презентация "Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина по роману А.с.Пушкина "Капитанская дочка"
презентация к уроку по литературе (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnit.har-ka_grineva_i_shvabrina.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гринев имеет глубокие родовые корни. Он воспитывался в дворянской семье, где свято понятие о чести рода, семьи. Именно от отца Гринев получает те нравственные уроки, которые помогут ему не уронить чести, достоинства, не совершить предательства, не нарушить офицерскую присягу
Моральные принципы у персонажей совершенно отличаются, что позволяет назвать Швабрина Алексея и Гринева Петра героями-антиподами.
Петр Гринев Алексей Швабрин Черты характера Благородство, смелость, справедливость, честность, порядочность, мужественность Безнравственность, эгоизм, цинизм, эмоциональность, трусливость, бессердечность Жизненные принципы «Береги честь смолоду» Хочет добиться высокого положения в обществе любыми путями Отношение к деньгам Не стремится к получению материальных благ Корыстен, властолюбив, всячески стремится к получению выгоды Отношение к морали Честь и достоинство – главные жизненные ценности Не думает о моральных принципах, все действия направлены на достижение собственных целей Отношение к службе Оказывается на службе в результате воспитания отца. Отказывается присягать Пугачеву, понимая, что может погибнуть из-за своего решения Служба расценивается как способ продвижения по социальной лестнице. Не задумываясь, присягает Пугачеву
Обратимся к именам героев, которыми называет их Пушкин. Гринев носит имя Петра, он тезка великого царя, которым Пушкин восторгался. Швабрину дано имя сына Петра I, царевича Алексея, что предал дело отца. Такой выбор имен обусловлен решением очень важных для автора проблем чести и бесчестия, преданности и предательства
Швабрин же – человек без роду и племени. Пушкин ничего не говорит о его происхождении, о том, кто были его родители. Это наталкивает нас на мысль, что у Швабрина нет того духовного багажа, что поддерживает Гринева. Некому было дать Алексею Ивановичу мудрого наставления: «Береги честь смолоду». Поэтому так легко он теряет ее для спасения собственной жизни и личного благополучия.
А отношение к людям? Швабрин попал в Белогорскую крепость за какое – то «злодейство». Он презирает всех, Гринев, наоборот, очень скоро проникся симпатией к окружающим людям, понял, что и эти простые добрые люди могут быть интересны.
Гринев честен, бескорыстен, открыт и простодушен. Он, полюбив Машу, открывается Швабрину, читает сочиненные им стихи, а затем принимает вызов на дуэль, защищая честь и достоинство Марьи Ивановны.
Швабрин – лжец и мерзавец. Для него нет ничего святого: ни любви, ни дружбы. Живет, пренебрегая чувствами других, «В господа бога не верует» Во время дуэли подло наносит удар Гриневу. А потом, боясь неприятностей, разыгрывает сцену искреннего раскаяния. Гринев со своим простодушием и добротой верит ему и прощает. Швабрин же затаил злобу и месть.
Оба героя молоды. Они любят Машу Миронову. Читателю не приходится сомневаться в любви Гринева. Все его бесстрашные и рискованные поступки совершены ради нее. Любовь превратила его из безответственного проказника в настоящего мужчину, благородного взрослого человека, готового жизнь отдать за любимую девушку. Он под угрозой виселицы не называет имени Маши Мироновой, на суде тоже бережет честь своей возлюбленной.
И последние страницы повести только окончательно утверждают нас в мысли, что Гринев и Швабрин – антиподы. Арестованный Петр Андреевич на суде не оправдывается, не хочет впутать имя Марьи Ивановны «между гнусными наветами злодеев». Душа его полна любви, совесть чиста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
"Русские семейства Мироновых и Гриневых" (по роману "Капитанская дочка" А.С.Пушкина)
Открытытй урок литературы в 8 классе...
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс
Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педаг...
Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.) Урок можно проводить как подготовку к сочинению...
Образ и характеристика Петра Гринева в романе "Капитанская дочка": описание внешности, характера, воспитания героя
Петр Гринев - молодой человек, дворянин, сын состоятельного помещика, владеющего 300 крепостными крестьянами: "...у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! – сказала она, &ndash...