Рабочая программа по чтению 7 кл., адаптированная для детей, имеющих иинтеллектуальные нарушения
рабочая программа по литературе (7 класс)

Рабочая программа по чтению7 кл., адаптированная для детей, имеющих интеллектуальные нарушения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область, Белокалитвинский район, х. Богураев

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ   БОГУРАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

 «Утверждаю»

Директор МБОУ Богураевской СОШ

Приказ от_01.09.2021   № __123_

__________________

Печать

Рабочая программа по чтению

адаптированная для обучающегося,

имеющего интеллектуальные нарушения,

индивидуально обучающегося на дому

Уровень общего образования

основное  общее образование    7  класс

(уровень образования, класс)

__2021-2022 уч.год 

(срок реализации программы учебный год или период)

Количество часов: учебные 132

в неделю - 4 ч

Учитель:      Кандитская Елена Ивановна

УМК. Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные  общеобразовательные программы. Автор-составитель А.К.Аксенова 12-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

2021 г

Раздел 1.  Пояснительная записка

Название курса

Чтение

Класс

7

Срок реализации

1 год (2021-2022 уч.год)

Разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Богураевской СОШ

Программы адаптированной  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по учебным предметам

УМК

Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные  общеобразовательные программы. Автор-составитель А.К.Аксенова 12-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

Количество часов

132

Составители

Кандитская Елена Ивановна

Цель курса

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Краткое содержание курса 7 кл.

Устное народное творчество --18 ч

Произведения русской литературы XIX века –42ч

Произведения русской литературы XX века—60ч

Внеклассное чтение --12 ч

Особенности реализации программы

        Согласно ПМПК  № 20219 от 09.07.2020 года, обучающийся нуждается в индивидуальном обучении (по заключению ВК лечебного учреждения) с возможностью посещения отдельных уроков, классных и общешкольных мероприятий.

Рекомендовано: учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Организовать сопровождение консилиумом образовательной организации, разработать план мероприятий по оказанию психолого-педагогической помощи ребенку. Регулярно оценивать динамику личностных и предметных результатов.

Создать специальные условия, способствующие развитию личности обучающегося, для решения насущных жизненных задач.

Развивать фонематический слух, формировать звуко-буквенный анализ и синтез.  Корректировать, автоматизировать, дифференцировать звуки [з].[ж],[ы],[и],[с].[ш],[й]

Развивать познавательную сферу, мелкую моторику рук. Формировать представления, умения и универсальные учебные действия  по русскому языку..

       Формировать самовосприятие. Корректировать коммуни-кативные функции и адекватное представление о своих возмож-ностях.

Развивать лексико-грамматические представления,  навыки связной речи, графомоторные навыки.

      Вероятностный прогноз развития неопределенный

      Повторное представление на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций или в случае стабильно положительной или отрицательной динамики.

В методике преподавания чтения определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.

2. Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.

3. Повысить уровень общего развития учащихся.

4. Расширять возможности в осознании читаемого материала.

5. Учить последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме.

6. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.

8. Развивать нравственные качества школьников.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Раздел 2. Планируемые результаты.

Личностные:

  1. развитие  адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
  2. развитие мотивации к обучению
  3. развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними
  4. развитие положительных свойств и качеств личности
  5. владение элементарными  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
  6. готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
  7. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни, умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела)

Предметные результаты:

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух,
  • читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • характеризовать главных действующих лиц;
  •  пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений

Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
  • читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;
  • участвовать в обсуждении темы и текста;
  • оценивать поступки героев с помощью учителя;
  • отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 6-7 стихотворений

Раздел 3. Содержание курса 7 класса

  1. Техника чтения

   Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, «про себя». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

   В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 7 класса на начало года – 80 слов, конец года – 90-100 слов.

  1.   Понимание читаемого

   Развитие речи, мышления, памяти.

   Выделение главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.

   Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

   Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

   Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

   Заучивание наизусть стихотворений.

  1. Внеклассное чтение

  Знание основных сведений из жизни писателей.

  Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.

  Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.

  Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 132 час в год. В программу включены уроки внеклассного чтения – 9 часов, региональный компонент – 6 часов, заучивание наизусть – 10 стихотворений.

Раздел 4. Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела

Четверть

Итого

1

2

3

4

1

Устное народное творчество

18

   18

2

Произведения русской литературы XIX века

10

29

3

   42

3

Произведения русской литературы XX века

31

29

60

4

Внеклассное чтение

3

3

4

2

12

Итого

31

32

38

32

132

Раздел 5. Система учета и контроля достижений планируемых результатов

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи.

V – IX классы

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно;

- выделяет главную мысль произведения или части;

- делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.

                                        Раздел 6.  Учебно-методическое обеспечение

Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные  общеобразовательные программы. Автор-составитель А.К.Аксенова 12-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

Раздел 7. Календарно-тематическое планирование

по  чтению и развитию речи в 7 классе (132 ч., 4 ч. в неделю)

№\№

Название темы

Кол-во ч.

Дата

1 четверть

1-2

Устное народное творчество

    2

01.09

01.09

3-6

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

4

07.09,

07.09,

08.09

08.09

7-8

Русская народная сказка «Журавль и цапля».

2

14.09

14.09

9-10

Русская народная сказка «Умный мужик».

2

15.09,

15.09

11

Вн. чт. Русская народная сказка «Волшебное кольцо»  

1

21.09

12-14

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

3

21.09

22.09

22.09

15

Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице  мостовой».

1

28.09

16-17

Пословицы, загадки.

2

28.09

29.09

18-19

Обобщение по разделу

2

29.09

05.10

20

А.С. Пушкин. Статья.

1

05.10

21

Вн. чт. Русская народная сказка «Волшебное кольцо»  

1

06.10

22-27

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне…»

   6

06.10

12.10

12.10

13.10

13.10

19.10

28

А.С.Пушкин. «Зимний вечер».

1

19.10

29-30

A.C. Пушкин «У Лукоморья».

    2

20.10

20.10

31

Вн. чт. Русская народная сказка «Волшебное кольцо»  

    1

26.10

32

М.Ю. Лермонтов. Статья

1

26.10

33-34

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

2

27.10

27.10

2 четверть

35

И.А. Крылов. Статья.

1

16.11

36

И.А. Крылов «Кукушка и Петух».

1

16.11

37

Вн. чт. Русская народная сказка «Волшебное кольцо»  

1

17.11

38

И.А. Крылов «Волк и Журавль»

1

17.11

39

И.А. Крылов «Слон и Моська»

1

23.11

40

Н.А. Некрасов. Статья.

1

23.11

41

Н.А. Некрасов. «Несжатая полоса».

1

24.11

42-43

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

2

24.11

30.11

44

 Вн. чт. ХКК Н.П. Голубева «Там, где была тайга».

1

30.11

45

 Л.Н. Толстой Статья.

1

01.12

46-47

«Кавказский пленник».1 часть. Жилин попал в плен.

2

01.12

07.12

48-49

 Кавказский пленник».2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену.

2

07.12

08.12

50

«Кавказский пленник».3 часть. Доверие татар к Жилину.

1

08.12

51

«Кавказский пленник».4 часть. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег.

1

14.12

52-53

«Кавказский пленник». 5 часть. Неудачный побег.

2

14.12

15.12

54

Кавказский пленник».6 часть. Помощь Дины Жилину.

1

15.12

55

Вн. чт. ХКК Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев»

1

21.12

56

А.П. Чехов Статья. «Хамелеон».

1

21.12

57

В.Г. Короленко. Статья.

1

22.12

58

В.Г. Короленко «Дети подземелья».1 часть. «Я и мой отец».

1

22.12

59

В.Г. Короленко «Дети подземелья».2 часть. «Я приобретаю новое знакомство».

1

28.12

60

В.Г. Короленко «Дети подземелья».3 часть. «Знакомство продолжается».

1

28.12

61

В.Г. Короленко «Дети подземелья».4 часть. «Осенью».

1

29.12

62

В.Г. Короленко «Дети подземелья».5 часть. «Кукла».

1

29.12

3 четверть

63

В.Г. Короленко «Дети подземелья».5 часть. «Кукла».

1

11.01

64

Повторение и закрепление

1

11.01

65

 Вн. чт  ХКК. А.Е. Тихонова «Кустарник, живущий под чужим именем»

1

12.01

66

М. Горький. Статья.

1

12.01

67-69

М. Горький «Детство».

3

18.01

18.01

19.01

70-73

М. Горький «В людях».

4

19.01

25.01

25.01

26.01

74

Вн. чт. ХКК. В. Арсеньев «Лесное предание». Хрестоматия по ДВ лит-ре

1

26.01

75-77

М.В. Исаковский «Детство».

3

01.02

01.02

02.02

78-79

М.В. Исаковский «Ветер»

2

02.02

08.02

80-81

M.B. Исаковский «Весна».

2

08.02

09.02

82-84

К.Г. Паустовский «Последний черт».

3

09.02

15.02

15.02

85

Вн. чт. Н.Г. Паустовский «Жильцы старого дома».

1

16.02

86-88

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

3

16.02

22.02

22.02

89-92

К.М. Симонов «Сын артиллериста».

4

01.03

01.03

02.03

02.03

93-94

В.П.Катаев «Сын полка».

2

09.03

09.03

95-96

В.П. Катаев «Флаг».

2

15.03

15.03

97

Вн. чт  по рассказам М.М. Зощенко.

1

16.03

98

Н.И. Рыленков «Деревья»

1

16.03

4 четверть

99

Н.И. Рыленков «Деревья»

1

29.03

100

Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи кукушки».

1

29.03

101

Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи кукушки».

1

30.03

102

Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи кукушки».

1

30.03

103-104

Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке».

2

05.04

05.04

105-108

Ю.И. Коваль «Капитан  Клюквин».

4

06.04

06.04

12.04

12.04

109-112

Ю.И. Коваль «Картофельная собака».

4

13.04

13.04

19.04

19.04

113

Вн. чт по рассказам М.М. Зощенко.

   1

20.04

114-116

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

3

20.04

26.04

26.04

117-119

Ф.П. Погодин «Время говорит – пора».

3

27.04

27.04

04.05

120

Вн. чт. ХКК. Ю. Таранов «Неслух».

1

04.05

121-123

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».

3

11.05

11.05

17.05

124-125

К.Ваншенкин «Мальчишка»

2

17.05

18.05

126-127

К.Ваншенкин «Снежки»

2

18.05

24.05

128-130

Обобщение и повторение

3

24.05

25.05

25.05

131

Словесный рисунок.

1

31.05

132

Рекомендации на лето

1

31.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Богураевской СОШ

от 31.08.2021 _№ _1_

Председатель ШМС

___________Новикова Н.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________Кащеева И.А.

01.09.2021

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...

Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по чтению для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа  составлена по учебнику: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просв...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с интеллектуальными нарушениями ВАРИАНТ 1 Класс: 5-9

Коррекционно-развивающая программа  направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму про...

Рабочая программа по гончарному делу для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс, вариант 2

Рабочая программа по гончарному делу для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс, вариант 2Первый год обучения гончарному мастерству...