Средства выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Знакомство учащихся со средствами выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_lermontov_borodino_2-oy_chas.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № ____ Дата ______
Предмет Литература
Класс 5
Автор УМК Меркин
Тема: Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Цели: показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во имя Родины; связать исторические события с их отражением в художественном тексте; отметить средства художественной выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино»; воспитывать у обучающихся уважение к прошлому России.
Планируемые результаты: Предметные: владение литературоведческими терминами; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.
Метапредметные УУД: Личностные: формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Наглядность: портрет М.Ю. Лермонтова, стихотворение «Бородино», иллюстрации к произведению, образец выполнения домашнего задания (к след. уроку).
Памятки на доске: 26 августа 1812 года - Бородинское сражение.
Словарь: эпитет, метафора, ассонанс, аллитерация, сравнение, лиро-эпическое произведение.
Тип урока: урок решения учебной задачи
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
II. Проверка домашнего задания.
- Рассказ обучающихся о войне 1812 г.
Дополнение ученика (индивидуальное задание).
Военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа (5 сентября по новому стилю). Само сражение произошло 26 августа (7 сентября), т. е. на третий день. В устах старого солдата выражение: «Мы ждали третий день» - звучит со сказочной интонацией. Троичность – один из признаков сказки. Три - волшебное число и решающие события происходят, как правило, на третий раз.
- Выразительное чтение наизусть стихотворения (3 строфа от слов: "Ну ж был денек!")
III. Исследовательская работа с текстом/
- Почему молодые люди хотят узнать о сражении под Бородином? С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?
- Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?
- Подберите синонимы к слову «бой». Кто такой баталист?
- О каких событиях говорится в строке «Мы долго молча отступали...»?
- Что означает фраза: «...ворчали старики...»? Что такое зимние квартиры! (По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.)
- Что означает фраза: «Забил заряд я в пушку туго...»? (Артиллерист, забивающий заряд, должен был выходить за укрепления и поэтому был открыт вражеским выстрелам.)
- Почему солдат называет противника «брат мусью»? С какой интонацией он говорит о готовности к сражению? (Слово «мусью» выделяется среди просторечных выражений и обращает на себя внимание. Это изменённое французское обращение несёт иронический оттенок. Своих же рассказчик называет «богатырями», «племенем». Так солдат хочет подчеркнуть грандиозность того события, участником которого стал.)
- Как вы понимаете следующие слова?
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
(Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом говорит выражение пойдем ломить стеною.
Постоим мы головою означает, что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке: Два дня мы были в перестрелке.// Что толку в этакой безделке?// Мы ждали третий день.)
- Чего хотели солдаты? Почему они ждали добраться до картечи? (И вот на поле грозной сечи/ Ночная пала тень…)
IVФизкультминутка.
V. Работа по теории литературы. Средства художественной выразительности.
- Слово учителя.
В произведении Лермонтова мы видим, как ветеран бородинского боя («старик», опытный бывалый солдат) рассказывает своему молодому товарищу о памятном событии. Автор использует тип повествования, при котором в монологе героя раскрывается народное сознание, а также уделяет большое внимание звуковой организации текста, используя в разных вариантах средства художественной выразительности. (Учитель обращает внимание на термины, записанные на доске.)
2. Работа по теории литературы. (Обучающиеся приводят примеры из текста.)
- Аллитерация – древнейший стилистический приём усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. Найдите пример в тексте Лермонтова.
Повсюду стали слышны Речи:
«ПоРа добРаться до каРтечи!»
И вот на поле гРозной сечи
Ночная пала тень.
- Ассонанс – повтор гласных звуков, преимущественно ударных внутри стиха. Найдите пример в тексте Лермонтова.
У наших Ушки на макУшке!
ЧУть утро осветило пУшки
И леса синие верхУшки –
ФранцУзы тУт- как-тУт!
- Эпитет – художественное определение. Например, «грозной сечи». Найдите эпитеты в 10,11 строфах. Чем объясняется отсутствие среди них цветовых эпитетов?
- Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения. Как вы понимаете метафору Сверкнул за строем строй? Обратите внимание на метафорическое употребление слова вой в строке И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой. Каково значение слова вой сравнительное с существительным крик? Какая образная картина возникает в результате использования этой метафоры?
- Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. Выделите сравнения в 10-11 строфах. Какую световую картину они создают?
Французы двинулись, как тучи…
Земля тряслась – как наши груди…
По ходу объяснения находим сравнения в тексте и составляем опорную схему:
как |
«Французы двинулись» - - «тучи»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (для сильного класса ) 1.Обратите внимание на глаголы, передающие движение, звуки боя. Запишите их. Сравните глаголы побывать, быть, бывать. Какой из них называет: а) единичное, законченное действие; б) повторяющееся действие? Объясните их употребление. Объясните употребление в 3 строфе глагола изорвать в сравнении с глаголом разорвать. Какую экспрессивную нагрузку несёт приставка изо-? Какой оттенок эмоционального состояния героя подчёркивают приставки при- и вз- в глаголах прилёг, вздремнуть в предложении Прилёг вздремнуть я у лафета? 2.Роль местоимений в тексте. Кого объединяет слово наш? (Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово наш объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ.) 3.Роль повтора. Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая уже звучала? (Воин сожалеет о гибели многих русских людей. После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы. Потери русских - 45600 человек. Потери французов - от 50 до 58000 человек. В резерве у русских осталось не более 5 тысяч человек, у французов - 19 тысяч человек.) |
VI. Рефлексия.
Глубокая любовь русского солдата к своему отечеству нашла своё подтверждение в героическом подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны. Слова Ребята, не Москва ль за нами, Умрёмте ж под Москвой!.. часто повторялись воинами-защитниками Москвы в суровом 1941 году.
VII. Домашнее задание: выучить определения по теории литературы, повторить чтение наизусть отрывка из стихотворения «Бородино».
Индивидуальное задание: переложить текст стихотворения Лермонтова «Бородино» в картину, в которой будет отражен звук (символ).
Индивидуальное задание: подготовить устное словесное рисование от лица участника событий.
Задание по теории литературы (на материале ранее изученных произведений): найти и записать примеры сравнений (2-3).
Дополнительная литература
Тексты художественных произведений и их лингвостилистический анализ. Учебное пособие. – М.: Рус.яз., 1986. – с.176
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 5 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения".
Сочетание «Модели работы читателя с текстом» (методика Г.Граник) и социоигровых приёмов обучения (методика Букатова и Ершовой) даёт учащимся 5 класса возможность приступить к овладению анализом поэтич...
Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования
Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...
Тренировочные упражнения "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности".
Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3....
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку)....
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...
Урок млитературы в 5 классе: Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Урок по закреплению знаний и представлений учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка;Форма урока: урок-исследование...
Изобразительно-выразительные средства в стихотворении В Вальякка "Березы"
Урок развития речи...