Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педагогическую науку, имеет философское, психологическое и дидактическое обоснование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_sisteme_uchebnyh_zadaniy.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме:
« Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка) 8 класс
Учебник для 8 класса: Литература. Учебник – хрестоматия, Москва «Просвещение» 2015г, Авторы – составители В. Я Коровина; В. П. Журавлев, В. И. Коровин; Научно – методический журнал Русская словесность (уроки Пушкина №2 1999г).
Педагогические технологии для реализации ФГОС. Материалы к курсу повышения квалификации. СПб: ГБОУДППО ЦПКС Василеостровского района Санкт – Петербурга «Информационно – методический центр», 2015.
Учитель: Кальченко Л. В. ГБНОУ «СПБ
ГДТЮ» СОШ №660 ЗЦДЮТ
«Зеркальный»
Тип урока : урок закрепления изученного
Цель урока: Создание условий для применения школьниками освоенных знаний при решении практической задачи по написанию сочинения – рассуждения по теме урока.
Задачи:
-обучающие : изучение учащимися материала по теме урока; расширение знаний о великом творце А. С. Пушкине, определение роли П. Гринева В романе.
-развивающие : дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений.
-воспитывающие : формировать любовь к классической литературе, к своей Родине, быть патриотом.
Планируемые результаты:
- Личностные умения : оценить роль П. Гринева, соизмеряя все его поступки, на протяжении всего романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Определять свою позицию, связанную с заданной проблемой, выражать отношение к происходящему, уметь вести диалог, работать в группах и принимать нравственные ценности;
- Познавательные умения : осуществлять работу с текстовой информацией (роман А. С. Пушкина « Капитанская дочка», доказывать на основе рассуждений, вступать в диалог с автором )
- Коммуникативные умения: формулировать выводы, отражающие причины взаимосвязей, противоречивости событий или явлений. Соблюдать нормы устной и письменной речи. Приводить аргументы в доказательстве рассуждений.
- Регулятивные умения: определять цель, оценивать свои действия и результат.
Предметные знания : (определение выражения « благие потрясения»; каким было время, о котором рассказывается в романе? Как разворачивается сюжет? С кем нас знакомит автор? Как выглядят герои ?;Уметь определять авторскую позицию).
Материалы к уроку:
1.Презентация к уроку
2.Дополнительные источники (текстовая информация)
3. Тетради по литературе
4. Учебник литературы
Этап технологии развивающего обучения | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Умения |
1.Естественное действие | Организационный момент Актуализация знаний | Приветствие учителя . Включение в работу .Готовность рабочего места. Проверка домашнего задания: предлагает учащимся выполнить задание по карточкам .Устный контроль . Формулирует тему урока: «Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». | Приветствие учащихся .Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль. Индивидуально выполняют задание. Предлагают свои варианты ответа. | Пр: знать характеристики героев произведения .Уметь извлекать историческую информацию из работы Пушкина «О Пугачевском бунте». Р: принимать и сохранять учебное задание. |
Самоопределение к деятельности | Предлагает учащимся проблемную ситуацию: «К вам в гости приехал иностранец, который увлекается творчеством Пушкина, сможете ли вы объяснить как под влиянием благих потрясений Гринев стал личностью? Как объяснить вашему другу, что такое « благие потрясения?» Чтобы решить проблему, потребуется помощь учителя, который организует обсуждение проблемной ситуации. | Обсуждают проблему, предлагают свои варианты решения. Осознают недостаточность знаний по теме. Формулируют цель изучения темы для себя. | Личностные : проявлять интерес к теме Познавательные: обобщать, анализировать Коммуникативные : внимательно слушать партнера, адекватно передавать информацию Регулятивные: определять цель | |
2.Освоение информации по проблеме | Учебно – познавательная деятельность (обучение) | 1.По страницам романа. Рассказ с использованием презентации предлагает учащимся по ходу повествования составить свое мнение о событиях, происходящих в произведении. Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Формулирует задание: Прочтите отрывок из главы, где П. Гринев встает на защиту М. Мироновой. Как этот поступок характеризует героя? Дайте сравнительную характеристику Швабрина и Гринева. Обсудите в парах свой ответ. Визуальный контроль заходом выполнения задания. Устный контроль результатов выполнения задания. Корректирует ответы учащихся. 2.Гринев и Пугачев. Предлагается учащимся устно ответить на вопросы: почему значительное место в романе занимает и антипод Гринева, его враг – друг Емельян Пугачев. 3. «Казнить , так казнить, жаловать, так жаловать». Предлагается учащимся устно ответить на вопросы: «Почему на жестокость расправы в Белогорской крепости образ Пугачева не вызывает у нас отвращения?» «Каким показывает себя Пугачев в сцене освобождения Маши из рук Швабрина?» «Как вы понимаете слова Пугачева: «казнить, так казнить, жаловать, так жаловать». Обсудите в парах свой ответ. Корректируй ответы учащихся. | Отвечают на вопросы учителя. Обсуждают в парах варианты ответов. Представляют свои ответы учителю и классу. Работают с текстом учебника. Формируют определения к названию 2 главы романа «Вожатый». Дают ответ «расшифровки» названия этой главы. Представляют свои ответы учителю и классу. Воспринимают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя. Обсуждают в парах варианты ответов. Представляют свои ответы учителю и классу. | Пр: знать характеристики героев романа, знать и уметь объяснить слова в тексте, которые давно вышли из обихода. Уметь извлекать историческую информацию из данного текста. Л:проявлять интерес к учебной теме. Проявлять готовность к сотрудничеству. П:осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием. К: адекватно отвечать на поставленный вопрос. Работать в паре, группе. Р: принимать и сохранять учебное задание. Устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения |
Освоение информации по проблеме | 2.Учебно – познавательная деятельность(диагностика освоения содержания темы.) | Диагностика освоения содержания темы. Предлагается учащимся индивидуально выполнить задание (раздаются карточки). Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Письменный контроль освоения содержания темы (мини – сочинение). | Выполняют диагностическое задание. Представляют учителю результаты своей работы для проверки. | П: предъявлять информацию в различных языковых формах. Р: принимать и сохранять учебное задание. |
3.Улучшенное действие | 1.Интеллектуально – преобразовательная деятельность | Предлагается учащимся поработать с пословицами: Честь головою оберегает; Сделав добро, не попрекай; Не устоять худу против добра; Виноватого Бог простит, правого царь пожалует. Докажите примером из произведения какие пословицы подходят роману «Капитанская дочка». Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Оказывает помощь учащимся, у которых возникли трудности с выполнением задания. Устный контроль результатов выполнения задания. | Выполняют е задание. Предъявляют свои варианты решения, обосновывают. | Пр: знать характеристики основных героев произведения. Понимать значение романа «Капитанская дочка» в мировой литературе. Использовать полученные знания в дальнейшей работе с классической литературой. П: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию. К : с достаточной полнотой выражать свои мысли Р :Устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения. |
Рефлексивная деятельность | 1.Рефлексия | Подведение итогов. Организация рефлексии: предлагает учащимся ответить на вопрос : «После изучения темы урока смогу ли объяснить своему другу – иностранцу, что такое «благие намерения» и как они помогли П. Гриневу в становлении личности». | Самоанализ, самооценка | Л: проявлять желание к самооценке, осознать успешность своей деятельности К :с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р : принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие. |
Рефлексивная деятельность Рефлексивная деятельность. | Домашнее задание Рефлексия Домашнее задание
| Формулирует домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему «Становление личности П. Гринева под влиянием благих потрясений». .
Напишите сочинение – рассуждение: «Становление личности П. Гринева под влиянием «благих потрясений». Сформулируйте произведение о своем отношении к проблеме: Для меня предложенная проблема…» Найдите в дополнительных источниках материал на тему: «История отношений А. С. Пушкина и Н. Гончаровой, и выполните задания. Расскажите, что вам показалось интересным в биографии А. С. Пушкина. Докажите, используя факты биографии А. С. Пушкина, что в ней отразились личные переживания автора. Какие картины вы бы подобрали, которые наиболее ярко говорят о жизни замечательного поэта А. С. Пушкина . Найти отражение фактов биографии А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка» | Воспринимают домашнее задание, уточняют. Дает задание, обобщает ответы | Р :принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие. Познавательные: делать выводы, обобщать. Коммуникативные :адекватно передавать информацию другим. Предметные :определить, как раскрывается тема «… благие потрясения» в романе. Познавательные : создавать план к сочинению. Коммуникативные :адекватно отвечать на поставленный вопрос. Регулятивные :выполнять учебное задание, последовательно и корректно оценивать результат, вносить коррективы. Предметные :определять функцию «благих потрясений» в литературе. Личностные: Определять внутреннюю позицию к теме и происходящему, Коммуникативные: Вести диалог, Познавательные: Обосновывать выбор, Регулятивные: оценивать результат, Предметные: Ориентироваться в тексте
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по технологии развивающего обучения. Урок истории для 9 класса по теме: «Европа за железным занавесом».
Технологическая карта урока....
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 6 класса по теме: «Погода».
Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания : «Описание погоды за сутки».Задачи:обучающие: изучение обучающимися материала о погоде, из...
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.
Урок французского языка для 6 класса по теме: «Школа»....
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Основные типы почв России»
Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России" разработанк учебнику: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. М.: Просвещение, 2018.Разработка урока соо...
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения "Военные походы фараонов"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога....
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Вода и человек».
Урок по теме "Вода и человек" является шестым и предпоследним уроком в теме "Внутренние воды и моря". Основными задачами урока являются рассмотрение значения воды в жизни чело...
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ».
Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ»Тип урока: комбинированныйЦель урока: Применение учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности разработки ...