Урок по теме «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Урок обобщающий с применением технологий развития критического мышления, технологий проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_uroki_frantsuzskogo.doc | 94.5 КБ |
uroki_frantsuzskogo.ppt | 792 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по литературе в 6 классе
на тему: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Тема урока: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Дата проведения: 12.02.2019г.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний..
Технология урока: развитие критического мышления, технология проблемного обучения.
Цель урока:
- Создать условия для формирования умения анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики.
- Прояснить мотивы поведения героев рассказа, выяснить его нравственный смысл.
- Развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения.
Задачи:
1. Образовательная – научить понимать, в чем заключается нравственная проблематика рассказа;
2. Развивающая – развивать творческие способности, воображение учащихся; развивать речевую культуру учащихся;
3. Воспитательная – способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные.
- сформированность гуманистических ценностных ориентаций; сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные.
- познавательные: сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнения учебных заданий; сформированность устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя; сформированность умения строить логическое рассуждение;
- регулятивные: сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- коммуникативные: сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные: определить смысл названия рассказа; определить, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика; повторение и систематизация изученного.
Основные термины, понятия: нравственность, доброта, сострадание, душевная щедрость, бескорыстие, гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, упрямство в достижении цели, самолюбие, благородство.
Оборудование компьютер, мультимедийный проектор, презентация; портрет В. Г. Распутина, эпиграф - высказывание В. Г. Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства».
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1. Орг. момент | - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Ребята, я думаю, вы легко ответите на вопрос: без чего или без кого не может существовать школа? - Действительно, школа не может существовать без учителей и учеников. Они взаимосвязаны, необходимы друг другу. Вот и для проведения сегодняшнего урока мне необходима ваша помощь. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать в трудную минуту. Согласны? - А на урок сегодня я пришла не с пустыми руками, а с ЯБЛОКОМ. Вспоминая последнее произведение, которое мы с вами читали, о чем оно вам говорит? - Я предлагаю сделать яблоко символом нашего урока! | Учитель, ученик. Яблоко – это скрытая мечта главного героя. Он смог увидеть и попробовать их лишь в конце произведения | Коммуника-тивные: конструктивное общение |
2.Целеполагание и мотивация | -Писатель как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства».(Слайд №1) -Как вы понимаете эти слова? -Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? -Как одним словом можно назвать эти чувства? -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? -Запишите тему урока «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»(Слайд №2) -А почему уроки? Какие ассоциации у вас вызывает это слово? -Посмотрите еще раз на тему урока и подумайте, в чем нам предстоит разобраться, какие цели мы поставим на уроке? Итак, цель нашего урока – понять какие уроки нравственности несет произведение Распутина «Уроки французского». | (Несколько человек высказывают свое мнение.) -На примерах поступков героев мы учимся хорошему поведению, пониманию друг друга, воспитываем в себе положительные качества характера. -Доброты, сострадания, душевной щедрости, бескорыстия. -Нравственность. -О нравственности. -Школа, учебный предмет, знания, воспитание. -В чем состоят уроки нравственности? Кто дает эти уроки? Кому? | Личностные: формирование познаватель-ных мотивов, интереса к новому, иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах; уровень развития моральных суждений. Регулятивные умение ставить перед собой цель, выстраивать алгоритм действий |
3.Актуализация знаний. | -Кого вы считаете главным героем рассказа? Давайте вспомним, что мы знаем о мальчике. 1. Почему мальчик оказался в райцентре? (слайд №3) 2. Как он чувствует себя на новом месте? (слайд №4) 3. Почему он не убежал в деревню? (слайд №5) 4. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? (слайд №6) 5. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (слайд №7) -Нарисуйте в тетрадях таблицу из двух колонок. Первую обозначьте «мальчик». Впишите в таблицу черты характера главного героя. Зачитайте. -Я тоже наблюдала за героем. Вот что у меня получилось. Вы согласны с тем, что все эти качества присутствуют в характере мальчика. (Слайд №8). Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. (Прием «ловушки»: среди перечисленных черт характера есть несвойственные мальчику черты).- Если желаете, допишите не отмеченные вами черты характера. -Молодцы! | -Мальчика, Лидию Михайловну. (Цитатный план) 1.«Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр». 2.«Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни». 3. «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…» 4. «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.» 5. «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока». -Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, упрямство в достижении цели, самолюбие, благородство. (Дети замечают ошибки: любовь к игре, беззаботность.) | Регулятивные находить нужную информацию с помощью текста. Познаватель-ные: осуществлять поиск информации, анализировать, сравнивать, отбирать нужное Коммуника-тивные: строить понятные для собеседника высказывания |
4. Постановка учебной задачи (роль Лидии Михайловны в судьбе ребенка). 5.Построение проекта действий. (Осмысление дальнейшего содержания) 5.Реализация построенного проекта 6.Решение проблемной ситуации. Просмотр эпизода «Игра в «пристенок» 7. Первичное проговаривание во внешней речи. | -Вы сказали, что главным героем рассказа является и учительница французского Лидия Михайловна. Почему? -Когда она появляется в рассказе? После какого события? -Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику? -Подтвердите текстом. -Обозначим вторую часть таблицы «Лидия Михайловна» и постепенно заполняем ее также чертами характера. -Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников выбрала именно главного героя, а не Тишкина, например? -Как Лидия Михайловна сама объясняет причину ребенку? -Какие шаги предпринимает учительница, чтобы выполнить задуманное? -Почему попытка помочь не удается? -Сумела ли учительница найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? Давайте мы свами сейчас посмотрим как это происходило. (Показ фрагмента фильма) -Знала ли Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг - игра в «пристенок» или «замеряшки»? -Да. Азартные игры , да еще на деньги, учителя с учеником считались безнравственным поступком. За подобное поведение беспощадно увольняли учителя из школы. Она не могла этого не знать. -Почему же она решается на запрещенную игру? Может, у нее был выбор – не играть? - Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? Давайте посмотрим еще один фрагмент (Фрагмент фильма, где директор) -Может быть, все-таки согласитесь с мнением Василия Андреевича? Он же директор? -Какой художественный прием использует автор при изображении характеров Лидии Михайловны и директора школы, портретов учительницы и ученика? -Чем заканчивается история игры в «пристенок?» -Попробуйте представить, как чувствовал себя герой после отъезда Лидии Михайловны. -В начале рассказа автор говорит как раз о чувстве вины перед учителями, которую, очевидно, ученики ощущают, когда взрослеют. -Почему Лидия Михайловна снова присылает посылку мальчику? -Какую же роль в жизни мальчика сыграла Лидия Михайловна? | -Она играет немаловажную роль в судьбе мальчика. -После драки мальчика с Вадиком и Птахой. -Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице. -«Она сидела передо мной аккуратная…, запах духов, который я принимал за самое дыхание»; «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять… что я здесь делаю?» (Учащиеся в ходе урока записывают слова, обозначающие черты характера героини). -Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка. (Заполнение таблицы) -«Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя». -Она приглашает ученика к себе домой, предлагает ему ужин, отправляет посылку с макаронами. -Ученик не мог принять от Лидии Михайловны приглашение к столу и посылку из-за гордости. А Лидии Михайловне не хватило хитрости, чтобы учесть «деревенский» набор продуктов. (Заполнение таблицы). -Да. Она предложила играть на деньги в «пристенок». -Знала, что это является нарушением общепринятых моральных норм, этики отношения учителя и ученика. -Нет, не могла она не играть, потому что учительница поставила цель – помочь ученику, и добивается намеченного любыми средствами. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман. (Заполнение таблицы). -Положительно. -Нет, директор не мог понять ситуацию, ВОв ожесточила его сердце, он не стал разбираться в причине поступка Лидии Михайловны. Он выполнял свои обязанности. -Прием антитезы. - Увольнением Лидии Михайловны из школы. -Наверное, очень переживал, считал себя виноватым в судьбе учительницы. - Учительница бескорыстная, добрая, способная к самопожертвованию. (Заполнение таблицы). - Лидия Михайловна открыла ему другой мир, показала другую, новую жизнь. В её квартире даже воздух был пропитан «легкими и незнакомыми запахами другой жизни», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Теперь он узнал, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть «духовные ценности». | Регулятивные прогнозировать и оценивать поступки героев художественного произведения в соответствии с ситуацией; устанавливать последователь-ность событий в тексте. Познаватель-ные: осуществлять поиск информации. Регулятивные прогнозировать и оценивать поступки героев художествен-ного произведения в соответствии с ситуацией; классифициро-вать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, общие признаки. Познаватель-ные: находить нужную информацию с помощью текста; создавать произвольное и осознанное высказывание в устной форме. Личностные: оценка действий субъекта с точки зрения нарушения/соб-людения моральной нормы; уровень развития моральных суждений; Коммуника-тивные: понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию; умение участвовать в продуктивном диалоге, сотрудничать в совместном решении проблемы. Познаватель-ные: создавать осознанное высказывание в устной форме. |
8.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону | -Назовите черты характера Лидии Михайловны, которые вы заметили в ходе урока. -А у меня так. (Слайд № 9). Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. (Прием «ловушки»). Согласны? -Посмотрите на таблицу.(Слайд № 10). Что вы замечаете? | (Учащиеся называют, дополняют свои записи). (Учащиеся находят ошибки на экране: склонность к азартным играм, эгоизм). -У героев есть сходства в характере. (Отмечают общие черты). | Познаватель-ные: классифициро-вать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументиро-вать общие признаки. |
9.Включение в систему знаний и повторение | А теперь мы немного вернемся назад и попробуем представить, как и почему Лидия Михайловна пришла к решению помочь мальчику? А для этого я попрошу первую группу составить личный дневник Лидии Михайловны. Напишите ее от первого лица с момента, когда она узнала, что мальчик играет на деньги. А вторая группа напишет монолог директора после увольнения Лидии Михайловны (его мысли, думы, переживание, состояние). Третья группа напишет, что символизируют такие детали как яблоко, макароны, молоко…(возможны другие детали) На это я вам даю 3 минуты. -Теперь мы можем ответить на вопрос, какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице? (Слайд № 11) -Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Слайд № 12)
- Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботиться о матери. - Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.( «Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед». «Не жди пощады, не ищи заступничества». «Остолбенел от предательства»). - Он понял, что унижение оскорбляет человека. («Горько, навзрыд заплакал», «не было человека несчастнее меня». «Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся»). - Он учится преодолевать свои слабости. («Когда что – то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься»). - Можно сказать, что он приобрел опыт общения, «научился держать себя», «справился с диковатостью», начал задавать вопросы, вступать в спор. - Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты. - Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь. -Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице. | (Ученики записывают, потом зачитывают.) | Познаватель-ные: создавать осознанное высказывание в письменной форме. Регулятивные оценивать поступки героев художествен-ного произведения. Коммуника-тивные: умение аргументиро-вать свою точку зрения с помощью фактов и дополнитель-ных сведений, строить понятные для собеседника высказывания. |
10. Рефлексия | Теперь, пусть каждый из вас выберет свой - нужный ему в этот момент жизни урок. Продолжите предложения: -Я научился (-лась)… -Я понял(а)… -Я рад(а)… -Мне не понравилось… -Я хочу… -А я хочу закончить урок словами В. Г. Распутина: «Хорошего сердца и правильной души так не достает нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет». А теперь каждый себе сам поставьте оценки | Да, мы говорили о добре, самопожертвовании, о моральных, нравственных качествах человека. Моральный человек – высоконравственный Учитель. О школе, об учениках, учительнице, директоре, но в большей степени – о совестливой памяти, о благодарности учителю и вообще учителям. Распутин пишет о том, что добро бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно. Главная мысль автора - это мысль о любви к детям, готовность заслонить их собой от беды. Ибо нет большего счастья, чем творить добро. | Коммуника-тивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассни-ков. Личностные: формировать познавательную и социальную мотивацию; стремиться к самосовершен-ствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности. |
Формы контроля и оценки результатов урока: опрос.
Информация о домашнем задании. - Домашнее задание на выбор (Слайд № 13).
Написать заметку в стенгазету «Советую прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».
Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы:
- Болотин Л.Е. Уроки Валентина Распутина // http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799-uroki-valentina-rasputina
- Дворцов Е. Исповедник нравственности// http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799-uroki-valentina-rasputina
- Курбатов В. Валентин Курбатов о Валентине Распутине: люди бежали к нему, как к собственному сердцу // http:www.pravmir.ru/valenyin-kurbatov-o-valentine-rasputine-lyudi-bezhali-k-nemu-kak-k-sobstvennomu-serdtsu/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Почему мальчик оказался в райцентре? «Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр»
Как он чувствует себя на новом месте? «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни»
Почему он не убежал в деревню? «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»
Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.»
Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока»
Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. Мальчик
Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. Лидия Михайловна
Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, способность на самопожертвование, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость. Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, упрямство в достижении цели, благородство. Мальчик Лидия Михайловна
Какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице?
Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботиться о матери. - Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.( « Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед » . « Не жди пощады, не ищи заступничества » . « Остолбенел от предательства » ). - Он понял, что унижение оскорбляет человека. ( « Горько, навзрыд заплакал » , « не было человека несчастнее меня » . « Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся » ). - Он учится преодолевать свои слабости. ( « Когда что – то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься » ). - Можно сказать, что он приобрел опыт общения, « научился держать себя » , « справился с диковатостью » , начал задавать вопросы, вступать в спор. - Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты. - Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь. -Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.
-Я научился (-лась)… -Я понял(а)… -Я рад(а)… -Мне не понравилось… -Я хочу…
Написать заметку в стенгазету « Советую прочитать « Уроки французского » В.Г. Распутина » . Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....
Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...