Адресованность романа Дж. Р. Р. Толкина “Властелин колец”
статья по литературе (11 класс) на тему

Валеева Динара Ильдаровна

В данной статье рассматривается вопрос адресованности фэнтэзийного романа Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adresovannost_romana_dzh._r._r._tolkina_vlastelin_kolets.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Адресованность романа Дж. Р. Р. Толкина “Властелин колец”

Произведение Дж. Р. Р. Толкина   «Властелин Колец», далее ВК (1954-1955 гг.), стало литературным феноменом в ХХ веке. Его уникальность заключается в установлении нового  литературного жанра – фэнтэзи, а также в зарождении целой субкультуры, отразившейся в индустрии кино и игр. ВК имел феноменальный успех среди читателей: он быстро набрал популярность в Европе и Америке, став одной из самых продаваемых книг в мире. Это породило внимание литературных критиков, которые заинтересовались причинами столь высокой популярности книги.  Чтобы объяснить успех этой книги, критики сначала должны были определить  жанр произведения, проанализировать книгу в мифотворческом понимании, также поднимались вопросы возможности  прочтения ВК как аллегорического произведения  и другие. Лишь немногие критики поднимали вопрос адресованности – для кого написано произведение? Среди тех немногих критиков мнения разделились: одни считают ВК книгой взрослой литературы, другие относят его к детской литературе.

  Причиной этого разногласия служит то, что ВК заключает в себе элементы нескольких литературных традиций, где традиционная волшебная сказка и эпос являются основополагающими. Эти жанровые элементы  присутствуют  в образах персонажей: часть персонажей построена по схеме эпических героев, часть представляет собой типичные сказочные образы.  Среди этих персонажей  у критиков  вызвал внимание один из второстепенных героев  ВК – Том Бомбадил, персонаж, заключающий в себе элементы сказки. Однако один из исследователей творчества Толкина Том Шиппи в своей работе «Дорога в Средьземелье» определял Тома Бомбадила не только как сказочного персонажа, но  и как аллегорию природных сил. Рассмотрим это образ поближе.

Этот персонаж встречается в первой части трилогии, когда хоббиты пытались спастись от смертоносных ветвей Старой Ивы.  Вдруг  они услышали из леса голос «Фродо обернулся, прислушался – и вскоре сомнений у него не осталось: в Лесу звучала песня! Веселый басовитый голос беспечно и радостно разносился по Лесу, громко распевая какую-то околесицу:

     Hey dol! merry dol! Ring a dong dillo!

     Ring a dong hop along! Fal lal the willow!

     Tom Bom, jolly Tom, Tom Bombadhillo!»[]

 Хей-дол! Дили-бом! Ива да крапива!

Том-бом! Дол-бом! Ну-ка, живо, живо!

Бомбадили-дили-Том! Хорошо на диво!

Это трехстишие имеет веселый мотив, но оно совершенно лишено смысла. Оно звучит словно набор подражающих звуков или междометий, поэтому порождает абсурдность появления Тома. Своеобразие Тома отражается также в его внешности: «длинная каштановая борода доходила до пояса. Яркие синие глаза, лицо, похожее на спелое румяное яблоко, прорезанное сотней веселых морщинок...»,  старая изношенная шляпа с высокой тульей, воткнутое в ремешок длинное синее перо, большие желтые сапоги. На нем надета синяя верхняя одежда «a blue coat», что может переводиться как «пальто», «китель», «жакет», «пиджак». Эти элементы верхней одежды существуют со средневековых времен, но раньше указанного периода его не было. Само слово “coat” является старофранцузским заимствованием, пришедшим в   английский язык в начале XIII века.  В древних эпических сказаниях такого элемента одежды у героев не могло быть. Значит, внешность Тома создает не эпический, а сказочный образ. Кроме того,  фигурирует типичный атрибут одежды сказочных героев – остроконечная шляпа. «Неэпичность» героя завершает наличие длинного пера в шляпе, что на языке моды значит «плюмаж», украшение, появившееся в эпоху Возрождения.  Таким образом, внешность персонажа имеет яркий, сказочный вид.

Далее рассмотрим характер персонажа. Том Бомбадил – бесстрашный, могучий хозяин леса. Его сила заключается в заклинании деревьев, кроме того над ним не властно кольцо Саурона. Кольцо, попадая к новому хозяину, порабощает, а затем уничтожает его. Сильный волшебник Гэндальф и  мудрейшие эльфы Элронд и Галадриэль признаются, что кольцо может сломать даже  их волю. Но оно не может поработить Тома, оно не вызывает у него желание обладать. В связи с этим можно полагать, что Том обладает силой, превосходящей мощь волшебников Средизмеья.  Одновременно он весел, непосредственен, непредсказуем, беззаботен. Его веселость и беззаботность выражаются в его походке: он  припрыгивает и пританцовывает, и  в речи. Том Бомбадил  практически всегда поет. Это происходит  потому, что для него это естественно.  Для него песня – это своего рода форма общения. Так он приглашает хоббитов к нему домой:

Hey! Come derry dol! Hop along, my hearties!

Hobbits! Ponies all! We are fond of parties.

Now let the fun begin! Let us sing together!

Хей-дол! Дили-бом! –

Дили-Том! Дили-бом! Гости дорогие!

Нынче хоббитов – хо-хо! – жду на пироги я!

Ведь на свете дома нет нашего чудесней!

И встречаем мы гостей радостною песней!

Использование песни, как форму общения часто встречается в сказочном жанре.  Частое использование песен отразилось на речи Тома: она отличается музыкальностью и ритмичностью. Приведем пример: «Here`s my pretty lady! <…> Here`s my Goldberry clothed all in silver-green with flowers in her girdle! Is the table laden? I see yellow cream and honey-comb, and white bread, and butter; milk, cheese, and green herbs and ripe berries gathered. Is that enough for us? Is the supper ready?».  Прослеживается  двустопное чередование ударных и безударных слогов, а также рифма.

А это моя милая хозяюшка!  Златовика – перед вами, в серебре и травах! А вокруг – цветы и листья! Что у нас на ужин? Сливки, медовые соты, белый хлеб и масло, молоко, и сыр, и зелень, и ягоды из леса! Хватит этого на всех? Трапеза готова?

Песня  может быть использована как заклинание – призыв.  В сказках  волшебные помощники могут прийти на помощь, если герои произносят волшебные слова, подобно в русских сказках «По щучьему веленью, по-моему хотению…». Песня для Тома используется как призывающее заклинание. Том учит хоббитов строчкам, которые нужно спеть в случае опасности, и тогда он явится помочь им.

Ho! Tom Bombadil, Tom Bombadillo!

By water, wood and hill, by the reed and willow,

By fire, sun and moon, harken now and hear us!

Come, Tom Bombadil, for our need is near us!

Том! Бом! Бомбадил! Желтые ботинки!

На холме и под холмом, на лесной тропинке,

На болоте, в камышах, дома на пороге –

Том, услышь нас и приди: просим о подмоге!

В целом, внешность, поведение, речь героя создают сказочный образ этого героя. Итак, Том является сказочным персонажем, чья роль заключается в помощи хоббитам. Его образ соответствуют образам детских сказок.  Такой персонаж не впечатлит взрослого читателя, которому  интересны более серьезные герои, такие как Арагорн или Гэндальф. На их фоне Том Бомбадил выглядит  детским,  неинтересным персонажем. Эпизод с этим героем никак не влияет на последующие события:  его можно убрать, безо всякого ущерба для сюжета (в фильме «Властелин колец: братство кольца» Питер Джексон вовсе не включил персонажа в свою киноленту). Однако автор включил этого персонажа, но для чего? Полное раскрытие персонажа привел Том Шиппи, определивший функцию героя, отвечая на вопрос «Кто есть Том Бомбадил?».

Этот вопрос звучит и в самом тексте, когда хоббитов спасает Том.  Ответ должен быть получен в следующей главе «В гостях у Тома Бомбадила». Однако глава не только не объясняет происхождение и роль этого героя, а еще больше придает загадочности персонажу.  На ответ, кем является Том Бомбадил, Фродо получает туманный ответ от Золотинки, жены героя: «Том Бомбадил — это он и есть <…>  он таков, каким кажется, вот и все <…> хозяин Леса, Вод и Холмов».  Однако Фродо, не понимая смысла сказанного, решает  узнать ответ у самого Тома, но последний тоже отвечает загадками, удивляясь бессмысленному вопросу: «Разве ты еще не слышал моего имени? Вот тебе и весь ответ! И другого нету! Скажи мне лучше, кто ты таков – одинокий, безымянный, сам по себе? Ты молод, а я стар. Я – Старейший». Из всего сказанного читатель понимает только то, что Том является первым жителем Средиземья, и что он  хранитель леса.

 Том Бомбадил, как определил Том Шиппи, является духом природы, дикой, непредсказуемой, необъяснимой, но могучей, одновременно непосредственной, яркой, музыкальной. Он не человек, не божество, а олицетворение природной силы. Он хранитель западного леса, и только здесь он силен. Природу не интересуют людская жизнь и время, поэтому мы находим Тома равнодушным к происходящему вокруг. Природа ничего не желает, она и не может желать, поэтому Том не желает силу кольца, он даже  не понимает все его могущество, для него это всего лишь предмет.  Природа непредсказуема и непосредственна, поэтому поведение Тома своеобразно и непосредственно.

Текст вводит этого персонажа, чтобы изобразить природу в образе героя,  показать ее могущество, и одновременно ее уязвимость. Том владеет непомерной силой, но она действует только в его лесу. Его заботит лишь внутреннее состояние леса, то, что происходит за пределами леса, его не касается.  Однако  Жизнь Тома Бомбадила целиком зависит от рук  хоббитов, то есть природа полностью зависит от жителей Средиземья. Эпизод с Томом обращен к читателю, глубоко переживающему за экосистему Земли. Том Бомбадил обращается к читателю взрослому, способному мыслить образно, способному ценить и любить природу такой, какая она есть.  

Итак, Том Бомбадил – одновременно персонаж детской и взрослой литературы. Он заключает в себе элементы сказки, но эпическое начало  в этом персонаже отсутствует. Однако отнесение этого героя к взрослой литературе справедливо в силу философии, заключенной в персонаже. Если для  детского читателя он герой-помощник, то для взрослой аудитории он аллегорический  герой. 

Мы полагаем, что ВК адресован и детскому и взрослому читателям. ВК является синтезированным произведением, включающим в себя элементы сказки и эпоса, то есть жанров детской и взрослой литературы, но не исключено использование других жанров. На примере с Томом Бомбадилом мы убедились, что адресованность ко взрослому читателю может происходить не только через использование эпического жанра, но и через философскую аллегорию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый бинарный урок по англо-русской литературе "Проблема добра и зла в романе Р.Толкиена "Властелин колец"

Открытый  бинарный урок по англо-русской литературе "Проблема добра и зла в романе Толкиена "Властелин колец"...

О сказке Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно»

В помощь тем, кто учится анализировать художественные произведения...

Конспект внеклассного занятия для учащихся 5-6 классов "Ролевая игра «Телемост в Средиземье» (по мотивам художественного произведения Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец»)

laquo;Властелин колец» является одной из самых известных и популярных книг XX века. Переведён на 38 языков, оказал огромное влияние на литературу в жанре фентези. Толкинисты, поклонники кн...

Урок музыки в 8 классе "Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Презентация к уроку музыки в 8 классе, тема урока - "Музыка в кино. Музыка к кинофильму "Властелин колец"". В презентации представлены главные музыкальные темы фильма "Властел...

Музыка в кино. Внутрикадровая, закадровая музыкальная характеристика персонажа. Музыка к фильму "Властелин колец"

Предлагаемый дистанционный урок создан на платформе CORE и соответствует УМК «Музыка. Сергеева Г.П. 8 класс». Информация к уроку записана в стиле аудио подкастов (в стиле радиопередач в се...

Урок литературы в 8 классе «Добро и зло в трилогии Джона Р.Р. Толкина «Властелин Колец»

Урок по роману Толкина в виде защиты творческих проектов. Творческие задания (исследования, проекты) выбраны не случайно. В своём произведении Толкин говорит о влиянии обычного человека на ход истории...