Рабочая программа по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс)
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе для 11 класса | 109.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом от 20.08.2021г., протокол №1 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор Приказ от 20.08.2021 №117-ОД Подпись ____________ М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021-2022 учебный год
по литературе
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 11 «А»
Количество часов: 104
Учитель: И.Г. Татевосян
Рассмотрена на заседании методического объединения 19.08.2021, протокол №1 |
Пояснительная записка
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12. 2014, с изм. от 02.05. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31. 03. 2015);
ООП ООО МБОУ Куйбышевской СОШ им. А.А. Гречко на 2021-2022 учебный год;
Учебного плана МБОУ Куйбышевской СОШ им. А.А. Гречко на 2021-2022 учебный год;
Годового календарного графика МБОУ Куйбышевской СОШ им. А.А. Гречко на 2021-2022 учебный год;
- Примерной учебной программы основного (общего) и полного (среднего) образования по литературе для 10-11 классов и авторской программы под редакцией С.А. Зинина, М.: «Русское слово», 2011г.
Программы формирования универсальных учебных действий;
Списка учебников ОО, соответствующего федеральному перечню утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию образовательном процессе в образовательных организациях на 2021-2022 год, реализующих программы общего образования
Цели обучения
Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Задачи:
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;
• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.
В соответствии с учебным планом и календарным графиком МБОУ Куйбышевской СОШ им. А.А. Гречко, рабочая программа рассчитана на 104 часа. Рабочая программа будет пройдена за счет уплотнения программного материала: Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М.Горького, Обзор раннего творчества Н.Гумилева, С.Городецкого, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Кузмина и др. Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте, Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор), Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа…». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии, Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.), Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести, Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова, Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе, Проза: В.Белов, А.Битов, В.Маканин, А.Ким, Е.Носов, В.Куприн, С.Каледин, В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании 11 класса учащийся научится понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX –XX веков;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
К концу изучения курса литературы обучающийся получит возможность научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- - поиска нужной информации в справочных материалах;
- - развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;
- - ведения аргументированной полемики;
- - определения круга чтения и оценки литературных произведений;
- - самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Литература» является усвоение содержания учебного предмета «Литература» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и основной образовательной программой среднего общего образования образовательной организации.
Программа рассчитана на 207 часов со следующим распределением часов по классам:
- 10 класс -103 часа (3 час в неделю)
- 11 класс -104 часа (3 час в неделю)
Главными задачами реализации учебного предмета «Литература» в старшей школе являются:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;
- совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации (приказ от 18 мая 2020 г. № 249).
- 1.Литература: учебник для 10 класса общеобр. учреждений: базовый уровень. в 2 ч.С.А. Зинин, В.И. СахаровМ.:ООО «Русское слово – учебник», 2014.
- 2.Литература: учебник для 11 класса общеобр. учреждений. Базовый уровень. в 2 ч. С.А. Зинин, В.И. Сахаров М.:ООО «Русское слово – учебник», 2014.
Планируемые результаты
- Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
- развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Обучающийся научится:
- Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Критерии и нормы оценивания по литературе
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.
При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.
На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);
свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который:
показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:
в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
незнание существенных вопросов содержания произведения;
неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Объем сочинений должен быть примерно таким:
Класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Количество страниц | 1 - 1,5 | 1,5 - 2 | 2 - 2,5 | 2,5 - 3 | 3 - 4 | 4 - 5 | 5 – 7 |
Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее десяти дней в 10 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.
3. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 61 – 89 %;
«3» - 40 – 60 %;
«2»-менее 39
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы занятий | Содержание воспитательного потенциала |
Введение(1ч.) | 1 ч. | Традиционный урок-беседа | Дискуссионная пятиминутка « Зачем изучать литературу». Развитие интереса к предмету. | |
Литература 1-ой половины 20 века | 19 ч. | Урок изучения нового материала. Урок открытия нового знания. Урок – исследование. Традиционный урок- беседа. Урок обобщающего повторения материала. Урок –погружения. | Формирование социально значимых качеств личности как ответственность, самостоятельность, доброжелательность и дисциплинированность. Воспитание логической культуры мышления, строгость и стройность в умозаключениях. Развитие навыков общения и диалога. | |
3. | Серебряный век | 15 ч. | Урок изучения нового материала. Урок-исследование. Комбинированный урок. Стихотворно-музыкальный урок. Урок-презентация. Урок обобщающего повторения. | Использование в содержании учебного материала уроков элементов, изложение которых ненавязчиво оказывает воспитательное воздействие. Формирование речевой культуры. Формирование эмоционального мира. Пробуждение интереса к самостоятельному анализу текста. |
4. | Октябрьская революция и литературный процесс 20 годов | 25 ч. | Урок-экскурсия. Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. Традиционный урок –беседа. Урок-презентация. Урок-исследование. Урок интерпретации текста в творческой деятельности. Урок развивающего контроля. Урок-творчества. | Формирование социально значимых качеств личности как ответственность, самостоятельность, доброжелательность и дисциплинированность. Воспитательное воздействие через содержание уроков. Отбор содержания материала и организация общения. Развитие логической культуры. Готовность отстаивать свою позицию. |
5. | Литература 20- 50 годов . Литературный процесс 50-80 годов. Период «хрущевской оттепели» (1953-1960), брежневского застоя (60-е- первая половина 80-х годов) | 29 ч. | Традиционный урок-беседа. Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. Урок-конференция. Урок-исследование. Урок-экскурсия. Урок систематизации знаний и умений. Урок интерпретации текста в творческой деятельности. Урок творчества. | Воспитание логической культуры мышления, строгость и стройность в умозаключениях. Формирование социально значимых качеств личности- ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, развитие толерантности. Усвоение социальных норм и правил. Организация самостоятельной творческой деятельности. Формирование собственно-филологического мышления. Готовность к реализации творческого потенциала. |
6. | Литература периода Великой Отечественной войны. Тема ВОВ в литературе | 8 ч. | Урок открытия нового знания. Урок-экскурсия. Урок систематизации знаний и умений. Стихотворно-музыкальный урок. Урок развивающего контроля. Урок творчества. | Воспитательное воздействие через содержание уроков. Формирование социально значимых качеств- ответственности, преданности, долга. Формирование эмоционального мира и собственного мышления. Развитие навыков общения и логической культуры. Готовность к саморазвитию и реализации творческого потенциала. |
7. | Новейшая русская проза и поэзия. Современная литературная ситуация | 7 | Традиционный урок-беседа. Урок открытия нового знания. Урок-исследование. Урок интерпретации текста в творческой деятельности. Урок творчества. Урок обобщающего повторения. | Организация общения . Готовность отстаивать свою точку зрения. Формирование логической и речевой культуры . Формирование эмоционального мира. Готовность к реализации творческого потенциала. |
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: пуская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И.А.Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая истории любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А.И.Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М.Горького. народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова – урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К.Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветик». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б.Н.Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл.Соловьева на мировоззрение А.Белого. Ликующее мироощущение мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н.Гумилева, С.Городецкого, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И.В.Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» Из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге». Указанные произведения обязательны для изучения.
«Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути…».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл.Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую. Поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа…». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…». (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
ЛИТЕРАТУРА 20-х ГОДОВ
Обзор с монографическим изучением одного – двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения «Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, В.Ходасевич, И.Бунин, Д.Мережковский, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В.Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И.Бабеля, «Россия, кровью умытая» А.Веселого, «Разгром» А.Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А.Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И.Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б.Пильняка, «Ветер» Б.Лавренева, «Чапаев» Д.Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А.Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
ЛИТЕРАТУРА 30-х ГОДОВ
(Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значение поэзии в творчестве А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, О.Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б.Корнилова, П.Васильева, М.Исаковского, А.Прокофьева, Я.Смелякова, Б.Ручьева, М.Светлова и др.; поэма А.Твардовского, И.Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А.Толстой. «Петр Первый», Ю.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм.Кедрина, К.Симонова, Л.Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского, В.Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов – по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». (И.-В.Гете, Э.Т.А.Гофман, Н.В.Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е.Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреева Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля». (Указанные стихотворения обязательны для изучения.)
«Я научилась просто, мудро жить…», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Нераздельность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Перечисленные произведения обязательны для изучения.) «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны…». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX – начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…». (Перечисленные стихотворения являются обязательными для изучения.)
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л.Н.Толстого в прозе М.А.Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц, Дм.Кедрина и др.; песни А.Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова, В.Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
ЛИТЕРАТУРА 50-90-х ГОДОВ
(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов–шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.Соколов, В.Федоров, Н.Рубцов, А.Прасолов, Н.Глазков, С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, С.Старшинов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Орлов и др.
«Городская» проза: Д.Гранин, В.Дудинцев, Ю.Трифонов, В.Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина («Пять вечеров»), А.Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В.Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А.Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В.Набоков, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, Б.Зайцев, М. Алданов, М.Осоргин, И.Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». (Перечисленные произведения обязательны для изучения.)
«В этот день, когда закончилась война…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А.Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь». (Перечисленные произведения обязательны для изучения.)
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя – Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов). Автобиографический характер прозы В.Т.Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова – Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. «Царь - рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров – главная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В.А.Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И.Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.
Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь переселить беду…». (возможен выбор других стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П.Чехова в прозе Ю.В.Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)
Стихотворения: «подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)
Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство – самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА
Проза: В.Белов, А.Битов, В.Маканин, А.Ким, Е.Носов, В.Куприн, С.Каледин, В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 А классе
Тема уроков | Кол-во уроков | Тип урока | Виды контроля, измерители | Дата проведения | ||
план | факт | |||||
Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. | 1 | Урок изучения и первичного закрепле ния новых знаний | Предварительный контроль. Фронтальный опрос | 02.09 | ||
Литература первой половины XX -го века | ||||||
Обзор русской литературы первой половины XX -го века | 1 | Урок изучения и первично го закрепления новых знаний Лекция учителя с элементами беседы | Текущий контроль | 02.09 | ||
И. А. Бунин Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина | 1 | Лекция учителя Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронталь-ный опрос. Анализ текста | 06.09 | ||
«Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. | 1 | Урок закрепления знаний | Предварительный контроль. Фронтальный опрос Составить опорный конспект | 09.09 | ||
«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». | 1 | Урок закрепления знаний | Создание творческого текста на основе прочитан- ного произ ведения | 09.09 | ||
«Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний учащихся | Викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | 13.09 | ||
| А.И. Куприн «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. Жизнь и творчество А.И Куприна | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Предвари тельный контроль. Фронталь ный опрос Работа с карточками | 16.09 16.09 | |
«Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести. | 1 | 20.09 | ||||
«Гранатовый браслет».Талант любви в рассказе «...что это было: любовь или сумасшествие?» | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | Текущий контроль. Устная проверка знаний | 23.09 | ||
«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний учащихся | Создание творческих текстов на основе прочитанного произведе ния | 23.09 | ||
Р/р Классное сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Заключительный контроль | 27.09 | ||
В/ч Урок-размышление по произведению А.Битова «Русский устный и русский письменный» | 1 | Урок изучения и первично го закрепления новых знаний | Викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | 30.09 | ||
М. Горький . Страницы жизни. «Старуха Изергиль».Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. | 2 | Лекция с элементами беседы. Урок закрепления знаний | Заполнить таблицу, работа по материалам учебника | 30.09 04.10 | ||
Протест героя пртив «бескрылого существования, «пустыря в душе» в повести « Фома Гордеев» | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Предварительный контроль. Фронтальный опрос Работа с карточками | 07.10 07.10 | ||
Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» | 1 | 11.10 | ||||
«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. | 1 | Комбинированный урок | Устная проверка знаний. | |||
Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Устная проверка знаний | 14.10 | ||
Р/р Классное сочинение. Ответ на проблемный вопрос по творчеству М.Горького | 1 | Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся | Викторина,постанов- ка вопро -сов по теме урока, работа по материалам учебника | 14.10 | ||
Серебряный век | (8ч) | |||||
Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор) | 1 | Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний | Предварительный контроль. Устная проверка знаний | 18.10 | ||
Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Кратковременная самостоятельная работа. | 21.10 | ||
В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта. | 1 | Урок закрепления знаний | Текущий контроль. Индивидуальные письменные задания | 21.10 | ||
К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий контроль. Тестовые задания | 25.10 | ||
Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира. | 1 | Урок изучения и закрепле ния знаний | Устная проверка знаний Тестовые задания | 28.10 | ||
Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. | 1 | Урок изучения и закрепле ния знаний | Срез знаний. Работа по карточкам | 28.10 | ||
Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика. | 1 | Урок изучения и закрепле ния знаний | Кратковременная самостоятельная работа. | 08.11 | ||
И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества. | 1 | Комбинированный урок | Срез знаний. Работа по карточкам | 11.11 | ||
Р/р Урок-концерт по творчеству поэтов Серебряного века | 1 | Урок контроля.оценки и коррекции знаний учащихся | Устная проверка знаний | 11.11 | ||
А. А. Блок Жизнь и судьба поэта. | 1 | Урок изучения и закрепле ния знаний | Предварительный контроль. Фронтальный опрос | 15.11 | ||
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». | 1 | Урок изучения и закрепле ния знаний | Текущий контроль. Фронтальный опрос | 18.11 | ||
Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». | 1 | Урок закрепле ния знаний | Текущий контроль. Фронтальный опрос | 18.11 | ||
Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний учащихся | Текущий контроль. Тестовые задания | 22.11 | ||
Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. Работа по карточкам. | 25.11 | ||
Р/р Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала (семинар). | 1 | Урок комплексного примене ния ЗУН учащихся | Заключи тельный контроль. Семинар | 25.11 | ||
А. А. Ахматова Психологическая глубина и яркость любовной лирики. | 1 | Урок изучения и закрепле ния знаний | Предварительный контроль. Фронтальный опрос | 29.11 | ||
Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике. | 1 | Урок изучения и закрепле ния знаний | Текущий контроль. Тестовые задания | 02.12 | ||
«Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы. | 1 | Урок обобще ния и система тизации знаний учащих ся | Текущий контроль. Устная проверка знаний | 02.12 | ||
Контрольная работа на тему: »Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы» | 1 | Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся | Создание творческого текста на основе прочитан- ного произве дения | 06.12 | ||
М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. | 1 | Урок изучения и первичного закрепле ния новых знаний | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | 09.12 | ||
Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. | 1 | Урок изучения и первичного закрепле ния новых знаний | Групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов | 09.12 | ||
Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Заключи тельный контроль | 13.12 | ||
А. Аверченко.Темы и мотивы сатирической новеллистики | 2 | Урок закрепле ния знаний | Текущий контроль. Устная проверка знаний | 16.12 16.12 | ||
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов | 1 | 20.12 | ||||
Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи. Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован» | 2 | Урок изучения и закрепле ния знаний | Предвари тельный контроль | 23.12 23.12 | ||
Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован» | 1 | Урок закрепле ния знаний. | Текущий контроль. Групповая работа, сообщения учащихся | 27.12 | ||
Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | |||
Б.Лавренёв «41».Нравственные ценности рассказа. | 2 | Урок изучения и первич- ного закрепле- ния новых знаний | ||||
Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама. | 2 | Урок комплекс ного примене ния ЗУН учащих ся | Текущий контроль | |||
В. В. Маяковский.Тема поэта и толпы в ранней лирике. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Предварительный контроль. Фронтальный опрос | |||
Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота. | 1 | Комбинирован ный урок | Кратковременная самостоя тельная работа. | |||
Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. | 1 | Урок закрепления знаний учащихся | Групповая работа, сообщения учащихся | |||
Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского. | 1 | Урок обобще ния и систематизации знаний учащихся | Текущий контроль. Работа по карточкам. | |||
С. А. Есенин. | (4ч+2ч) | |||||
Природа родного края и образ Руси в лирике поэта. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Предварительный контроль. Фронтальный опрос, работа по материалам учебника | |||
Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Викторина, постановка вопросов по теме урока, Тестовые задания | |||
Любовная тема в поэзии Есенина. | 1 | Урок закрепления знаний | Текущий контроль. Работа по карточкам. | |||
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний учащихся | Текущий контроль. Устная проверка знаний | |||
Р/р Классное сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина. | 2 | Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся | Заключительный контроль. Классное сочинение | |||
М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».История создания,композиция,жанровое своеобразиее | (6ч +1) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||
«Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. | 1 | Урок изучения и первично- го закреп- ления новых знаний | Предварительный контроль | |||
Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа. | 1 | Урок изучения закрепле ния знаний | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | |||
Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. | 1 | Урок закрепления знаний | Кратковременная самостоятельная работа. | |||
Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе. | 1 | Комбинирован ный урок | Текущий контроль. Устная проверка знаний | |||
Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа. | 1 | Урок контроля,оценки и коррекции знаний учащихся | Текущий контроль. Устная проверка знаний | |||
Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. | 1 | Урок контроля,оценки и коррекции знаний учащих ся | Текущий контроль. Устная проверка знаний | |||
Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита | 1 | Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся | Заключи тельный контроль | |||
М.А.Шолохов. Жизнь. Творчество, личность. | 1 | Комбинирован ный урок | Постановка вопросов по теме урока | |||
«Год великого перелома « в судьбах народных» в романе «Поднятая целина» | 2 | Комбинированный урок | Постановка вопросов по теме урока | |||
Образы коммунистов в романе. | 2 | Урок-семинар | Постановка вопросов по теме урока | |||
Современные писатели о периоде коллективизации (В.Быков «Облава», В/ч В.Тендряков «Хлеб для собаки» | 2 | Комбинированный урок | Текущий контроль Постановка вопросов по теме урока | |||
Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. | 2 | Урок изучения и первичного закрепле ния новых знаний | Предварительный контроль. Фронтальный опрос | |||
«Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе Нравственные искания героя. | 2 | Урок закрепле ния знаний | Текущий контроль Устная проверка знаний | |||
Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого. | 2 | Урок изучения закрепления новых знаний | Текущий контроль Тестовые задания | |||
Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый» | 1 | Урок закрепления знаний | Текущий контроль. Групповая работа, сообщения учащихся | |||
Образ Петра в романе «Петр Первый». | 1 | Урок закрепления знаний | Текущий контроль. Фронтальный опрос | |||
А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Предварительный контроль. Устная проверка знаний | |||
«По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти. | 1 | Комбинирован ный урок | Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника | |||
Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||
Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда» | 2 | Комбинирован ный урок | ||||
Обсуждение повести В.Кондратьева «Сашка» | 2 | Комбинированный урок | ||||
Р/р Классное сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Заключи- тельный контроль. Классное сочинение | |||
В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | Предварительный контроль. Фронтальный опрос | |||
Герои Шукшина. Рассказы «Срезал», «Чудик», «Выбираю деревню на жительство» и др. | 1 | Урок закрепления знаний | Предварительный контроль. Фронтальный опрос. Сообщения учащихся. | |||
«Матренин двор». Тип героя-праведника. А.Солженицын | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Текущий контроль. Групповая работа, сообщения учащихся | |||
Новейшая русская проза 80-90-х годов. «Болевые точки» современной жизни в прозе Ф.Абрамова. Повести «Пелагея» и «Алька». | 2 | Комбинированный урок | Текущий контроль. Групповая работа, сообщения учащихся | |||
Драматургия Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын» | 2 | Комбинированный урок | Групповая работа. Текущий контроль, сообщения учащихся | |||
Городская проза. Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Людочка» | 2 | Комбинирован ный урок | Групповая работа. Текущий контроль, сообщения учащихся | |||
Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П Астафьева «Царь-рыба» | 2 | Комбинированный урок | Групповая работа. Текущий контроль, сообщения учащихся | |||
Актуальные и вечные проблемы в повести «Прощание с Матёрой» | 2 | Комбинированный урок | Групповая работа. Текущий контроль, сообщения учащихся | |||
Тревога за судьбу родины в повестях В.Распутина. | 2 | Комбинированный урок | Групповая работа. Текущий контроль. сообщения учащихся | |||
| Р/р Зачет по литературе XX века | 1 | Урок контроля оценки и коррекции знаний учащихся | Заключи-тельный контроль. Зачет по литературе XX века | ||
Итоговый урок | 1 |
Приложение к рабочей программе
ПАСПОРТ
фонда оценочных средств
по учебному предмету «Литература»
№ п/п | Контролируемые разделы(темы) предмета | Наименование оценочного средства |
1 | Литература на рубеже 19-20 веков | Контрольная работа |
2 | Литература 1 половины 20 века | Контрольная работа |
3 | Серебряный век | Контрольная работа |
4 | Октябрьская революция и литературный процесс 20 годов | Контрольная работа |
5 | Литературный процесс 50-80 годов | Контрольная работа |
6 | Тема ВОВ в литературе | Контрольная работа |
7 | Новейшая русская проза и поэзия Современная литературная ситуация | Контрольная работа |
Класс -11А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...