А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности.
план-конспект урока по литературе на тему

Соломенцева Наталья Юрьевна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.blok_.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности.

Цели: - познакомить учащихся с очерком жизни и творчества А.А.Блока, с основными темами его лирики, с содержанием стихотворений о Прекрасной Даме;

- формировать навыки анализа стихотворного текста, развивать навыки выразительного чтения;

- воспитывать эстетический вкус.

Ход урока.

Он был Лермонтов нашей эпохи.

И у него была та же тяжелая

тяжба с миром, Богом, собою, тот же

роковой демонический ток,

та же тяжелость не умеющей приспособиться

к миру души, давящий, как бремя.

К.Чуковский

1. Запись эпиграфа к уроку и комментарий к нему.

- Объяснение значения выражения «роковой демонический ток».

- Находим однокоренные слова, объясняем правомерность их употребления.

- Роль особенностей синтаксиса предложения.

- Какое значение имеет сопоставление Блока с Лермонтовым?

2. Объяснение нового материала (на основе опережающих заданий).

2.1 Пересказ ст. учебника о Блоке с выявлением ключевых слов и СС.

2.2 Объяснение значения эпиграфа в учебнике – слов К.Чуковского:

Сладкозвучие его лирики было чрезмерно…

В безвольном непротивлении звукам,

в женственной покорности им

заключалось…очарование Блока…

3. Слово учителя о Блоке.

3.1 Чтение стихотворения М.Цветаевой «Стихи к Блоку» (индивидуальное задание).

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно – единственное движенье губ,

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое – ах, нельзя!

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим – сон глубок.

15 апреля 1916

3.2 Своим творчеством А.Блок завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию века 20, соединив русскую классику и новое искусство.

    Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Отец поэта – профессор Варшавского университета,  мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н.Бекетова, жена – дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева, а сам Блок окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Детские и юношеские годы прошли в доме деда, профессора – ботаника, а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении Шахматовою. Детство будущего поэта прошло в атмосфере всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.  

    Писать Блок начал рано, еще в 5-м возрасте. Однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления им в университет в 1898 году.

    В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока – любовь к Л.Д.Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году и увлечение философскими трудами В.С.Соловьева.

    Появляется первая книга поэзии Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905), которая сразу же сделала Блока знаменитым. В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета. Здесь в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева».

   Поэт и философ В.Соловьев стал духовным учителем Блока – символиста. Его учение основывается на поиске Вечной Женственности – воплощение добра, истины и красоты. Вечная Женственность (Душа Мира, Прекрасная Дама) приобретает в лирике поэта то образ земной женщины, то небесного Божества. Большинство из 687 стихотворений о «Прекрасной Даме» посвящены Л.Д.Менделеевой – жене поэта.

   Для мистика реальный мир – лишь покров, под которым скрыта загадка:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами

Только отблеск, только тени-

От незримого очами.

В.Соловьев

   Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений – сверхзадача поэтов – символистов, которая требует и особой формы выражения – в виде символов, т.е. условных изображений чего-либо.

   Блок создал целую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит личное:

-  мистическое постижение Бога,

- поиск жизненного пути,

- порыв к идеалу.

  Заря, звезда, солнце, белый цвет – все это синонимы Прекрасной Дамы, воплощения Вечной Женственности.

   Стихи этого цикла – своеобразный лирический дневник личных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности.

    В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» (1902) слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда – появление Ее – Прекрасной Дамы.

 - Звучит стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» в записи.

3.3. Чтение и анализ стихотворения «Незнакомка».

4. Индивидуальное задание:

4.1 выразительное чтение стихотворения «Русь»;

4.2 анализ стихотворения «Русь».

5. Домашнее задание:

5.1 стр. 114-116 пересказ;

5.2 наизусть стихотворение «О доблестях, о подвигах, о слове…»

5.3 прочитать стихотворения с.116-119.

Дополнительный материал к уроку.

   Стихотворение «Незнакомка» было написано в 1907 году. Героиня – одинокая мистическая дева, в облике которой достаточно узнаваемых черт городской красавицы. Банальна обстановка ее встречи с лирическим героем. В то же время Незнакомка – вестница иных миров, «дальнего берега». За ее темной вуалью герою видится «берег очарованный и очарованная даль». Образ берега со времен романтической лирики связан с гармоническим, свободным, но недостижимым миром. И у Блока берега символизирует драму разъединенности поэта и его мистической избранницы. Избранной является не только героиня, но и лирический герой – избранник. Но оба они одиноки.

   В стихотворении не только художественные детали быта и «глухих тайн» составляют контраст, не только сюжет о Незнакомке основан на противопоставлении ее появления и исчезновения, но и фонетический ряд стихотворения построен по принципу контраста.

   Двойственность как принцип поэтики стихотворения выразилось и в приемах изложения происходящего. В «Незнакомке» есть описательное начало, последовательность; есть подобие сюжета. В то же время оно импрессионистично. (Героиня – плод воображения героя).

   Это стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Блок объяснят, где видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля.

   «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица – кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дома в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…»  

   Стихотворение построено на контрасте картин и образов; 1-я часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости. (Оксюморонность образа: объединены противоположные по смыслу эпитеты  - «весенний» и «тлетворный»).

2-я часть переход – переход к другой картине, противопоставленный пошлости 1-й. Мотив этих 2-х строф – смиренное отчаяние, одиночество лирического героя:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

Этот «друг единственный» - отражение, второе Я героя.

Теория литературы.

Строфа – это сочетание стихотворных строк (стихов), объединенных рифмой, смыслом. Строфы отделяются друг от друга паузой, завершением рифмовки.

Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

Оксюморок – (в переводе с греческого – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, соединение противоположных по смыслу слов.

Словарь.

Мистика- вера в божественное, в таинственный сверхъестественный мир; нечто загадочное, необъяснимое.

Банальный – лишенный оригинальности, избитый.

Импрессионизм – направление в искусстве конца 19 – начала 20 века, стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника.

Роковой – имеющий тяжелые или гибельные последствия.

Демонический – олицетворяющий собою зло, злое начало.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Романтический мир "Стихов о Прекрасной Даме" А. Блока

Данная презентация предназначена для урока литературы в 11 классе по творчеству А. Блока...

Презентация "А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме"

Презентация "А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме"...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...

Литературно-музыкальная композиция «Всё в облике одном предчувствую Тебя…» (образ Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока)

Эволюция образа  лирической героини в творчестве А. Блока. Путь от Прекрасной Дамы до Катьки. Женщина-Мечта, Вечная Жена и земная женщина....

Урок литературы в 9 классе. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

Знакомство девятиклассников с творчеством А.Блока, особенностями его поэзии....

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»

На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи  за короткий промежуток времени  (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтер...