Методическая разработка по литературе «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба “Чайка” с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов»
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Литературный клуб - одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые "пробы пера". Программа литературно-филологического клуба "Чайка" ориентирована на творчески одаренных детей 10 - 17 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturniy_klub | 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38, г.Таганрог
Программа рассмотрена и одобрена на заседании
методического совета МОБУ СОШ № 38
от «___» августа 2011 г. Протокол № ___
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ № 38
Г.Н.Бондаренко
Приказ от «___» _________ 2011 г. №__
Методическая разработка по литературе «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба “Чайка” с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов»
Пояснительная записка.
В Концепции модернизации российского образования указано, что образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.
Как указано в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Пространство традиционного урока в основном заполнено теорией и практическим ее применением, у учителя нечасто остается достаточно времени для организации живого диалога со всеми учениками в классе, для новых, современных форм работы, для развития творческих способностей ребенка, для работы с одаренными детьми. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе – один из путей решения данной проблемы. А одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся является внеклассная работа по предмету.
Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, проводимой постоянно и организуемой для развития разнообразных способностей учащихся в области русского языка и литературы.
Актуальность программы заключается в том, что литературный клуб – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера».
Программа литературно-филологического клуба «Чайка» ориентирована на творчески одарённых детей 10-17 лет. Занятия проходят по возрастным группам 10-12, 13-15, 16 -17 лет. Темы занятий для каждой группы сохраняются в полном объёме, но теоретический и практический материал подбирается и подаётся с учётом возраста и индивидуальных интеллектуальных способностей учащихся.
Программа предназначена для практического изучения журналистики и филологии, для развития творческих задатков и способствует расширению кругозора детей, формированию у них вышеперечисленных компетенций, главным образом, коммуникативной, а также работе с одаренными детьми.
Основа общения ребят в клубе – интерес к словотворчеству и открытому диалогу, создание в клубе творческой атмосферы, тогда каждый его участник будет иметь возможность реализовать свой творческий потенциал. Посещать клуб может любой ученик, а также учителя образовательного учреждения.
Программа предполагает теоретические и, в основном, практические занятия, на которых ребята не только приобретут необходимые знания, умения, навыки, но и будут общаться со сверстниками и взрослыми людьми за пределами школы, знакомиться с творчеством поэтов, журналистов, готовиться к мероприятиям и др. Программой предусмотрены коллективные занятия, а также индивидуальные работы с одаренными детьми. Кроме того, ребята на протяжении всего обучения будут собирать интересные материалы, творческие работы, свои первые рассказы и стихи, участвовать в конкурсах, что делает необходимым не только постоянный выпуск газеты, но и формирование индивидуального портфолио ребенка.
Одной из форм работы клуба является создание постоянно действующей газеты учебного заведения. Во время обучения ребята будут практически изучать нормы речевого поведения, устной и письменной речи, самостоятельно организовывать работу школьной газеты от планирования номера до его корректуры и верстки. Это позволит свободнее общаться между собой и с учителями, с людьми разного возраста и социального положения, поможет реализации творческих способностей ребят и формированию ключевых компетенций.
Работа клуба также предусматривает литературное творчество учащихся. Занятия помогут членам клуба создавать собственные художественные тексты, в которых они должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.
Клуб развивает и реализует творческие способности учащихся через проектную деятельность.
Учебный проект – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В рамках клуба предполагается исследовательская, творческая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению значимой для участников проекта проблемы. Использование метода проектов нацелено на развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
Организация творческих проектов предполагает соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна, альманаха, газеты, альбома и пр.
Эта работа способствует проявлению одарённости детей, сплоченности групп учащихся, совершенствованию их коммуникативных способностей, повышению статуса каждого в школьном коллективе.
Проектная деятельность нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого и формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику проекта учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов, способностей и возможностей. В итоге учащиеся учатся представлять и защищать свои проекты. Одна из предполагаемых форм защиты проектов – участие в научно-практических конференциях школьного научного общества учащихся «Э.В.Р.И.К.А.»
Цели и задачи клуба:
Внеклассная работа по русскому языку и литературе по созданию литературно-филологического клуба имеет общие с уроком цели:
- развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как
учебным предметам;
- обучение самостоятельной деятельности учащихся по налаживанию
коммуникации с разными людьми, поиску информации, созданию,
корректуре и верстке номера газеты образовательного учреждения;
- формирование культуры устной и письменной речи, бережного
отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и
литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.
Указанные цели определяют задачи клуба:
- расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем
самым помогая учащимся лучше усвоить программный материал;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, периодикой,
словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему,
корректировать его;
- сформировать коммуникативные компетенции учащихся (выстраивать
диалог с разными по возрасту и социальному положению людьми,
выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы и т.д.);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся;
- воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в
возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.
Деятельность по реализации программы
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 68
Программа предусматривает чередование разных форм обучения: беседы, разнообразные практические работы с решением проблемных, творческих, частично поисковых заданий, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми. Это сочетание коллективной и индивидуальной деятельности, творческих встреч, работа подростков индивидуально и творческими группами над составлением номера газеты.
Пути решения данной программы:
- выявление заинтересованных творческих ребят, одаренных детей, помощь в организации их деятельности;
- обучение азам журналистики, культуре общения и построению диалога, работе с материалами для газеты;
- проведение конкурсов, литературных вечеров, игр и т.д.;
- публикация творческих работ и материалов в газете;
- самостоятельное создание газеты участниками клуба.
Оценка эффективности программы
Проводятся контрольные занятия по теории и практике. Предполагается участие в конкурсах, открытые занятия, встречи с журналистами и творческими людьми, круглые столы, на которых участники клуба показывают все, чему научились: рассуждать на разные темы и разбираться в них, отстаивать свою точку зрения, выстраивать конструктивный диалог и налаживать коммуникативные связи.
Содержание программы
Введение. Цели и задачи клуба. «Творческая копилка».
Мои способности.
Я пишу прозу, стихотворения, пьесы.
Эпос. Лирика. Драма.
Повесть. Рассказ. Новелла. Роман. Эпопея.
Тема. Идея (основная мысль текста). Сюжет. Композиция текста.
Авторский замысел. Язык художественного произведения. Автор и его герои.
Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Стихотворные размеры.
Сюжет. Лирический герой.
Изобразительно-выразительные средства.
Оформление, содержание, структура газет. Заголовок.
Виды передовиц, их содержание.
Школьная газета. Её структура, содержание.
Литературные заготовки. Репортаж. Интервью.
Совершенствование рукописи.
Отзыв о кинофильме, спектакле.
Описание местности. Путевые заметки.
Портретный очерк.
Рассуждение проблемного характера.
Статья в газету.
Рассказ с необычным построением.
Фельетон.
Буклет.
Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.
Тематический план
№ | Тема занятия | Коли чество часов | Практическая часть | Средства ИКТ, материалы для практических занятий |
1 | Введение. Цели и задачи кружка. «Творческая копилка» | 1 | Оформление «Творческих копилок». Изготовление макетов, эскизов | Слайдфильм, «Творческие копилки» выпускников |
2 | Мои способности. Я пишу прозу, стихотворения, пьесы. | 1 | Чтение собственных произведений | Творчество учеников |
3 | Эпос. Лирика. Драма. | 1 | Работа со словарём литературоведческих терминов | Презентация, таблица. |
4 | Повесть. Рассказ. Новелла. Роман. Эпопея | 1 | Чтение фрагментов художественных произведений | Презентация, таблица, книжная выставка |
5 | Тема. Идея (основная мысль текста). Сюжет. Композиция текста. | 1 | Составление собственных опорных таблиц | Презентация, таблица, словарь литературоведческих терминов |
6 | Авторский замысел. Автор и его герои. | 1 | Анализ фрагментов художественных произведений | Слайдфильм, словарь литературоведческих терминов |
7 | Язык художественного произведения. | 1 | Анализ эпизода. | словарь литературоведческих терминов |
8 | Совершенствование рукописи | 1 | Отработка навыков совершенствования рукописи | Слайдфильм |
9 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Список тем Слайдфильм |
10 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
11 | Основы стихосложения Ритм. Рифма. Стихотворные размеры. | 1 | Работа со словарём литературоведческих терминов, работа с текстами | Презентация, словарь литературоведческих терминов |
12 | Тема. Мотив. Сюжет. Лирический герой. | 1 | Работа со словарём литературоведческих терминов, работа с текстами. Соотнесение автора и лирического героя произведения. Создание собственных текстов. | Презентация, словарь литературоведческих терминов |
13 | Совершенствование рукописи | 1 | Отработка навыков совершенствования рукописи | Слайдфильм |
14 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Список тем Слайдфильм |
15 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
16 | Изобразительно-выразительные средства. Совершенствование рукописи | 1 | Работа со словарём литературоведческих терминов Отработка навыков совершенствования рукописи | Таблица, презентация, памятки Слайдфильм |
17 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Список тем Слайдфильм |
18 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
19 | Оформление газет. | 1 | Создание макетов | Слайдфильм |
20 | Содержание периодических изданий и их структура | 1 | Игра «Моя газета» | Презентации собственных газет |
21 | Заголовок. | 1 | Игра «Эта статья должна называться так!..» | Тексты разных стилей и типов |
22 | Школьная газета. Её структура, содержание | 1 | Конструирование. | Слайдфильм Газеты прошлых лет |
23 | Творческая мастерская | 1 | Изготовление эскизов | Презентация |
24 | Виды передовиц, их содержание | 1 | Комментированное чтение, обсуждение | Тексты передовиц |
25 | Творческая мастерская. | 1 | Создание собственных текстов | Список тем |
26 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
27 | Литературные заготовки | 1 | Комментированное чтение, обсуждение | Слайдфильм |
28 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных заготовок | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
29 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
30 | Репортаж. Особенности жанра. | 1 | Комментированное чтение, обсуждение | Слайдфильм |
31 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Список тем Слайдфильм |
32 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
33 | Интервью. Виды интервью. Особенности жанра | 1 | Комментированное чтение, обсуждение | Слайдфильм |
34 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Список тем Слайдфильм |
35 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
36 | «Интервью в школьном коридоре» | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
37 | Совершенствование рукописи | 1 | Отработка навыков совершенствования рукописи | Слайдфильм |
38 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Список тем Слайдфильм |
39 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
40 | Отзыв о кинофильме, спектакле | 1 | Комментированное чтение, обсуждение | Слайдфильм |
41 | Просмотр кинофильма, спектакля | 1 | Комментарий, обсуждение увиденного | Фильм, спектакль |
42 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Слайдфильм |
43 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
44 | Описание местности | 1 | Комментированное чтение, обсуждение | Слайдфильм |
45 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Слайдфильм |
46 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
47 | Путевые заметки. Особенности жанра | 1 | Комментированное чтение, обсуждение | Слайдфильм |
48 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Слайдфильм |
49 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
50 | Портретный очерк | 1 | Комментированное чтение, обсуждение | Слайдфильм |
51 | Творческая мастерская | Создание собственных текстов | Слайдфильм | |
52 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
53 | Рассуждение проблемного характера | 1 | Комментированное чтение, обсуждение | Слайдфильм |
54 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Слайдфильм |
55 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
56 | Статья в газету | 1 | «Проба пера» | Слайдфильм |
57 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Слайдфильм |
58 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
59 | Рассказ с необычным построением. Композиция | 1 | Комментированное чтение, обсуждение | Слайдфильм |
60 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Слайдфильм |
61 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
62 | Фельетон | 1 | Комментированное чтение, обсуждение | Слайдфильм |
63 | Творческая мастерская | 1 | Создание собственных текстов | Слайдфильм |
64 | Анализ и коррекция | 1 | Чтение и обсуждение созданных текстов | Предварительно проверенные тексты учеников. Слайдфильм из ученических текстов |
65 | Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати | 4 | Подготовка и выпуск школьной газеты для младших и средних школьников | Презентация собственных проектов. Слайдфильмы |
Формы оценки результатов внеурочной деятельности
Критерии оценивания ученической работы на занятиях
Ученик
* что делал
* где участвовал
* каковы успехи
* планы на будущее
* чему научился
* индивидуальные творческие достижения «Творческая копилка»
Критерии самооценки
- я узнал
- я понял
- я научился
- лучше всего у меня получается…
- я написал, создал, сделал
Критерии оценивания созданных ученических работ:
- оригинальность
- уровень творчества
- новизна
- полезность для автора и других людей
- трудоемкость работы
- качество оформления работы
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование, необходимое для реализации программы
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- принтер;
- диски;
- цифровой фотоаппарат;
- бумага формата А4, канцелярские принадлежности.
Учебно-методическое обеспечение программы
Для педагога
Кеворков В.В. . Рекламный текст. – М., 1996.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». М., «Просвещение», 1990.
Ладыженская Т.А., Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков. Теория и практика сочинений разных жанров. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2000 год.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Альтернативные уроки. Часть 4.- Ростов н/Д, «Учитель», 2007.
Маленкова Л.И. Человековедение. – М., 1993.
Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001
Правовое поле журналиста. Справочник. – М., 1971.
Программа «Русский язык», 5-9 класс,10-11 кл., М., «Дрофа»,2001г.
Развивайте дар слова. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова Т.А., М., «Просвещение», 1986.
Для обучаемых
А.Архангельский, З. Новлянская, Г.Кудина Словарь литературоведческих терминов. – М., 2008
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Шкопоров Н.Б. « Как психологически правильно брать интервью М.,1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии
В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...
«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»
В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...
Методическая разработка по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Это обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по данной теме. содержит множество подробных разработок классных часов, уроков и внеклассных мероприятий....
Эстетическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности (на примере классного часа-притчи)
В современных условиях поиск и применение инновационных форм в рамках реализации новых образовательных стандартов в учебном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, ор...
Региональная пилотная площадка по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности обучающихся "ВОЗВЫСИМ ДУШУ ДО ДОБРА"
Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта осно...
Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание молодежи в дополнительном облазовании
В статье приводится материал из опыта работы педагога...
методическая разработка по системе духовно-нравственного воспитания кадет
методическая разработка по системе духовно-нравственного воспитания кадет...