Урок литературы в 5 классе «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цель:
· выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
· развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
· воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_a.s.pushkin._obrazy_tsarevny_i_tsaritsy.docx | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алтайская средняя общеобразовательная школа»
Табунского района Алтайского края
Открытый урок по литературе в 5 классе
«Образы царевны и царицы
в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Алтайская СОШ»
Донцова С.М.
С. Алтайское
Ноябрь 2013г.
Тема: «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина».
Цель:
- выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
- развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация, мультфильм по произведению.
ХОД УРОКА.
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент. – СЛАЙД 1
Здравствуйте, ребята и гости! Садитесь на места! С помощью смайлов покажите своё настроение на начало урока. Спасибо! Надеюсь, сегодняшний урок поднимет настроение и, самое главное, добавит нам знаний!
2. Вводная часть. Вступительное слово учителя:
Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
- Так говорил поэт 20 века И. Северянин, которые я, несомненно, разделяю. Думаю, и вы тоже. Жизнь Александра Сергеевича Пушкина трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный устный опрос:
- Ребята, скажите, какие произведения Александра Сергеевича Пушкина вам известны?
В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка». – СЛАЙД 2
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.
- Дайте определение «сказки», расскажите, какие они бывают, из чего состоят.
(Сказка – это занимательный рассказ с фантастическим содержанием; волшебные, бытовые, о животных; композиция6 зачин, осн.часть, концовка)
2. Индивидуальный подробный устный ответ.
- И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина.
3. Разгадывание кроссворда. – СЛАЙД 3
III. Изучение нового материала.
- Ребята, а с какой сказкой Александра Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом уроке? – СЛАЙД 4
- Докажите, что это произведение – сказка.
1. Литературно-теоретический ответ.
-Вы говорите, что в сказках обязательно идет борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина? И между кем она идет?
2.Сообщение темы урока, постановка целей и задач. Запись темы в тетрадь.- СЛАЙД 5
- Тема нашего сегодняшнего урока «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина». Запишите тему в тетрадь.
- Ребята, вдумайтесь, пожалуйста, в название нашего урока и ответьте на вопрос «Чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова будет наша цель, наши задачи?»
- Да, действительно, сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам. – СЛАЙД 6
3. Анализ содержания сказки.
- С нашими героинями мы знакомимся с самого начала сказки. Откройте сказку в учебнике.
- Давайте вспомним эти строки, просмотрим инсценирование эпизода сказки и проанализируем образы царевны и царицы.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ
- Найдите в учебнике показанный эпизод (с.93). Сейчас мы с вами будем составлять таблицу «Сравнительный анализ главных героинь». – СЛАЙД 7
Запишите в тетради название колонок таблицы: «Царица» и «Царевна».
- Найдите слова, характеризующие ЦАРИЦУ. Прочитайте их.
- Давайте запишем их в таблицу:
- высока
- стройна
- бела
- умна
- горда
- ломлива
- своенравна
- ревнива
- А теперь запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ, давайте озвучим ваши записи:
- белолица
- черноброва
- нраву кроткого
- добрая
- скромная
- трудолюбивая
4. Лексическая работа
- Скажите, как вы понимаете слова: СЛАЙД 8
Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Гордый – сознающий своё превосходство.
Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.
Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.
- Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.
- Запишите в таблицу.
- А какие общие черты их соединяют? – СЛАЙД 9
- Ребята, скажите, почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза НО?
- Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
- Давайте прочитаем следующий эпизод и проанализируем его.
5. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой» (с.96 учебника).
- Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
- В каких словах проявляется отношение автора к царице?
- Что происходит с царевной в лесу?
- Как Соколко встретил царевну? Почему?
6. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась» (с.97 учебника).
- О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?
7. Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».
Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.
8. Выразительное чтение отрывка по ролям от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать» (с.99 учебника).
- Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).
- Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?
- О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев фрагмент мультфильма данной сказки.
9. Просмотр мультфильма до Елисея.
- Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?
- Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).
- Почему так подробно описывает автор яблочко?
- Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).
- Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине? (моя душа)
- Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?
- Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
- Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.
IV. Подведение итогов урока.
1. Фронтальная беседа.
- Проанализировав сказку, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).
- Обобщите образы в синквейне. – СЛАЙД 10
- Первый вариант напишет синквейн о царице, а второй – о царевне. (2 у доски)
2.Создание синквейна.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
3. Заключительное слово учителя.
В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица – краса,
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась неспроста,
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта,
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.
По итогам урока учитель обращается к учащимся. Что понравилось или не понравилось на уроке? Что показалось сложным (легким)? (Ответ необходимо аргументировать.)
V. Домашнее задание. – СЛАЙД 11
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
- от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;
- от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;
- от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».
VI. Самооценка (смайлы): Ребята, оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
Оценивание учителем («раздаю оценки»). Молодцы, ребята! Умнички! И какие рисунки хорошие вы нарисовали! – СЛАЙД 12
VII. Тестирование (по содержанию сказки).- СЛАЙД 13
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
Выполните тест, обведите в овал правильный ответ.
1. Царевна родилась под Рождество:
ДА НЕТ
2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:
ДА НЕТ
3. В приданое царевна получала семь городов и сто сорок теремов:
ДА НЕТ
4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та пообещала девушке щедрый подарок:
ДА НЕТ
5. «Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…». Эти слова принадлежат младшему из семерых братьев-богатырей:
ДА НЕТ
6. Царевна подала нищей монахине хлеба:
ДА НЕТ
7. Кличка пса, который охранял царевну, - Соколко:
ДА НЕТ
8. Братья положили царевну в золотой гроб:
ДА НЕТ
9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:
ДА НЕТ
10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от волшебного зеркальца, что царевна жива:
ДА НЕТ
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Да | Нет | Да | Нет | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Да |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Сценарий урока по литературе 5 класса "ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ В "СКАЗКЕ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С. ПУШКИНА
Сценарий заключительного урока по сказке...
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...
Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке ...