Урок литературы в 8 классе «Добро и зло в трилогии Джона Р.Р. Толкина «Властелин Колец»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок по роману Толкина в виде защиты творческих проектов. Творческие задания (исследования, проекты) выбраны не случайно. В своём произведении Толкин говорит о влиянии обычного человека на ход истории, раскрывает темы смерти и бессмертия, добра и зла, тему власти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
«Добро и зло в трилогии Джона Р.Р. Толкина «Властелин Колец»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цели урока: создать условия, при которых учащиеся:
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, систематизации ее, критической оценки и использования);
- учатся применять знания информационных технологий при изучении литературы;
- способствуют развитию творческого потенциала (стиль оформления проекта, оригинальность идей).
Задачи урока:
- систематизировать теоретические знания;
- развивать у учащихся познавательный интерес к предметам “Литература” и “Информатика”;
- развивать творческое мышление;
- совершенствовать умения коммуникативного общения;
- воспитывать чувство ответственности за команду, совершенствовать умение работать в команде;
- воспитывать уважение к сопернику.
Для работы над проектом формируются группы по 3 - 7 человек, которым даются предварительные задания:
- Вспомните, в каких произведениях главной темой является борьба добра со злом. Каков традиционный результат этого соперничества? Почему писателям так интересна эта тема? Поразмышляйте об этом в эссе «Добро и зло в трилогии «Властелин колец». Вставьте эссе в свою электронную презентацию.
- Во время чтения трилогии вам наверняка кто-то из героев особенно понравился. Если вам предложат принять участие в ролевой игре по «Властелину Колец», какой образ вы выберете? Составьте его характеристику, подберите костюм и продумайте, что вы будете говорить и как себя вести в соответствии с выбранным образом героя.
- Посмотрите кинофильм «Властелин Колец». Каковы ваши первые впечатления? Попробуйте критично отнестись к фильму: насколько, на ваш взгляд, режиссёру удалось раскрыть идею книги, передать мир Средиземья, а актерам – воплотить образы героев? Напишите рецензию на фильм, не забудьте отметить как положительные, так и отрицательные стороны (если такие, конечно, будут). Не забывайте указывать, что это ваше личное мнение. Эта рецензия должна занять достойное место в вашей электронной презентации.
- Если вы являетесь поклонником творчества Толкиена, попробуйте создать презентацию «Мир Толкиена» или сайт, посвященный писателю. Такие сайты уже существуют (например, http://mytolkien.ru/tolkien.html), но ведь вы будете по-своему раскрывать личность автора, каким вы его себе представляете. А может быть, вы захотите остановиться только на «Властелине Колец»? Это тоже будет очень интересно и познавательно!
- С помощью поисковых систем Яндекс или Google составьте каталог сайтов, посвященных Толкиену. Продумайте, на какие рубрики можно разделить перечень, составьте краткие аннотации к сайтам и по возможности опубликуйте в Интернете (на своём сайте или на сайте толкиенистов).
- Сформулируйте тему, которая вам интересна или, наоборот, непоятна, для обсуждения со знатоками творчества Толкина. Зарегистрируйтесь на форуме (например, http//www.tolkien.ru/) и заявите свою тему для беседы.
- Составьте викторину по трилогии «Властелин Колец» и предложите её своим одноклассникам. Подумайте, каким призом вы отметите победителя (возможно, это будет ваша иллюстрация к фрагменту книгу, или составленный вами красочно оформленный каталог сайтов, посвященных творчеству Толкиена, или что-то другое).
Содержание презентации:
1-й слайд – титульный (название учебного учреждения, вид работы (исследование, проект, название работы, город, год);
2-4-й слайды – цели, задачи, содержание работы;
5-й слайд – информация об авторах работы (главный редактор, музыкальный редактор, корреспондент, дизайнер, выступающий).
Ход урока
I. Организационный момент.
Enya. May lt Be
Ai! laurië lantar lassi súrinen,
Yéni únótimë ve rámar aldaron!
Yéni ve lintë yuldar avánier
mi oromardi lisse-miruvóreva…
- Из какого произведения эти стихи?
- Кто автор этого произведения?
- Действительно сегодня на уроке речь пойдет о трилогии Джона Р.Р. Толкина «Властелин Колец».
Джон Рональд Руэл Толкин (3.01.1892 – 2.09.1973) – писатель, поэт, филолог, профессор Оксфордского университета, родоначальник современной фэнтези. В 1937 году был написан «Хоббит», а в середине 1950-х годов увидели свет три книги «Властелина Колец», повествующие о Средиземье – мире, населённом представителями волшебных рас со сложной культурой, историей и мифологией.
Презентация «Жизнь и творчество Джона Рональда Руэла Толкина». Зинатуллина Яна.
- Какая тема является главной в романе Джона Рональда Руэла Толкина?
Запись в тетради. Дата. Классная работа. Тема. «Добро и зло в трилогии Джона Р.Р. Толкина «Властелин Колец»
Учитель.
Урок по роману Толкина пройдет в виде защиты творческих проектов. Творческие задания (исследования, проекты) выбраны не случайно. В своём произведении Толкин говорит о влиянии обычного человека на ход истории, раскрывает темы смерти и бессмертия, добра и зла, тему власти. Автор считал, что зло нельзя победить с помощью зла. Бессильны все, кто хочет получить Кольцо с помощью оружия, насилия или обмана. Однако в романе показаны и нескончаемые войны, как в реальной жизни. Может быть, поэтому добро пока не может навсегда победить зло?
Вам предстоит итоговая защита проектов. Это, прежде всего, демонстрация результатов вашей самостоятельной работы.
Защита проводится в определенном порядке:
- Выступление – презентация проектов.
- Обсуждение.
- Подведение итогов.
II. Выступление-презентация проекта.
Каждой группе на выступление отводится 4 -5 минут. Члены группы, работавшие над проектом, представляют итоговую компьютерную презентацию:
План выступления:
- Название группы
- Презентация проекта. Выступление и демонстрация слайдов:
- название проекта, обоснование выбора темы;
- выводы по итогам исследования;
Для защиты должны быть расписаны роли участников проекта:
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. | |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
Enya «Lothlorien».
- группа 1 «Критики»: эссе «Добро и зло в трилогии Толкина «Властелин Колец»».
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Шайхелисламова | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. |
2 | Мухамадьярова | Оформитель, содокладчик | |
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
Enya «Lothlorien».
- группа 2 «Актёры».
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Ёлкина | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. |
2 | Гетун Цвелев | Оформитель, содокладчик | |
3 | Шведов Драгунов | Демонстратор, ассистент | |
4 | Лузина Селюгина | Сценарист, оформитель | |
5 | Рюмина Гарифуллина Усова | Ответственный за музыкальное сопровождение |
Enya «Lothlorien».
- группа 3 «Рецензенты»
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Гараев | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. |
2 | Ахметова | Оформитель, содокладчик | |
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
Enya «Lothlorien».
- группа 4 «Веб-дизайнеры»
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. | |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
Enya «Lothlorien».
- группа 5 «Архивариусы»
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Ермаков Ф. | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
Enya «Lothlorien».
- группа 6 «Толкиенисты»
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Капарчук Д. | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
Enya «Lothlorien».
- группа 7 «Знатоки»
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Атласова | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. |
2 | Кузьмина | Оформитель, содокладчик | |
3 | Лыпенко | Демонстратор, ассистент | |
4 | Турова | Сценарист, оформитель | |
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
Enya «Lothlorien».
III. Обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Понравилась ли вам презентация. (Что понравилось? Что не понравилось?)
- Помогла ли вам проделанная работа закрепить знания?
- Что в работе над проектом было наиболее интересным?
- Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
- Каковы ваши ощущения от выполненной работы (удовлетворены или нет)?
- Замечания, предложения.
- Выступление гостей.
IV. Оценочный лист.
Защита и представление проектов
№ группы | Соответствие теме | Эстетический вид, дизайн | Творческий подход, оригинальность | Музыкальное сопровождение | Общее количество баллов |
max 5 | max 10 | max 10 | max 5 | ||
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: ___________
Комментарии, пожелания, замечания:______________
V. Подведение итогов
Учитель.
Подведем итоги нашей работы. Мы посмотрели 7 проектов. Все участники показали высокий уровень знаний.
Открытый микрофон.
Особенно хочется отменить работу группы ____________.
Сегодня мы узнали, что _____________________________________________________.
Благодаря исследовательской работе группы _______________ мы можем ответить, почему______________________________________________________________________.
Группа ______________ дает нам объяснение, почему _________________________________.
Учитель.
Итак, во всех работах, представленных на презентации, ребята показали умение пользоваться различными источниками информации, обобщать и анализировать материал, хорошее знание информационных технологий. Хочется отметить, что никто из участников не отнесся к работе равнодушно. Всем спасибо! Удачи!
Enya. Far away.
Учитель.
Долгая жизнь Джона Рональда Руэла Толкина (1892 – 1973) закончилась – именно закончилась, а не оборвалась! – полтора десятка лет назад. Она стала преддверием его посмертного существования на земле, конца которому пока не предвидится.
Enya. Far away.
О Лучезарная Царица!
О Дева Западных морей!
О свет надежды, что стремится
К нам, в мир предсумрачных теней!
Гилтониэль! О Элберет!
Очей твоих бессмертный свет!
Тебе поет лесной народ
В иной земле, за далью вод.
О звезды, что твоей рукою
Оживлены в бессветный час!
Сияй, соцветие ночное,
В ненастном сумраке для нас!
О Элберет! Гилтониэль!
О луч, пронзающий метель!
Твой дальний свет за гладью вод
Хранит в душе лесной народ.
Enya. Far away.
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. | |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. | |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. | |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. | |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. | |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. | |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. | |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. | |
2 | Оформитель, содокладчик | ||
3 | Демонстратор, ассистент | ||
4 | Сценарист, оформитель | ||
5 | Ответственный за музыкальное сопровождение |
Защита и представление проектов
№ группы | Соответствие теме | Эстетический вид, дизайн | Творческий подход, оригинальность | Музыкальное сопровождение | Общее количество баллов |
max 5 | max 10 | max 10 | max 5 | ||
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: ___________
Комментарии, пожелания, замечания:______________
Защита и представление проектов
№ группы | Соответствие теме | Эстетический вид, дизайн | Творческий подход, оригинальность | Музыкальное сопровождение | Общее количество баллов |
max 5 | max 10 | max 10 | max 5 | ||
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: ___________
Комментарии, пожелания, замечания:______________
Защита и представление проектов
№ группы | Соответствие теме | Эстетический вид, дизайн | Творческий подход, оригинальность | Музыкальное сопровождение | Общее количество баллов |
max 5 | max 10 | max 10 | max 5 | ||
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: ___________
Комментарии, пожелания, замечания:______________
Защита и представление проектов
№ группы | Соответствие теме | Эстетический вид, дизайн | Творческий подход, оригинальность | Музыкальное сопровождение | Общее количество баллов |
max 5 | max 10 | max 10 | max 5 | ||
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: ___________
Комментарии, пожелания, замечания:______________
Защита и представление проектов
№ группы | Соответствие теме | Эстетический вид, дизайн | Творческий подход, оригинальность | Музыкальное сопровождение | Общее количество баллов |
max 5 | max 10 | max 10 | max 5 | ||
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: ___________
Комментарии, пожелания, замечания:______________
Защита и представление проектов
№ группы | Соответствие теме | Эстетический вид, дизайн | Творческий подход, оригинальность | Музыкальное сопровождение | Общее количество баллов |
max 5 | max 10 | max 10 | max 5 | ||
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: ___________
Комментарии, пожелания, замечания:______________
Защита и представление проектов
№ группы | Соответствие теме | Эстетический вид, дизайн | Творческий подход, оригинальность | Музыкальное сопровождение | Общее количество баллов |
max 5 | max 10 | max 10 | max 5 | ||
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: ___________
Комментарии, пожелания, замечания:______________
Защита и представление проектов
№ группы | Соответствие теме | Эстетический вид, дизайн | Творческий подход, оригинальность | Музыкальное сопровождение | Общее количество баллов |
max 5 | max 10 | max 10 | max 5 | ||
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: ___________
Комментарии, пожелания, замечания:______________
Защита и представление проектов
№ группы | Соответствие теме | Эстетический вид, дизайн | Творческий подход, оригинальность | Музыкальное сопровождение | Общее количество баллов |
max 5 | max 10 | max 10 | max 5 | ||
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии: ___________
Комментарии, пожелания, замечания:______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе"
Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе" предназначен для учащихся 11 класса. Цель урока - исследовать категории Добра и Зла в разных областях:философии, религии, литературе....
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Урок литературы 8 класс по теме: ««За добро плати добром, не будь пустельгой». К.Паустовский (по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)
Урок-размышление о значение родителей в жизни человека....
Адресованность романа Дж. Р. Р. Толкина “Властелин колец”
В данной статье рассматривается вопрос адресованности фэнтэзийного романа Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец"....
Конспект внеклассного занятия для учащихся 5-6 классов "Ролевая игра «Телемост в Средиземье» (по мотивам художественного произведения Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец»)
laquo;Властелин колец» является одной из самых известных и популярных книг XX века. Переведён на 38 языков, оказал огромное влияние на литературу в жанре фентези. Толкинисты, поклонники кн...
Открытый урок по литературе. 5 класс. "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Открытый урок по литературе...
Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»...