           - Возбуждать познавательный интерес через проектную деятельность.

                            3. Воспитательные:

           - Воспитывать любовь к литературному творчеству А.С.Пушкина.

           - Воспитание чувства дружбы и товарищества в классе.

           - Воспитание позитивных эстетических эмоций учащихся.

Оборудование:

            - Портрет А.С.Пушкина.

            - Проекты – презентации о друзьях Пушкина.

            - Викторина по теме «Прекрасен наш союз».

            - Книги, посвящённые жизни и творчеству А.С.Пушкина.

Ход урока.

1. Создание образно – эмоциональной ситуации.

   На столе, находящемся перед учащимися, лежат цветные полоски бумаги.

Каждому ученику необходимо выбрать полоску того цвета, который у них ассоциируется со словом «дружба», и прикрепить на доску. Посмотреть, полосок какого цвета больше наблюдается – тёплых оттенков или холодных 2. Вступительное слово учителя.

Объяснение цели урока.

       Сегодня мы с вами расширим знания о творчестве А.С.Пушкина, рассматривая тему дружбы в лирике поэта. Эта тема для нас не новая, но каждый год, изучая творчество А.С.Пушкина, мы открываем новые стороны его таланта. Тема дружбы занимает столь значительное место в

многообразии лирических тем, принадлежащих поэзии Пушкина, что поэта можно назвать её певцом.

3. Подготовка к восприятию урока.

        О гении Пушкина сказано много, его творчество не блекнет с годами.

Вот как сказал о нём Н.В.Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

     А.С.Пушкину посвящали стихи его товарищи по лицею, современники.

Так в 1819 году Ф.Глинка написал стихотворение « К Пушкину».

О Пушкин, Пушкин! Кто тебя

Учил пленять в стихах чудесных?

Какой из жителей небесных.

Тебя младенцем полюбя,

Лелея, баял в колыбели?

Лишь ты завидел белый свет,

К тебе эроты прилетели,

И с лаской грации поспели…

И музы, слышал я, совет

Нарочно всей семьёй держали

И, кончив долгий спор, сказали:

«Расти, резвись - и будь поэт!»

И вырос ты. Резвился вволю,

И взрос с тобою дар богов6

И вот, блажа беспечну долю,

Поёшь ты радость и любовь,

Поёшь утехи, наслажденья,

И чары ведьм и колдунов,

И русских витязей забавы…

- Стихотворение П.Вяземского «А.С.Пушкину».

4.Актуализация опорных знаний.

Так писали о нём его друзья, товарищи, которых у Пушкина было много.

Истоки умения дружить были заложены в самой натуре поэта: отзывчивого, умеющего раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. Он братски любил мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и рыцаря из всех рыцарей Пущина.

-  Где же он нашёл друзей на всю жизнь?

-  Кто помнит, когда и где был открыт Лицей? (19 октября 1811 года)

- Сколько лет прошло со дня открытия Лицея? (в этом году 200 лет)

- В чём особенность, уникальность этого учебного заведения?

     Цель была поставлена ясная – подготовить деятелей для России будущего. Нужны были новые люди, и воспитанию этих идеальных людей всё было подчинено. Во главе Лицея были поставлены самые выдающиеся русские педагоги-просветители. Денег не пожалели ни на библиотеку, ни на обслугу, много внимания уделяли спорту. Обучались 6 лет, но интенсивность обучения была чрезвычайной.

     В каждом лицеисте воспитывалось уважение к другому, соотносимость себя с другими, чувство дружбы, родства и братства. Лицейские товарищи

- совершенно особые друзья. Суть отношений лицеистов заключалась в

том, что они – союз, с правами уникальной духовной и душевной близости. Это даже не дружба в обычном смысле слова, а нечто высшее.

Так Пушкин писал об этом в стихотворении «19 октября».

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

- Слайд «Царскосельский Лицей».

5. Представление презентаций о друзьях А.С.Пушкина. Проекты.

- Слово об Иване Пущине.

Чтение стихотворения «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

- Слово о Вильгельме Кюхельбекере.

Другу Пушкин посвятил такие строчки:

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты…

Опомнимся – но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не толь и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

     - Слово об Антоне Дельвиге.

В стихотворении «19 октября» А.С.Пушкин так писал о Дельвиге.

Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыплённый,

И бодро я судьбу благословил.

6.Викторина по теме «Прекрасен наш союз».

     Дружба была для Пушкина одной из главных ценностей в жизни. «У него было великое сердце. Это сказывалось в дружбе, это сказывалось в умении ценить и любить в людях их лучшие свойства»,- писала А.Тыркова-Вильямс,

выдающийся биограф Пушкина.

    Вы видите перед собой портреты лицейских товарищей А.С.Пушкина:

И.Пущина,  А.Дельвига, И.Малиновского, А.Горчакова, В.Кюхельбекера.

    Отвечая на вопросы, нужно осуществить выбор из этого ряда портретов.

1.Умирая, Пушкин сожалел: «Отчего нет около меня (?) и (?). Мне было бы легче умирать». Кто же эти двое?

( И.И.Пущин и И.В.Малиновский.)

Малиновский – первый директор лицея. Перед его могилой Пушкин и двое его товарищей поклялись в вечной дружбе. Они сдержали юношескую клятву.

2. Один из лицейских товарищей Пушкина ещё в 1815 году посвятил ему строки, предрекая будущую поэтическую славу:

          Пушкин! Он и в лесах не укроется:

          Лира выдаст его громким пением…

Назовите этого друга Пушкина.    

   (А.А. Дельвиг.)

3. Оказавшись в Михайловской ссылке, поэт тяжело переживал разлуку с друзьями. «От Петербурга до Михайловского четыреста вёрст, расстояние для России небольшое, - отмечает А.Тыркова-Вильямс,- но только два лицеиста…навестили его».

Назовите этих товарищей Пушкина.  

 (И.Пущин и А.Дельвиг.)

4. Кто из русских литераторов так же, как и Пушкин,  служил в Коллегии

иностранных дел? (В.Кюхельбекер.)

5. О ком пишет поэт: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»

(О И.Пущине.)

6. О ком пишет А.С.Пушкин: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

(О друзьях-лицеистах)

7. Кому посвящены эти строки: «Его стихов пленительная сладость пройдёт веков завистливую даль».  

(В.Жуковскому.)

7. Подведём итоги.  Оценки, домашнее задание.

8. рефлексия.  Посмотрите на цветовое решение слова «дружба», захотелось ли вам что-то поменять? Измените.

Упражнение на установление дружеских отношений «Гусеница».

Вопросы для интеллектуального марафона по русскому языку.

7-с класс.

№ 1. Сколько в этой скороговорке разных сонорных звуков? Какие это звуки? Запишите.

Варвара варенье варила,

Валеру вареньем кормила.

№ 2. В отрывке их стихотворения Ю. Мориц найдите слова, в которых есть суффикс -к-.

Вышел котик на тропинку,

На прогулку, на разминку,

Облизнул усатый ротик,

Выгнул бархатную спинку.

№ 3. В каких рядах оба слова можно использовать для называния лиц женского пола?

      1. индейка, индуска;      

      2. зануда, задира;

      3. директор, секретарь;

      4. корейка, кореянка.

№ 4. Сколько в этом четверостишии прилагательных? Запишите их.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. И к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.

                             (А.Ахматова)

№ 5. Перед вами незаконченные простые предложения. Определите,

какой знак препинания должен стоять в конце каждого предложения.

Объясните ваш выбор.

  1. Что будет…
  2. Как я люблю…
  3. Знаете ли вы…
  4. Пусть обязательно будет…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Урок литературы в 6 классе по творчеству А. С. Пушкина...

Методическая разработка урока литературы в 9 класса "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Тип урока: урок "открытия" нового знания.Используемые образовательные технологии:1) Проблемное обучение;2) Развивающее обучение;3) Технология сотрудничества ("межгрупповой диалог")На уроке используетс...

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Урок по литературе для 6 класса. Анализ стихотворения "И.И. Пушину"....

Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...

Конспект урока в 9 классе на тему: "Дружба" в лирике А.С. Пушкина"

Тип урока.Урок-семинар. Оборудование.Сборник стихотворений А.С.Пушкина, интерактивная доска-презентация. Цели урока:образовательная - способствовать воспитанию читательского вкуса, про...

Конспект урока литературы «Лицейская дружба в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «19 октября» (1825 г.) и «19 октября» (1827 г.).

Цели урока:  познакомить учащихся со стихами поэта, посвящёнными лицейской дружбе;  обогатить учащихся знаниями о жизни и творчестве Пушкина и его друзей – лицеистов; обучать...