Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение"
рабочая программа по литературе (7 класс)

Назарова Евгения Викторовна

Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx55.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

Утверждаю

Директор _______________

  «_____»_____________

Согласовано

Зам.директора по УВР_________

«_____»_________

Рассмотрено на заседании ШМО  Руководитель ШМО ___________

 «_____»_________

Рабочая программа

         по предмету   Смысловое чтение

                                                                            учебный год _____________

Класс 7

Учитель: Назарова Евгения Викторовна

Количество часов в неделю  1 ч.

Количество часов всего  35 ч.

Сургут

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по смысловому чтению (русский язык) для обучающихся 7 класса составлена в соответствии  с  основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.

Данная программа  относится к метапредметной образовательной области, изучается в течение 5-9 классов, реализуется как региональный компонент,рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики из учебных пособий: 1) О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку  к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов  и др. Русский язык. 7 класс. - М.: Экзамен, 2014;

 2) Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс.- М.: Просвещение, 2014.

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение «объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы» и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

2.1 Цели курса:

Целями курса являетсяформирование и развитие читательскойкомпетенции, овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

2.2. Задачи курса:

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • воспитание грамотного читателя.  Грамотность чтения -  это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным.
  • активизация психических процессов ученика при работе с текстом.С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя.
  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

3. Общая характеристика учебного предмета

Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Преподаватель сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.
Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения:

а)просмотровое;

б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации);

в) смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.

Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. При этом надо не забывать главную отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся. Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться. При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.

Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.

Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем. Конечно, текст - это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке - в исследовательских, а на практике - в учебных целях.

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом. Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей.

Важно развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

  • с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
  • с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение);
  • с извлечением необходимо значимой информации (поисковое);
  •  критическое понимание информации.

4.1. Способы чтения. Этапы работы над текстом.

Существуют различные способы чтения. Рассмотрим основные из них:

1. Аналитический или структурный.

В этом случае читатель идет от целого к частному.

Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить:

· какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет;

· в чем основной смысл книги;

· на какие смысловые или структурные части она подразделяется;

· какие основные проблемы автор стремиться решить.

2. Синтетический или интерпретационный.

Здесь читатель движется от частного к целому.

Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Для этого необходимо:

· обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;

· обнаружить и интерпретировать самые важные предложения;

· обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы;

· определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.

При этом чтении читатель должен основное внимание уделить терминам и суждениям автора.

Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т.д.

3. Критический или оценочный.

Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.

Чтение книг в зависимости от того, являются ли они художественными или научными, осуществляется с использованием как общих правил, так и особенных, связанных с типом книг.

Поэтому, первое, с чего необходимо начать работу с книгой, - определить тип книги и предмет книги, ориентируясь по названию и титульному листу.

Затем нужно научиться определять основную мысль текста. Эффективным в данном случае является задание на передачу целостной сути текста в одном предложении или максимум в нескольких (в рамках краткого абзаца). Такое умение является показателем способности человека целостно воспринимать информацию. Но так как любая целостность представляет собой закономерную (логическую) взаимосвязь частей, необходимо предложить ученикам освоить следующее действие, являющееся естественным продолжением предыдущего: перечислите основные части книги (текста), покажите, как они организованы в одно целое, в каком порядке расположены относительно друг друга. Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру.

Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, читатель испытывает затруднение в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. У автора существует много способов выделения ключевых слов. Надо их знать и уметь использовать при чтении. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обратиться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также можно использовать словари, энциклопедии, справочную литературу.

Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую читатели не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие свято убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Поэтому преподавателю необходимо организовывать работу не только над значением слов, но и над поиском ключевых слов, значение которых нужно выяснить. Можно предлагать обучающимся задания на выделение (устно или письменно) ключевых слов в прочитанных дома или на уроках текстов, объяснение их значений, сопоставление значений данных учеником, авторским пониманием, а также с пониманием слова и другими авторами. Основным для работы с ключевым понятием при этом является изучаемый текст (научный или художественный).

Границы чтения любого текста могут быть расширены за счет других книг. Чтобы понять автора, очень важно читать книги о самом авторе: биографию, критику, комментарии, справочники, первоисточники. Особенно это касается художественной и исторической литературы. Критическое (оценочное) отношение у читателя вырабатывается при сопоставлении двух или нескольких книг разных авторов на одну тему, написанные с разных точек зрения. Задания на обоснование точки зрения помогут глубоко вникнуть в смысл высказываний авторов, выработать собственную позицию. В отличие от науки история и литература допускают существование двух или более книг об одних и тех же событиях, концепции которых могут резко противоречить друг другу, но при этом будут одинаково убедительны и правдоподобны.

4.2. Этапы работы над текстом.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка  целей  урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами учащихся 7-8  классов, формируемыми при изучении курса, являются:

  • воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;
  • использование  для решения познавательных и коммуникативных задач различных  текстов(словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

Метапредметные результаты изучения курса  проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,  формулировать несложные  выводы, основываясь на материале текста-источника;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • Умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы,
  • Сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков,
  • Представлять материал в виде таблицы или схемы

Предметные результаты:

— ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,

сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

—находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения

информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую

единицу информации в тексте);

—решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;

—формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

— анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и еёосмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

—структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийсянаучится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Обучающийсяполучит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

•определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов для работы с текстом, создание проектов.

6. Примерные темы проектов

  1. Мини-исследование: «Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира»
  2. Мини-исследование: «А.А. Шахматов - выдающийся лингвист и историк»
  3. Мини-исследование: «Пересказ лингвистического текста»
  4. Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»
  5. Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом художественной литературы»
  6. Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом публицистического стиля речи»
  7. Мини-исследование: «Комплексный анализ текста»

7. Распределение учебных часов по разделам программы составлено с опорой

на учебный материал и  требования ФГОС

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение

2

Учимся читать учебные тексты

2 ч

3

Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

3 ч

4

Учимся читать и решать учебные тексты

6 ч

5

Учимся логически мыслить

2 ч

6

Учимся читать и понимать тексты

11 ч

7

Текстовые связи

10 ч

Всего

35 ч

6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

         Учебный кабинет оснащен необходимым оборудованием, техническими средствами,  соответствующими требованиям для реализации данной программы.

       Приобретено и используется в учебном процессе мультимедийное оборудование.школаподключена к системе Internet.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

коррекция

Тема

урока

Количество часов

Элементы содержания урока

Междисциплинарные связи

Возможные направления исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Введение (1ч.)

Предметные. Научиться определять основную задачу речи текста,  устанавливать причинно-следственные связи текста.

Метапредметные. Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; владеть разными видами чтения; строить рассуждение.

Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

Вводный урок. Виды чтения и работа над текстом.

1

Определение целей разных видов чтения и работы над ним.

Литература

Определение целей, задач и направления исследовательской деятельности на уроках смыслового чтения

Учимся читать учебные тексты (2 ч.)

Предметные. Научиться определять основную задачу речи текста,  устанавливать причинно-следственные связи текста.

 Метапредметные. Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; владеть разными видами чтения; строить рассуждение.

Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное

отношение к родному языку

Анализ текста:

«Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира» Д.С.Лихачёв

Р.Я. с.4-5

1

Текст. Цель создания текста и его основная мысль. Доказательства в тексте.

Литература

Мини-исследование: «Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира»

Анализ текста  «М. В. Ломоносов -выдающийся лингвист, учёный и историк».

Р.Я. с. 15-16

1

Понимание содержания текста. Обоснование утверждения. Связь основной темы и основной мысли с названием текста.

История

Мини-исследование:                             «   М. В. Ломоносов выдающийся лингвист, учёный и историк»

Учимся читать и пересказывать лингвистический текст (3 ч.)

Предметные. Научиться читать и пересказывать лингвистический текст.

Метапредметные. Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; владеть разными видами чтения; строить рассуждение.

Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

Работа с текстом «Причастие».

Р.Я. с.32-33

1

Понятие о причастии. Отличие причастия от других слов, (величественная, священная возвышенная) Составление собственного текста.

Русский язык

Мини-исследование: «Пересказ лингвистического текста»

Работа с текстом «Склонение»

Р.Я. с.35-36

1

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Роль курсива в тексте.

Русский язык (орфография)

Мини-исследование: «Пересказ лингвистического текста»

Работа с текстом «Тексты и стили».

с.42 №97 (сопоставительный анализ двух текстов)

1

Что такое текст, наименьшая единица текста, Стили текста. Составление собственного текста по заданной теме.

Русский язык

Мини-исследование: «Пересказ лингвистического текста»

Учимся читать и решать учебные тексты (6 ч.)

Предметные. Научиться читать и решать учебные тексты с выбором ответа, с краткой записью ответа и с развёрнутым  ответом на вопрос.

Метапредметные. Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение.

Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку; выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

Работа с текстом поэмы«Песнь о Роланде».

Л. С. 48

1

Основная мысль и тема текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту.

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Работа с текстом «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Л. С.73

1

Тема текста. Создание собственного алгоритма выполнения задания к предложенному тексту.

История

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Работа с текстом А.С. Пушкина  «Станционный смотритель»

Л. С.121

1

Применение алгоритма выполнения задания к тексту. Стиль и тип речи.

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Работа с текстом А.С. Пушкина  «Станционный смотритель»

Л. С.130

(долго стоял он неподвижно,…)

1

Выполнение грамматических заданий к тексту. Составление собственного алгоритма выполнения задания

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Работа с текстом М.Ю. Лермонтова  «Когда волнуется желтеющая нива….»

Л. с.164

1

Понимание содержания текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту с развернутым ответом.

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Работа с текстом Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Л. с.170

1

Тема текста. Тип речи. Обоснование своей мысли словами текста.

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Учимся логически мыслить (2ч.)

Предметные. Научиться логически мыслить при ответе на задания по тексту.

Метапредметные. Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение.

Личностные. Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

Работа с текстом «Деепричастие»

Р. с.76-77

1

Понимание содержания текста. Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту

Русский язык

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Работа с текстом Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Л. с.225-226

1

Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту. Письменная формулировка ответа на вопрос к тексту с логическими аргументами.

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Учимся читать и понимать тексты (11 ч.)

Предметные. Научиться понимать текст на содержательном уровне, на уровне подтекста, на умение понимать авторский замысел, интерпретировать текст, сворачивать информацию текста, выделять основную мысль, , работать с деталью ; научиться вести поиск информации в тексте, выделяя его основные структурно-содержательные части, детали и основную задачу текста, научиться искать в тексте информацию, данную в явном и в неявном виде, вычленять её в тексте, преобразовывать информацию из одного вида в другой, аргументировать авторскую позицию, обрабатывать информации текста в соответствии с замыслом текста. Научиться определять стиль текста, выделяя стилевые черты текста, определять тип речи текста, научиться аргументировать выдвинутый тезис, правильно строить высказывание – рассуждение, вычленять содержащиеся в тексте основные факты и устанавливать их последовательность, определять значение слова по контексту, применять информацию соответственно жизненному опыту и элементарным знаниям.

 Метапредметные. Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; владеть разными видами чтения; строить рассуждение

Личностные. Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов; осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

Работа с текстом.И.С.Тургенева                            «Бирюк»»

Л. с.240

1

Выделение основных структурно-содержательных частей текста. Обоснование собственного ответа на вопросы к тексту. Тема и идея  текста.

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом художественной литературы»

Работа с текстом.И.С.Тургенева                            «Бирюк»»

Л. с.240

1

Понимание содержания текста. Использование цитат для аргументации авторской позиции.

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом художественной литературы»

Работа с текстом Н.А.Некрасова «Русские женщины»

Л. с.256

1

Понимание содержания текста. Определение основной мысли текста.

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом художественной литературы»

Работа с текстом Н.А.Некрасова «Русские женщины»

Л. с.268-271 (Диалог княгини и губернатора)

1

Определение темы текста. Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на поставленный вопрос. Художественный стиль.

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом художественной литературы»

Работа с текстом Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

1

Понимание содержания текста. Определение стилевой принадлежности текста и типа речи

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом художественной литературы»

Работа с текстом «Иностранный язык»

(Приложение 1)

1

Использование цитат для аргументации выдвинутого тезиса при ответе на вопрос к тексту

Иностранный язык

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Работа с текстом А.П.Чехова

«Каштанка»

Р.Я. с.89 № 211

1

Составление плана  для подробного пересказа текста

Русский язык

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Работа с текстом «Обозначение цифр»

(Приложение 2)

1

Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту

Математика

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Работа с текстом Н. Сладкова «Жизнь на Земле»

(Приложение 3)

1

Определение смысловых частей  текста. Последовательные ответы на задания, содержащие несколько вопросов.

Литература

Биология

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Работа с текстом «Лилия»

(Приложение 4)

1

Определение стиля и типа речи. Вычленение из текста информации, необходимой для ответа на вопрос. Письменный аргументирован-ный ответ на вопрос к тексту.

Биология

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Работа с текстом «Наречие»

1

Понимание содержания текста. Выбор ответа, соответствующего информации текста

Русский язык

Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»

Текстовые связи (10 ч.)

Предметные. Научиться восстанавливать межтекстовые связи исходя из формы и содержания текста; определять основную тему, задачу речи текста; формулировать на основе текста простые выводы; определять примерное содержание незнакомой книги по названию. Научиться составлять простой план текста, видеть соотношение частей текста; элементарно обосновывать высказанное суждение, находить в тексте примеры, доказывающие приведённое утверждение, строить самостоятельное высказывание - рассуждение; выполнять комплексные задания по анализу текста. Научиться выполнять комплексные задания по анализу текста лирического произведения, выполнять комплексные задания по анализу текста публицистического стиля речи; производить анализ и самоанализ собственной учебной деятельности.

Метапредметные. Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; владеть разными видами чтения; строить рассуждение; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; осуществлять само- и взаимоконтроль; Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест); уметь определять меры усвоения изученного материала; уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием; уметь читать вслух, понимать прочитанное, формировать ситуацию саморегуляции  эмоциональных состояний;

Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку; выразительное чтение поэтических и прозаических текстов; Способность к самооценке; Формирование навыков  диагностической деятельности, самодиагностики

Работа с текстом М. Горького «Детство»

Л. 2ч. с.23.

1

Определение стилевых признаков текста-описания. Последовательность изложения информации в тексте.

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с  текстом публицистического стиля речи»

Работа с текстом публицистического стиля речи «Журналист»

1

Понимание содержания текста. Определение идеи текста. Последовательность изложения мыслей при обосновании  ответа на вопрос.

Журналистика

Мини-исследование: «Алгоритм работы с  текстом публицистического стиля речи»

Работа с текстом публицистического стиля речи «Стороны света»

1

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление плана текста для сжатого пересказа

География

Мини-исследование: «Алгоритм работы с  текстом публицистического стиля речи»

Работа с текстом публицистического стиля речи «Золотые кони хана Батыя»

(Приложение 5)

1

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление сложного плана текста для  пересказа. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту

История

Мини-исследование: «Алгоритм работы с  текстом публицистического стиля речи»

Работа с текстом публицистического стиля речи «Вологда»

(Приложение 6)

1

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление тезисного  плана текста для  пересказа.

География

Мини-исследование: «Алгоритм работы с  текстом публицистического стиля речи»

Работа с текстом М.Горького «Данко»

Л. с.85-89

1

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Создание текста-рассуждения на основе прочитанного.

Литература

Мини-исследование: «Алгоритм работы с  текстом публицистического стиля речи»

Комплексный анализ текста Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту

Литература

Мини-исследование: «Комплексный анализ текста»

Комплексный анализ текста Л.Н. Андреева «Кусака»

1

Понимание содержания текста. Составление текста-рассуждения

Литература

Мини-исследование: «Комплексный анализ текста»

Контрольная работа. Анализ текста  Д.С. Лихачёва «Земля родная»

1

Выполнение заданий контрольной работы

Литература

Мини-исследование: «Комплексный анализ текста»

Подведение итогов

1

Анализ и самоанализ собственной учебной деятельности.

Мини-исследование: «Комплексный анализ текста»

Учитель  русского языка и литературы  Е.В. Назарова __________________

Приложения:

ТЕХНОЛОГИЯ  КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

http://festival.1september.ru/articles/600417/

Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология, которая решает задачи:

активизации познавательной деятельности обучающегося;

развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;

информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры и обучающегося и педагога, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.


В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент
самообразования человека. Учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений учащихся между собой , а также - между учителем и учениками.

Учебное занятие, разработанное учителем по технологии развития критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных: «вызов» - «осмысление» - «рефлексия».

«ВЫЗОВ»

Стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы.

«ОСМЫСЛЕНИЕ»
На этом этапе учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия школьниками новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а именно:
восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ученик работает самостоятельно;
осознание нового осуществляется только в активной деятельности, поэтому учителю следует создать специальные условия для активного включения ученика в процесс первичного усвоения новой информации; любой текст имеет свои характерные особенности(логику, структуру и т.д.), поэтому приемы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.


«РЕФЛЕКСИЯ»

Именно на этом этапе происходит осознание школьниками нового знания. Рефлексия включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю?» « Как я это делаю?» « Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотнося их с результатом, осознает приобретенный опыт, а, значит, это является залогом его осмысленного обращения к собственному опыту.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ:

Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения. Она дает учащимся инструмент, научает их способам самостоятельной работы с новой информацией.

Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю — пишу - проговариваю) и поочередно - в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работе в команде.

ПРИМЕРЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

технологии развития критического мышления через чтение и письмо :

ИНСЕРТ – в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

«V» - помечается то, что уже известно.
«-» - помечается то, что противоречит представлению уч-ся.
«+» - помечается то, что является для него интересным.
«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.

А затем уч-ся систематизирует материал в таблице.

Мозговая атака – используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии ВЫЗОВ.

1 этап. Уч-ся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме.
2 этап – Обмен информацией.

 Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Групповая дискуссия – исследование, коллективный разбор, обсуждение.

Главное: совместный поиск конструктивного решения вопроса. Понятие конфликта (противоречия) воспринимается как отправная точка решения проблемы.

 Форма работы: групповая.

Чтение с остановками и вопросы Блума


Текст делится учителем на смысловые части с остановками.
Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления:
- на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями.
- на развитие памяти - узнавание и вызов полученной информации;
- на развитие оценочных навыков - личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
- на аналитическую деятельность;
- на применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Кластеры

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

СИНКВЕЙН

Используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.


 Форма работы: индивидуальная, парная.

«ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ»

Организация лекции по модели : вызов – осмысление – рефлексия.

ЭССЕ

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса.

Пятиминутное эссе в конце занятия:
1) написать, что узнали по новой теме;
2) задать вопрос, на который они так и не получили ответа;

         Изучая данную технологию, выбрала несколько приёмов( приемы: ключевые слова, перепутанные логические цепочки, море вопросов, ромашка Блума или Ромашка вопросов, стратегии обучения умению решать проблемы «ИДЕАЛ», «фишбон» и «мозаика проблем», "плюс, минус, интересно", паутинка ассоциаций, мозговой штурм, «лови ошибку», ИНСЕРТ, взаимоопрос, зигзаг, кубик, «двойной дневник», бортовой журнал, чтение с остановками (осмысление), кластер, верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки, выходная карта, синквейн (размышление), концептуальная таблица (осмысление, размышление), таблица «знаю-хочу узнать-узнал (три этапа), маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» -  http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/index.htm) работы на уроках ,  которые помогают решить ранее обозначенные проблемы. В своей деятельности использую следующие приёмы: пять вопросов сюжетной таблица «Если кто-то кое-где у нас порой…», толстые и тонкие вопросы, сводная таблица, «Ромашка вопросов» и др.

Пять вопросов сюжетной таблицы, «Если кто-то кое-где у нас порой»: данный приём рекомендуется использовать при работе с  текстами. Речь идёт о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, учащийся делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая скелет текста. Учащийся овладевает сюжетным мышлением.

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Толстые  и тонкие вопросы: По данной методике, считается, что для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (их мы называем «тонкими»), и те, на которые  ответить столь определённо не представляется возможным (их мы называем «толстыми»).

? тонкие

? толстые

Кто…

Дайте объяснение, почему…

Что…

Почему вы думаете…

Когда…

Почему вы считаете…

Может…

В чём разница…

Будет…

Предположите, что будет, если…

Мог ли…

Что…

Как звали…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…

Сводная таблица. Чем старше становятся дети, тем больше информации им приходится усваивать на уроках. Приём «Сводная таблица», помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линия сравнения». В ней перечислены  те категории,  по которым мы предполагаем сравнить какие-то явления или события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линии сравнения», заносится информация, которую, собственно, и предстоит сравнивать.

«Ромашка вопросов» Лучший способ задать интересный вопрос – перепробовать все типы вопросов: простой вопрос, уточняющий вопрос, оценочный вопрос, творческий вопрос, вопрос интерпретация, практический вопрос.

Таблица Донны Огл ЗХУ (Знаю-Хочу знать-Узнал). Для того, чтобы помочь учащимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, строить некоторые относительно получения новых сведений, обосновывать их и систематизировать поступающие данные.

Данные приёмы хорошо интегрируются с методикой текстовой информацией


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА

Технология проблемного диалога направлена на формирование навыков решения проблем (регулятивные УУД), ведения диалога (коммуникативные УУД), умения извлекать требуемую информацию, делать выводы (познавательные УУД), осуществлять нравственную оценку ситуации (личностные УУД). Формы работы: парная. В основе этой образовательной технологии лежит обсуждение проблемной ситуации, принимая во внимание неоднозначность еще решения. Учитель создает проблемную ситуацию, организует учебный диалог, предлагая заранее подобранные вопросы для обсуждения, помогает учащимся определить пути решения проблемы, поиска необходимой информации, подбирает задания по применению новых знаний.

7.Рекомендуемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.  

4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.

Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.

5.Междисциплинарная Программа Смысловое чтение     http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7

6.Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.htm

7.  О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку  к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов  и др. Русский язык. 6 класс. - М.: Экзамен, 2014;

 8. Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс.- М.: Просвещение, 2014.

При составлении календарно-тематического планирования использованы материалы преподавателя Московского суворовского училища МО РФ М.К.Цоц., а также интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение" 7-8 класс.

Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение" 7-8 класс....

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа предмета «Чтение (Литературное чтение)» для 6 класса

Планируемые результаты изучения предмета «Чтение (Литературное чтение)»Базовый уровеньУченик научится:- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;- читать «про себя»;- вы...

Адаптированная рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 класс

Адаптированная рабочая программа составлена на основе:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.:  Под ред. В.В. Воронковой. –М: Гуманит. изд. центр...

Рабочая программа по чтению и альтернативному чтению для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой у.о(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. 11 класс.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми имножественными нарушениями развитияпо предмету: «Чтение и альтер...