Методическая разработка. "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Тиховская Екатерина Борисовна

Методическая разработка итогового урока по теме: "Васюткино озеро" В.П. Астафьева с применением исследовательских проектов, групповой работы.

Материал может использоваться на уроках литературы, на внеклассных мероприятиях. 5 класс. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Тайга…хлипких не любит»

по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Тип урока: интегрированный.

Виды работ: исследовательская деятельность учащихся.

Предмет: Литература, ОБЖ.

Класс: 5 (для детей с ЗПР, УМК «Школа России»)

Дата проведения: 17 апреля 2015 года.

Учитель: Тиховская Екатерина Борисовна

Цель урока: Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

Задачи урока:

  1. Коррекционно - образовательные.

- Прививать интерес к исследовательской деятельности.

- Учить умению работать с текстом и дополнительной литературой.

- Показать на конкретном примере интеграцию литературы, природоведения и ОБЖ.

2. Коррекционно - развивающие.

- Развивать творческие способности работы в группах, умение определять свою роль в группе.

- Формировать умение анализировать прочитанное, умение делать выводы.

- Совершенствовать речевые умения, развивать речевую активность.

- Развивать коммуникативную культуру учащихся.

  1. Коррекционно - воспитательные.

- Воспитывать твёрдость духа.

- Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, иметь способность к целеполаганию.

Познавательные УУД: понимать цель чтения, находить нужную информацию в контексте, излагать содержание текста (сжато).

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, слушать и слышать других.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации детей, портрет В.П. Астафьева, картина «Тайга», учебник «Литература. 5 класс».

Предварительная работа (в группах):  

Группа № 1 проводила исследование «Как можно выжить в лесу».

Группа № 2 проводила исследование «Как правильно собраться в поход».

Ход урока

  1. Оргмомент

Ребята, сегодня каждая группа поделиться знаниями, которые были получены ею в результате исследования.

Работа в группах:  Составление памятки: «Советы идущему в лес»,  «Если ты заблудился?» - слушаем, проверяем (по вариантам)

  1. Объявление темы урока

«Тайга хлипких не любит»

Проблема: Как вы понимаете это выражение? Что обозначает это слово? Почему не любит?

(Хлипкий – значит слабый. Следовательно, тайга любит сильных).

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

(Как остаться сильным в трудной ситуации. Что нужно делать, если ты заблудился. Правила поведения в лесу).

Физминутка.

III. Работа по теме.

-  Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его в    тексте. Какие законы тайги мы можем сформулировать?

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Беречь патроны.

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

7. Не терять веры в свои силы.

IV Работа в группах

- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?

Первая группа озвучивает памятку для того, кто идет в лес.

Памятка №1. Советы идущему в лес

  1. Продумай тщательно маршрут.
  2. Не забудь взять компас.
  3. Возьми спички для костра.
  4. Захвати с собой теплые вещи.
  5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

- Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

- Что помогло Васютке не заблудиться и выйти к реке? Ответы аргументировать примерами из текста (страницы текста указывает учитель).

Цитаты:

Лиственный лес обычно тянется по берегам рек.

- Трава обычно растёт возле больших водоёмов.

- Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.

- С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.

- Кровянистое небо – завтра ветер будет.

- Вызвездило – к холоду.

Выводы по результатам исследования:

Васютке помогли знания природы. Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие, она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь.

Вторая группа озвучивает памятку для того, кто заблудился в лесу.

Памятка №2. Если ты заблудился.

  1. Не паникуй, успокойся.
  2. Прекрати бесполезное движение,
  3. Осмотри место, где находишься.
  4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  5. Разожги костер, приготовь пищу.
  6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

- Посмотрим, знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы.

  1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
  2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?
  3. Что предвещает вечером смену погоды?
  4. В чем особенность эха в лесу?
  5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

  1.  Выставление оценок. Запись домашнего задания.

  1. Рефлексия.

-Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Какие трудности встретились?

- Что было интересным?

- Чему научила работа в группе?

VII. Домашнее задание

Нарисовать рисунок на одну из предложенных тем:

  1. «Что лежит в походном рюкзаке?»
  2. «Что в лесу можно есть сырым?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера".

Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера". Методическая разработка приурочена к Году защиты окружающей среды с целью привлечь вним...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")

Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".  На уроке предполагается  учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...

Методические рекомендации к уроку географии Озера Земли 6 кл

Методическая разработка урока географии в 6 классне по учебнику А.И. Алексеева "География 6 класс" УМК "Полярная звезда" "Просвещение" Данный урок является уроком открытия новых знаний. В ходе урока и...

Методическая разработка внеурочной проектно-исследовательской деятельности по экологии «Река Моген-Бурен и озеро Хиндиктиг-Холь как водная экосистема».

Актуальность этой программы связано с возрастанием в республике антропогенного пресса или пресса хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе и на реки и озера....

Методическая разработка урока по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"

Конспект урока по теме "Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева "Васюткино озеро". Самоанализ урока....

Методическая разработка. Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

В данной методической разработке урока я постаралась учесть все современные требования к уроку литературы.Буду очень рада, если кому-нибудь пригодятся мои методжические разработки....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Данная методическая разрботка урока выполнена с учетом всех современных требований к уроку литературы....