Рабочая программа по чтению 7 кл., адаптированная для детей, имеющих иинтеллектуальные нарушения
рабочая программа по литературе (7 класс)
Рабочая программа по чтению7 кл., адаптированная для детей, имеющих интеллектуальные нарушения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Белокалитвинский район, х. Богураев
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОГУРАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Богураевской СОШ
Приказ от_01.09.2021 № __123_
__________________
Печать
Рабочая программа по чтению
адаптированная для обучающегося,
имеющего интеллектуальные нарушения,
индивидуально обучающегося на дому
Уровень общего образования
основное общее образование 7 класс
(уровень образования, класс)
__2021-2022 уч.год
(срок реализации программы учебный год или период)
Количество часов: учебные 132
в неделю - 4 ч
Учитель: Кандитская Елена Ивановна
УМК. Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель А.К.Аксенова 12-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
2021 г
Раздел 1. Пояснительная записка
Название курса | Чтение |
Класс | 7 |
Срок реализации | 1 год (2021-2022 уч.год) |
Разработана на основе: | Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Богураевской СОШ Программы адаптированной для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по учебным предметам |
УМК | Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель А.К.Аксенова 12-е изд. – М.: Просвещение, 2019. |
Количество часов | 132 |
Составители | Кандитская Елена Ивановна |
Цель курса | - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; - воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. |
Краткое содержание курса 7 кл. | Устное народное творчество --18 ч Произведения русской литературы XIX века –42ч Произведения русской литературы XX века—60ч Внеклассное чтение --12 ч |
Особенности реализации программы | Согласно ПМПК № 20219 от 09.07.2020 года, обучающийся нуждается в индивидуальном обучении (по заключению ВК лечебного учреждения) с возможностью посещения отдельных уроков, классных и общешкольных мероприятий. Рекомендовано: учитывать индивидуальные особенности ребенка. Организовать сопровождение консилиумом образовательной организации, разработать план мероприятий по оказанию психолого-педагогической помощи ребенку. Регулярно оценивать динамику личностных и предметных результатов. Создать специальные условия, способствующие развитию личности обучающегося, для решения насущных жизненных задач. Развивать фонематический слух, формировать звуко-буквенный анализ и синтез. Корректировать, автоматизировать, дифференцировать звуки [з].[ж],[ы],[и],[с].[ш],[й] Развивать познавательную сферу, мелкую моторику рук. Формировать представления, умения и универсальные учебные действия по русскому языку.. Формировать самовосприятие. Корректировать коммуни-кативные функции и адекватное представление о своих возмож-ностях. Развивать лексико-грамматические представления, навыки связной речи, графомоторные навыки. Вероятностный прогноз развития неопределенный Повторное представление на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций или в случае стабильно положительной или отрицательной динамики. |
В методике преподавания чтения определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
4. Расширять возможности в осознании читаемого материала.
5. Учить последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме.
6. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.
8. Развивать нравственные качества школьников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Раздел 2. Планируемые результаты.
Личностные:
- развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
- развитие мотивации к обучению
- развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними
- развитие положительных свойств и качеств личности
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
- готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни, умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела)
Предметные результаты:
Базовый уровень | Минимально необходимый (сниженный) уровень |
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений | Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать:
|
Раздел 3. Содержание курса 7 класса
- Техника чтения
Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, «про себя». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 7 класса на начало года – 80 слов, конец года – 90-100 слов.
- Понимание читаемого
Развитие речи, мышления, памяти.
Выделение главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
- Внеклассное чтение
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 132 час в год. В программу включены уроки внеклассного чтения – 9 часов, региональный компонент – 6 часов, заучивание наизусть – 10 стихотворений.
Раздел 4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Четверть | Итого | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Устное народное творчество | 18 | 18 | |||
2 | Произведения русской литературы XIX века | 10 | 29 | 3 | 42 | |
3 | Произведения русской литературы XX века | 31 | 29 | 60 | ||
4 | Внеклассное чтение | 3 | 3 | 4 | 2 | 12 |
Итого | 31 | 32 | 38 | 32 | 132 |
Раздел 5. Система учета и контроля достижений планируемых результатов
Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи.
V – IX классы
Базовый уровень | Минимально необходимый (сниженный) уровень |
Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, бегло, выразительно; - выделяет главную мысль произведения или части; - делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; - допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно; - допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; - выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста | Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение; - активно участвует в выделении главной мысли произведения; - делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; - оценивает поступки героев; - отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам; - читает стихотворение наизусть без ошибок Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; - характеризует героев по наводящим вопросам учителя; - допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя; - допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; - затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа; - называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя; - пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя; - отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно. |
Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель А.К.Аксенова 12-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
Раздел 7. Календарно-тематическое планирование
по чтению и развитию речи в 7 классе (132 ч., 4 ч. в неделю)
№\№ | Название темы | Кол-во ч. | Дата |
1 четверть | |||
1-2 | Устное народное творчество | 2 | 01.09 01.09 |
3-6 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 4 | 07.09, 07.09, 08.09 08.09 |
7-8 | Русская народная сказка «Журавль и цапля». | 2 | 14.09 14.09 |
9-10 | Русская народная сказка «Умный мужик». | 2 | 15.09, 15.09 |
11 | Вн. чт. Русская народная сказка «Волшебное кольцо» | 1 | 21.09 |
12-14 | Былина «Три поездки Ильи Муромца». | 3 | 21.09 22.09 22.09 |
15 | Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой». | 1 | 28.09 |
16-17 | Пословицы, загадки. | 2 | 28.09 29.09 |
18-19 | Обобщение по разделу | 2 | 29.09 05.10 |
20 | А.С. Пушкин. Статья. | 1 | 05.10 |
21 | Вн. чт. Русская народная сказка «Волшебное кольцо» | 1 | 06.10 |
22-27 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне…» | 6 | 06.10 12.10 12.10 13.10 13.10 19.10 |
28 | А.С.Пушкин. «Зимний вечер». | 1 | 19.10 |
29-30 | A.C. Пушкин «У Лукоморья». | 2 | 20.10 20.10 |
31 | Вн. чт. Русская народная сказка «Волшебное кольцо» | 1 | 26.10 |
32 | М.Ю. Лермонтов. Статья | 1 | 26.10 |
33-34 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». | 2 | 27.10 27.10 |
2 четверть | |||
35 | И.А. Крылов. Статья. | 1 | 16.11 |
36 | И.А. Крылов «Кукушка и Петух». | 1 | 16.11 |
37 | Вн. чт. Русская народная сказка «Волшебное кольцо» | 1 | 17.11 |
38 | И.А. Крылов «Волк и Журавль» | 1 | 17.11 |
39 | И.А. Крылов «Слон и Моська» | 1 | 23.11 |
40 | Н.А. Некрасов. Статья. | 1 | 23.11 |
41 | Н.А. Некрасов. «Несжатая полоса». | 1 | 24.11 |
42-43 | Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». | 2 | 24.11 30.11 |
44 | Вн. чт. ХКК Н.П. Голубева «Там, где была тайга». | 1 | 30.11 |
45 | Л.Н. Толстой Статья. | 1 | 01.12 |
46-47 | «Кавказский пленник».1 часть. Жилин попал в плен. | 2 | 01.12 07.12 |
48-49 | Кавказский пленник».2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену. | 2 | 07.12 08.12 |
50 | «Кавказский пленник».3 часть. Доверие татар к Жилину. | 1 | 08.12 |
51 | «Кавказский пленник».4 часть. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег. | 1 | 14.12 |
52-53 | «Кавказский пленник». 5 часть. Неудачный побег. | 2 | 14.12 15.12 |
54 | Кавказский пленник».6 часть. Помощь Дины Жилину. | 1 | 15.12 |
55 | Вн. чт. ХКК Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев» | 1 | 21.12 |
56 | А.П. Чехов Статья. «Хамелеон». | 1 | 21.12 |
57 | В.Г. Короленко. Статья. | 1 | 22.12 |
58 | В.Г. Короленко «Дети подземелья».1 часть. «Я и мой отец». | 1 | 22.12 |
59 | В.Г. Короленко «Дети подземелья».2 часть. «Я приобретаю новое знакомство». | 1 | 28.12 |
60 | В.Г. Короленко «Дети подземелья».3 часть. «Знакомство продолжается». | 1 | 28.12 |
61 | В.Г. Короленко «Дети подземелья».4 часть. «Осенью». | 1 | 29.12 |
62 | В.Г. Короленко «Дети подземелья».5 часть. «Кукла». | 1 | 29.12 |
3 четверть | |||
63 | В.Г. Короленко «Дети подземелья».5 часть. «Кукла». | 1 | 11.01 |
64 | Повторение и закрепление | 1 | 11.01 |
65 | Вн. чт ХКК. А.Е. Тихонова «Кустарник, живущий под чужим именем» | 1 | 12.01 |
66 | М. Горький. Статья. | 1 | 12.01 |
67-69 | М. Горький «Детство». | 3 | 18.01 18.01 19.01 |
70-73 | М. Горький «В людях». | 4 | 19.01 25.01 25.01 26.01 |
74 | Вн. чт. ХКК. В. Арсеньев «Лесное предание». Хрестоматия по ДВ лит-ре | 1 | 26.01 |
75-77 | М.В. Исаковский «Детство». | 3 | 01.02 01.02 02.02 |
78-79 | М.В. Исаковский «Ветер» | 2 | 02.02 08.02 |
80-81 | M.B. Исаковский «Весна». | 2 | 08.02 09.02 |
82-84 | К.Г. Паустовский «Последний черт». | 3 | 09.02 15.02 15.02 |
85 | Вн. чт. Н.Г. Паустовский «Жильцы старого дома». | 1 | 16.02 |
86-88 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 3 | 16.02 22.02 22.02 |
89-92 | К.М. Симонов «Сын артиллериста». | 4 | 01.03 01.03 02.03 02.03 |
93-94 | В.П.Катаев «Сын полка». | 2 | 09.03 09.03 |
95-96 | В.П. Катаев «Флаг». | 2 | 15.03 15.03 |
97 | Вн. чт по рассказам М.М. Зощенко. | 1 | 16.03 |
98 | Н.И. Рыленков «Деревья» | 1 | 16.03 |
4 четверть | |||
99 | Н.И. Рыленков «Деревья» | 1 | 29.03 |
100 | Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи кукушки». | 1 | 29.03 |
101 | Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи кукушки». | 1 | 30.03 |
102 | Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи кукушки». | 1 | 30.03 |
103-104 | Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке». | 2 | 05.04 05.04 |
105-108 | Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». | 4 | 06.04 06.04 12.04 12.04 |
109-112 | Ю.И. Коваль «Картофельная собака». | 4 | 13.04 13.04 19.04 19.04 |
113 | Вн. чт по рассказам М.М. Зощенко. | 1 | 20.04 |
114-116 | Ю.Я. Яковлев «Багульник». | 3 | 20.04 26.04 26.04 |
117-119 | Ф.П. Погодин «Время говорит – пора». | 3 | 27.04 27.04 04.05 |
120 | Вн. чт. ХКК. Ю. Таранов «Неслух». | 1 | 04.05 |
121-123 | А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля». | 3 | 11.05 11.05 17.05 |
124-125 | К.Ваншенкин «Мальчишка» | 2 | 17.05 18.05 |
126-127 | К.Ваншенкин «Снежки» | 2 | 18.05 24.05 |
128-130 | Обобщение и повторение | 3 | 24.05 25.05 25.05 |
131 | Словесный рисунок. | 1 | 31.05 |
132 | Рекомендации на лето | 1 | 31.05 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Богураевской СОШ от 31.08.2021 _№ _1_ Председатель ШМС ___________Новикова Н.В. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________Кащеева И.А. 01.09.2021 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке к школе детей с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет)
Данная программа...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ
Пояснительная записка Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...
Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с интеллектуальными нарушениями ВАРИАНТ 1 Класс: 5-9
Коррекционно-развивающая программа направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму про...
Рабочая программа по гончарному делу для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс, вариант 2
Рабочая программа по гончарному делу для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс, вариант 2Первый год обучения гончарному мастерству...
Рабочая программа по чтению и альтернативному чтению для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой у.о(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. 11 класс.
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми имножественными нарушениями развитияпо предмету: «Чтение и альтер...