Методические рекомендации к уроку географии Озера Земли 6 кл
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Зивенко Наталья Валентиновна

Методическая разработка урока географии в 6 классне по учебнику А.И. Алексеева "География 6 класс" УМК "Полярная звезда" "Просвещение" Данный урок является уроком открытия новых знаний. В ходе урока используются различные формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах. Применяютс элементы следующих технолой: исследовательской, ИКТ,здоровьесберегающей, проблемного обучения, критческого мышления. В ходе урока реализуется деятельностный подход  в  учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок географии по теме: Озера Земли

 Цели и задачи:

Образовательные:

- организовать работу учащихся по усвоению знаний о многообразии озер Земли, происхождении озерных котловин, бессточных и сточных озерах, озерах - рекордсменах;

- продолжить работу по совершенствованию навыка работы с географической картой.

Развивающие:

 - способствовать формированию умений применять приемы выделения главного, сравнения, обобщения;

- развивать умения использовать различные  источники информации, пользоваться источниками информации о водных объектах гидросферы;

- развитие индивидуальных познавательных интересов у учащихся;

- формировать потребность приобретения знаний.

Воспитательные:

- активизация познавательной и творческой активности учащихся;

-- развивать самостоятельность учащихся через работу в группах;

- содействовать воспитанию интереса к науке географии;

-развивать экологическую культуру детей;

- способствовать расширению кругозора.

- воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине.

Здоровьесберегающие:

-обеспечивать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения

.

1.        Личностные

·        формирование способности к самообразованию;

·        развитие мышления, памяти, внимания;

·        развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;

·        развитие навыков самоконтроля;

2.        Метапредметные

Познавательные:

·        Смогут находить в учебнике необходимую  информацию,

·        Выделять главное, систематизировать и обобщать,

·        Выдвигать версии, рассуждать, делать выводы, определять понятия;

Регулятивные:

·        Организовывать свое рабочее место;

·        Определять цель и алгоритм выполнения заданий на уроке;

·        Выбирать средства достижения цели при работе в паре  и индивидуально;

·        Овладевать способами самооценки и самоконтроля выполнения действия;

Коммуникативные:

·        Излагать свое мнение;

·        Знать и применять первоначальные способы поиска информации;

·        Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;

·        Развитие навыков сотрудничества;

3.        Предметные

•        Дадут определение понятиям  озеро, озерная котловина, сточное, бессточное озеро;

•        Узнают типы озерных котловин, источники питания и виды озер;

•        Узнают, где находятся известные озера мира, нанесут их на контурную карту;

•        Научатся строить схему

Решаемая учебная задача на уроке:   какие общие признаки характерны для всех озер.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, мультимедийный проектор, технологическая карта ученика.

Тип урока урок - изучения нового материала

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

1.Организационный момент

(Данный прием позволяет создать комфортную среду обучения.Стихотворение содействует созданию в классе доверительных отношений и позитивной обстановки, дает эмоционально – позитивный настрой на совместную работу на уроке).

Здравствуйте ребята!

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что сказать гостям нам надо?

Видеть Вас мы очень рады.

Я очень хочу, чтобы Вы улыбались!

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок порадует всех.

И каждый из Вас ощутит свой успех

  2.Актуализация знаний

Ребята скажите, какую оболочку мы с вами изучаем? (гидросферу)

Какую часть гидросферы мы с вами изучаем? (воды суши)

Какую часть суши мы изучали на прошлом уроке? (реки)

 Итак, в  вашей цепочке знаний звено о реках уже имеется. Реки называют голубыми артериями Земли. А какие виды внутренних вод называют голубыми глазами планеты (или жемчужинами)?

- Ответ на этот вопрос и тему нашего урока вы сможете сформулировать сами, отгадав загадку:

                              Посреди поля лежит зеркало.

                              Стекло голубое, рама зеленая.

                              Глядятся в него молодые рябинки.

                              Цветные свои, примеряя косынки,

                              Глядятся в него молодые березки,

                              Свои перед ним поправляя прически.

                              И месяц, и звезды – все в нем отражается

                              Как это зеркало называется?

- Итак, какова же тема нашего урока?

Да, вы совершенно правы, тема нашего урока «Озера».

                                    (запись на технологической карте)

- Ребята, наш урок я предлагаю провести в необычной форме. Сегодня вы – не обычные ученики, а я – учитель. Сегодня вы - специалисты, а я - директор Научно-исследовательского института Лимнологии. (Лимнология, озероведение – наука об озерах). В нашем институте действуют 4 лаборатории, которые будут проводить различные исследования в области лимнологии.

- Каждый ученый  накануне исследования определяет цель. Ученые-лимнологи, поставьте и вы перед собой цель нашего исследования, исходя из темы урока.

Выяснить что такое озеро?

Как образуются озера?

Какие виды озер бывают?

Значение и использование озер.

Многообразие озер.

Озер на Земле очень много – около 5 млн. Воды в них  в 30 раз больше, чем в реках. Если соединить все озера мира, получиться водоем, по площади превышающей Средиземное море.

Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки.

-Тем детям, которые не видели озеро помогут его представить репродукции картин русских художников.  Кстати,  как называется картина, на которой изображен природный объект?

-Учитель. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и  представить себе озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. У меня перед глазами озеро было круглое и мелкое. А с какими словами у вас оно ассоциируется? (маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.). (Ответы детей)

Задание. Попытайтесь, сформулируйте определение понятие “озеро”. (Дети отвечают)

Учитель. Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника.стр. 115. Кто первым нашел определение?

Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Записываем определение в свой лист исследований

Учитель. Это углубление называется – озерная котловина. СЛАЙД 7

-ЧЕМ ОЗЕРО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МОРЯ и ОТ РЕКИ? ВОДОХРАНИЛИЩА? СЛАЙД 8

Озеро отличается от реки тем, что:

Вода в озере не течёт, как поток в русле у  реки.

Озеро отличается от моря тем, что: СЛАЙД 9

Не имеет связи с океаном. С морями океанами озёра соединяют только вытекающие из них реки.

 Озеро – это природный объект, а водохранилище  - искусственный, т.к. создан руками человека.

-Давайте  определим признаки озера:

1. Относится к водам суши,  не соединено с океаном ( к какой части гидросферы относятся

 (имеет связь с океаном?)

2.Природное образование  (в образовании принимает участие человек?)

На Земле более 5 млн. озер, но крупных, площадью 10тыс км  всего 22. Озера по поверхности суши размешены не равномерно. Почему в одних местах их много, а в других их нет вовсе?

Давайте определим причины образования озер:

1. Влажный климат (Атмосферные осадки)

2. Наличие котловины

3. Близость подземных вод

Продолжим наше исследование по карте и атласам. Наша задача: определить размещение озер по территории мира.

                                                    Задание №1

Используя карты атласа, статистические данные, определить размещение озер на различных материках. Результаты своих исследований фиксируем на контурных картах.

1 группа – Евразия.

2 группа – Африка.

3 группа – Северная Америка.

4 группа – Южная Америка и Австралия.

Ученые - лимнологи доложите о результатах работы  ( во время ответов у доски учитель  рассказывает, как правильно показывать озеро на карте)

Во время ответа 1 группы учитель просит определить самое большое по площади озеро Земли, т.к. оно расположено на материке Евразия.

Далее идет выяснение почему самым болшим озером является Каспийское море. (дольшое, остаток древнего океана Тетис, обитают морские организмы)

Озеро с географической точки зрения  ( нет связи с океаном)

Во время выступления  4 группы ученик с опережающим заданием представляет озеро Титикаку

- А теперь  вернемся к озерным котловинам. Как директор научно-исследовательского института я ставлю перед лабораториями задачу:

                                               Задание №2

Используя раздаточный печатный материал и текст учебника (стр.115),  вы должны выявить причину образования озерной котловины и привести примеры озер. Результаты исследований  фиксируем в таблице «Типы озерных котловин» Задание №2 в листах исследований                                 (заполнение таблицы)

Тип котловин

Причина образования

Вид сверху

Примеры

Остаточные

Остатки древних океанов

Большой площади

Каспийское

Тектонические в разломах

Опускание участков земной коры по разлому

Продолговатые, узкие

Байкал, Ньяса, Танганьика

Ледниковые

Котловина углублена древними ледниками.

Ладожское

Запрудные

Русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Сарезское.

Вулканические

Кратеры потухших вулканов

Кроноцкое, Курильское

Карстовые

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Круглые

Маленькие на картах не обозначаются

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Подковообразные

Маленькие на картах не обозначаются

(По ходу проверки выступают обучающиеся с короткими сообщениями – презентациями, видеофрагментами об указанных в таблице озерах)

- Ученые-лимнологи, доложите результаты ваших исследований.

Давайте подведем итог нашимисследованим.

Закрепление:

По  представленным на доске космоснимкамопределите каково происхождение озерных котловин.

По каким признакам вы это определили?

  • Каспийское
  • Байкал
  • Стариица

3.Физкультминутка

Учитель предлагает представить ребятам, что они находятся на берегу озера и выполнить упражнения в соответствии с рекомендациями ФГОС

Вначале нашего занятия мы определили, что озеро – это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера?

-атмосферными осадками

 -подземными водами

 -водами втекающих рек

Найдите на материке Африка озеро Чад . Как обозначены берега этого озера?

Пунктиром паказывают берега озер, которые меняют свои очертания. Озеро Чад то учеличивается, то уменьшается в размерах.

-Как вы думаете от чего это зависит?

-Когда идут дожди, становится полноводной река Шари,  озеро разливается

     Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы: сточные и бессточные.

     Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей. Давайте вспомним, что такое соленость? (Количество минеральных веществ в 1 литре воды). А в чем она выражается? (в промилле – тысячных долях числа).

     Все озера по солености можно разделить на 2 группы: пресные и соленые.

                                                            Задание №3

Дать характеристику:

1 группа – сточных озер.

2 группа – бессточных озер.

3 группа – пресных озер.

4 группа –  соленых озер.

- Как данные озера изображены на карте. Привести примеры озер.

-Найдите на карте озеро Балхаш

-Какое оно, пресное или соленое? Как это возможно? (Озеро Балхаш разделено полуостровом на две половинки, между ними есть пролив, соединяющий части озера. В западную часть впадает река Или. Вода по проливу течет из западной части в восочную. Т.о. западная часть озера становится сточной, вода в ней пресная. А в восточной части озера Балхаш вода испаряется, соли остаются и накапливаются, т.к.не одна река из озера не вытекает.

( - сообщение учащегося Мертвое море )

Задание №4

Реки несут в озера не только соли, но и частички ила, песка, глины.

-Что происходит с этим твердым материалом?

-Как изменяется глубина озера?

-Озеро мелет зарастает, образуется болото.

Давайте посмотрим, как образуются болота. (ЦОР)

Озера всегда играли большую роль в жизни человека. В наш век, когда водные ресурсы Земли истощаются, значение  пресных водоемов, сохранение их чистоты, флоры и фауны становится делом первостепенной важности. Вот поэтому, даже к самому крошечному озеру следует относиться как к ценнейшему дару природы.,

Задание №5

1группа - составить синквейн  со словом "озеро"

2 группа- определите  значение озер в природе и жизнедеятельности человека.

3 группа-  Создайте макет памятки-закладки о правилах поведения на водоёмах для учащихся нашего лицея

4 группа- используя дополнительный материал, создать рекламу озеру Маныч - Гудило, которую можно будет использовать работникам туристического агенства.

Уважаемые коллеги, подведем итог наших исследований.

Надеюсь, что вы ражзделите со мной слова, что на нашей планете Земля не должны исчезнуть голубые пятна озер. Наша задача, перед будущим поколением - донести до него и не расплескать эти природные чаши, полные бесценной живительной влаги.

4.Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

-Как этот материал может пригодиться в реальной жизни?

-Чье выступление вы считаете лучшим? Почему?

-Кого можно считать самыми активными на уроке?

--Дайте характеристику работы групп?

-Оцените своюдеятельность на уроке (используются трафареты).

5.ДЗ.П.35, сделать описание озера Байкал по типовому плану, составить кроссворд на тему Озера России, Озера Ростовской области, подготовить презентации об уникальных, необычных озерах Земли.



Предварительный просмотр:

Задания для группы №1

Задание №1

Используя печатный материал и текст учебника (стр.115),  вы должны выявить причину образования озерных  котловин озер – Байкал, Каспийского. Привести другие примеры.  Попутно заполняете таблицу «Типы озерных котловин» в листах исследований                                

Задание №2

Используя карты атласа, статистические данные, определите озера, расположенные на материке Евразия. Назовите самое большое по площади озеро Земли.

 Результаты своих исследований зафиксируйте  на контурных картах.

Название

Площадь

(км²)

Наибольшая
глубина

(в метрах)

Высота
над
уровнем
моря

(в метрах)

Материк        

1

Каспийское море

376 000

1 025

-28

2

Верхнее

82 100

406

183

3

Виктория

68 100

80

1 134

4

Гурон

60 000

229

177

5

Мичиган

57 800

281

177

6

Танганьика

32 900

1 470

773

7

Байкал

31 500

1 620

455

8

Ньяса

30 800

726

472

9

Балхаш

22 000

26

342

10

Ладожское

17 700

230

5

11

Эйр

15 000

20

-12

12

Титикака

8 300

304

3 812

Задание №3

Составьте синквейн по теме Озера Земли.

Синквейн (пятистишье) предполагает написание пяти строк по предложенной теме:

 1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),

2 строка описывает тему (2 прилагательных),

3 строка называет действия, относящиеся к теме (3глагола),

4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),

5 строка – повторение сути, “синоним” темы

1____________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________

3____________________________________________________________________________________

4__________________________________________________________________________________

5____________________________________________________________________________________

Задание для группы №2

Задание №1

Используя печатный материал и текст учебника (стр.115),  вы должны выявить причину образования озерных  котловин озер – Сарезского,  Кроноцкого.  Привести другие примеры.  Попутно заполняете таблицу «Типы озерных котловин» в листах исследований                                

Задание №2

Используя карты атласа, статистические данные, определите озера, расположенные на материке Африка. Назовите самое глубокое озеро Земли.

 Результаты своих исследований зафиксируйте  на контурных картах.

Название

Площадь

(км²)

Наибольшая
глубина

(в метрах)

Высота
над
уровнем
моря

(в метрах)

Материк        

1

Каспийское море

376 000

1 025

-28

2

Верхнее

82 100

406

183

3

Виктория

68 100

80

1 134

4

Гурон

60 000

229

177

5

Мичиган

57 800

281

177

6

Танганьика

32 900

1 470

773

7

Байкал

31 500

1 620

455

8

Ньяса

30 800

726

472

9

Балхаш

22 000

26

342

10

Ладожское

17 700

230

5

11

Эйр

15 000

20

-12

12

Титикака

8 300

304

3 812

Задание №3

1.Определите    значение озер в природе и жизнедеятельности человека

Задание для группы №3

Задание №1

Используя печатный материал и текст учебника (стр.115),  вы должны выявить причину образования озерной   котловины  Ладожского озера, карстовых озер.  Привести другие примеры.  Попутно заполняете таблицу «Типы озерных котловин» в листах исследований                                

Задание №2

Используя карты атласа, статистические данные, определите озера, расположенные на материке Северная Америка. Назовите самое высокогорное озеро Земли.

 Результаты своих исследований зафиксируйте  на контурных картах.

Название

Площадь

(км²)

Наибольшая
глубина

(в метрах)

Высота
над
уровнем
моря

(в метрах)

Материк        

1

Каспийское море

376 000

1 025

-28

2

Верхнее

82 100

406

183

3

Виктория

68 100

80

1 134

4

Гурон

60 000

229

177

5

Мичиган

57 800

281

177

6

Аральское море

51 100

55

53

7

Танганьика

32 900

1 470

773

8

Байкал

31 500

1 620

455

9

Ньяса

30 800

726

472

10

Балхаш

22 000

26

342

11

Ладожское

17 700

230

5

12

Чад

16 300

11

281

13

Эйр

15 000

20

-12

14

Титикака

8 300

304

3 812

Задание №3

Создайте макет памятки-закладки о правилах поведения на водоёмах среди учащихся нашего лицея

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Не загрязняйте водоемы и места отдыха!
Помните, что оставленная вами бумага будет лежать до полного разложения
более 2 лет
Консервные банки – более 90 лет
Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет
Стекло - более 1000 лет.

Задание для группы №4

Задание №1

Используя печатный материал и текст учебника (стр.115),  вы должны выявить причину образования озерных  котловин озер - стариц. Попутно вы заполняете таблицу «Типы озерных котловин» в листах исследований                                

Задание №2

Используя карты атласа, статистические данные, определите озера, расположенные на материках  Южная Америка , Австралия. Назовите,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.

 Результаты своих исследований зафиксируйте  на контурных картах.

Название

Площадь

(км²)

Наибольшая
глубина

(в метрах)

Высота
над
уровнем
моря

(в метрах)

Материк        

1

Каспийское море

376 000

1 025

-28

2

Верхнее

82 100

406

183

3

Виктория

68 100

80

1 134

4

Гурон

60 000

229

177

5

Мичиган

57 800

281

177

6

Аральское море

51 100

55

53

7

Танганьика

32 900

1 470

773

8

Байкал

31 500

1 620

455

9

Ньяса

30 800

726

472

10

Балхаш

22 000

26

342

11

Ладожское

17 700

230

5

12

Чад

16 300

11

281

13

Эйр

15 000

20

-12

14

Титикака

8 300

304

3 812

Задание №3

Используя дополнительный материал сделайте рекламу озера Маныч-Гудило для того, чтобы его могли использовать рабтникитурагенства.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        

Предмет: география

Класс: 6а

Тема «Озера Земли»

УМК: А.И.Алексеев. «Просвещение», «Полярная звезда», 2012г

Технологическая карта

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса

В 6 А классе обучается 20 человека – 14девочек и 6 мальчиков  По предварительным итогам, на конец I четверти % обученности  составил 100%, % качества – 82% (5 отличников,  12ударников, 3 ученика обучаются на «3» и» 4»).. Отличительной возрастной особенностью шестиклассников является усиление интереса  друг  к другу со стороны мальчиков и девочек, что учитывалось при организации работы в группах. Отношения в классе ровные, в основном бесконфликтные.  Половина обучающихся – дети с высоким  или средним уровнем способностей, высокой мотивацией, отличаются хорошей организованностью. Чтобы заинтересовать этих детей на уроке были использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, мотивирование посредством  создания ситуации успеха. Небольшая группа (5 человек) проявляет желание и возможность изучать географию на продвинутом уровне. С учетом этого в содержание урока включается, творческие, опережающие задания, анализ космоснимков..  При организации работы на уроке с этой группой учащихся учтен тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности, обладают аналитическими способностями и логическим мышлением, умеют сопоставлять и сравнивать (при формировании групп необходимо, чтобы в каждой был хотя бы один такой ребенок). В целом обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, уровня работоспособности, темпа деятельности и темперамента. По типу восприятия: 40% - визуалы, 25% -аудиалы, 20% -кинестетики, 15%  обладают смешанным типом восприятия. ). Это обусловило необходимость использовать на уроке разные каналы восприятия учебного материала, разнообразные формы и методы работы.

Цель

Создать условия для формирования представления   о многообразием озер нашей планеты, их уникальности и способах    происхождения.

Данная цель достигается  через реализацию следующих задач:

.

Задачи

Образовательных: 

- организовать работу учащихся по усвоению знаний о многообразии озер Земли, происхождении озерных котловин, бессточных и сточных озерах, озерах - рекордсменах;

- продолжить работу по совершенствованию навыка работы с географической картой.

Развивающих:

 - способствовать формированию умений применять приемы выделения главного, сравнения, обобщения;

- развивать умения использовать различные  источники информации, пользоваться источниками информации о водных объектах гидросферы;

- развитие индивидуальных познавательных интересов у учащихся;

- формировать потребность приобретения знаний.

Воспитательных:

- активизация познавательной и творческой активности учащихся;

-- развивать самостоятельность учащихся через работу в группах;

- содействовать воспитанию интереса к науке географии;

-развивать экологическую культуру детей;

- способствовать расширению кругозора.

- воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине.

Здоровьесберегающих:

-обеспечивать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения

.

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

Формируемые УУД

  1. Личностных результатов:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Личностные:

•        формирование способности к самообразованию;

•        развитие мышления, памяти, внимания;

•        развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;

•        развитие навыков самоконтроля;

 2. Метапредметных результатов:

Регулятивные:

 

           Организовывать свое рабочее место;

•        Определять цель и алгоритм выполнения заданий на уроке;

•        Выбирать средства достижения цели при работе в паре  и индивидуально;

•        Овладевать способами самооценки и самоконтроля выполнения действия;

Познавательные:

        Общеучебные:

 -  строить речевое высказывание в устной и письменной форме

-  владеть смысловым чтением

-  реализовывать исследовательскую деятельность

-  искать  информацию

- структурировать текст,  выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Логические:

- установливать  причинно-следственные связи.

- анализировать

- выделелять  причинно- следственные связи

Коммуникативные:

- участвовать  в коллективном обсуждении проблем

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

           - осуществлять взаимный  контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь.

3. Предметных результатов:

овладение основами  картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения, определение  на карте местоположение географических объектов, использования и презентации географической информации

создание основы для формирования  экологической культуры обучающихся, интереса к  региональному компоненту  и  изучению географии как предмету в целом.

Ценностный компонент урока:

 раскрыть значение озер как источников пресной воды на Земле; показать необходимость их охраны; выявить уникальность озер Байкал, Ладожского, Маныч Гудило.

Классификация урока

Данный урок является уроком№9 в теме Гидросфера, №4 в разделе «Воды суши»

Тип урока

«урок открытия новых знаний».

Основные понятия

Озеро, озерная котловина, лимнология, сточные, бессточные озера, соленые, пресные.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Презентация к уроку, учебники, атласы, контурные карты, журналы-исследований,  задания для групп,

бумажные капельки, опережающие задания, трафареты с надписями лабораторий. Интерактивная доска, проектор,

 физические карты полушарий, России,

Плакаты, фломастеры, маркеры

Основной вид деятельности учителя:

тьютор

формы организации учебной деятельности

(Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействие обучающихся. С этой целью использованы различные формы организации учебной деятельности)

- коллективная;

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная,

Структура урока

ЭТАП УРОКА

УУД

1

Организационный

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу (л)

2

Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

выделение необходимой информации (Познават)

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков (П)

3

Мотивационно-целевой

Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

целеполагание (Регулят)

4

. «Открытие» учащимися новых знаний

Общая цель:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала

- содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

- обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков (Познават) умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее представление (П) анализ деятельности

-осознание  и фиксирование результатов на контурных картах, развитие картографической грамотности (П),

- осуществление пошагового контроля по результату под тьюторством учителя

- продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками (К)

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом(к)

образного мышления (Регулят) коррекция (Р)

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде(л)

6.

Включение новых знаний в систему знаний

Цель.

обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования (л) осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях(л)

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране (л)

умение организовывать свою деятельность (регулят)

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию (Познават).

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом(К)

7.

. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Подведение итогов урока

рефлексия способов и условий действия (Познават)

-самооценка на основе критерия успешности (Л)

-умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий и вносить соответствующие коррективы.

.

Этапы урока были логично связаны друг с другом.

Урок имел региональную и экологическую направленность.

Педагогическая деятельность была построена  на методах:

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация  презентации, ЦОР, видеофрагмента об озере Байкал);

- практические (работа с картой, работа с текстом учебника, статистическими данными, дополнительной информацией)

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

по принципу распределения знаний:

- восприятие нового материала;

по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).

 методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные

- социальные (работа в группах).

технологии

исследовательская,

 обучение в сотрудничестве,

информационно-коммуникативная,

 здоровьесберегающая,

элементы технологии критического мышления, проблемного обучения.

.

Визуализация хода образовательного процесса происходила при помощи использования мультимедиапрезентации , видеофрагмента о Байкале, ЦОР «Образование болот» кластера, отображение результатов групповой работы на ватманах. Мотивация участников образовательного процесса происходила за счет активного, энергичного общения всех участников процесса (учителя - с учениками, учеников - между собой), вовлечения каждого из учеников в экспериментальную исследовательскую деятельность.

Мониторинг деятельности участников образовательного процесса проводился на каждом этапе урока, для этого использовались различные виды заданий: повышенной сложности, творческие, картографические, опережающие и др.

Организация групповой работы, формирование команд, способствовали  созданию рабочей атмосферы и позитивного настроя, установление контакта внутри групп. Формулированию разностороннего подхода к  теме. Активизации познавательной деятельности

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Включение в урок репродукций картин, стихотворения М. об озере Байкал,  обеспечивало реализацию духовно-нравственного развития личности, приобщение к литературным и художественным  ценностям. Работа по изучению новой темы обеспечивала деятельностный подход: учащиеся создавали «учебный продукт» по группам –   составляли схему озер по сточности,  синквейн, определяли значение озер, составляли памятку – закладку, рекламу для туристического агентства озера Маныч Гудило. Смена видов деятельности, организация работы по лабораториям , физкультминутка, двигательная активность в группах обеспечивали элемент здоровье сберегающих технологий обучения.

Учащиеся с первых минут, благодаря позитивному настрою,  очень активно включились в деятельность. Рабочие листы к уроку помогли сэкономить время и создать логическую опору нового материала.

Многие из них не только выдвигали гипотезы, но и аргументировали свое мнение, выражая свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Динамическая пауза позволила детям расслабиться.

Ожидаемые/полученные результаты урока

Результаты обучения: владение обучающимися знаний по теме «Озера Земли»,  умение ставить перед собой цели, определять пути достижения поставленных целей и решения учебных задач.

Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, прислушиваться к мнению других участников, самовыражаться, уверенность в своих силах. Осознавать экологические проблемы, определять региональный компонент.

Результаты развития: развитие творческого потенциала, повышение уровня креативности, эмоциональный рост обучающихся, развитие логического, аналитического и абстрактного мышления.

Обоснование целесообразности использования  технологии

Использование указанных выше технологий, способствовало активизации всех участников образовательного процесса и мотивации  их на выполнение успешной учебной деятельности, что  позволило эффективно решить все поставленные задачи и выполнить цели урока. Работа в группах развивала коммуникативные компетенции обучающихся,   умение самовыражаться. Для работы над темой применялся  метод  составления схем в ходе которого формируется понятие сточных и бессточных озер, определяется взаимосвязь с соленостью , в ходе чего  происходит активация как левополушарных компонентов мышления, так и стимуляция образного мышления. Предложенные задания на уроке  соответствуют возрастным особенностям обучающихся 6класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.

Разнообразные методы обучения, применяемые на уроке  обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету «География», развитию их ключевых компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Повышение интереса к изучаемой теме, и как следствие ко всему предмету, говорит об эффективности используемых на уроке технологий. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, в полной мере отвечает принципам ФГОС.

Я считаю, что поставленные задачи выполнены и цель урока достигнута ( в полной мере, не в полной).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии "Планета Земля" 5 класс

Конспект урока географии "Планета Земля" к учебнику издательства "Мнемозина"...

Учебная экологическая тропа. (Методические рекомендации для учителей географии, экологии)

Рекомендации по созданию учебной экологической тропы  разработаны с целью привлечения обучающихся к исследовательской деятельности по изучению  и сохранению природы родного края. Автор реком...

Урок географии "Рельеф Земли" 7 класс

Сведения об автореПьянкова Светлана Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии  МБСКОУ школы-интерната № 4 Предмет, класс География, 7 кл...

Методические рекомендации проведения уроков географии в 9 классе по теме "Центральный экономический район"

В рекомендациях для проведения уроков географии в 9 классе отражены основные этапы изучения экономического района....

Методическая разработка интегрированного урока «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии, в рамках темы "Глобальные проблемы человечества". основным элементом структуры и содержания урока является документальный фильм....

Методические рекомендации для учителей географии, экологии, руководителей кружков по краеведению к проведению практической работы по теме: « Вода».

Практическая работа по изучению физических свойств воды на уроках природоведения, экологии,  на занятиях кружка   при изучении темы «Вода»....

Методические рекомендации для учителей географии, экологии, руководителей кружков по краеведению к проведению практической работы по теме: « Вода».

Практическая работа по изучению физических свойств воды на уроках природоведения, экологии,  на занятиях кружка   при изучении темы «Вода»....