Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Кальченко Людмила Владимировна

Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педагогическую науку, имеет философское, психологическое и дидактическое обоснование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_v_sisteme_uchebnyh_zadaniy.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока в технологии развивающего обучения по теме:

         

         « Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка) 8 класс

                 Учебник для 8 класса: Литература. Учебник – хрестоматия, Москва «Просвещение» 2015г, Авторы – составители В. Я           Коровина; В. П. Журавлев, В. И. Коровин; Научно – методический журнал Русская словесность (уроки  Пушкина №2 1999г).

Педагогические технологии для реализации ФГОС. Материалы к курсу повышения квалификации. СПб: ГБОУДППО ЦПКС Василеостровского района Санкт – Петербурга  «Информационно – методический центр», 2015.

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                Учитель: Кальченко Л. В. ГБНОУ «СПБ                    

                                                                                                                                                    ГДТЮ» СОШ №660 ЗЦДЮТ

                                                                                                                                                                                   «Зеркальный»

       Тип урока : урок закрепления изученного      

        Цель урока: Создание условий для применения школьниками освоенных знаний при решении практической  задачи по написанию сочинения – рассуждения по теме урока.

       

         Задачи:

-обучающие : изучение учащимися материала по теме урока; расширение знаний о великом творце А. С. Пушкине, определение роли П. Гринева В романе.

-развивающие : дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений.

-воспитывающие : формировать любовь к классической литературе, к своей Родине, быть патриотом.

                                      Планируемые результаты:

  • Личностные умения : оценить роль П. Гринева, соизмеряя все его поступки, на протяжении всего романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Определять свою позицию, связанную с  заданной проблемой, выражать отношение к происходящему, уметь вести диалог, работать в группах и принимать нравственные ценности;
  • Познавательные умения :  осуществлять работу с текстовой информацией (роман А. С. Пушкина « Капитанская дочка», доказывать на основе рассуждений, вступать в диалог с автором )
  • Коммуникативные умения: формулировать выводы, отражающие причины взаимосвязей, противоречивости событий или явлений. Соблюдать нормы устной и письменной речи. Приводить аргументы  в доказательстве рассуждений.
  • Регулятивные умения: определять цель, оценивать свои действия и результат.

Предметные знания : (определение выражения « благие потрясения»; каким было время, о котором рассказывается в романе? Как разворачивается сюжет? С кем нас знакомит автор? Как выглядят герои ?;Уметь определять авторскую позицию).

               Материалы к уроку:

        1.Презентация к уроку

        2.Дополнительные источники (текстовая информация)

        3. Тетради по литературе

        4. Учебник литературы

Этап технологии развивающего обучения

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

1.Естественное действие

Организационный момент

Актуализация знаний

Приветствие учителя . Включение в работу .Готовность рабочего места.

Проверка домашнего задания: предлагает учащимся выполнить задание по карточкам .Устный контроль .

Формулирует тему урока: «Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Приветствие учащихся .Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Индивидуально выполняют задание. Предлагают свои варианты ответа.

Пр: знать характеристики героев произведения .Уметь извлекать историческую информацию из работы Пушкина «О Пугачевском бунте».

Р: принимать и сохранять учебное задание.

Самоопределение к деятельности

   Предлагает учащимся проблемную ситуацию: «К вам  в гости приехал иностранец, который увлекается творчеством Пушкина, сможете ли вы объяснить как под влиянием благих потрясений Гринев стал личностью? Как объяснить  вашему другу, что такое « благие потрясения?»

Чтобы решить проблему, потребуется помощь учителя, который организует обсуждение проблемной ситуации.              

Обсуждают проблему, предлагают свои варианты решения.

Осознают недостаточность знаний по теме.

Формулируют цель изучения темы для себя.

Личностные : проявлять интерес к теме

Познавательные: обобщать, анализировать

Коммуникативные : внимательно слушать партнера, адекватно передавать информацию

Регулятивные: определять цель

2.Освоение информации по проблеме

Учебно –

 познавательная деятельность (обучение)

1.По страницам романа.

 Рассказ с использованием презентации предлагает учащимся по ходу повествования составить свое мнение о событиях, происходящих в произведении.

Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника.

Формулирует задание: Прочтите отрывок из главы, где П. Гринев встает на защиту М. Мироновой. Как этот поступок характеризует героя? Дайте сравнительную характеристику Швабрина и Гринева.

Обсудите в парах свой ответ. Визуальный контроль заходом выполнения задания.

Устный контроль результатов выполнения задания.

Корректирует ответы учащихся.

2.Гринев и Пугачев.

Предлагается учащимся устно ответить на вопросы: почему значительное место в романе занимает и антипод Гринева, его враг – друг Емельян Пугачев.

3. «Казнить , так казнить, жаловать, так жаловать».

Предлагается учащимся устно ответить на вопросы:

«Почему на жестокость расправы в Белогорской крепости образ Пугачева не вызывает у нас отвращения?»  «Каким показывает себя Пугачев в сцене освобождения Маши из рук Швабрина?» «Как вы понимаете слова Пугачева: «казнить, так казнить, жаловать, так жаловать».

Обсудите в парах свой ответ. Корректируй ответы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

Обсуждают в парах варианты ответов.

Представляют свои ответы учителю и классу.

Работают с текстом учебника.

Формируют определения к названию 2 главы романа  «Вожатый». Дают ответ «расшифровки» названия этой главы. Представляют свои ответы учителю и классу.

Воспринимают рассказ  учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Обсуждают в парах варианты ответов. Представляют свои ответы учителю и классу.

Пр: знать характеристики героев романа, знать и уметь объяснить слова в тексте, которые давно вышли из обихода.

Уметь извлекать историческую информацию из данного текста.

Л:проявлять интерес к учебной теме. Проявлять готовность к сотрудничеству.

П:осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием.

К: адекватно отвечать на поставленный вопрос. Работать в паре, группе.

Р: принимать и сохранять учебное задание.

Устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Преодолевать затруднения

Освоение информации по проблеме

 2.Учебно – познавательная деятельность(диагностика освоения содержания темы.)

Диагностика освоения содержания темы. Предлагается учащимся индивидуально выполнить задание (раздаются карточки).

Визуальный контроль  за ходом выполнения задания.

Письменный контроль освоения содержания темы (мини – сочинение).

Выполняют диагностическое задание.

Представляют учителю результаты своей работы для проверки.

П: предъявлять информацию в различных языковых формах.

Р: принимать и сохранять учебное задание.

3.Улучшенное действие

1.Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Предлагается учащимся поработать с пословицами:

Честь головою оберегает;

Сделав добро, не попрекай;

Не устоять худу против добра;

Виноватого Бог простит, правого царь пожалует.

Докажите примером из произведения какие  пословицы подходят роману «Капитанская дочка».

Визуальный контроль  за ходом выполнения задания.

Оказывает помощь учащимся, у которых возникли трудности с выполнением задания. Устный контроль результатов выполнения задания.

Выполняют е задание.

Предъявляют свои варианты решения, обосновывают.

Пр: знать  характеристики основных героев произведения. Понимать значение романа «Капитанская дочка» в мировой литературе. Использовать полученные знания в дальнейшей работе с классической литературой.

П: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию.

К : с достаточной полнотой выражать свои мысли

Р :Устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

Рефлексивная деятельность

1.Рефлексия

Подведение итогов.

Организация рефлексии: предлагает учащимся ответить на вопрос : «После изучения темы урока смогу ли объяснить своему другу – иностранцу, что такое «благие намерения» и как они помогли П. Гриневу в становлении личности».

Самоанализ, самооценка

Л: проявлять желание к самооценке, осознать успешность своей деятельности

К :с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р : принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Рефлексивная деятельность

Рефлексивная деятельность.

Домашнее задание

Рефлексия

Домашнее задание

 

Формулирует домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему «Становление личности П. Гринева под влиянием благих потрясений».

.

 

Напишите сочинение – рассуждение:

 «Становление личности П. Гринева под влиянием «благих потрясений».

Сформулируйте произведение о своем отношении к проблеме: Для меня предложенная проблема…»

Найдите в дополнительных источниках материал на тему: «История отношений А. С. Пушкина и Н. Гончаровой, и выполните задания.

 Расскажите, что вам показалось интересным в биографии А. С. Пушкина.

 Докажите, используя факты биографии А. С. Пушкина, что в ней отразились личные переживания автора.

 Какие картины вы бы подобрали, которые наиболее ярко говорят о жизни замечательного поэта А. С. Пушкина .

Найти отражение фактов биографии А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка»

Воспринимают домашнее задание, уточняют.

Дает задание, обобщает ответы

Р :принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Познавательные: делать выводы, обобщать.

Коммуникативные :адекватно передавать информацию другим.

Предметные :определить, как раскрывается тема «… благие потрясения» в романе.

Познавательные : создавать план к сочинению.

Коммуникативные :адекватно отвечать на поставленный вопрос.

Регулятивные :выполнять учебное задание, последовательно и корректно оценивать результат, вносить коррективы.

Предметные :определять функцию «благих потрясений» в литературе.

Личностные:

Определять внутреннюю позицию к теме и происходящему,

Коммуникативные:

Вести диалог,

Познавательные:

Обосновывать выбор,

Регулятивные:

оценивать результат,

Предметные:

Ориентироваться в тексте

  • Уметь соотносить биографию поэта и его произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 6 класса по теме: «Погода».

Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания : «Описание погоды за сутки».Задачи:обучающие: изучение обучающимися материала о погоде, из...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок французского языка для 6 класса по теме: «Школа»....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Основные типы почв России»

Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России" разработанк учебнику: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. М.: Просвещение, 2018.Разработка урока соо...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения "Военные походы фараонов"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Вода и человек».

Урок по теме "Вода и человек" является шестым и предпоследним уроком в теме "Внутренние воды и моря". Основными задачами урока являются рассмотрение значения воды в жизни чело...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ».

Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ»Тип урока: комбинированныйЦель урока: Применение учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности разработки ...