А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности.
план-конспект урока по литературе на тему
Предварительный просмотр:
А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности.
Цели: - познакомить учащихся с очерком жизни и творчества А.А.Блока, с основными темами его лирики, с содержанием стихотворений о Прекрасной Даме;
- формировать навыки анализа стихотворного текста, развивать навыки выразительного чтения;
- воспитывать эстетический вкус.
Ход урока.
Он был Лермонтов нашей эпохи.
И у него была та же тяжелая
тяжба с миром, Богом, собою, тот же
роковой демонический ток,
та же тяжелость не умеющей приспособиться
к миру души, давящий, как бремя.
К.Чуковский
1. Запись эпиграфа к уроку и комментарий к нему.
- Объяснение значения выражения «роковой демонический ток».
- Находим однокоренные слова, объясняем правомерность их употребления.
- Роль особенностей синтаксиса предложения.
- Какое значение имеет сопоставление Блока с Лермонтовым?
2. Объяснение нового материала (на основе опережающих заданий).
2.1 Пересказ ст. учебника о Блоке с выявлением ключевых слов и СС.
2.2 Объяснение значения эпиграфа в учебнике – слов К.Чуковского:
Сладкозвучие его лирики было чрезмерно…
В безвольном непротивлении звукам,
в женственной покорности им
заключалось…очарование Блока…
3. Слово учителя о Блоке.
3.1 Чтение стихотворения М.Цветаевой «Стихи к Блоку» (индивидуальное задание).
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке,
Одно – единственное движенье губ,
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое – ах, нельзя!
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим – сон глубок.
15 апреля 1916
3.2 Своим творчеством А.Блок завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию века 20, соединив русскую классику и новое искусство.
Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н.Бекетова, жена – дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева, а сам Блок окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Детские и юношеские годы прошли в доме деда, профессора – ботаника, а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении Шахматовою. Детство будущего поэта прошло в атмосфере всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.
Писать Блок начал рано, еще в 5-м возрасте. Однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления им в университет в 1898 году.
В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока – любовь к Л.Д.Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году и увлечение философскими трудами В.С.Соловьева.
Появляется первая книга поэзии Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905), которая сразу же сделала Блока знаменитым. В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета. Здесь в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева».
Поэт и философ В.Соловьев стал духовным учителем Блока – символиста. Его учение основывается на поиске Вечной Женственности – воплощение добра, истины и красоты. Вечная Женственность (Душа Мира, Прекрасная Дама) приобретает в лирике поэта то образ земной женщины, то небесного Божества. Большинство из 687 стихотворений о «Прекрасной Даме» посвящены Л.Д.Менделеевой – жене поэта.
Для мистика реальный мир – лишь покров, под которым скрыта загадка:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами
Только отблеск, только тени-
От незримого очами.
В.Соловьев
Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений – сверхзадача поэтов – символистов, которая требует и особой формы выражения – в виде символов, т.е. условных изображений чего-либо.
Блок создал целую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит личное:
- мистическое постижение Бога,
- поиск жизненного пути,
- порыв к идеалу.
Заря, звезда, солнце, белый цвет – все это синонимы Прекрасной Дамы, воплощения Вечной Женственности.
Стихи этого цикла – своеобразный лирический дневник личных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности.
В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» (1902) слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда – появление Ее – Прекрасной Дамы.
- Звучит стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» в записи.
3.3. Чтение и анализ стихотворения «Незнакомка».
4. Индивидуальное задание:
4.1 выразительное чтение стихотворения «Русь»;
4.2 анализ стихотворения «Русь».
5. Домашнее задание:
5.1 стр. 114-116 пересказ;
5.2 наизусть стихотворение «О доблестях, о подвигах, о слове…»
5.3 прочитать стихотворения с.116-119.
Дополнительный материал к уроку.
Стихотворение «Незнакомка» было написано в 1907 году. Героиня – одинокая мистическая дева, в облике которой достаточно узнаваемых черт городской красавицы. Банальна обстановка ее встречи с лирическим героем. В то же время Незнакомка – вестница иных миров, «дальнего берега». За ее темной вуалью герою видится «берег очарованный и очарованная даль». Образ берега со времен романтической лирики связан с гармоническим, свободным, но недостижимым миром. И у Блока берега символизирует драму разъединенности поэта и его мистической избранницы. Избранной является не только героиня, но и лирический герой – избранник. Но оба они одиноки.
В стихотворении не только художественные детали быта и «глухих тайн» составляют контраст, не только сюжет о Незнакомке основан на противопоставлении ее появления и исчезновения, но и фонетический ряд стихотворения построен по принципу контраста.
Двойственность как принцип поэтики стихотворения выразилось и в приемах изложения происходящего. В «Незнакомке» есть описательное начало, последовательность; есть подобие сюжета. В то же время оно импрессионистично. (Героиня – плод воображения героя).
Это стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Блок объяснят, где видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля.
«Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица – кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дома в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…»
Стихотворение построено на контрасте картин и образов; 1-я часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости. (Оксюморонность образа: объединены противоположные по смыслу эпитеты - «весенний» и «тлетворный»).
2-я часть переход – переход к другой картине, противопоставленный пошлости 1-й. Мотив этих 2-х строф – смиренное отчаяние, одиночество лирического героя:
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
Этот «друг единственный» - отражение, второе Я героя.
Теория литературы.
Строфа – это сочетание стихотворных строк (стихов), объединенных рифмой, смыслом. Строфы отделяются друг от друга паузой, завершением рифмовки.
Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.
Оксюморок – (в переводе с греческого – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, соединение противоположных по смыслу слов.
Словарь.
Мистика- вера в божественное, в таинственный сверхъестественный мир; нечто загадочное, необъяснимое.
Банальный – лишенный оригинальности, избитый.
Импрессионизм – направление в искусстве конца 19 – начала 20 века, стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника.
Роковой – имеющий тяжелые или гибельные последствия.
Демонический – олицетворяющий собою зло, злое начало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Романтический мир "Стихов о Прекрасной Даме" А. Блока
Данная презентация предназначена для урока литературы в 11 классе по творчеству А. Блока...
Презентация "А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме"
Презентация "А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме"...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...
Литературно-музыкальная композиция «Всё в облике одном предчувствую Тебя…» (образ Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока)
Эволюция образа лирической героини в творчестве А. Блока. Путь от Прекрасной Дамы до Катьки. Женщина-Мечта, Вечная Жена и земная женщина....
Урок литературы в 9 классе. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.
Знакомство девятиклассников с творчеством А.Блока, особенностями его поэзии....
Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»
На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи за короткий промежуток времени (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтер...
Основные этапы жизни и творчества А.А. Блока. Поэт и символизм. Разнообразие мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в поэзии.
Презентация к уроку литературы в 11 классе...