Духовно-нравственное воспитание в системе внеурочной деятельности по литературе.
проект по литературе
В данной работе представлен мой опыт работы во внеурочной деятельности по литературе по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности | 41.17 КБ |
Предварительный просмотр:
межрегиональный конкурс методических материалов
духовно-нравственной направленности
номинация :
«Методический материал по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности».
Духовно-нравственное воспитание в системе внеурочной деятельности по литературе.
Чехлякова Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ им.М.П.Крыгина с.Кабановка
м.р. Кинель – Черкасский, Самарской обл.
2021г.
Содержание .
- Вступительная часть……………………………………………………………….. 3-5
- Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности ..........................5-7
- Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности по литературе..8-11.
- Заключение…………………………………………………………………………11-12
- Список литературы…………………………………………………..………………..13
Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь
ни любви, ни чести,
- ничего, чем человек есть человек.
В. Белинский
1. Вступительная часть.
Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон "О образовании в РФ". "Их смысл - укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы", - сказал он ранее на совещании о ситуации в сфере образования в условиях распространения коронавируса.
В пояснительной записке к законопроекту глава государства отметил, что в соответствии с поправками в Конституцию РФ, "дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей".
С этой целью предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения учащихся на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Я считаю, что в наше время – время компьютерных технологий, нравственные ценности потеряли свою актуальность и значимость: сейчас размыты границы между добром и злом, справедливостью, чувством долга, скромностью, правдой, любовью, послушанием, родительским авторитетом. Отношения «ребенок – родители» строятся преимущественно по принципу свободного выбора ребенка, когда взрослые больше наблюдают и направляют, а не когда ребенок четко выполняет то, что диктуют ему родители. Кажется, что с рождения малыш сам знает, как нужно поступать.
Я воспитывалась в семье, в которой мнение родителей было приоритетным. Сейчас я сама мама и бабушка, и для моих детей и внуков я наполовину друг, наполовину догма, и я не диктую им условий жизни. Но, несмотря на это, стараюсь быть хорошим Человеком, лучшей мамой и женщиной. И при этом я еще и учитель, и классный руководитель, а значит, мама еще и тех детей, которых я ежедневно учу русскому языку, литературе, поведению, жизни…
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлением чувств любви, благодарности, а не путем обучения нравственным истинам. Призывы быть добрым, справедливым, честным не дадут результатов. Нужно, чтобы ребенок все это пережил, пропустил через свое сердце. Уроки литературы призваны это делать. Ребенок должен поставить себя на место героев, которые делают сложный нравственный выбор, задать вопросы: «А как бы я поступил? А смог бы я это сделать? Хватило ли у меня душевных сил?»
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Я просто обязана сама быть высоконравственным человеком, каким, я думаю, должен являться каждый учитель. А в наше время учитель – это не просто пример для подражания, это и мама, и друг, и поддержка, и доброе слово, и свет, и знания, и справедливость, и терпение, а главное, ЛЮБОВЬ. Без любви к детям невозможно работать в школе.
Поэтому, я считаю, что духовно-нравственное воспитание учащихся – это самая главная цель моей работы. Помочь детям разобраться в отношениях, не растеряться в этом сложном мире, подготовить их к жизни – в этом я вижу главную задачу по формированию нравственности учащихся.
Предметом данного исследования является духовно-нравственное воспитание не только на уроках русского языка и литературы ,но и во внеурочное время.
Цель: создание системы духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности во внеурочной деятельности. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
Задачи:
- работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу, самовоспитанию на основе литературных произведений, прививать нравственные ориентиры в жизни;
- добиваться сознательной дисциплины в классе, уважения к закону;
- воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми;
- воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.
Ожидаемый результат:
Реализация мероприятий позволит:
- создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к Человеку и его развитию;
- создать условия для адаптации детей в постиндустриальном обществе;
- нацелить учащихся на верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.
Актуальность еще заключается и в том, что это духовно-нравственное воспитание внедряется не только в учебную деятельность школы, в гуманитарные предметы, и ведется много исследований, но и за пределами урока.
2.Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности по литературе.
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. В современном мире подрастающее поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
В настоящее время большое внимание уделяется не только процессу обучения, но и воспитанию подростков. Моя цель как учителя заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Это задача решается прежде всего с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы.
Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет мне участвовать в духовном становлении своих учеников
Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка являются:
-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
-воспитание гражданина и патриота;
-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.
- Общее понятие духовно-нравственного воспитания
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями) являются:
· патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
· социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
· природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
· человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.
- Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности по литературе.
Вся деятельность, направленная на формирование нравственных ценностей, строится в соответствии со следующими направлениями:
- проведение нестандартных уроков литературы и внеклассных мероприятий как условие формирования читательской компетентности обучающихся в рамках введения ФГОС общего образования;
- сотрудничество образовательного учебного учреждения и библиотек районного и школьного уровней;
- осуществление тесной связи между родителями и детьми (семейное чтение);
- участие в различных творческих мероприятиях районного и школьного уровней, посвящённых углублённому изучению литературы;
Участие в конкурсах «Живая классика», Всероссийский конкурс сочинений, конкурс "Ради жизни на Земле", Диалог с классиком, Письмо ветерану и др. ) позволяет выявить не только творческие особенности школьников, их артистизм, но и воспитать добросовестное отношение к делу, ответственность, гражданскую позицию.
Добиваться успеха в нравственном воспитании учеников мне помогает система работы, основанная на тесном содружестве с библиотеками школьного, районного уровней; в библиотеке формируется особое образовательное литературное пространство, помогающее свободно выразить свои чувства, эмоции и открыть самого себя.
Проект «Неделя литературы в школе» предоставляет мне возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности обучающихся. Увлекательно и интересно для ребят проходят также поэтические марафоны и поэтические ринги. Такие творческие мероприятия способствуют развитию образной речи, пополнению словарного запаса, приучают всматриваться, вслушиваться в слово, понимать его
В современных технологий на уроке актуально, так как позволяет в наибольшей степени решить поставленную государством задачу гуманизации образования, заключающуюся в построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии
Среди множества современных технологий наиболее приемлемыми для уроков литературы для меня являются следующие:
- технология проблемного обучения ;
- технология развития критического мышления;
- компьютерные технологии ( ИКТ);
- создание ситуации успеха на уроке.
Эти технологии привлекательны в первую очередь тем, что являются предметно-личностно-ориентированными, в центре их внимания – ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. Ведь от меня, как от современного учителя, требуется не только дать учащемуся образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учащихся, воспитывать личность.
При использовании инновационных технологий в обучении литературы успешно применяю следующие приемы, формы и методы:
- опорный конспект;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- кластеры;
- синквейн;
- перепутанные логические цепочки;
- дидактическая игра;
- работа с тестами;
- работа с текстами;
- групповая форма работы;
- коллективная форма работы;
- нетрадиционные формы домашнего задания и др.
Эффективность нравственного воспитания школьников в процессе ознакомления с художественной литературой может быть достигнута на следующих условиях:
- целесообразный отбор художественных произведений для детей;- систематическая работа по ознакомлению школьников с детской художественной литературой;- использование разнообразных форм и методов работы с книгой.
Подбор художественных произведений для чтения надо осуществлять таким образом, чтобы на их основе можно удовлетворять эстетические потребности детей и развивать нравственную культуру. Для чтения должны быть предложены художественные произведения, проверенные временем, вошедшие в сокровищницу русской и зарубежной литературы, произведения детской классической литературы и произведения из традиционного круга детского чтения. При этом художественные произведения должны быть разнообразны по тематике, по жанрам, по авторским именам, по формам художественной речи.
На уроках внеклассного чтения знакомлю детей с малоизвестными произведениями, например, повесть Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Памяти жертв политических репрессий посвящается… Проблема которого
«Можно ли – и как? – сохранить свободную душу и человечность в бесчеловечных обстоятельства рабства и террора?» Молодой писатель , но уже нашедшей своего читателя(произведение вышло в 2013 г), потому что книга открывает завесу тайн, причём для детской аудитории, над ещё одной из самых трагических страниц в жизни нашего народы, нашей Родины. Благодаря выполнению неписаных законов Эля и ее мама смогли выжить в нечеловеческих условиях ГУЛага.
Эффективной работой считаю проведение литературных гостиных(круглый стол)«Уроки нравственности». Целью которой является создание условий для формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств личности через приобщение к художественной литературе и театрализованную деятельность.
Формирование положительно - личностных качеств обучающихся за счет усвоения эталонов поведения литературных персонажей.
Создание условий для развития, становления, творческого самовыражения внутреннего мира ребенка.
Формирование чувства ответственности за сохранение литературного наследия России.
В ходе гостиной прозвучали притча о жизни «Полная банка.», «Веник», Валентина Осеева «Лекарство», «Сыновья» и т.д. Театрализованная инсценировка басни Олеси Емельяновой «Две гусыни». Дети не только показывают актерское мастерство, но и доносят до участников ее смысл. Такие встречи не проходят бесследно. Я думаю, ребята делают вывод ,и все сказанное заставляет задуматься над тем, с кем необходимо дружить, как выглядят эти «друзья»: поступки, отношение к близким. Возможно, кто-то сделал или задумался над своим выбором. И от того, каким он будет, зависит ваша жизнь.
Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Поддерживаю детей , сочиняющих стихи.
- Заключение
Организация внеучебной работы учащихся по изучению творчества писателей-земляков – важная форма литературного образования и духовного воспитания учащихся. Так, например, ученики знакомятся с творчеством местных Кинель-Черкасских поэтов,изучают биографию, читают стихи, пишут сочинения о них. Наша школа тесно сотрудничает с Центральной городской библиотекой.
Работа с семейными реликвиями в рамках акции «Спасибо деду за Победу!» проведена была огромная на протяжении последних лет. Слова «Никто не забыт и ничто не забыто» не должны быть пустым звуком у всех последующих поколений. В этом я твердо убеждена. стих Ярославы
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Не смотреть равнодушно на то, что происходит вокруг, Пытаться сделать.
Моя работа - воспитание ученика как личности. И в это понятие я вкладываю духовную обогащенность, широкое мировоззрение, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива, не противопоставляя себя. С этой целью я обращаюсь к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками,
Я не знаю, кем станут в будущем мои выпускники, но уверена в одном: вырастут неравнодушными и цельными личностями.
Список литературы:
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования /М-во образованияи науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Антонова. Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции обучения в общеобразовательной школе. – М.: ИЗД, 2001.
- Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на — Дону 2007.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5. С. 5-12.
- Маранцман В. Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших классов средней школы. М., Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграции духовно-нравственной культуры в урочной и внеурочной деятельности
Опыт работы МКОУ « Средняя общеобразовательная школа № 16» в рамках экспериментальной площадки «Создание инновационной модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения по формированию духовн...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности
Приобщение детей к творчеству — верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Общеобразовательная школа должна научить школьника постоянно стремит...
Педагогический совет: «Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности»
духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов,...
Доклад на РМО "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
Перед общеобразовательной школой, семьёй стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окр...
Методическая разработка по литературе «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба “Чайка” с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов»
Литературный клуб - одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, ...
Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...