"Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина. Презентация. Конспект урока. Приложение.
методическая разработка по литературе (5 класс)
"Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина. Презентация. Конспект урока. Приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Добро и зло" | 24.2 КБ |
Презентация Сказка Пушкина | 219.01 КБ |
Приложение к конспекту | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Урок литературы в 5 классе
Базовый учебник: Коровина В.Я. и др. Литература.5 класс: В 2ч. - М.: Просвещение, 2021г
Тема урока: «А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Добро и зло в нашей жизни и сказке»
Урок – исследование
Цели урока.
- Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
- Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки.
- Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.
- Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания,, осуществлять сотрудничество с одноклассниками
Ход урока
I. Актуализация прошлых знаний.
Вступительное слово учителя.
Учитель рассказывает притчу:
- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
- Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать о том, как жить в мире и добре.
Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в сказке и нашей жизни». СЛАЙД 2
- Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.
(Примерные ответы уч-ся)
Ученик:
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу, особенно поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.
Ученик:
В жизни маленького Пушкина большую роль сыграли бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловали его, дарили ему тепло и любовь .Бабушка ему много читала книг, прививала любовь к прекрасному, няня любила маленького Пушкина как родного, осталась с ним до последних своих дней. Часто долгими вечерами нянюшка рассказывала удивительные сказки о красавицах и добрых молодцах, о чудищах и богатырях…
Учитель:
Пушкин-лицеист в стихотворении «Сон» с благодарностью описал заботливых женщин.
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов моментом уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
Ученик
Когда много лет спустя Пушкин повзрослеет, то будет по вечерам перед сном, рассказывать собственным детям сказки и вспоминать ласковое лицо своей старой няни. Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и удивительная сказочница.
Пушкин запомнил сюжеты её сказок и, став поэтом, использовал их для своих сказок.
Учитель:
- Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия.
(«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).
2 Постановка цели
Учитель:
--Когда я так же, как и вы, училась в 5-м классе, то читала много книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге что-то значат. И ещё я поняла, что книги учат добру… Они мне очень помогли.
- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
(Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их, анализировать и оценивать их поступки.)
- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст. Слайд 4
Учитель:
« …Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет…»
Шота Руставели.
- Это эпиграф к нашему уроку. Согласны с поэтом? Как вы думаете, так ли это?
( Ответы)
- Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
3. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
-Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Почему? Слайд 5
-ЭТО ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ. Вы решите её за урок
Работа в группе. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.
- Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Мы идём с Вами дальше. В сказке встречаются два ярких образа. Слайд
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царевна и царица-мачеха).
Мы должны с Вами противопоставить их друг другу. Нам встретилось новое понятие ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого.
-Записываем в тетрадь: противопоставление - антитеза
- ТЕСТ «Проверим себя» на знание содержания сказки Слайды 6-10
1. Куда забрела царевна, блуждая по лесу?
а) во дворец ;
б) в царство гномов;
в) в терем.
2. Видит девица, что тут люди ... живут.
а) смирные;
б) добрые;
в) злые.
3. «Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь ...»
а) Семь богатырей, семь румяных усачей;
б) Семь рыцарей без страха и упрёка;
в) Семь витязей прекрасных.
4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?
а) отравить персиком;
б) отравить яблоком;
в) отравить апельсином.
Как звали собачку в сказке?
а) Миколко;
б) Елисейко;
в) Соколко.
Мы ответили на вопросы, а теперь, правильные ответы. Проверим!
Слайд 11
Правильно ли мы ответили?
(Ученики отвечают: Да, правильно).
Физкультминутка:
- Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной, половим бабочек, потопаем по травке, присядем отдохнуть … и вновь за работу.
4. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.
Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
- (Царевны и царицы). Слайд 12.
--ЧТОБЫ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ, надо определить основные задачи:
1) Проанализировать таблицу «Добрые и злые герои сказки»
2) Сравнить образы царицы и царевны (внешность)
3 Проанализировать поступки героев
4) Выявить помощников у добрых и злых героев
5)Ответить на контрольный вопрос
- Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.
- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху).
Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.
Слайд 13
- А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?
( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).
Составление небольшого монологического высказывания по иллюстрациям к сказке.
- Как разворачиваются события дальше?
(Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.)
5. Первичное закрепление.
Работа над образом царевны и царицы-мачехи Слайд 14 -15
Работа в группах по заданному плану.
План.(Распечатан заранее)
- Представление сказочного персонажа.
- Описание внешности.
- Черты характера.
- Отношение к окружающим.
- Отношение окружающих к героине
- Кому героиня противопоставлена в сказке?
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают
Снятие утомления с глаз. (Зарядка для глаз )
6. Самостоятельная работа. Работа в парах.
Составление сравнительной характеристики. (Заполнение таблицы сравнений)
(Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)
Учитель:
- Чтобы сделать окончательны вывод в сравнительной таблице, обратимся к эпизоду, где самый напряжённый момент настаёт. Какая часть экспозиции это? (Кульминация)
Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».
- Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?
(Выразительное чтение отрывка, подготовленное учеником)
-Зло победило?!
(Нет, Королевич Елисей спасает Царевну)
-Таблица сравнений заполнена. Каков вывод?
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. Царица умирает.В сказках у добра много помощников. Добро сильнее, так как добрых людей больше. Добро побеждает зло. Но за добро надо бороться
7. Рефлексия деятельности.
Учитель:
-Как вы поняли сказку, чему она учит нас?
-- В сказках у Добра всегда много помощников, а Зло одиноко. Зло слабее и т.п
8 . Закрепление изученного материала. Самостоятельный вывод учащихся.
-Можем ли мы , рассмотрев образы Царевны и Царицы, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели «Лишь Добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт»?
(Да, ведь Царица умирает, а Царевна оживает. Значит, Добро победило)
- Почему в сказках Добро побеждает Зло?
(Добро сильнее. Всегда есть хорошие люди, которые придут на помощь. Пока такие люди есть, добро будет побеждать. Но за добро надо бороться.)
- В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу Добра над Злом.
-И считаете ли вы себя добрыми?
-Какой урок мы для себя извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?-Какими нельзя быть?
Итог урока.
Учитель:
-Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей жизни. Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.( Выставляют себе оценки, учитель контролирует).
Д/З Сочинение «Какое добро я могу совершить»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях «… Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет…» Шота Руставели
Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в сказке и нашей жизни».
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов « добро » и « зло » на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Что же это такое – Добро и Зло ? В сказках Добро всегда побеждает Зло. Почему?
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Выявление проблемы. Выделение основных задач. Продуктивная деятельность – анализ текста. Итоговый продукт- ответ на контрольный вопрос.
Основные задачи для решения проблемы : 1) Проанализировать таблицу «Добро и зло в сказке А.С. Пушкина» 2) Сравнить образы главных героев сказки(внешность) 3) Проанализировать поступки героев, их речь 4) Выявить помощников у добрых и злых героев 5)Ответить на контрольный вопрос
Добро -это то, что хорошо, полезно , нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Школьный философский словарь
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое , влекущее за собой беды , страдания , горе , несчастье . Школьный философский словарь
Противопоставление - АНТИТЕЗА Что противопоставлено в сказке? Для чего автор использует этот приём ?
--Каких героев больше: положительных или отрицательных? -В каких героях заключается наиболее яркая характеристика Добра и Зла ? --Что вам помогало определить - положительный это герой или отрицательный?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ЦАРИЦА КАКАЯ? ЦАРЕВА
Царица Царевна Внешность Высока Стройна Бела Белолица Черноброва Поведение, характер Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая Красавица-душа Милая Приветливая Взаимоотношения с окружающими Зависть Грубость Ненависть Любовь Уважение Преданность
ЦАРИЦА ЦАРЕВНА Внешность Характер Речь Поступки Отношение к окружающим Помощники Отношение автора к персонажу Сравнительный анализ образов Царицы и Царевны Добро всегда побеждает зло, так как _____________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Ответьте на контрольный вопрос Почему в сказке А.С.Пушкина добро одержало победу над злом ?
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Образ героя (героини) сказки
План.
- Представление сказочного персонажа.
- Описание внешности.
- Черты характера.
- Отношение к окружающим.
- Отношение окружающих к героине.
- Кому героиня противопоставлена в сказке.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
- Выявление проблемы.
- Выделение основных задач.
- Продуктивная деятельность – анализ текста.
- Итоговый продукт- ответ на контрольный вопрос урока.
Сравнительный анализ образов Царицы и Царевны
ЦАРИЦА | ЦАРЕВНА | |
Внешность | ||
Характер | ||
Речь | ||
Поступки | ||
Отношение к окружающим | ||
Помощники | ||
Отношение автора к персонажу |
Добро всегда побеждает зло, так как_____________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Основные задачи для решения проблемной задачи:
1) Проанализировать таблицу «Добро и зло в сказке А.С. Пушкина»
2) Сравнить образы главных героев сказки(внешность)
3) Проанализировать поступки героев, их речь
4) Выявить помощников у добрых и злых героев
5)Ответить на контрольный вопрос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....
Урок литературы в 5 классе «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»
Цель: · выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты вне...
Сценарий урока по литературе 5 класса "ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ В "СКАЗКЕ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С. ПУШКИНА
Сценарий заключительного урока по сказке...
Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения....
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...
Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке ...
Методическая разработка по литературе. Презентация по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".
В презентации представлены задания и разнообразный иллюстративный материал, который учителя словестности могут использовать в работе с учениками при изучении сказки А.С. Пушкина "Сказ...