К. Ф. Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака».
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
Материал урока позволит познакомить обучающихся с личностью и творчеством К.Ф.Рылеева, а также поможет дать понятие о думе как жанре, раскрыть связь думы с историей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryleev_duma.docx | 718.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 8 класс
Тема: К. Ф. Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель деятельности учителя: создать условия для анализа думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»; познакомить с личностью Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с историей; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны, формировать у детей чувство ответственности за будущее своего края.
Планируемые результаты:
Предметные: знать биографию поэта, содержание произведения; уметь охарактеризовать поведение героев, сопоставлять поступки героев; рассуждать, делать выводы, формулировать свои впечатления от произведения.
метапредметные:
личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе, развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества;
познавательные: осознавать познавательную задачу, развивать умения структурировать знания и осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, читать и слушать, извлекать нужную информацию, делать выводы;
регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цели урока, планировать собственные действия;
коммуникативные: развивать умения формулировать собственное мнение, позицию, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
ХОД УРОКА:
I.Этап мотивации учебной деятельности
На доске 4 фотографии с изображением Ивана Грозного, К. Ф. Рылеева, Ермака, декабристов на Сенатской площади.
-Кого вы узнаёте? Определите эпохи, соотнесите по парам
И Грозный- Ермак; К.Ф. Рылеев- декабристы
-Почему объединили в пары?
Ермак совершил свой знаменитый поход в годы царствования И. Грозного.
Рылеев- декабристы- ???(Вернёмся к этой паре)
-Можете ли вы определить тему урока?
Да. Произведение К.Ф. Рылеева. Говорить будем о людях, которые многое сделали для России и этим самым стали известными, знаменитыми людьми, достойными сынами Отечества.
III.Целеполагание.
Итак, тема урока К. Ф. Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака
-Цели?
1.Познакомиться с биографией К.ф. Рылеева
2.Познакомиться с новым жанром -дума
3.Прочитать и проанализировать думу. Проследить, как связана дума с историей.
4.Исследовать проблему патриотизма. Что нужно сделать, чтобы тебя считали патриотом? Или В чём заключается патриотизм…?
IV Этап «открытия» учащимися новых знаний
Я предлагаю вам окунуться в атмосферу начала XIX века.
-Вы уже услышали имя К.Ф. Рылеева, который был в числе той золотой части дворянства, которая вышла на Сенатскую площадь 14 декабря 1825г. Я предлагаю подробней познакомиться с этим человеком.
\чтение статьи учебника с. 85-86
Свою гражданскую позицию Рылеев выражал в своих произведениях. Самым популярным жанром для писателя стал жанр думы. Познакомимся.
Дума как жанр
-Что вы представляете, когда слышите слово дума?
Да, конечно, лексическое значение этого слова это «размышление».
Дума- лиро- эпическое произведение, содержащее размышления на различные философские, исторические или социально- бытовые темы.
Герои рылеевских дум- это исторические личности: Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Святослав, Ермак Тимофеевич…
-Кто такой Ермак? В какую эпоху жил?
Иван Грозный
главные черты личности Ермака
Главные черты Ермака: вольнолюбие, широта души, патриотизм, мужество, готовность умереть за родину.
V Этап первичного закрепления.
- Почему К. Ф. Рылеев обратился к образу Ермака?
1 Историческая личность. 2. Патриот России. 3. Родственен духу самого К. Ф. Рылеева.
Теперь мы можем ответить на вопрос, какая же связь между всеми действующими лицами (Рылеев, декабристы, И Грозный и Ермак)?
Свой поход Ермак совершил во времена И. Грозного, Рылеев был декабристом, написал думу «Смерть Ермака»
VII Этап анализа текста.
Работа с текстом
-– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?
Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте (тема) и что хотел сказать автор? (идея)
Тема- историческое событие, смерть Ермака.
Идея- жизнь, отданная за родину, обретает смысл, делает человека героем.
-Докажем, что перед нами жанр думы.
Эпическое: рассказ- размышление о смерти Ермака;
Лирическое: в стихотворной форме;
Исторический герой и историческое событие.
Задание:
3.Какие картины рисует автор в 1 и 2 строфе ?
4. Какой стилистический приём использует?
4.Картина природы в последней строфе. В чём разница?
Как рефрен (повтор) звучат слова «Ревела буря, …»3 раза встречаются в тексте. Этим автор говорит о той трагедии, которая произошла на берегу Иртыша.
Антитеза.
1строфа: разбушевавшаяся стихия: буря, дождь не льёт, а шумит, ночь не просто черна, а настоящий мрак. Образ Иртыша страшен и воинственен (Иртыш кипел в крутых брегах, вздымалися седые волны). Автор показывает картину бури, прибегая к олицетворению, эпитетам, аллитерации (звук р), чтобы сказать о чём- то тревожном, беспокойном.
2строфа: Тишина. Спящий стан казаков.
Такое противопоставление готовит читателя к трагическим событиям.
Герой погиб, но и бунтарство природной стихии стало утихать. Почему?
В последней строфе видим, что природа успокаивается. Смерть Ермака не прошла бесследно, его личность, его подвиги оставили след в памяти народа
Задание 2:
2.Кто является главным героем думы? Как показывает его автор?
3. Кто ему противопоставлен?
На береге Иртыша сидит глубоко задумчивый Ермак, который, словно предчувствуя свою скорую погибель, размышляет о жизни, о друзьях и о том, правильно ли они прожили жизнь свою. Ведь многие казаки были в прошлом отчаянными преступниками и головорезами, перешедшими на службу к царю. Ермак ни в коем случае не осуждает их, а даже напротив - восхищается их мужеством и отвагой. Он считает, что все свои «преступления буйной жизни» они смыли кровью врагов и теперь не щадят своей жизни за Русь святую и царя.
Смелому и отважному атаману Ермаку в думе противопоставлен главарь вражеского лагеря хан Кучум – коварный и подлый человек, который, страшась напрямую вступить в бой с дружиной Ермака, тайно как тать (вор) подкрался к ним со своими людьми и всех их уничтожил, воины пали, «не обнажив мечей». Низкий и подлый человек нападает исподтишка.
-Какой эпизод из думы изобразил художник Б Дехтерёв? (В учебнике )
Ермак борется с бурными волнами Иртыша:
Иртыш волнуется сильней-
Ермак все силы напрягает,
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает…
Перечитайте сцену гибели героя.
-Что считает причиной гибели Ермака автор?
«Тяжёлый панцирь -дар царя»
-Вспомните политические взгляды Рылеева.
У автора было свое негативное отношение к самодержавию, за что он и поплатился своей собственной головой.
Он променял свою свободу и стал верно служить царю. Во всяком случае об этом говорит дума. Для Рылеева очень важна проблема личной свободы, служить России и служить царю - для него не одно и то же.
Он восхищается мужественным героизмом Ермака и его службой во благо России, но не согласен с тем, что он принял дорогой подарок от царя, который и стал причиной его погибели.
- Вспомните жизнь Кондратия Фёдоровича Рылеева и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?
«Смерть Ермака» - оказалось пророческим творением. Судьбы автора и его героя cхожи.
Найдите строку, которую можно было бы отнести и к Рылееву, и к Ермаку. О чём это говорит?
«И мы – не праздно в мире жили!»
В этой фразе заключается жизненная позиция автора и его героя.
«Почему судьба автора и судьба героя параллельны?»
- Любовь к родине, готовность отдать за неё жизнь, стремление к свободе и воле – характерные черты русского народа. Именно эти качества отправили декабристов на Сенатскую площадь, именно из-за них не покорился властям Ермак и смог покорить Сибирь.
Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетенную свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти».
Таким образом, мы пришли к выводу, что литература и история тесно связаны. Героями литературных произведений часто становятся яркие исторические личности, внесшие свой вклад в историю России. Память о них сохранил народ в легендах, песнях, художественных произведениях, картинах.
VIII Рефлексивная деятельность
Продолжите фразу:
1.Патриотизм (имя героя: Ермака, К.Ф. Рылеева, декабристов, Ивана Грозного) заключается в …
2. Синквейн (на данную тему)
Иван Грозный. Много сделал для России. Расширил границы гос-ва, сделал много для создания централизованного гос-ва.
К.Ф. Рылеев. Выступил на Сенатской площади. Был против креп. права, ратовал за установление республиканского строя. Погиб за интересы народа.
Ермак. Совершил поход в Сибирь, разбил армию Кучума, сделал первый шаг к присоединению Сибири к России. А это в интересах России.
Декабристы. Подняли восстание, выступали против крепостничества, защищали интересы народа, хотя сами были дворянами. Не соглашались с тем, что народ- победитель вернулся к рабству после победы над Наполеоном.
IX Домашнее задание: прочитать «История Пугачевского бунта» с.94-99
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Думай глобально - решай локально..."
Конспект урока "Думай глобально - решай локально" можно использовать в 11 классе при изучении темы "Глобальные экологические проблемы"...
Интегрированный урок истории и литературы по теме «Звезды смерти стояли над нами…» (11А класс)
Интегрированный урок по литературе и истории...
К.Ф. Рылеев. Дума "Смерть Ермака" и её связь с историей"
Тип урока - традиционный. Данный план -конспект обобщает и систематизирует пройденный материал о К.Ф. Рылееве. Благодаря данному уроку учащиеся смогут познакомиться с личностью К. Ф. Рылеев...
Конспект экологического классного часа на тему "Думай глобально - решай локально"
Материалы данного конспекта могут быть использованы для проведения нетрадиционных уроков по биологии при изучениии экологичисеких тем, для внеклассных мероприятий: занятий кружка, факультатива, электи...
Презентация по литературе по творчеству К.Ф. Рылеева "Смерть Ермака"
Презентация к уроку по думе К.Ф. Рылеева "Смерть Ермака"...
Кроссворд "Смерть Ермака" (8 кл)
Кроссворд к уроку литературы по произведению К.Ф. Рылеева "Смерть Ермака"...
Тесты по биографии К.Ф. Рылеева и по произведению «Смерть Ермака»
Тест по биографии К.Ф. Рылеева состоит из 11 вопросов, верные ответы выделены цветомТест по произведению К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» состоит из 26 вопросов, верные ответы выделены цв...