адаптированная рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»
Рассмотрено: на заседании МО учителей общественно-гуманитарного цикла протокол № _1_ от «_29_»__августа___2019 г. руководитель _____________Л.Ю. Фроленкова | Согласовано: зам. директора по УВР ___________А.В. Герасимова «_29__»__августа___2019 г. | Утверждаю: директора школы ______________Л.П. Аширова пр. № ____ от _30___»_августа__2019 г. |
Адаптированная
рабочая программа по литературному чтению
для учащегося 8 класса с умственной отсталостью (легкая степень)
Моргачева Никиты
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель:
Фроленкова Людмила Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
квалификационная категория: первая
п. Таежный, 2018 г.
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа по учебного предмету «Литературатурное чтение» для 8 класса разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. № 1089 (с изменениями и дополнениями)
- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития МБОУСОШ п. Таежный, утвержденной приказом по школе от 31.08.2018 г. № 381 (с изменениями)
- программы по чтению и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под.редакцией В.В.Воронковой (изд.центр ВЛАДОС, 2011 г.)
1.2 Для реализации программного содержания используются следующие пособия:
Для обучающихся: Чтение. Учебник. 8 класс (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор-составитель З.Ф. Малышева Москва «Просвещение», 2017 г.)
Учитель использует:
- Чтение. Учебник. 8 класс (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор-составитель З.Ф. Малышева Москва «Просвещение», 2017 г.)
- М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.
- Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.
- Е.В.Комиссарова, Б.И.Турьянская. Рабочая тетрадь по литературе. 5 класс. – М., «Русское слово», 1997.
- Г.С.Меркин. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – М., РОСТ, Скрин, 1996.
- Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.
- Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.
- Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.
- Место предметам в учебном плане
В учебном плане МБОУСОШ п. Таежный на 2018-2019 учебный год на изучение предмета «Литературатурное чтение» в 8 классе для обучающегося с ОВЗ отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в 8 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны - овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно- следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Учащиеся учатся:
- задавать свои вопросы по тексту одноклассникам;
- анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану);
- комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).
Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории и географии.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:
1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;
2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;
3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;
4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.
3. Содержание учебного предмета
Устное народное творчество (9 часов). Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысть произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.
Произведения русских писателей XIX века (41 час). Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определелять главную мысть и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.
Произведения русских писателей первой половины XX века (22 часа). Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX века. Знать основные события жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Познакомиться с небольшими статьями о жизни А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого, определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.
Произведения русских писателей второй половины XX века (20 часов). Познакомиться с краткими статьями о жизни К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова, определить основные темы их творчества. Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.
Уроки внеклассного чтения (7 часов). Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).
4. Учебно-тематический план. 8 класс.
№ | Название раздела, темы. | Количество часов. |
1 | Устное народное творчество. | 9 |
2 | Произведения русских писателей XIX века. | 41 |
2.1 | Творчество А.С.Пушкина. | 12 |
2.2 | Творчество М.Ю.Лермонтова. | 8 |
2.3 | Басни И.А.Крылова. | 4 |
2.4 | Творчество Н.А.Некрасова. | 5 |
2.5 | Поэзия И.С.Никитина. | 2 |
2.6 | Повесть И.С.Тургенева «Муму». | 7 |
2.7 | Рассказ Л.Н.Толстого «После бала». | 3 |
3 | Произведения русских писателей 1-й половины XX в. | 22 |
3.1 | Творчество А.П.Чехова. | 2 |
3.2 | Повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант». | 9 |
3.3 | Творчество М.Горького. | 2 |
3.4 | Поэзия С.Есенина. | 3 |
3.5 | Сказка А.Платонова «Разноцветная бабочка». | 2 |
3.6 | Рассказ А.Н.Толстого «Русский характер». | 3 |
3.4 | Стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка». | 1 |
4 | Произведения русских писателей 2-й половины XX в. | 20 |
4.1 | К.Г.Паустовский «Телеграмма». | 2 |
4.2 | Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго». | 5 |
4.3 | Л.Кассиль «Пекины бутсы». | 2 |
4.4 | А.Т.Твардовский. Главы из поэмы «Василий Тёркин». | 2 |
4.5 | В.Шукшин «Гринька Малюгин». | 2 |
4.6 | В.П.Астафьев. Главы из повести «Последний поклон». | 2 |
4.7 | Р.П.Погодин. Рассказ «Алфред». | 4 |
4.8 | А.А.Сурков. «Родина». | 1 |
5 | Уроки внеклассного чтения. | 10 |
Итого | 102 |
Список тем уроков внеклассного чтения
8-й класс:
1. Баллада В.Жуковского «Светлана».
2. Повесть А.С.Пушкина «Метель».
3. Отрывки из «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко.
4. Стихи русских поэтов о зиме.
5. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
6. Б.Полевой. Главы из «Повести о настоящем человеке».
7. Рассказы В.Шукшина «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».
5. Критерии оценивания
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знаомство с теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение пересказывать и частично анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
Критерии оценки устного ответа по литературе
Оценка "OТЛИЧНО" ставится за полный, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и частично самостоятельных выводов;
Частичный анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение частично анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть
недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке
выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются
отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в
основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от
последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет
полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания;
есть затруднения в чтении наизусть.
Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и
неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют
необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и
выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.
Оценка сочинений
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений в 9-м классе -1,5-2 страницы.
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития и почерка.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое
оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за
соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь)
считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
-правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
-разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником
ошибок
Оценка сочинений и изложений.
оценка | Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная и 1 грамматические ошибки. | |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от | Допускается: 2 орфографические, или 2 | |
темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. | ||
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. | |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. | |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных, и 7 грамматических ошибок. |
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 85 – 100 %;
«4» - 60-85 %;
«3» - 30-59 %;
«2»- менее 29 %.
6. Коррекционная работа
Ввиду психологических особенностей учащегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость), с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Элементы содержания. Словарь | Корректировка | ||||||||
1 четверть | |||||||||||||
Устное народное творчество | |||||||||||||
1 | 3.09 | Сказки-коллективное творчество народа. Особенности жанра. Тематика сказок. Нравственные ценности, утверждение народной мудрости | Историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы Сказка | ||||||||||
2 | 4.09 | Сказка «Волшебное кольцо» | Сюжет. Главные герои. Брань | ||||||||||
3 | 5.09 | Сказка «Волшебное кольцо» | Основная идея сказки, особенности композиции. | ||||||||||
4 | 10.09 | Пословицы и поговорки-малый жанр устного народного творчества | Различная тематика пословиц. Пословицы о Родине, о труде, о матери. Пословица. | ||||||||||
5 | 11.09 | Баллады – стихотворные рассказы. | Жанровые особенности баллады. Баллада Стивенсона. Английские баллады. Баллада | ||||||||||
6 | 12.09 | В.А.Жуковский «Перчатка». Внеклассное чтение. Баллада В.Жуковского «Светлана». | Сюжет баллады. Поведение главного героя. Рукоплескание | ||||||||||
7 | 17.09 | И.Суриков «Нашла коса на камень» | Главные герои баллады. Описание иллюстрации. Чтение по ролям. | ||||||||||
8 | 18.09 | Былины - особый жанр древнерусских песен. | Жанровые особенности былин. Как возникли былины. Тематика былин. Былина | ||||||||||
9 | 19.09 | «Садко» | Характер главного героя. Садко и Новгород. Чтение былины вслух(отрывок). Гусли. Почестен пир. | ||||||||||
Произведения русских писателей XIX века | |||||||||||||
10 | 24.09 | А.С.Пушкин. Биография. | Основные вехи жизни. | ||||||||||
11 | 25.09 | М.Я.Басина «Публичное испытание» | Экзамен в Лицее. Слова Жуковского о Пушкине. Конторки Почили Сень Вотще | ||||||||||
12 | 26.09 | И.И.Пущин «Записки о Пушкине» | Воспоминания друга детства Пушкина. Встреча в Михайловском. | ||||||||||
13 | 1.10 | А.С.Пушкин «Памятник» | Выразительное чтение стихотворения. Предсказание Пушкина о славе. Тунгус | ||||||||||
14 | 2.10 | А.С.Пушкин « Во глубине сибирских руд». | Восстание декабристов. Послание Пушкина в Сибирь. Чтение наизусть. Декабрист | ||||||||||
15 | 3.10 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» | Особенности композиции стихотворения. Красота природы. Чтение отрывка наизусть. Негой Аврора Вечор | ||||||||||
16 | 8.10 | А.С.Пушкин «И.И.Пущину», | Послание другу в Сибирь. История декабриста Пущина. | ||||||||||
17 | 9.10 | А.С.Пушкин «Узник.» | Кишиневская ссылка поэта. История создания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. | ||||||||||
18 | 10.10 | А.С.Пушкин «Няне» «На холмах Грузии» | История жизни Арины Родионовны. Няня Красоты природы Кавказа. Арагва | ||||||||||
19 | 15.10 | А.С.Пушкин «Сожженное письмо» «Я Вас любил». | Любовная лирика Пушкина. Чтение вслух. | ||||||||||
20 | 16.10 | А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике Балде». | Чтение сказки. Сюжет. Вареная полба | ||||||||||
21 | 17.10 | А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике Балде». | Главный герой. Описание иллюстраций. | ||||||||||
22 | 22.10 | М.Ю.Лермонтов. Биография. «Смерть поэта». | Биография поэта.История создания стихотворения. | ||||||||||
23 | 23.10 | М.Ю. Лермонтов «Родина». | Любовь к Родине. Чтение отрывка наизусть. Жнива | ||||||||||
24 | 24.10 | М.Ю. Лермонтов «Парус», «Сосна». | Особенности лирики Лермонтова. Чтение наизусть. | ||||||||||
2 четверть | |||||||||||||
25 | 5.11 | М.Ю. Лермонтов «Сосна». | Чтение вслух с соблюдением интонации и настроения. | ||||||||||
26 | 6.11 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Чтение 1-го отрывка. Главный герой «Песни…» | ||||||||||
27 | 7.11 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Чтение 2-го отрывка. Что такое опричнина. Обычаи времен Ивана Грозного. Поступок Кирибеевича. | ||||||||||
28 | 12.11 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Чтение 3-го отрывка. Композиция произведения. Связь «Песни…» с устным народным творчеством. Выразительное чтение. | ||||||||||
29 | 13.11 | И. А. Крылов. Биографический очерк | Биография поэта. Крылатые выражения. Басня псарня | ||||||||||
30 | 14.11 | И. А. Крылов «Волк на псарне» | История создания басни. Описание иллюстрации. Выразительное чтение басни. Овчарня хлев расчесться | ||||||||||
31 | 19.11 | И. А. Крылов «Осел и Соловей» | Чтение басни. Поведение главных героев. Чтение наизусть подлинно | ||||||||||
32 | 20.11 | И. А. Крылов «Муха и Пчела» | Кого имел в виду Крылов. Мораль басни. Спесиво захирела райское житьё | ||||||||||
33 | 21.11 | Н. А. Некрасов- народный поэт. Биография. | Биография поэта. Поэт бурлаки | ||||||||||
34 | 26.11 | Н. А. Некрасов «Размышление у парадного подъезда» | Чтение отрывка. Судьба народа. Обитель палаты почил | ||||||||||
35 | 27.11 | Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская» | Тяжелая доля русской крестьянки. Страда косуля | ||||||||||
36 | 28.11 | Н. А. Некрасов «Мороз, красный нос» | Характеристика русской женщины по плану. Селенья копна утеха | ||||||||||
37 | 3.12 | Н. А. Некрасов «Русские женщины» | Декабристы. Жены декабристов. Выразительное чтение отрывка. Изгнанье каторга бремя | ||||||||||
38 | 4.12 | Внеурочная деятельность. Внеклассное чтение. Повесть А.С.Пушкина «Метель». | Чтение вслух стихотворений Рубцова. | ||||||||||
39 | 4.12 | И. С. Никитин. Биография | Биография поэта. торговец | ||||||||||
40 | 5.12 | И. С. Никитин «Русь» | Выразительные средства при описании родной земли. Шатер нива | ||||||||||
41 | 10.12 | И. С. Никитин «Утро на берегу озера» Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о зиме. | Описание летнего утра. Чувства автора. Окаймленное ракита осока | ||||||||||
42 | 11.12 | И. С. Тургенев. Биография. Эпоха крепостного права. | Биография поэта. крепостное право | ||||||||||
43 | 12.12 | И. С. Тургенев «Муму» | Чтение 1-й части. Место события. Главный герой. | ||||||||||
44 | 17.12 | И. С. Тургенев «Муму» | Чтение 2-й части.. Армяк тщедушна охотный ряд половой | ||||||||||
45 | 18.12 | И. С. Тургенев «Муму» | Чтение 3-й части. Поведение барыни. Крепостная зависимость крестьян | ||||||||||
46 | 19.12 | И. С. Тургенев «Муму» | Чтение 4-й части. Действия и чувства Герасима. | ||||||||||
47 | 24.12 | И. С. Тургенев «Муму» | Чтение 5-й части. Бессилие Герасима перед произволом барыни. | ||||||||||
48 | 25.12 | И. С. Тургенев «Муму» | Чтение 6-го и 7-го отрывков. | ||||||||||
49 | 26.12 | Обобщающий урок по творчеству И. С. Тургенева | Чтение 8-го отрывка. План рассказа. Пересказ по плану. | ||||||||||
3 четверть | |||||||||||||
50 | 9.01 | Л. Н. Толстой. Биография. | Детство писателя, Ясная поляна. Основные произведения. | ||||||||||
51 | 14.01 | Л. Н. Толстой «После бала» | Чтение рассказа. Чувства рассказчика. | ||||||||||
Произведения русских писателей 1-й половины XX века. | |||||||||||||
52 | 15.01 | А. П. Чехов .Биография. Внеклассное чтение. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». | Биография писателя. | ||||||||||
53 | 16.01 | А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» | Юмор. Сатира. Чтение по ролям. Описание иллюстрации. | ||||||||||
54 | 21.01 | В. Г. Короленко. Биография. | Биография писателя. | ||||||||||
55 | 22.01 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант» | Чтение 1-го и 2-го отрывков. Знакомство Петрика и девочки. Характеристика детей. | ||||||||||
56 | 23.01 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант» | Чтение 3 и 4 отрывков. Чтение по ролям. Отношение читателя к девочке. | ||||||||||
57 | 28.01 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант» | Чтение 5 и 6 отрывков. Дружба детей. Что такое дружба. | ||||||||||
58 | 29.01 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант» | Чтение 7 и 8 отрывков. Мечты о будущем. | ||||||||||
59 | 30.01 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант» | Чтение 9 и 10 отрывков. Объяснение Петра и Эвелины. | ||||||||||
60 | 4.02 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант» | Дальнейшая жизнь музыканта. | ||||||||||
61 | 5.02 | А. М. Горький. Биография | Биография писателя. | ||||||||||
62 | 6.02 | А. М. Горький «Макар Чудра» | Чтение рассказа. | ||||||||||
63 | 11.02 | А. М. Горький «Макар Чудра» | Главные герои. Описание иллюстрации. Пересказ рассказа по плану. | ||||||||||
64 | 12.02 | С. А. Есенин. Биография. | Биография поэта. | ||||||||||
65 | 13.02 | С. А. Есенин «Спит ковыль» | Любовь к Родине, родные места поэта. | ||||||||||
66 | 18.02 | С. А. Есенин «Пороша» | Музыкальность лирики Есенина. Чтение наизусть. | ||||||||||
67 | 19.02 | С. А. Есенин «Отговорила роща золотая» | Выразительное чтение стихотворения. Песни на стихи Есенина. | ||||||||||
68 | 20.02 | А. П. Платонов. Биография | Биография писателя. | ||||||||||
69 | 25.02 | А. П. Платонов «Разноцветная бабочка | Материнская любовь. Реальная жизнь в сказке. | ||||||||||
70 | 26.02 | А. Н. Толстой. Биография. | Биография писателя. | ||||||||||
71 | 27.02 | А. Н. Толстой «Русский характер» | Чтение 1 и 2 отрывков. Описание героя. Составление плана. Пересказ по плану. | ||||||||||
72 | 3.03 | А. Н. Толстой «Русский характер» | Описание иллюстрации. Пересказ отрывка. | ||||||||||
73 | 4.03 | Н. А. Заболоцкий. Биография | Биография поэта. | ||||||||||
74 | 5.03 | Н. А. Заболоцкий «Некрасивая девочка» | Рассуждения о внешности. Внешняя и внутренняя красота. | ||||||||||
Произведения русских писателей 2-й половины XX века. | |||||||||||||
75 | 10.03 | К. Г. Паустовский. Биография. | Биография писателя | ||||||||||
76 | 11.03 | К. Г. Паустовский «Телеграмма» | Чтение 1 отрывка. Что такое одиночество. Чтение отрывка наизусть. | ||||||||||
77 | 12.03 | К. Г. Паустовский «Телеграмма» | Чувства матери и чувства дочери. Главная мысль рассказа. | ||||||||||
78 | 17.03 | Внеклассное чтение | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». | ||||||||||
79 | 18.03 | Р. И. Фраерман. Биография | Биография писателя. реальное училище | ||||||||||
80 | 19.03 | Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» 1 часть «Письмо» | Чтение и пересказ отрывка Жажда расшвыряла | ||||||||||
4 четверть | |||||||||||||
81 | 31.03 | 2 Часть «Первое сентября в школе» | Озаглавливание и пересказ отрывка Шалуны снисходительно | ||||||||||
82 | 1.04 | 3 часть «Празднование Нового года» | Чтение и пересказ отрывка с укоризной ополоумели | ||||||||||
83 | 2.04 | 4 часть «Буран. Поведение Тани во время бурана» | Описание бурана. Составление плана. Пересказ отрывка. | ||||||||||
84 | 7.04 | 5 часть «Прощание Тани с Филькой» | Пересказ всего рассказа. Основная мысль. | ||||||||||
85 | 8.04 | «Прощание Тани с Филькой» | Тест по содержанию рассказа. | ||||||||||
86 | 9.04 | Л. А. Кассиль. Биография | Биография поэта. | ||||||||||
87 | 14.04 | Л. А. Кассиль «Пекины бутсы» 1 часть. Описание внешности Пеки. | Описание внешности героя. Пересказ отрывка. Корреспондент Турция оптимист | ||||||||||
88 | 15.04 | 2 часть. Попытки Пеки избавиться от своих бутс. | Действия героя. Пересказ отрывка. Бутсы заграничные багаж вездеступы | ||||||||||
89 | 16.04 | 3 часть. Несчастье, произошедшее с пароходом. Характеристика Пеки | Смешные эпизоды. Характеристика героя по плану. | ||||||||||
90 | 21.04 | Внеклассное чтение. Проверка техники чтения. | К. М. Симонов. стихотворения. | ||||||||||
91 | 22.04 | А. Т. Твардовский. Биография. | Биография поэта Кузница крестьянин редактор | ||||||||||
92 | 23.04 | А. Т. Твардовский «Василий Теркин». «Гармонь» | Выразительное чтение главы. Рота взвод прифронтовая дорога кисет | ||||||||||
93 | 28.04 | А. Т. Твардовский «Кто стрелял?» | Черты характера героя. Выразительное чтение главы трехлинейная винтовка ничком броня | ||||||||||
94 | 29.04 | А. Т. Твардовский «В наступлении» | Составление характеристики героя с помощью указанных эпитетов. вир | ||||||||||
95 | 30.04 | В. Шукшин. Биография. Внеклассное чтение. Рассказы В.Шукшина «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода». | Биография. Известные произведения и фильмы. Режиссер драматург | ||||||||||
97 | 6.05 | В. Шукшин «Гринька Малюгин» | Чтение 1 отрывка. Характер главного героя. Совхоз цистерна контора | ||||||||||
98 | 7.05 | В. Шукшин «Гринька Малюгин» | 2 отрывок. Внешняя и внутренняя красота человека. Чтение 3 отрывка. Пересказ рассказа по плану. | ||||||||||
99 | 12.05 | В. П. Астафьев. Биография. «Далекая и близкая сказка» | Биография писателя. Задворки втиснулся заулок завозни Чтение отрывка. Составление плана и пересказ по плану. | ||||||||||
100 | 13.05 | Р. П. Погодин. Биография. | две линии фронта лесоруб | ||||||||||
101 | 14.05 | Р. П. Погодин «Альфред» | Герои произведения. в кавалерии босяк голоштанник | ||||||||||
102 | 19.05 | А. А Сурков «Родина» | Родина в стихотворении Суркова суглинистая монгольская орда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению . 7 класс. VIII вид.
Адаптированная программа по литературному чтению для учащихся 7 класса, обучающихся по коррекционно-развивающей программе VIII вида (легкая умственная отсталость). Программа составлена на 2014-2015 уч...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программапо предмету «Чтение»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 9 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 9 класса...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 6 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся с ОВЗ 6 класс...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 7 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся с ОВЗ 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 8 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся с ОВЗ 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 9 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся с ОВЗ 9 класс...