Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме
Цели урока:
*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;
*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связанной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter._v_8_kl.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок развития речи в 8-классе с использованием
информационно- компьютерных технологий
Матвеева Елена Геннадьевна
учитель русского языка и
литературы
Цели урока:
*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;
*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связанной речи.
Повторение; Сложный план к сочинению на литературную тему, цетирование, логические переходы.
1.Вспомним общую схему композиции сочинения- сравнения.
Слайд № 1
- Обоснование сравнения.
- Определение общего.
А) Параллельное рассмотрение.
- Определение различного.
А)Параллельное рассмотрение.
4. Выводы по сравнению.
(содержание слайда комментирует учитель)
2. Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформировать главную мысль сочинения.
1.Вспомнить эпиграф ко всей повести.
2. С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с ее главной мыслью, идеей?
3. Какова же идея повести?
/Вернуть долг перед Родиной, перед близкими, верность данному слову- это и есть путь чести. И это самое важное в человеке./
- Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?
- Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
( Ответы учеников.)
3. Учитель Итак, Гринев и Швабрин –герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.
Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается по разному.
А)Сцена дуэли (слайд № 2) ( слайды иллюстрируют ответы учащихся).
Б) Взятие Белогорской крепости (слайд № 3)
В) Отношение к Маше Мироновой (слайд №4)
4. Учитель. Напоминаю, мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему, преобладающий тип речи в нем- рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев ( мы их вспомнили), а аргументы- ссылки на текст, цитаты.
Вспомним логический принцип организации текста сочинения.
Слайд №5
А-суждение.
Б-доказательство суждения.
Или
А-факт, цитата.
Б-комментарий к ним.
5.Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.
Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. Напоминаю, что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим ее. (Честь-это верность долгу.)
Вопрос: Какие будут у вас предложения? Могу предложить для выбора ещё варианты.
Слайд №6
Честь-это поэзия долга. А. Виньи
Честь дороже жизни. Ф. Шиллер
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. П. Корнель
6 . Теперь мы должны составить план основной части сочинения, где эта идея будет раскрываться и доказываться при помощи сравнения поведения героев повести «Капитанская дочка», Гринева и Швабрина.
Слайд № 7. План
- Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).
2.Гринев и Швабрин- два противоположных характера.
1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
2) Верность воинскому долгу Гринева и предательства Швабрина.
3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
4) Отношение автора к своим героям.
3. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.
Слайд №8
Словарь:
Коварство-злонамеренность, прикрытая доброжелательством.
Низменный характер- подлый, бесчестный.
7.Коллективное составление вступления.
Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов 18 века является повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.
В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести- Гринева и Швабрина. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести- это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности(идея сочинения).
8. Учитель. Ну а теперь давайте проделаем небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова («наоборот», «напротив»;) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний («так как», «доказательством этого служит», « это подтверждает», « вот от чего»), а также вводных слов (« значит», « таким образом», « итак», «наконец»), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно («если… то… напротив…», «оба они…», «и тот, и другой…»; «если один… то другой…»), и др.
Запишите в тетрадь эти речевые формулы. Они представлены на слайде.
Слайд №9
9.Домашнее задание. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина».
Литература
Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература 19 века. Ч. 1.- М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....
Методическая разработка урока литературы с презентацией в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин."
Обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев....
Литературная игра "Умницы и умники" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 7 класс.
В начале каждого урока проводится письменный опрос с последующей взаимопроверкой. Он позволяет решить ряд задач: осуществить контроль знания текста, установить уровень выполнения домашнего задания, вы...
Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...
презентация "Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина по роману А.с.Пушкина "Капитанская дочка"
презентация "Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина по роману А.с.Пушкина "Капитанская дочка"...