Научно-исследовательская работа «Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока», 2015 г
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)
Тема научно-исследовательской работы: «Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока» ученицы Гайнулиной Галины. Данную тему считаем одной из самых актуальных не только на сегодняшний день, но и во все времена, пока не померкнет интерес к лирике А.А. Блока, которому в этом году исполняется 135 лет со Дня Рождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsiya_pr.neznakomki.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГАЗИМУРО-ЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Научно-практической конференции «Шаг в будущее – 2016»
Научное направление: наука, техника, искусство: взгляд в будущее.
по учебному предмету литература – область - литературоведение
Тема: « Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в лирике А.А. Блока»
Выполнила: ученица 10 «А» класса
Гайнулина Галина Сергеевна
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Шишмарёва Анастасия Васильевна.
с. Газимурский Завод, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….………………3-4
Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ……………………………………………………………….4-8
Параграф 1. Биография и особенности творчества А.А. Блока…………………………4-8
1.1. Биография поэта……………………………………………………...............................4-5
1.2. Особенности творчества А.А. Блока………………………………………………….5-8
Часть 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ.
Параграф 2. Эволюция образа прекрасной Незнакомки в лирике
Александра Блока…………………………………………………………………………..9-11
2.1. Начальный образ Незнакомки в лирике Блока 1898-1904гг………………………..8-10
2.2. Образ Незнакомки зрелого Блока (1904-1907гг)……………………….....................…10
2.3. Образ России, как образ Незнакомки (с 1709года)…………………..........................10-11
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Библиография…………………………………………………………………….…………….11
ВВЕДЕНИЕ
В этом учебном году учащимся старшей школы было предложено количество различных тем для написания научных работ. Нас заинтересовало направление – литературоведение, а именно эволюция образа Прекрасной Незнакомки в лирике Александра Александровича Блока.
Имя Александра Блока в русской литературе в первую очередь связано с образом романтического поэта, символиста, лирика, воспевающего идеал женственности и красоты. В разные периоды творчества этот идеал обретает новую окраску, но остаётся неизменной сама идея создания эталона изящности и нежности. В этом году исполняется 135 лет со дня рождения этого замечательного поэта, что даёт нам возможность ещё раз проследить его бессмертное творчество и более детально в нем разобраться.
Предмет исследования: лирика А.А. Блока.
Объект исследования: образ Прекрасной Незнакомки в творчестве поэта.
Методы исследования:
- биографический - использовали в работе данные биографии поэта;
- метод подробного и компонентного анализа стихотворений А.А. Блока;
- описательный метод.
Цель исследования: проследить эволюцию образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока.
Задачи:
1. Изучить биографию А.А. Блока;
2. Рассмотреть творческий путь поэта в разные периоды жизни;
3. Проследить эволюцию образа Прекрасной Незнакомки в его творчестве;
4. Постараться привлечь интерес современного читателя к творчеству Александра Блока.
Актуальность исследования.
Имя Александра Александровича Блока всегда оставалось загадочным. Его лирика – явление уникальное в русской поэтической культуре. При всём многообразии её проблематики и художественных решений, при всём отличии ранних стихотворений от последующих – оно выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути.
А.А. Блок (см. Приложение 2) был поэтом-символистом, кодировал, казалось бы, простейшие образы (природу, родину-мать, войну и многое другое) в различные символы, восприятие которых в разное время изучения творчества поэта было неоднозначным.
Одним из таких образов был и образ Прекрасной Незнакомки, очень таинственный и до сих пор не всем понятный. Поэтому рассмотрение того, как он эволюционировал в творческом мире А.А. Блока является актуальным в наше время.
Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.
Параграф 1. Биография и особенности творчества А.А. Блока.
- Биография поэта.
Родился Александр Блок 16 (28) ноября 1880года. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям этот поэт, сам назвавший себя в третьем лице «торжеством свободы», принадлежит к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколение свято служившей науке и литературе.
Все его ближайшие родичи были либо учёными, либо литераторами: отец – профессором-юристом, дед – профессором-ботаником, бабка, мать, две тётки, двоюродная бабка – писательницами и переводчицами. И женат он был на дочери великого учёного - Д. И. Менделеева.
Мать поэта – Александра Андреевна - дочь ректора Санкт-Петербургского университета А.Н. Бекетова. Замужество, начавшееся в 18 лет, было недолгим: после рождения сына разорвала отношения с мужем. В 1889 году вышла замуж за гвардейского офицера Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттуха, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.
В 9 лет Блок был отдан во Введенскую гимназию. В 1897году пережил первую сильную влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве. В1897 окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году [6].
С детства Александр Блок проводил каждое лето в подмосковном имении деда - Шахматово. В восьми километрах находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева – Баблово.
В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д.И, Менделеева.
В 1904 году происходят два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок с женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». Летом 1911 и летом 1913 Блок посещает Францию, Бельгию и Нидерланды, после чего даёт отрицательную оценку французским нравам.
7 июля 1916 года Блока позвали на службу в инженерскую часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. По собственному признанию матери в письме, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные»
Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Родиной в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу «Чрезвычайную следовательную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора [4].
В начале 1920 года умирает его отчим, Блок забрал к себе жить свою мать. Но она и жена Блока не ладили между собой. Блок был одним из тех деятелей искусства Петрограда, кто непросто принял советскую власть, но согласился работать в её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918-1920г. Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возвращающийся объём работы подорвал силы поэта. Блок описывал своё состояние того периода словами: «меня выпили». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта – у Блока возникла серьёзная сердечнососудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга.
Ряд историков полагали, что В.И. Ленин и В.Р. Менжинский сыграли особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение в санаторий в Финляндии, о чём по ходатайству М. Горького и Луначарского шла речь на заседании политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921г. Оказавшись в тяжелом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последнеё Петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума в полном сознании – что опровергает слухи о его помешательстве перед смертью, после получения отрицательного отзыва на запрос о выезде на лечение за границу, поэт сознательно уничтожает свои записи, отказавшись от приёма пищи и лекарств.
Александр Александрович Блок был похоронен на Смоленском кладбище Петрограда. В 1944 прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостах на Волховском кладбище [6].
- Особенности творчества А.А. Блока.
Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа. Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: "Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха".
В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах [3].
Испепеляющие годы!
Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.
Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности [5].
Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая "тревоги своего времени".
На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.
В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два "магических" слова могли означать для легло бесконечно многое [1].
Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
Закат в крови!
Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь.
("На поле Куликовом")
Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто "цыганщины", а большого литературного стиля:
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть
Как гитара, как бубен весны!
("Ты — как отзвук забытого гимна...") [2]
Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:
Отложила молодица
Зимнюю кудель...
Поглядеть, как веселится
В улице апрель!
Раскрутился над рекою
Красный сарафан,
Счастьем, удалью, тоскою
Задышал туман.
(Из цикла "Ненужная весна")
Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме "Возмездие" целиком построен на противоположности антонимических слов: «Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай...» Или: «Он, утверждая, отрицал, И утверждал он, отрицая...»
В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
("На железной дороге") [2]
Мастерски поэт использует цветовые метафоры: "желтые и синие" (вагоны I и II классов), "зеленые" (вагоны III класса). Здесь "желтые и синие" олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.
Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: "Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир" [3].
Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество [1]!
Часть 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ.
Параграф 2. Эволюция образа прекрасной Незнакомки в лирике Александра Блока.
2.1. Начальный образ Незнакомки в лирике Блока 1898-1904гг.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагромождённой туче
Вдруг полыхнёт мигнувший свет,-
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слёзы счастья душат грудь,
Перед явленьем Карменситы.
А. Блок [5]
Образ Прекрасной Незнакомки в творчестве Блока начинается образом Прекрасной Дамы, в раннем творчестве поэта. Незнакомка представлена здесь как нечто таинственное, высокое, плод воображения поэтического вдохновения. Великое воплощение женственности и непорочности. Она неуловима, загадочна; Предстаёт перед поэтом то в тени, то в луче света. Например, в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…»:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
Таинственная, она завораживает своим присутствием, как что-то неземное; Она другая – нежели все мы. Поэтому Блок в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» часто прибегает к слову « святая». Но параллельно с этим в стихотворениях встречаются слова «магия», «пророчество», «тайные знаки»… - из её «святости» она, то и дело - подаёт знаки поэту:
« Ты свята, но Тебе я не верю
И давно всё знаю наперёд:
Будет день, и распахнуты двери,
Вереница белая пройдёт…»
В раннем творчестве Александр Блок писал сбивчивым и расплывчатым языком, как будто повествуя нам о тайне. И тайной тайн для него была та Таинственная, которой он посвятил свою первую книгу и которую называл Вечной Весной, Вечной Надеждой, Вечной Женой, Вечной Юной, Недостижимой, Владычицей, Царевной, Хранительницей, Закатной, Таинственной Девой [2]. Мы не знаем: кто она, где она, какая она, знаем, только, что она таинственна. Лиши её этой таинственности, и она перестанет быть.] Всякое отчётливое слово убило бы его Незнакомку. Первая книга стихов Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» - была книгой ожиданий, предчувствий. Только этой темой он занимался шесть лет: с 1989 по 1904г. И посвятил этой теме 687 стихотворений.
2.2.Образ Незнакомки зрелого Блока (1904-1907гг)
По мере того, как блок развивается и взрослеет и выходит в реальный мир – для него это мир ресторанов и кабаков, переулков и перекрёстков, ну и, конечно, вина. В этот момент зрелого развития творчества Блок впервые называет свою героиню - Незнакомка, которую он встречает по кабакам, ресторанам, скверам и улицам. Культом зрелого творчества в соединении реального мира и высокой Незнакомки является произведение «Незнакомка» (см. Приложение 1, стихотворение 1).
Условно, стихотворение можно разделить на две части: 1. Блок описывает вечную картину с безнадёжными видами. 2. Лирические размышления и образ прекрасной Незнакомки. Охарактеризовать атмосферу, находящуюся там можно как бездуховную, тоскливую. Бессмысленность происходящего присуща всему окружающему. Поэт одинок, в нём исчезла вера в красоту, добро, духовность… и вот в кабаке появляется Она, несмотря на обстановку окружающего мира, её таинственность воплощает в себе те высокие чувства, духовность, красоту, добро, любовь. Она опять пришла как нечто загадочное, туманное.[Она принесла с собой мир, единственно необходимый герою.] Лирический герой не может понять: сон это, видение, или всё же явь. Почти все дальнейшие стихи Блока объединены целью – найти Незнакомку в этом грешном мире.
2.3. Образ России, как образ Незнакомки (с 1709года)
И вот, разобравшись в себе к 1907 году, Александр Александрович находит ту, о которой так много писал, ту, кто являлась ему в чудном эфире, ту, кто вдохновляла его все эти годы. Прежде его милая была либо святая, либо падшая, либо судьба, либо смерть. Теперь она одновременно святая и падшая, и судьба, и смерть – потому что, её имя – Россия.
И говорит, что даже в последнюю минуту, на смертном одре, он вспомнит Россию, как самое милое в жизни. Блок принимает и воспевает Родину, но не в привычном понимании, как все поэты, для Блока – это своя – грешная и разбойная Русь (см. Приложение 1, стихотворении 2).
Ему нужно было полюбить её именно нищую, дикую, несчастную, губительную, потому что таким он ощущал и себя [4].Блок всегда любил отчаянно – сквозь ненависть, самопрезрение и боль. Словом, он славил Россию за то, за что другие проклинали бы её. Очень сильно это видение отразилось в стихотворении «Россия», написанное 18 октября 1908 года. В нём-то Блок и выражает всю, своего рода, трагичность, сравнивая её быт с первыми слезами любви. Поэт сравнивает образ России, во-первых, с образом русской женщины, рисуя её образ разбойной красы, с прекрасными чертами, в национальном узорчатом платке. И усталым затуманенным вечной заботой взглядом, который присущ простой русской женщине, и ставший её отличительной чертой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подведя итог, проанализировав творчество Александра Александровича Блока, мы проследили эволюцию образа вечной, идеальной женщины. Она началась с образа прекрасной Дамы в раннем творчестве, далее переросла в образ Незнакомки, встречаемой поэтом в праздном мире. Всё это время Блок искал свой идеал. И, наконец, к более зрелому возрасту он находит её в лице Родины. Россия для Блока – воплощение всей святости и таинственности Прекрасной Дамы; явление изящности и непорочности в бренном и пошлом мире. И просто многоликая, но родная, единственная и неповторимая русская женщина (см. Приложение № 3).
Цели и задачи исследования оказались разрешимыми.
Такая работа помогла нашему самообразованию и самовоспитанию в аспекте данной темы.
Творчество А.А. Блока – уникально, неповторимо. Как поэт он отличается своим особым видением мира. Его образы отличаются своей невероятной гармонией и красотой. Интерес к творчеству этого великого поэта 20 века не иссякнет никогда.
Библиография.
- « И все души моей излучины…» [текст] - методическое пособие по литературному анализу в 11 класс 3-е издание « Московский Лицей» 2001.
- Русская литература ХХ в. 11 кл.: [текст] Учебник для общеобразоват. Учреждений: В 2 ч. Ч. 1 / В.В. Агеносова. под редакцией В.В. Агеносова .- 7-е изд., стериотип.- М.: Дрофа 2002.
- Статья Владимира Орлова о Блоке [текст]; 1954.
- Статья К.И. Чуковского о Блоке [текст]; 1902.
- « Стихотворения. Александр Блок» [текст] изд.: «Эксно» 2012
- WWW/. Litra.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)
Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...
Научно - исследовательский проект "Работа со словарями как средство повышения культуры речи"
Научно - исследовательский проект по русскому языку...
А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности.
...
Литературно-музыкальная композиция «Всё в облике одном предчувствую Тебя…» (образ Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока)
Эволюция образа лирической героини в творчестве А. Блока. Путь от Прекрасной Дамы до Катьки. Женщина-Мечта, Вечная Жена и земная женщина....
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»
В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...
Разработка сценария учебного занятия с использованием игровой образовательной технологии «Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока. Анализ стихотворения «Незнакомка»
Тема « Жизнь и творчество А.А. Блока. Образ Петербурга в творчестве А. А. Блока» - одна из самых сложных в литературе 20 века. Поэтому главной задачей педагога является создание атмосферы ...
Основные этапы жизни и творчества А.А. Блока. Поэт и символизм. Разнообразие мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в поэзии.
Презентация к уроку литературы в 11 классе...