Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка.
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Исследовательская деятельность на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка. "Урок по теме "Правописание О-А в корне  –ЛАГ -_  -ЛОЖ- (5кл)

В настоящее время на уроках русского языка и литературы  учителя используют методы  исследовательской деятельности.  Исследовательская деятельность (ИД) учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности.

Мой опыт работы, который складывался в течение 15 лет в результате творческой переработки научной информации и отбора эффективных приёмов и средств обучения на практике, убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения применимо ко всем ученикам без исключения. Результаты показали, что  в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Этот метод исследования интересен и самим учащимся. Они с большим удовольствием использую этот метод в своей жизни.

Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Все знают о том, что пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении приводит к малым результатом, при этом познавательный интерес исчезает. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. Поэтому методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка. На уроке русского языка в 5 классе по теме «О-Ё после шипящих в суффиксах существительных, который проходил в форме заседания клуба любознаек в качестве организационного момента были зачитаны учащимися права и обязанности членов клуба:

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ

- определять объект исследования
- видеть проблему/выявлять парадоксы
- использовать разные способы получения информации
- наблюдать, сопоставлять, сравнивать
- устанавливать общее/различие
- обобщать
- делать выводы

- быть любознательным
- проявлять терпимость
- уважать мнение другого
- занимать активную позицию
- обосновывать своё мнение убедительными аргументами
- стремиться к самостоятельности
- осуществлять самоконтроль

Левый столбик – права – то не что иное, как методы исследования, правый – обязанности – представляет собой перечень личностных качеств, формирование которых является задачей современной школы.

Перед тем как приступить к практической реализации ИД, я определилась с:

  • принципами организации исследовательской деятельностью,
  • требованиями к процессу урока-исследования,
  • содержанием,
  • формами и методами организации ,
  • типом исследовательского урока в отличие от традиционного.

Принципы организации исследовательской деятельности 

  1. Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.
  2. Учащиеся самостоятельно постигают учебные понятия, а не получают их в готовом виде.
  3. При изучении учебного материала создаются ситуации, которые предоставляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на предлагаемых примерах.
  4. Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем
  5. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получил в ходе исследования. 

Мне близок подход к процессу исследовательской деятельности на уроке кандидата педагогических наук А. В. Клушко. Я также разделяю требования к учителю, реализующему исследовательские методы обучения в образовательном процессе.

Требования к процессу урока-исследования

  1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
  2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
  3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
  4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
  5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладноезначение.

Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению

Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:

  1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
  2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
  3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
  4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
  5. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
  6. Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
  7. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
  8. Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности во внеурочной работе.

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Этому способствует содержание нашего учебного предмета, на котором могут быть использованы разнообразные по стилю тексты с различным ценностно-смысловым содержанием. К тому же радость первооткрывателя ни с чем не сопоставима.

Применяя исследовательские методы на уроках русского языка, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам и методам творческого самовыражения. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность. Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Урок-исследование по русскому языку. 5-й класс

Тип урока. Открытие нового знания.

Форма урока. Заседание клуба любознаек.

Тема урока. Правописание О-А  в корне –ЛАГ-  __  -ЛОЖ-

Цели:

  • Образовательные: развитие умения работать с учебной информацией; формирование обобщенных знаний и умений определять условия выбора букв о–ав корне –лаг- _ -лож-; графическое описание применения правила данной орфограммы
  • Развивающие: формировать умение видеть учебную проблему, находить способы её решения, творчески применять полученные знания, предъявлять полученный учебный продукт, реально оценивать свои достижения, учитывая полезность и значимость собственной деятельности для других.
  • Воспитательные: формировать умение вести диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять самоконтроль и коррекцию собственной деятельности.

Оборудование:

  • интерактивная доска, проектор
  • исследовательский проект учащихся
  • карточки для самостоятельной работы

Ход урока.

1. Организационный момент.

Слово учителя:

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами сегодня в клубе любознаек. Я являюсь председателем этого клуба. У меня есть помощники, которые  зачитают вам права и обязанности членов клуба.

Учащиеся зачитывают. ( интерактивная доска)

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ

- определять объект исследования
- видеть проблему/выявлять парадоксы
- использовать разные способы получения информации
- наблюдать, сопоставлять, сравнивать
- устанавливать общее/различие
- обобщать
- делать выводы

- быть любознательным
- проявлять терпимость
- уважать мнение другого
- занимать активную позицию
- обосновывать своё мнение убедительными аргументами
- стремиться к самостоятельности
- осуществлять самоконтроль

2. Активизация знаний по изученному материалу и опрос.

Слово учителя:

-Запишем в тетрадях красиво, аккуратно сегодняшнее число, классная работа.

- Ребята, вспомните, что называется чередованием? (Замена одних звуков другими в одной морфеме).

- Ребята, приведите  примеры чередования звуков? А теперь посмотрите на доску и назовите чередование звуков в даннфх словак.

(Крючки/крюк, кружочки/круг, старички/старик, строчки/строка, ушко/ухо, голова/глава, скачут/скакать/вскочить, наклонились/кланяться/наклон).

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить в нашем клубе?

- А теперь все внимание на доску. Вы видите перед собой два столбика со словами.

сложение                                слагаемое

положить                              полагать

сложить                               излагать

- Что вы заметили в парах слов? Найдите существенный признак, определяющий условия написания (тот признак, который повторяется вместе с гласными О и А)

- Попытаемся сформулировать тему нашего занятия. Запись в тетрадях.

-Сделайте вывод — сформулируйте правило

- Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. Чтение правила в учебнике: п.83 «Буквы О-А в корне –ЛАГ – ЛОЖ»

– Для чего необходимы теоретические сведения? - Для осознанного применения на практике, ведь понимание учебного материала является залогом успешного результата.

Проверим себя. Диктант «Проверь себя». Один ученик работает у доски, остальные на местах. Работа рассчитана на среднего и слабого ученика

Сильным ученикам предлагается работа в парах (взаимопроверка правила)

Запись схемы в справочник. Схему отрабатываем (проговариваем вслух)

3.Первичная проверка усвоения материала.

- Проверим, умеете ли вы применять правила на практике.

  Прибавить одно число к другому (сложить).

  Название одного из чисел при сложении (слагаемое).

  Синоним слова пересказ (изложение).

  Одна из единиц синтаксиса (предложение).

  Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное).

 Цифровой диктант: 

1-лаг

2-лож

Изложение, излагать, приложение, прилагательное, отложить, слагаемое, сложение, возложить, предложить, ложился.

4. Закрепление изученного материала

Выполнение упражнения по учебнику. Упр 436.

Индивидуальные задания по карточкам.( сильным ученикам).

5. Итог урока.

- С каким правилом сегодня познакомились?

- Когда же пишется корень – лаг-? –лож-?

13. Домашнее задание: п 83, схемы в справочнике, упр.435.

- Клуба время истекло.

Я вам ребята благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.

14. Рефлексия
И в заключении  я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим.

Я сегодня на уроке сделал для себя открытие …

Мне больше всего понравилось на уроке …

Я могу похвалить себя за …

Уходя из кабинета, я попрошу вас прикрепить на доску смайлик , выражающий ваше настроение!

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы (статья)

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Последние...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...

«Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как средство подготовки к олимпиадам и конкурсам»

Тема работы «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как средство подготовки к олимпиадам и конкурсам» на сегодняшний день является актуальной.В системе общего ...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности.

Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Сейчас перед школой с...