Научно-исследовательская работа «Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока», 2015 г
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Головина Анастасия Васильевна

Тема научно-исследовательской работы: «Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока» ученицы Гайнулиной Галины. Данную тему считаем одной из самых актуальных не только на сегодняшний день, но и во все времена, пока не померкнет интерес к лирике А.А. Блока, которому в этом году исполняется 135 лет со Дня Рождения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evolyutsiya_pr.neznakomki.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГАЗИМУРО-ЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Научно-практической конференции «Шаг в будущее – 2016»

Научное направление: наука, техника, искусство: взгляд в будущее.

по учебному предмету литература – область - литературоведение

Тема: « Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в лирике А.А. Блока»

Выполнила: ученица 10 «А»  класса

Гайнулина Галина Сергеевна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Шишмарёва Анастасия Васильевна.

с. Газимурский Завод, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….………………3-4

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ……………………………………………………………….4-8

Параграф 1. Биография и особенности творчества А.А. Блока…………………………4-8

1.1. Биография поэта……………………………………………………...............................4-5

1.2. Особенности творчества А.А. Блока………………………………………………….5-8

Часть 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ.

Параграф 2. Эволюция образа прекрасной Незнакомки в лирике

Александра Блока…………………………………………………………………………..9-11

2.1. Начальный образ Незнакомки в лирике Блока 1898-1904гг………………………..8-10

2.2. Образ Незнакомки зрелого Блока (1904-1907гг)……………………….....................…10

2.3. Образ России, как образ Незнакомки (с 1709года)…………………..........................10-11

Заключение……………………………………………………………………………………...11

Библиография…………………………………………………………………….…………….11

ВВЕДЕНИЕ

В этом учебном году учащимся старшей школы было предложено  количество различных тем для написания научных работ. Нас заинтересовало направление – литературоведение, а именно эволюция образа Прекрасной Незнакомки в лирике Александра Александровича Блока.

Имя Александра Блока в русской литературе в первую очередь связано с образом романтического поэта, символиста, лирика, воспевающего идеал женственности и красоты. В разные периоды творчества этот идеал обретает новую окраску, но остаётся неизменной сама идея создания эталона изящности и нежности. В этом году исполняется 135 лет со дня рождения этого замечательного поэта, что даёт нам возможность ещё раз проследить его бессмертное творчество и более детально в нем разобраться.

Предмет исследования: лирика А.А. Блока.

Объект исследования:  образ Прекрасной Незнакомки в творчестве поэта.

Методы исследования:

  1. биографический -  использовали в работе данные биографии поэта;
  2. метод подробного и компонентного анализа стихотворений А.А. Блока;
  3. описательный метод.

Цель исследования:  проследить эволюцию образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока.

Задачи:  

1. Изучить биографию А.А. Блока;

2. Рассмотреть творческий путь поэта в разные периоды жизни;

3. Проследить  эволюцию образа Прекрасной Незнакомки в его творчестве;

4. Постараться привлечь интерес современного читателя к творчеству Александра Блока.

Актуальность исследования.

Имя Александра Александровича Блока всегда оставалось загадочным. Его лирика – явление уникальное в русской поэтической культуре. При всём многообразии её проблематики и художественных решений, при всём отличии ранних стихотворений от последующих – оно выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути.

А.А. Блок  (см. Приложение 2) был поэтом-символистом, кодировал, казалось бы, простейшие образы (природу, родину-мать, войну и многое другое) в различные символы, восприятие которых в разное время изучения творчества поэта было неоднозначным.

Одним из таких образов был и образ Прекрасной Незнакомки, очень таинственный и до сих пор не всем  понятный. Поэтому рассмотрение того, как он эволюционировал  в творческом мире А.А. Блока является актуальным в наше время.

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.

Параграф 1. Биография и особенности творчества А.А. Блока.

  1. Биография поэта.

Родился Александр Блок 16 (28) ноября 1880года. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям этот поэт, сам назвавший себя в третьем лице «торжеством свободы», принадлежит к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколение свято служившей науке и литературе.

Все его ближайшие родичи были либо учёными, либо литераторами: отец – профессором-юристом,  дед – профессором-ботаником, бабка, мать, две тётки, двоюродная бабка – писательницами и переводчицами. И женат он был на дочери великого учёного -  Д. И. Менделеева.

 Мать поэта – Александра Андреевна  - дочь ректора Санкт-Петербургского университета А.Н. Бекетова. Замужество, начавшееся в 18 лет, было недолгим: после рождения сына разорвала отношения с мужем. В 1889 году вышла замуж за гвардейского офицера Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттуха, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.

В 9 лет Блок был отдан во Введенскую гимназию. В 1897году пережил первую сильную влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве. В1897 окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году [6].

С детства Александр Блок проводил каждое лето в подмосковном имении деда - Шахматово. В восьми километрах находилось имение друга Бекетова, великого русского химика  Дмитрия Ивановича Менделеева – Баблово.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д.И, Менделеева.

В 1904 году происходят два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок с женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». Летом 1911 и летом 1913 Блок посещает Францию, Бельгию и Нидерланды, после чего даёт отрицательную оценку французским нравам.

7 июля 1916 года Блока позвали на службу в инженерскую часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. По собственному признанию матери в письме, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные»

Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Родиной в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу «Чрезвычайную следовательную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих  высших должностных лиц как  гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора [4].

В начале 1920 года умирает его отчим, Блок забрал к себе жить свою мать. Но она и жена Блока не ладили между собой. Блок был одним из тех деятелей искусства Петрограда, кто непросто принял советскую власть, но согласился работать в её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918-1920г. Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возвращающийся объём работы подорвал силы поэта. Блок описывал своё состояние  того периода словами: «меня выпили». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта – у Блока возникла серьёзная сердечнососудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга.

Ряд историков полагали, что В.И. Ленин и В.Р. Менжинский сыграли особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение  в санаторий  в Финляндии, о чём по ходатайству М. Горького и Луначарского шла речь на заседании политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921г. Оказавшись в тяжелом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последнеё Петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума в полном сознании – что опровергает слухи о его помешательстве перед смертью, после получения отрицательного отзыва на запрос о выезде на лечение за границу, поэт сознательно уничтожает свои записи, отказавшись от приёма пищи и лекарств.

Александр Александрович Блок был похоронен на Смоленском кладбище Петрограда. В 1944 прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостах на Волховском кладбище [6].

  1. Особенности творчества А.А. Блока.

Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа. Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: "Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха".

В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах [3].

Испепеляющие годы!

Бездумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть.

Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности [5].

Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая "тревоги своего времени".

На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.

И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.

В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два "магических" слова могли означать для легло бесконечно многое [1].

Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.

Закат в крови!

Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь.

("На поле Куликовом")

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто "цыганщины", а большого литературного стиля:

Вешний трепет, и лепет, и шелест,

Непробудные, дикие сны,

И твоя одичалая прелесть

Как гитара, как бубен весны!

("Ты — как отзвук забытого гимна...") [2]

Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:

Отложила молодица

Зимнюю кудель...

Поглядеть, как веселится

В улице апрель!

Раскрутился над рекою

Красный сарафан,

Счастьем, удалью, тоскою

Задышал туман.

(Из цикла "Ненужная весна")

Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме "Возмездие" целиком построен на противоположности антонимических слов: «Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай...» Или: «Он, утверждая, отрицал, И утверждал он, отрицая...»

В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

("На железной дороге") [2]

Мастерски поэт использует цветовые метафоры: "желтые и синие" (вагоны I и II классов), "зеленые" (вагоны III класса). Здесь "желтые и синие" олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.

Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: "Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир" [3].

Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество [1]!

Часть 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ.

Параграф 2. Эволюция образа прекрасной Незнакомки в лирике Александра Блока.

2.1. Начальный образ Незнакомки в лирике Блока 1898-1904гг.

Как океан меняет цвет,

Когда в нагромождённой туче

Вдруг полыхнёт мигнувший свет,-

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слёзы счастья душат грудь,

Перед явленьем Карменситы.

                                               А. Блок [5]

Образ Прекрасной Незнакомки в творчестве Блока начинается образом Прекрасной Дамы, в раннем творчестве поэта. Незнакомка представлена здесь как нечто таинственное, высокое, плод воображения поэтического вдохновения. Великое воплощение женственности и непорочности. Она неуловима, загадочна; Предстаёт перед поэтом то в тени, то в  луче света. Например, в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…»:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

 Таинственная, она завораживает своим присутствием, как что-то неземное; Она другая – нежели все мы. Поэтому Блок в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» часто прибегает к слову « святая». Но параллельно с этим в стихотворениях встречаются слова «магия», «пророчество», «тайные знаки»… - из её «святости» она, то и дело - подаёт знаки поэту:

« Ты свята, но Тебе я не верю

И давно всё знаю наперёд:

Будет день, и распахнуты двери,

Вереница белая пройдёт…»

В раннем творчестве Александр Блок писал сбивчивым и расплывчатым языком, как будто повествуя нам о тайне. И тайной тайн для него была та Таинственная, которой он посвятил свою первую книгу и которую называл Вечной Весной, Вечной Надеждой, Вечной Женой, Вечной Юной, Недостижимой, Владычицей, Царевной, Хранительницей, Закатной, Таинственной Девой [2]. Мы не знаем: кто она, где она, какая она, знаем, только, что она таинственна. Лиши её этой таинственности, и она перестанет быть.]  Всякое отчётливое слово убило бы его Незнакомку. Первая книга стихов Блока – «Стихи о Прекрасной Даме»  -  была книгой ожиданий, предчувствий. Только этой темой он занимался шесть лет: с 1989 по 1904г. И посвятил этой теме 687 стихотворений.

2.2.Образ Незнакомки зрелого Блока (1904-1907гг)

По мере того, как блок развивается и взрослеет и выходит в реальный мир – для него это мир ресторанов и кабаков, переулков и перекрёстков, ну и, конечно, вина. В этот момент зрелого развития творчества Блок впервые называет свою героиню - Незнакомка, которую он встречает по кабакам, ресторанам, скверам и улицам. Культом зрелого творчества в соединении реального мира и высокой Незнакомки является произведение «Незнакомка» (см. Приложение 1, стихотворение 1).  

Условно, стихотворение можно разделить на две части: 1. Блок описывает вечную картину с безнадёжными видами. 2. Лирические размышления и образ прекрасной Незнакомки. Охарактеризовать атмосферу, находящуюся там можно как бездуховную, тоскливую. Бессмысленность происходящего присуща всему окружающему. Поэт одинок, в нём исчезла вера в красоту, добро, духовность… и вот в кабаке появляется Она, несмотря на обстановку окружающего мира, её таинственность воплощает в себе те высокие чувства, духовность, красоту, добро, любовь. Она опять пришла как нечто загадочное, туманное.[Она принесла с собой мир, единственно необходимый герою.] Лирический герой не может понять: сон это, видение, или всё же явь. Почти все дальнейшие стихи Блока объединены целью – найти Незнакомку в этом грешном мире.        

2.3. Образ России, как образ Незнакомки (с 1709года)

И вот, разобравшись в себе к 1907 году, Александр Александрович находит ту, о которой так много писал, ту, кто являлась ему в чудном эфире, ту, кто вдохновляла его все эти годы. Прежде его милая была либо святая, либо падшая, либо судьба, либо смерть. Теперь она одновременно святая и падшая, и судьба, и смерть  – потому что, её имя – Россия.

И говорит, что даже в последнюю минуту, на смертном одре, он вспомнит Россию, как самое милое в жизни. Блок принимает и воспевает Родину, но не в привычном понимании, как все поэты, для Блока – это своя – грешная и разбойная Русь (см. Приложение 1, стихотворении 2).

 Ему нужно было полюбить её именно нищую, дикую, несчастную, губительную, потому что таким он ощущал и себя [4].Блок всегда любил отчаянно – сквозь ненависть, самопрезрение и боль. Словом, он славил Россию за то, за что другие проклинали бы её. Очень сильно это видение отразилось в стихотворении «Россия», написанное 18 октября 1908 года. В нём-то Блок и выражает всю, своего рода, трагичность, сравнивая её быт с первыми слезами любви. Поэт сравнивает образ России, во-первых, с образом русской женщины, рисуя её образ разбойной красы, с прекрасными чертами, в национальном узорчатом платке. И усталым затуманенным вечной заботой взглядом, который присущ простой русской женщине, и ставший её отличительной чертой.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подведя итог, проанализировав творчество Александра  Александровича  Блока, мы проследили  эволюцию образа вечной, идеальной женщины.  Она началась с образа прекрасной Дамы  в раннем творчестве, далее переросла  в образ Незнакомки, встречаемой поэтом в праздном мире. Всё это время Блок искал свой идеал.  И, наконец, к более  зрелому возрасту он находит её в  лице Родины. Россия для Блока – воплощение всей святости и таинственности Прекрасной Дамы;  явление изящности и непорочности в бренном и пошлом мире.  И просто многоликая, но родная, единственная и неповторимая русская женщина (см. Приложение № 3).

Цели и задачи исследования оказались разрешимыми.

Такая работа помогла нашему самообразованию и самовоспитанию в аспекте данной темы.

Творчество А.А. Блока – уникально, неповторимо. Как поэт он отличается своим особым видением мира. Его образы отличаются своей невероятной гармонией и красотой. Интерес к творчеству этого великого поэта 20 века не иссякнет никогда.

Библиография.

  1.  « И все души моей излучины…»  [текст] - методическое  пособие по литературному анализу в 11 класс 3-е издание « Московский Лицей» 2001.
  2. Русская литература ХХ в. 11 кл.: [текст] Учебник для общеобразоват. Учреждений: В 2 ч. Ч. 1 / В.В. Агеносова.   под редакцией В.В. Агеносова .- 7-е изд., стериотип.- М.: Дрофа 2002.
  3. Статья Владимира Орлова о Блоке [текст]; 1954.
  4. Статья К.И. Чуковского о Блоке [текст]; 1902.
  5. « Стихотворения. Александр Блок» [текст] изд.: «Эксно»  2012
  6. WWW/. Litra.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Литературно-музыкальная композиция «Всё в облике одном предчувствую Тебя…» (образ Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока)

Эволюция образа  лирической героини в творчестве А. Блока. Путь от Прекрасной Дамы до Катьки. Женщина-Мечта, Вечная Жена и земная женщина....

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Разработка сценария учебного занятия с использованием игровой образовательной технологии «Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока. Анализ стихотворения «Незнакомка»

Тема « Жизнь и творчество А.А. Блока. Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока» - одна из самых сложных в литературе 20 века. Поэтому главной задачей педагога является создание атмосферы ...