Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.) Урок можно проводить как подготовку к сочинению
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Цели:
- продолжить развитие речеведческих навыков учащихся;
- обогатить новыми знаниями, умениями и навыками в составлении сравнительной характеристики двух литературных героев;
- учить работать с текстом произведения;
- развивать аналитическое мышление, творческие способности учащихся, умение находить общее и различное, делать необходимые выводы;
- подготовить к написанию сравнительной характеристики Гринева и Швабрина.
Оборудование и материалы: тексты романа, раздаточный материал, тетради по литературе.
Основные приемы и методы: поисково-эврестический метод, беседа с учащимися, выполнение групповых и индивидуальных заданий.
Ход урока
I. Организация урока. Сообщение целей урока.
II. Подготовительная работа. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по составлению сравнительной характеристики двух литературных героев.
1. Давайте вспомним известных вам литературных героев из прочитанных книг и коротко обозначим самое главное, на чем строилось их сравнение между собой.
Учащиеся называют царицу и молодую царевну в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина (внутренняя и внешняя красота людей); Жилина и Костылина в Кавказском пленнике А.С. Пушкина (стремление к свободе и смирение с жизненными обстоятельствами); Соню и Марусю из повести В.Г. Короленко “В дурном обществе” (два образа жизни в связи с различием социальных условий); Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (почему один из братьев умирает героем, а другой становится подлым предателем и изменником).
2. Какой материал был необходим нам для сравнения:
а) внешняя красота и внутренняя сила (портрет);
б) умение бороться с невыносимыми условиями жизни ( характер);
в)условия жизни (социальное положение);
г) патриотизм и ложная любовь к Родине.
3. Что такое характеристика литературного героя?
Изображение основных черт характера, условий воспитания, среды, портрет, авторское отношение к герою.
4. Что является важным для написания характеристики персонажа?
Ведущая, основная, главная черта, которая отличает или выделает его в произведении.
III. Гринев и Швабрин. Какие они разные!
- Значение этих образов в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.
- Что общего между ними:
а) офицера из дворян;
б) оба любят Машу;
в) оба молоды;
г) служат в Белогорской крепости.
- Различия между ними:
а) воспитание;
б) отношение к окружающим;
в) отношение к капитанской дочке;
г) отношение к воинскому долгу.
- Как А.С. Пушкин относится к своим героям?
- Какие чувства вызывают у нас Гринев и Швабрин.
IV. Лексическая работа.
При составлении сравнительной характеристики двух литературных героев необходимо соблюдать принцип параллельного сравнения. Поэтому в работе будут необходимы следующие слова и словосочетания, так называемые связующие элементы, “крючки”: по-разному, иначе, неодинаково, по-другому, резко отличаются, совершенно противоположные, отрицательные, по-иному, если один… то другой и т.
Запишем их в тетрадь. Хорошо, если учащиеся с самого начала изучения романа были нацелены на задание собирать материал для сравнения Гринева и Швабрина в тетрадях. Тогда на уроке развития речи его надо будет привести в определенную систему, и тогда может получиться сочинение, которое предлагается ниже.
Сочинение.
Большой материал для сравнения двух людей дает роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Среди героев этого произведения резко противоположное место занимают два человека: Петр Андреевич Гринев и Алексей Иванович Швабрин.
Что объединяет их и что делает совершенно непохожими друг на друга?
Образы Гринева и Швабрина имеют немалое значение для решения многих вопросов, поставленных автором в своем произведении: взаимоотношения помещиков и крестьянства, обязанности дворянина перед народом, человеческое счастье, любовь, истинное благородство.
Гринев и Швабрин – офицеры из дворян.
Встретив в Белогорской крепости Машу Миронову, капитанскую дочку, полюбили ее.
На этом сходство между ними заканчивается.
Далее приходится говорить лишь о различиях между этими людьми.
Гринев получил воспитание в условиях провинциальной дворянской семьи, Швабрин жил в столичных условиях, получил светское воспитание и образование.
Большое влияние на формирование характера Гринева оказал Савельич, которому присущи многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию.
Швабрин умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но в отличие от Гринева он глубоко равнодушен к народу, ко всему, что не касается его личных интересов. Раньше он служил в гвардии и за дуэль сослан в Белогорскую крепость.
Все это определяет и различное отношение Гринева и Швабрина к окружающим.
Если по своей натуре Гринев человек мягкий и добрый, справедливый и доверчивый, плохо разбирающийся в таких людях, как Швабрин, то Швабрин – злобный, презрительный, лживый и лицемерный человек, насмешливо относящийся к людям, к тому же еще и мстительный.
Оскорбленный отказом Маши выйти за него замуж, Швабрин мстит клеветой, пишет анонимный донос старику Гриневу на его сына. Швабрин бесчеловечен по отношению к женщине, способен к насилию и издевательствам.
Совсем иначе относится к Маше Гринев. Он глубоко искренен и по-настоящему любит капитанскую дочку. Способен ради нее на героические поступки.
Эти черты Гринева воспитаны в нем с детства. Отец отправляет сына не в гвардию, в армию и дает ему наставление, в котором выражает свое понимание службы: “Береги платье снову, а честь смолоду”.
По-разному герои понимают чувство долга.
Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. Прямота и искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.
Чувство долга и чести полностью отсутствуют у Швабрина. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которую он и осуществляет, когда Пугачев взял крепость. Швабрин перешел на сторону Пугачева не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гриневым и овладения Машей.
Морально опустошенный человек, Швабрин вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение.
Гринев симпатичен нам своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством, нам нравится его искренность и простота, этим близок он и А.С. Пушкину.
Такими разными показаны в романе “Капитанская дочка” Петр Андреевич Гринев и Алексей Иванович Швабрин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...
Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели урока:*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки ...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс
Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педаг...
презентация "Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина по роману А.с.Пушкина "Капитанская дочка"
презентация "Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина по роману А.с.Пушкина "Капитанская дочка"...