Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс)

Ирина Георгиевна Татевосян

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куйбышевский район, с. Куйбышево                                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени  Маршала Советского Союза А.А.Гречко

Рассмотрена и рекомендована к утверждению  педагогическим советом от 30.08.2019, протокол №1                      

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Приказ от31.08.2019 №_____ОД

Подпись ____________

                                                                                                                                                                                                                                        М.П.

                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2019-2020 учебный год

по  литературе

Уровень общего образования (класс)

основное  общее     образование      9В  класс

Количество часов: 96

Учитель: Татевосян Ирина Георгиевна

Программа разработана на основе: программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы  Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 2014 год

 

 

Рассмотрена на заседании методического объединения 31.08.2019, протокол №1

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литература» является  усвоение содержания учебного предмета «Литература» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования и основной образовательной программой  основного общего образования    образовательной организации. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

        Программа рассчитана на  452 часа  со следующим распределением часов по  классам:

5 класс – 105 часов (3 часа в неделю),

6 класс - 105 часов (3 часа в неделю),

7 класс – 70 часов (2 часа в неделю),

8 класс - 70 часов (2 часа в неделю),

9 класс–102 часа (3 часа в неделю).

        Главными задачами реализации учебного предмета «Литература» являются:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
  • развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
  • повысить индивидуальную активность;
  • повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;
  • расширить кругозор школьников.

        Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329:

1.Литература: учебник для 5 класса общеобр. учреждений: в 2 ч./авт.-сост. Меркин Г.С.- 2 изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013.

1.Планируемые результаты изучения курса.

        Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература»

         Какие умения нужно сформировать:

       – читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня:

1) «Слово о полку Игореве».

2) «Божественная комедия» Данте Алигьери (фрагменты). Трагедия У. Шекспира. «Гамлет».

3) Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».

4) Стихотворения М.В. Ломоносова (в том числе «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)

5) Стихотворения Г.Р. Державина (в том числе «Бог», «Памятник», «Властителям и судиям»).

6) Трагедия И.В. Гете «Фауст» (фрагменты). Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

7) Поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты). Произведения В.А. Жуковского: стихотворения (в том числе «Море», «Невыразимое»); баллады (в том числе, «Светлана»).

8) Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

9) Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «…Вновь я посетил…», «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вольность», «Деревня», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IX «И путник усталый на Бога роптал…»), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Поэту», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Свободы сеятель пустынный…», «Стансы» («В надежде славы и добра…»), «Туча», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Эхо», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»); поэма «Медный всадник»; трагедия «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии»; роман в стихах «Евгений Онегин».

10) Произведения М.Ю. Лермонтова: стихотворения (в том числе «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Монолог», «Молитва» («Я, Матерь Божия…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Нищий», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…»); роман «Герой нашего времени».

12) Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»

– систематизировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения (ведение читательского дневника, краткие рецензии на прочитанное);

– выразительно читать наизусть не менее 12 поэтических произведений писателей XVIII в. – первой половины XIX в. (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу;

– выявлять тематику и проблематику произведения, раскрывать его идейный смысл с использованием различных приемов анализа и интерпретации художественного текста;

– характеризовать героя художественного произведения, его внешность и внутренние качества, поступки и их мотивы, отношения с другими персонажами, роль персонажа в системе образов, в сюжете и развитии конфликта произведения;

– указывать важнейшие средства создания образа героя, сопоставлять персонажей одного произведения и разных произведений по сходству или контрасту;

– характеризовать образ лирического героя, выявляя его черты, характерные для творчества конкретного поэта;

– объяснять особенности сюжета, композиции, конфликта, системы персонажей, элементов текста, предметной изобразительности, роль пейзажа и интерьера, художественной детали, средств художественной выразительности; комментировать авторский выбор слова; особенности авторского стиля;

– определять род и жанр литературного произведения, его жанровые признаки на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы;

– оперировать историко-литературными категориями (древнерусская словесность, европейская литература Средневековья, эпохи Возрождения, европейская литература эпохи Просвещения, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм);

– рассматривать конкретное произведение в рамках единого историко-литературного процесса;

– определять и учитывать при анализе произведения его принадлежность к определенному литературному направлению;

– включать в рассуждение о произведении отзывы критиков и читателей-современников, творческий диалог художников;

– владеть теоретико-литературными понятиями и использовать их как инструмент для оформления своих критических, аналитических, интерпретационных высказываний;

– уметь критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении;

– выявлять в художественном произведении и различать позиции героев, повествователей, воспринимать литературное произведение как художественное высказывание автора;

– выявлять авторскую позицию и способы ее выражения, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии (осмысливать авторскую позицию в ее целостном выражении и в конкретных формах донесения ее до читателя: авторские отступления, ремарки, герои-резонеры, авторский курсив);

– характеризовать авторский пафос; уметь давать собственную интерпретацию произведению с учетом авторской позиции и неоднозначности художественных смыслов;

– сравнивать произведения и их фрагменты, сопоставлять образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы и проблемы, жанры, стили, приемы, микроэлементы текста (с выявлением общего и различного, аргументацией выводов);

– соотносить интерпретации произведений художественной литературы в других видах искусства с литературным первоисточником и давать им обоснованную оценку;

– владеть различными видами комментария к художественному тексту (историко-литературный, лексический, историко-культурный, историко-бытовой); а также собирать материал и делать сообщения о жизни и творчестве писателя;

– формулировать тезисы на основе собственного и чужого текста; использовать различные приемы моделирования и систематизации учебного материала в процессе обучения (составление разного типа планов; таблиц, схем); писать аннотацию к прочитанной книге;

– выполнять коллективные и индивидуальные проекты и исследования;

– уметь ставить проблему, собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать) информацию, необходимую для написания учебной, исследовательской работы и (или) создания проекта на заданную или самостоятельно определенную тему;

– использовать в процессе анализа произведений необходимую литературоведческую литературу, ссылаясь на источники;

– писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно произведение или несколько произведений одного писателя, произведения разных писателей), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 250 слов); писать рецензии; редактировать собственные и чужие тексты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

2.Содержание программы

№п/п

Наименование разделов учебной программы

Основные  виды учебной деятельности.

Формы организации учебных занятий

1

Вводный урок

Конспектирование материала лекции, ответы на вопросы учителя по ранее изученному материалу

Умение строить связный ответ, работать со статьёй учебника, составлять план статьи

2

Роды и жанры литературных произведений

Составление таблицы

3

Древнерусская литература

Работа с текстом, ответы на вопросы учителя, работа по иллюстрациям, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ ,характеристика героев

Ответы на вопросы, выразительное чтение ,характеристика героев; оценка материала, изложенного учащимися

4

Литература XVIII века

составление таблицы, работа по учебнику Выступления учащихся с сообщениями, работа со словарём

ответы на вопросы, чтение и анализ стихотворений, чтение наизусть Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий, логически рассуждать

5

Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX  века

Выступления учащихся с сообщениями, работа по учебнику, работа со словарём, чтение произведений запись основных положений лекции, составление таблицы Рассказы учащихся об одной из «станций» «Путешествия…», слово учителя о сентиментализме как литературном направлении, составление таблицы, сообщение учеников, работа с текстом Комментированное чтение, работа с афоризмами, составление устного рассказа  Выполнение тестовых заданий, обобщающая беседа по изученному материалу

Лекция, беседа, практикум

6

Литература второй половины XIX века

Сообщение  обучающихся , чтение по ролям с комментированием, выборочный пересказ отдельных сцен, фронтальный опрос Комментированное чтение, анализ отдельных сцен.

Лекция, беседа ,практикум ,коллективное обсуждение вопросов урока Выступление учеников Индивидуальная работа по анализу стихотворений

7

Литература XX века

Выступления учащихся, просмотр презентации, запись основных положений слова учителя составление хронологической таблицы слово учителя, работа по тексту, пересказ эпизодов с опорой на художественный текст..

Аналитическая беседа, практикум, ,коллективное обсуждение вопросов урока Выступление учеников

                                                       

Формы организации учебной деятельности: урок, контрольная работа, тестовая  работа, практикум, контрольная работа, зачет, конференция, заочная экскурсия, групповая работа, парная работа.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретацию произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях:
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений:
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
  • индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Основные виды устных и письменных работ, предусмотренные рабочей программой

Устно:

- правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;

- устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

- развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );

отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

- подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста (сказки, частушки, рассказа, сценки и т.д);

- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д.);

-использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов.

Письменно:

- письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;

- создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );

- создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;

создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного );

- создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );

- свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 классе.

3. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

по

факту

Домашнее задание

1

Вводный урок

Великие сеятели разумного, доброго, вечного.

Вводный урок

1

02.09

Записать в тетради особенности русской литературы XIX века по материалам лекции

2

Роды и жанры литературных произведений

1

03.09

Подготовиться к проверочной работе по содержанию таблицы. Прочитать «Слово о полку Игореве», подготовить выразительное чтение речи Святослава

3

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» -  величайший памятник древнерусской литературы

1

05.09

Прочитать статью учебника на с.12-24, подготовить пересказ понравившегося эпизода или выучить отрывок «Плач Ярославны» из стихотворного перевода.

4

«Печальная повесть о походе Игоревом»

Патриотический пафос произведения

1

09.09

Сформулировать письменно какие приёмы УНТ использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, их характеристики; устное сочинение «Каким я представляю себе автора «Слова…»

5

Образ автора «Слова…», художественные особенности произведения

1

10.09

Сравнительный анализ «Плача Ярославны…» в переводе Жуковского и Заболоцкого; выучить наизусть отрывок «Золотое слово Святослава», подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка

6

Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»

1

12.09

Сформулировать возможные темы сочинений по «Слову…»; устная характеристика Игоря и Ярославны

7

Контрольная работа по «Слову о полку Игореву…»

1

16.09

Написать сочинение на одну из тем:

1.Образ князя Игоря.

2. Героическая тема и приёмы её воплощения в «Слове о полку Игореве».

3.Образ Ярославны в «Слове…».

4. Тема Русской земли в «Слове…».

8

Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве

1

17.09

Прочитать материал учебника на с. 28-37

Индивидуальные задания: подготовить сообщение о М.ВА.Ломоносове, Кантемире, Тредиаковском, Сумарокове; подобрать материал о классицизме в живописи и архитектуре

9

М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт

1

29.09

Выразительное чтение «Оды на день…», выучить отрывок наизусть. Какие задачи ставит Ломоносов перед поэзией?

Сообщение о Г.Р.Державине. Прочитать стихотворения «Арфа», «Властителям и судьям», «Памятник», «Фелица»

10

Г.Р.Державин – поэт и гражданин

1

23.09

Выучить стихотворение «Памятник», прочитать стихотворение К.Рылеева «Державин», устное сочинение «Речь у памятника Державина»

11

Значение творчества Ломоносова и Державина для дальнейшего развития поэтического слова

1

24.09

Составить таблицу «Особенности произведений Ломоносова и Державина», чтение комедии «Недоросль», сообщение о Фонвизине

12

Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин»

Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция

1

26.09

Материал учебника на с.46-55; дочитать комедию, составить словарик крылатых слов и выражений. Кто из персонажей является выразителем точки зрения автора, как это и было принято в классицизме? Какие ещё черты классицизма вы увидели в пьесе?

13

Идеал честного человека в комедии «Недоросль»

1

30.10

Прочитать внимательно эпизод «Экзамен Митрофанушки», подготовиться к его анализу

14

Р/р Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки»

1

01.10

Дать характеристику Митрофанушке с опорой на текст. В каких эпизодах он смешён, в каких заслуживает сочувствия?

Ответить на вопрос «Как раскрывается в комедии тема воспитания?»

15

Тема воспитания и образования в комедии

1

03.10

Написать сочинение на одну из тем:

1.Простакова – госпожа бесчеловечная.

2. Тема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Прочитать главы из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

16

«Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения

1

07.10

Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…», прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза». Индивидуально: сообщение о Н.М.Карамзине

17

Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, историк, критик. Повесть «Бедная Лиза»

1

08.10

Ответить на вопросы: «Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к сентиментализму?», «Какую роль

в повести играет пейзаж?»

18

Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении

1

10.10

Сочинение-рассуждение «Осуждает ли рассказчик Лизу за самоубийство?»

19

Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века. Тест по литературе XVIII века

1

14.10

Устное сочинение «Каким я увидел XVIII век на страницах ….» (по выбору учащихся)

20

Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX  века

1

15.10

Основные исторические события, определившие пафос русского романтизма. Стр. 84-85

Каковы особенности русского романтизма?

Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове, Жуковском, Рылееве

21

К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности»

1

17.10

Подготовить выступление «Темы, мотивы и образы лирики Батюшкова».

Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве В.А.Жуковского. Прочитать балладу «Светлана», стихотворения «Сельское кладбище», «Вечер»

22

«Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского

1

21.10

Анализ баллады Жуковского «Лесной царь», выучить наизусть одно из стихотворений Жуковского.

23

Р/р Обучение анализу лирического текста. Практикум

1

22.10

Письменный анализ стихотворения «Море», подготовить сообщение о поэте-декабристе Ф.К.Рылееве

24

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику».

1

24.10

Написать сочинение на одну из тем:

1)Сопоставительный анализ стихотворения Рылеева «Гражданин» и Некрасова «Поэт и гражданин»

2)Образцовый гражданин в лирике и «Думах» К.Ф.Рылеева

Чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

25

А.С.Грибоедов

Личность и судьба

1

05.11

Прочитать 1 действие, проанализировать список действующих лиц,  выписать значения слов комедия, конфликт, интрига, сюжет.

Подготовить сообщение «Сюжет комедии «Горе от ума»

26

Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Анализ 1-го действия

1

07.11

Прочитать 2-е действие, подготовить (индивидуально) выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова; Начать работу по заполнению таблицы «Цитатная характеристика героев комедии «Горе от ума»

27

«Век нынешний и век минувший». Обучение анализу монолога. 2-е действие комедии

1

11.11

Прочитать 3-е действие.

1гр. – проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бордо»;

2гр. – воспроизвести цепочку: как родилась и распространялась сплетня о сумасшествии Чацкого;

3гр. – охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты

28

Фамусовское общество. Анализ сцены бала

1

12.11

Прочитать 4-е действие, выучить один из монологов Чацкого или Фамусова; составить план сочинения «Фамусовское общество в комедии», продолжить работу по заполнению таблицы

29

Смысл названия комедии «Горе от ума»

1

14.11

Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказываниях разных героев, продолжить работу по заполнению таблицы

30

Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова

1

18.11

Познакомиться со статьёй Гончарова «Мильон терзаний». Какие положения статьи вызывают Ваше несогласие? Закончить работу по заполнению таблицы

31

И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

1

19.11

Закончить работу по заполнению таблицы

32

 Умники и умницы. Литературная игра по комедии Грибоедова «Горе от ума»

1

21.11

Подготовиться к сочинению по комедии Грибоедова «Горе от ума»

33-34

Р/р Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума»

2

25.11-26.11

Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.С.Пушкина (индивидуально), повторить ранее изученные стихотворения поэта

35

А.С.Пушкин

Жизнь и творчество

1

02.12

Работа в группах:

1гр. – собрать материал о лицейских друзьях Пушкина;

2гр. – подобрать стихотворения поэта о дружбе и друзьях, подготовить выразительное чтение

36

Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина

Дружба и друзья в лирике поэта

1

03.12

Чтение и конспектирование статьи учебника на с.22-27;  устное сочинение «Дружба в лирике Пушкина»; повторить основные понятия: ода, послание, элегия

37-38

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина

2

05.12-09.12

1.Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву»

2. Мини-сочинение «Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина»; подготовить сообщения о любимых женщинах Пушкина (индивидуально)

39

Любовная лирика А.С.Пушкина

Адресаты лирики

1

10.12

Выучить наизусть одно из стихотворений Пушкина о любви; чтение стихотворений «Пророк», «Я памятник…», «Поэт», Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту», «Свободы сеятель пустынный». Что сближает эти стихотворения?

40

Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

1

12.12

Наизусть стихотворение «Я памятник…», письменный анализ стихотворений: 1гр.  – «Пророк», 2гр. – «Подражание Корану»

Подобрать стихотворения о природе по указанному списку

41

Образы природы в лирике А.С.Пушкина

1

16.12

Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения, объяснить свой выбор.

Опережающее задание: чтение романтических поэм Пушкина

42

Р/р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка

1

17.12

Прочитать поэмы «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник». Каковы темы «южных» поэм Пушкина?

43

Романтические поэмы Пушкина

1

19.12

Прочитать драму «Борис Годунов», материал учебника на с. 49-53

Сообщение на историческую тему «Времена правления Бориса Годунова» (индивидуально)

44

«Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия

1

23.12

Прочитать «Маленькие трагедии» Пушкина, материал учебника на с. 53-62

45

Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина

1

24.12

Чтение статьи учебника на с.63-69, подготовить презентацию одной из повестей Пушкина из сборника «Повести Белкина»

46

«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров

1

26.12

Написать сочинение на одну из тем 1-8 на с. 95; чтение статьи учебника на с. 75-79.

Посмотреть фильм «Барышня-крестьянка», сравнить с повестью, дать оценку экранизации произведения

47

История создания романа «Евгений Онегин», Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения

1

13.01

Прочитать главу 1; ответить на вопросы:

1)С чего начинает свой роман Пушкин? В чём своеобразие такого начала?

2)Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение Онегина?

3)Счастлив ли герой? Каковы причины его хандры?

48

«Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге

1

14.01

Начать работу над заполнением таблицы «Цитатная характеристика героев романа «Евгений Онегин», прочитать главы 2-3

49

«Но был ли счастлив мой Евгений?»  

Онегин в деревне

1

16.01

Главы 4-5, составить общую характеристику провинциального дворянства; «Письмо Татьяны» наизусть

50

Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна

1

20.01

Прочитать главы 6-7, проанализировать сцену посещения Татьяной кабинета Онегина, ответить на вопросы.

Прочитать лирические отступления (V – 1, 2; VII – 1, 29-30), какую роль они играют в тексте?

51

«И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!»

Онегин и Ленский

1

21.01

Прочитать статью учебника на с. 87-90, составить сравнительную характеристику героев по плану, найти в тексте примеры антитезы, прокомментировать их

52

«Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительностью»

1

23.01

Выучить одно лирическое отступление, завершить работу над составлением таблицы. Ответить на вопрос «Каким вы увидели автора произведения»?

53

Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа

1

27.01

Составить тезисы статьи Белинского. С какими положениями автора вы могли бы поспорить?

54

Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине.

1

28.01

Подготовиться к сочинению по творчеству Пушкина

55-56

Р/р Сочинение по творчеству Пушкина

2

30.01

03.02

Подготовить сообщение о Жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, повторить ранее изученные стихотворения поэта

57

Пролог к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…»

1

04.02

Статья учебника на с.110-115, прочитать стихотворения «Пророк», «Смерть Поэта», «Поэт». Определить позицию автора на назначение поэта и поэзии; сравнить точки зрения Пушкина и Лермонтова на данный вопрос.

58

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

1

06.02

Прочитать стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю», «К Н.И.» (Я не достоин, может быть…), «Расстались мы, но твой портрет», «К*» (Я не унижусь пред тобою…).  Подобрать материал об адресатах данных стихотворений. Выучить стихотворение «Смерть Поэта» (Индивидуальные задания)

59

Адресаты любовной лирики Лермонтова

1

10.02

Выучить одно из стихотворений о любви наизусть. Прочитать и проанализировать стихотворения «Родина», «Дума», Монолог». Каков герой этих произведений? Статья учебника на с.115-121

60

Тема России. Характер лирического героя его поэзии

1

11.02

Стихотворение «Родина» наизусть; чтение романа «Герой нашего времени

61-62

Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова

2

13.02

17.02

Чтение романа «Герой нашего времени»; устное сочинение  «Моё впечатление о романе «Герой нашего времени». Проанализируйте название романа.

63

«Герой нашего времени». История создания, композиция романа

1

18.02

Прочитать главу «Бэла», дать характеристику Печорину как литературному герою. Что вы не приемлете в герое?

64

«Странный человек» Г.А.Печорин

1

20.02

Прочитать статью учебника на с.122-130; перечитать главу «Максим Максимыч» и «Журнал Печорина», ответить на вопрос «Злой нрав или глубокая постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина?»

Начать работу по заполнению таблицы «Печорин в оценке персонажей романа»

65

Печорин как «портрет поколения»

1

25.02

Прочитать статью учебника на с.130-132, перечитать главу «Тамань». Как содержание данной главы дополнило ваше представление о Печорине?

66

«Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань»

1

27.02

Прочитать статью учебника на с.132-133; перечитать главы «Княжна Мери», «Фаталист»; Рассмотреть отношения Печорина с Верой, Бэлой, Мери. Как раскрывается образ героя через отношения с этими женщинами?

67

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист»

1

02.03

Выразительное чтение эпизода «В погоне за Верой»; ответить на вопрос «Чем объясняется порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры?»;

1гр. Речевая характеристика Печорина

2гр. Речевая характеристика Грушницкого

3гр. Речевая характеристика Вернера

68

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

1

03.03

В.Г.Белинский о романе. (Законспектировать статью «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова»)

69-70

Обучение анализу эпизода по главе «Тамань»

2

05.03

09.03

Подготовиться к тестовой работе по творчеству Лермонтова, закончить работу над заполнением таблицы

71

Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

10.03

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, читать поэму «Мёртвые души»

72

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений

1

12.03

Прочитать 1-3 главы поэмы «Мёртвые души»

73

Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации

1

16.03

Прочитать главы 4-6. Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности. Составить характеристику одного из помещиков по опорной схеме (групповые задания), используя текст

74-75

Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов

2

17.03

19.03

Подготовить материал по теме «Чичиков и чичиковщина». Как вы понимаете значение слова «чичиковщина»? Прокомментировать «Повесть о капитане Копейкине»в свете пословицы «Русский человек задним умом крепок»

76

Чичиков и чичиковщина

1

30.03

Определить роль «Повести о капитане Копейкине»и роль лирических отступлений; повторить литературоведческие понятия и термины; составить устный рассказ «Чичиковы наших дней, какие они?»

77

Образ Родины в поэме «Мёртвые души»

1

31 .03

Выучить наизусть отрывок «Эх, тройка…»

Написать сочинение на одну из тем:

1.Образы помещиков в моём восприятии.

2.Чичиков Гоголя и современные чичиковы

Опережающее задание: подготовить сообщение о А.Н.Островском, прочитать пьесу «Бедность не порок»

78

Литература второй половины XIX века. Обзор

1

02.04

Прочитать статью учебника на с.182-199; выполнить задание 1 или 2 на с. 210; подготовить сообщения о Фете, Тютчеве, Некрасове

79

Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова

1

06.04

Выучить наизусть одно из стихотворений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору)

80

А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского

1

07.04

Сочинение-миниатюра «С каким героем пьесы я хотел бы встретиться и почему?»

Как раскрыта в пьесе тема любви?

81

Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок»

1

09.04

Анализ эпизода: выделить ключевые слова, объяснить их значение в русском языке и роль в пьесе.

Какова роль Любима Торцова в развитии сюжета? Охарактеризуйте речь героя. Какую роль в пьесе играет песня?

82

Сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» А.Н.Островский сделал Любима Торцова?»

1

13.04

Подготовить сообщение о Л.Н.Толстом, Перечитать  трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность»

83

Л.Н.Толстой

Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность»

1

14.04

Проанализировать главу «Я проваливаюсь»; письменно ответить на вопрос: какие черты Николеньки Иртеньева можно назвать главными, определяющими? Докажите примерами из текста.

84

Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь»

1

16.04

Прочитать главу «Комильфо».

Каким представляется Николенька в повести?

От чего он страдает и что его успокаивает? Как он относится к окружающим? В чём общечеловеческое значение повести «Юность»? Какие события казанского периода жизни отражены в повести?

85

Ф.М.Достоевский

Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя

1

20.04

Устное сочинение «Моё представление о главном герое повести «Бедные люди», выразительное чтение указанных фрагментов.

86

Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского

1

21.04

Составить устный рассказ «Роль истории Настеньки в повести «Бедные люди»

Прочитать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника», подготовить сообщение о писателе

87

А.П.Чехов

Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника»

1

23.04

Прочитать рассказ Чехова «Тоска».

Опережающее задание: читать пьесу Горького «На дне»

88

А.М.Горький Драма «На дне» как «пьеса-буревестник»

1

27.04

Подготовить сообщение о творчестве А.М.Горького.

Как вы понимаете смысл названия пьесы «На дне»? Образ какого героя вам запомнился, почему?

Подготовить сообщения о поэтах Серебряного века, подготовить выразительное чтение стихотворений А.Ахматовой, М.Цветаевой, Н.Гумилёва, О.Мандельштама

89

Русские поэты Серебряного века

1

28.04

Выучить наизусть одно из стихотворений поэтов Серебряного века; подготовить сообщение об А.Блоке

90

А.Блок

«В поэтической мастерской поэта»

1

30.04

Прочитать и осмыслить стихотворения «О, весна без конца и без краю…», «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе»

Выучить одно стихотворение, проанализировать его.

Подготовить сообщение о С.Есенине

91

С.Есенин

Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта

А.Ахматова

Жизнь и творчество

1

07.05

Выучить наизусть стихотворение о природе (по выбору)

Подготовить сообщение по биографии В.Маяковского

Прочитать стихотворения Маяковского «Послушайте», «Люблю», «А вы могли бы?»

Выучить понравившееся стихотворение Ахматовой.

Читать повесть М.Булгакова «Собачье сердце»

92

.В.Маяковский

Новаторство поэта. М.И.Цветаева

Судьба и творчество

Р/р Анализ стихотворений поэтов XX века

1

12.05

Подготовить сообщение о М.Цветаевой, выразительное чтение одного из стихотворений Маяковского о Казани

Читать повесть М.Булгакова «Собачье сердце», подготовить сообщение о М.Булгакове и пересказ указанных эпизодов (индивидуально)

93

Итоговая контрольная работа с элементами тестирования

1

14.05

Составить хронологическую таблицу о творчестве Цветаевой; выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его.

Подготовить сообщение об А.Ахматовой, познакомиться с её стихотворениями по предложенному списку

94

М.А.Булгаков

Жизнь и судьба.

Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце»

1

18.05

Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека», посмотреть одноимённый фильм; подготовить рассказ о судьбе А.Соколова

95

М.Шолохов

Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека»)

1

19.05

Подготовить устное сочинение о Ванюшке по плану:

1.Где и когда Соколов встретил Ванюшку?

2.Портрет мальчика

3.судьба Ванюшки до встречи с Соколовым

4.Чем задел душу солдата мальчик?

5.Почему Ваня поверил Соколову?

Подготовить сообщение о Солженицыне, прочитать рассказ «Матрёнин двор»

96

А.И.Солженицын

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»

Новейшая русская проза

1

21.05

Подготовить характеристику Матрёны.

Групповые задания: подготовить рассказ о писателе и характеристику произведений:

1гр. – В.П.Астафьева

2гр. – В.Распутина

Приложение к рабочей программе

по учебному предмету «Литература»

Класс -9 «В»

ПАСПОРТ

фонда оценочных средств  

№ п/п

Контролируемые разделы(темы) предмета

Наименование оценочного средства

1

Древнерусская литература

Контрольная работа по «Слову о полку Игореву…»

2

Литература XVIII века

Тест по литературе XVIII века

3

Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX  века

Р/р Обучение анализу лирического текста. Практикум

4

Литература второй половины XIX века

А.С. Грибоедов

Р/р Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума

А.С. Пушкин

Р/р Сочинение по творчеству Пушкина

М.Ю. Лермонтов

Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова.

Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова

Н.В. Гоголь

Написать сочинение на одну из тем:

1.Образы помещиков в моём восприятии.

2.Чичиков Гоголя и современные чичиковы

А.Н. Островский

Сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» А.Н.Островский сделал Любима Торцова?»

5

Литература XX века

Итоговая контрольная работа с элементами тестирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...