К.Ф. Рылеев. Дума "Смерть Ермака" и её связь с историей"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Тип урока - традиционный. Данный план -конспект обобщает и систематизирует пройденный материал о К.Ф. Рылееве. Благодаря данному уроку учащиеся смогут познакомиться с личностью К. Ф. Рылеева. Вводится понятие о том, что такое дума, описаны отличительные особенности этого жанра. Уделено достаточно много внимания думе Рылеева «Смерть Ермака». Составлены вопросы для учащихся по ее сюжету.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать пройденный материал;
- показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе;
- дать понятие о жанре думы;
- развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
- пробудить интерес к произведениям К.Ф. Рылеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.79 КБ |
Предварительный просмотр:
К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака и её связь с русской историей».
Цели урока:
- обобщить и систематизировать пройденный материал;
- показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе;
- дать понятие о жанре думы;
- развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.
Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева, высказывания современников о Рылееве, презентация.
Ход урока
I Вступительное слово учителя.
II Проверка домашнего задания.
1) Рассказ о К.Ф. Рылееве.
2) Чтение наизусть учащимися:
- «К временщику» ( отрывок)
- «Гражданин»
- Отрывок из думы «Иван Сусанин».
III Изучение нового материала.
1. Слово учителя о жанре думы.
2. Чтение думы «Смерть Ермака» учителем .
3. Сообщение ученика на тему: «Из истории присоединения Сибири в XVI веке».
IV Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам.
- О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?
- Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?
- Как вы понимаете слова и сроки из произведения?
А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения);
Б) «И ветры в дебрях бушевали»
(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);
В) «С вождём покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала»
( Вкушать – ощутить, испытать).
- Какова тема этого произведения? (Тема расширения русских земель).
- Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.
- Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.
- Какое произведение устного народного творчества близко к думе Рылеева?
V Заключительное слово учителя.
VI Итог урока. Выставление оценок.
VII Задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н. И. Рыленков
Жизнь и творчество Н.И. Рыленкова...
Презентация "К.Ф.Рылеев"
Данная презентация предлагается в помощь учителям истории при изучении темы "Восстание декабристов", "Культура XIX века" ,а также ее можно использовать при проведении интегрированного урока история -л...
Рылеев
Рылеев...
Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион" (межпредметные связи - литература, история, математика, психология, ОБЖ).
Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион". Автор - Борисова Н.В. Межпредметные связи - история. математика, литература, ОБЖ. Можно использовать и на классных часах (после изучения прои...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/26/picture-99521-1469546933.jpg)
Методическая разработка по применению межпредметных связей. Технология + История. 7 кл.
В методической разработке представлен пример по проведению занятия по предмету Технология (Технический труд. 7 кл. Мальчики). Тема: "Устройство и работа токарного станка СТД-120М", с использован...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/14/picture-609982-1444818590.png)
Методическая статья «Метапредметные связи математики, истории и культуры СПб, МХК в свете реализации ФГОС»
Метапредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/17/picture-128742-1510944099.jpg)
Метапредметные связи: физика- история
Метапредметный подход в образовании, и соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг о...